Научная статья на тему 'Разработка «Дома качества» при планировании ассортимента выпускаемой продукции'

Разработка «Дома качества» при планировании ассортимента выпускаемой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зварыгина С.Б., Карасова Т.И.

The use of a method of the development of the function of quality in the production of furniture will make it possible to realize the most important rules of management of quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка «Дома качества» при планировании ассортимента выпускаемой продукции»

РАЗРАБОТКА «ДОМА КАЧЕСТВА» ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ АССОРТИМЕНТА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Зварыгина С.Б., Карасова Т.И.

(ФГБОУ ВПО «КГТУ», г. Кострома, РФ)

The use of a method of the development of the function of quality in the production of furniture will make it possible to realize the most important rules of management of quality.

Проблема конкуренции на мебельном рынке России становится все более насущной для разработки конкурентоспособной продукции. Основным направлением деятельности производителей становится ориентация всех стадий производственного процесса, начиная от планирования и конструирования новых видов изделий, на удовлетворении запросов потребителей. Одним из результативных инструментов технологии управления качеством является экспертный метод развертывания функций качества. Сущность технологии метода развертывания функций качества - это последовательность действий производителя по преобразованию рыночных запросов показателей качества изделий в технические требования к продукции, процессам и оборудованию, действующих на предприятии. Эти преобразования построены в виде «Дома Качества» методом развертывания функций качества.

Разработка «Дома Качества» проводится поэтапно.

1 этап - определение потребительских требований к новой модели мебели. С целью выявления сегментов рынка предлагаемой продукции, целесообразно проведение социологических опросов среди потенциальных потребителей, который позволяет выявить потребительские предпочтения, например, конструктивного и функционального назначения, цвета, удобства пользования.

Мнение потребителей легко выявить с помощью анкетных вопросов, когда опрашиваемый выбирает вариант ответа из нескольких, заранее перечисленных в анкете. По результатам анкетирования составляется список потребительских требований, который может достигать сотни различных требований.

2 этап - ранжирование потребительских требований, выявленных на первом этапе. Требования потребителей обычно противоречивы, и не всегда соответствуют производственным возможностям. Для выявления наиболее значимых необходимо упорядочить список потребительских требований по степени важности. Для оценки каждого потребительского требования могут быть использованы такие распространенные методы, как ранжирование и использование процедуры парных сравнений.

При ранжировании каждому респонденту предъявляется список потребительских требований и предлагается оценить важность каждого по порядку от 1 до n - го требовании, с наиболее значимого к наименее значимому. При парном сравнении каждому респонденту предлагается оценить важность каждого потребительского требования перед другими.

3 этап - выбор нормативно - технических характеристик, определяющих возможности эксплуатации изделия мебели на примере офисных столов

4 этап - оценка степени тесноты парных взаимодействий между потребительскими требованиями и техническими характеристиками. Источниками оценки являются: здравый смысл, теоретические представления; экспертные суждения; наблюдение, практический опыт; специальные исследования. Обычно различают сильные, средние и слабые связи, которым присваивают веса с ощутимым различием соответственно 9, 3, 1. Таблицы потребительских требований и технических характеристик размещают рядом. Пересечение строк и столбцов этих таблиц образуют матрицу связей между потребительскими требованиями и техническими характеристиками. В клетках матрицы размещают символы степени тесноты связи, если такая связь имеет место. Если связь отсутствует, клетка матрицы на пересечении данного потребительского требования и какой-то технической характеристики остается пустой.

Символы: #- сильная связь, О - средняя связь, Д - слабая связь, соответственно имеющих 9, 3 и 1 балл.

5 этап - анализ парных взаимосвязей потребительских требований и технических характеристик и определение направления изменения каждой характеристики для обеспечения требуемых значений потребительских качеств. Требуемые значения могут увеличиваться или уменьшаться. Характер взаимосвязи может быть положительный, то есть с ростом одного фактора, второй так же увеличивается, или отрицательный, когда с ростом одного фактора второй уменьшается.

6 этап - определение абсолютной важности каждой из технических характеристик. Абсолютный вес определяется как сумма скалярных произведений рейтинга каждого потребительского требования на вес связи этого потребительского требования с каждой технической характеристикой.

7 этап - сравнение степени реализации потребительских требований и технических характеристик проектируемого изделия для конкретного предприятии с его ближайшими конкурентами. В качестве конкурентов выбирается минимум два предприятия, одно из которых имеет более высокую долю рынка, другое - меньшую. Сравнение проводится по вариантам фактических значений потребительских требований и технических характеристик по выбранной шкале баллов.

8 этап - разработка «Дома качества» и определение требуемых значений для каждой из характеристик в проектируемом изделии, обеспечивающих его конкурентоспособность. Для чего используется следующая информация: направление изменений технических характеристик; связь между ними; роль каждой из них с точки зрения потребителя; технические и экономические возможности необходимые изменению технических характеристик; значения технических характеристик и потребительских требований или их экономические оценки у ближайших конкурентов.

Пример разработки «Дома качества» для ИП «Мебельный каприз» (г. Кострома) по структуре наличия дополнительных конструктивных элементов стола компьютерного приведен на рис. 1.

Расчет абсолютных весов показателей потребительских требований по строкам: ПТ 1 = 5(4 3 + 2-9) = 135; ПТ 2 = 4(3 1 + 3-9) = 72; ПТ 3 = 2(2-1 +

2-3+ 9) = 34; ПТ 4 = 2(9 + 3 +-1) = 26; ПТ 5 = 3(3 + 3-1 + 2-9) = 72; ПТ 6 = 3(3 + 1 + 3-9) = 93; ПТ 7 = 1(1 + 2-3) = 7.

По графику потребительских запросов определяют их рейтинг: 1 место занимают наиболее важные для покупателей такие конструктивные особенности, как полки и надстройки над рабочей поверхностью столов( ПТ 1, абсