РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ХЛЕБОПРОДУКТОВОГО КОМПЛЕКСА
Р.Ю. Ализаде, Т.Г. Гурнович, Е.Л. Торопцев
ELABORATION OF EFFECTIVE COMPETITIVE STRATEGY FOR BREAD-GROCERY COMPLEX ENTERPRISE
Alizade R.J., Gurnovich T.G., Toroptsev E.L.
The article presents a competitive strategy for an enterprise of bead-grocery complex topical for the Russian economy. The accent is made upon the formation of firm technical and investment policy based on G. Markowitz's strategy with reducing of complex variables to only possible variant.
В работе предложена конкурентная стратегия предприятия проблемного для отечественной экономики хлебопродуктового комплекса. Упор сделан на формирование технической и инвестиционной политики фирмы на основе стратегии Г. Марковица, сведенной за счет применения комплексных переменных к единственно возможному варианту
С конца 2005 года учеными СПбГУЭФ под руководством профессора Светунькова С.Г. формируется научное направление, связанное с внедрением аппарата теории функций комплексного переменного в экономико-математическое моделирование. Данная работа содержит результат применения комплексных переменных к задаче выбора инвестиционной и технической политики предприятия.
Впечатляющая динамика снижения объемов производства на предприятиях хле-бопродуктового комплекса ведет к изменению долей рынка сбыта предприятий системы. Удержание падающих объемов производства путем снижения цены на продукцию и услуги делает неэффективной предпринимательскую деятельность, не оставляя предприятиям ресурсов для развития и модернизации.
В условиях ограниченных ресурсов чрезвычайно ответственным делом становится принятие предпринимательского решения. Неверное решение или промедление с его принятием могут привести к смене собственники или инициировать процедуру банкротства.
Верное решение находится путем исследования рынка в качестве информационного ресурса, то есть в системе маркетинга. Но оно может быть неединственным, и ответ на вопрос о том, какое решение принять и на основе какой информации остается за предпринимателем. Принятию решения сопутствуют неопределенность и риск. Само реше-
УДК 339.137.2
ШАлизаде Р.Ю., Гурнович Т.Г., Торопцев Е.Л.
«Разработка эффективной конкурентной стратегии предприятия хлебопродуктового.
»
ние является откликом на какую-то информацию, а последствия принятого решения определяются на перспективу, то есть носят прогнозный характер.
Процесс диагностики состояния конъюнктуры конкурентных рынков всегда сталкивается с невозможностью выявления всех причинно-следственных связей и их точного описания. Уже в исходной информации и данных есть неопределенность и неполнота. Принимаемое решение основывается на прогнозах рыночной конъюнктуры и последствий принятого решения. При этом применение даже самых современных и сложных прогнозных методов не оставляет шансов на полное устранение неопределенности.
Поэтому предприниматель всегда принимает решения в условиях риска, то есть в условиях опасности принять не лучшее решение в тех или иных условиях.
Во всех случаях необходимо ориентироваться на конечные потребности конечного потребителя, что и создаст предпосылки для обеспечения устойчивости предпринимательской деятельности. Например, при покупке легкового автомобиля вы покупаете комфорт и определенные условия езды.
Если предприниматель-хлебопек усвоил только то, что хлеб покупают для еды, то это малая и самая примитивная часть правды. Дело предпринимателя - вызвать предлагаемым товаром соответствующую осознанную потребность у покупателя. Так, «Лимонные» булочки в Ставропольском крае многие покупают для того, чтобы утром, в поездках и иных условиях отсутствия времени делать бутерброды. «Бородинский» хлеб или армянский лаваш приобретается в соответствии со вкусами покупателя. Можно продолжать перечисление ассортимента, но нам важно подчеркнуть, что он должен быть максимально широк, а задачей предпринимателя является раскрытие качеств, свойств и преимуществ товарных единиц с учетом особенностей местного рынка. За инициированную потребность покупателя, а также за качество продукции будет получена дополнительная прибыль.
Одной из сложных задач, требующих принятия безошибочного предпринимательского решения, является выбор производственного оборудования, определение целесообразности инвестиций в то или иное производство. На сформировавшемся рынке Запада поиском новой продукции, составлением технических заданий для заказов оборудования занимается многочисленный штат сотрудников. Они просчитывают емкость рынка, возможную рентабельность продукции, сроки окупаемости инвестиционных проектов, устойчивость предпринимательской деятельности и связанные с реализацией проекта риски. У нас пока руководители малого и среднего бизнеса принимают такие решения в одиночку или очень узким кругом партнеров.
Для принятия решений в условиях неопределенности [1], связанными с:
• ошибками агрегирования исходных данных;
• неверно построенной моделью принятия решений;
• неправильным алгоритмом применения модели принятия решения;
• приближенной оценкой значений исходных данных для принятия решений;
• неадекватностью модели распределения вероятностей реально протекающим процессам;
• информационной необеспеченностью процесса принятия решений;
• многовариантностью начальных условий ситуации принятия решения и многовариантностью самих решений;
• возможно использование следующей процедуры [2].
Для каждого из возможных вариантов ситуации принятия решения определить наилучший вариант (стратегию) по некоторому критерию оптимальности. Это может быть максимум прибыли, минимум затрат или комплексный критерий. По каждой стратегии значение критерия определяется для каждого варианта ситуации принятия решения. И при лучшем варианте стратегии, и во всех остальных случаях критерий будет принимать свое минимальное (максималь-
ное) значение. Анализировать надо сам характер изменения показателей каждого из вариантов решения в зависимости от изменяющейся ситуации. При выборе окончательного варианта можно руководствоваться наиболее простым правилом: выбрать вариант, который в среднем при изменяющихся условиях является наименее затратным (наиболее прибыльным). Несколько сложнее идти по такому пути, как использование критерия максимина (или минимакса). Например, по каждому варианту стратегии можно определить минимально возможную прибыль при изменяющихся условиях и выбрать тот из них, у которого она максимальна для всех вариантов стратегий.
На наш взгляд, для развивающихся предприятий хлебопродуктового комплекса, где инвестиционный портфель имеет довольно четкие границы, наиболее применима операционная стратегия выбора инвестиционного портфеля, разработанная лауреатом Нобелевской премии по экономике 1990 года Г. Марковицем. Он показал, что при детерминированном числе вариантов реализации стратегий выбор инвестиционного портфеля сводится к уравновешиванию ожидаемого дохода от портфеля и дисперсии дохода. Тогда мы формально имеем двумерную задачу, известную в экономической науке под названием «анализ среднего и дисперсии» [3].
Пусть Е — ожидаемый от выбранной стратегии доход, а V — дисперсия этого дохода, определяемая вариацией внешних условий ситуации принятия решений. Тогда пара (Е, V) будет тем предпочтительнее,
чем меньшее V удается получить при том же значении Е, или чем больше Е будет при том же V . Оба варианта выбора стратегии можно свести к одному, если пару (Е, V) представить в виде комплексного
числа Z = Е + гV, г = л/—Г. Тогда, как это следует из рис. 1, задача сводится к минимизации в ходе выбора полярного угла р между радиусом-вектором Z и осью действительных чисел:
V
j = arctg--> min.
E
(1)
Расчеты проводятся следующим образом. По каждой из возможных стратегий к определяются значения ожидаемого дохода Ок}- для каждого из ] вариантов ситуации
принятия решения. По полученному ряду значений дохода для к — ой стратегии вычисляется средний по ней доход Ек . После
этого вычисляется дисперсия или среднеквадратичное отклонение:
1 \И
V = X (- e )2-
(2)
j=1
Очевидно, что в описанной процедуре безразлично использование среднеквадратичного отклонения или дисперсии - результат выбора от этого не меняется. При выборе наилучшего по Марковицу варианта стратегии возможно как минимизировать полярный угол (1), так и максимизировать произведение
Vk * Ek ® max. (3)
ы
ШАлизаде Р.Ю., Гурнович Т.Г., Торопцев Е.Л.
«Разработка эффективной конкурентной стратегии предприятия хлебопродуктового...»
IV
^2 у» IV
-►
к 2 2
/ \ $ 2 ^
Л $1 \ -►
Е
Е
Рис. 1 - Представление задачи «анализа среднего и дисперсии» комплексным числом
Изложенная методика была успешно применена при определении вариантов технической и инвестиционной политики, выработке производственной программы в период образования и становления в 2002-2005 годах на территории Ставропольского края мельничного комплекса ЗАО «РОЖРР». Это привело к смене вида деятельности предприятия и переходу от простой перепродажи сельхозтоваров к закупке и переработке зерна, к производству муки высокого качества. В состав ЗАО «РОЖРР» входят мельница, оснащенная современным немецким и итальянским оборудованием, позволяющим производить до 120 тонн муки в сутки, склад зерна емкостью 6000 тонн с механизированной подачей зерна на переработку и от железнодорожных вагонов, механизированный склад готовой продукции, сертифицированная лаборатория анализа ее качества и качества сырья, столовая, бытовые помещения.
Предприятие стабильно обеспечивает высокое качество продукции в условиях неуклонно снижающегося в последние годы качества зерна, решая задачи расширения ассортимента товарной продукции, снижения ее себестоимости и стабильных поставок в торговую сеть Ставропольского края и за его пределы. Показатели годового объема
производства характеризуются следующими данными:
• переработка зерна - 28800 тонн;
• выработка муки высшего сорта -17280 тонн;
• выработка муки первого сорта -3312 тонн;
• выработка пшеничных отрубей -7200 тонн.
ЗАО «РОЖРР» осваивает и другие сегменты хлебопродуктового рынка. Рост спроса на формовой хлеб обусловил решение о покупке и налаживании линии по его производству, выпуск качественно нового сорта подового хлеба, способного сохранять свои вкусовые качества больше недели. Батон «Южный» известен всему Ставрополью и просто незаменим у условия утреннего цейтнота для приготовления бутербродов. А организация производства забытых нами с советских времен хрустящих хлебцев, как продуктов для многочисленных любителей, разнообразящих прием стандартной пищи в любое время суток, откроет еще одну нишу на рынке хлеба.
Как субъект предпринимательской деятельности фирма «РОЖРР» характеризуется партнерами и устойчивостью деловых связей с ними. По поставкам сырья - это
сельскохозяйственные предприятия Ставропольского края. По реализации муки - хлебокомбинаты городов: Ставрополя, Москвы, Архангельска, Сургута, государств: Азербайджана, Турции, Белоруссии, Израиля, ряда европейских стран.
Успехами в области продвижения продукции определяется позиция фирмы на рынке. При этом традиционные инструменты потребительского маркетинга становятся все менее эффективными, а все более значительную роль играет сбытовая политика компании.
Для анализа положения фирмы на рынке необходимо постоянно проводить мониторинг продаж. Результаты аудита розничной торговли важны для предпринимателя с точки зрения оценки позиций конкурирующих компаний и выработки собственной конкурентной стратегии и модели поведения.
Такой анализ свидетельствует о том, что ЗАО «РОЖРР» выступает в качестве компании-преследователя лидеров на рынке и придерживающееся, естественно, стратегии захвата доли рынка. Ее тактика - вывод новых брендов, модернизация производства, налаживание гибких технологий. Сбытовая стратегия - сокращение прямых издержек, переход к использованию агентских договоров, суть которых заключается в мотивации дистрибуторов на активную реализацию продукции всех сотрудничающих с ним мукомольных предприятий.
Общим выводом по работе является то, что конкурентные стратегии строятся на основе современных маркетинговых технологий, а применение комплексных переменных формально позволяет свести два варианта реализации стратегии Марковица к одному.
ЛИТЕРАТУРА
1. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижении, 2000. - 255 с.
2. Теория прогнозирования и принятия решений / Под ред. С.А. Саркисяна. - М.: Высшая школа, 1977. - 351 с.
3. Словарь современной экономической теории Макмиллана. -М.: ИНФА-М, 1997. - С. 319.
Об автореах
Ализаде Руфат Юсифович, аспирант Ставропольского государственного аграрного университета. Сфера научных интересов - анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. Гурнович Татьяна Генриховна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента и банковского дела Ставропольского государственного аграрного университета. Сфера научных интересов - экономическая кибернетика и экономико-математические методы. Торопцев Евгений Львович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Информационные системы в экономике» Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - моделирование и оптимизация экономической динамики сложных систем.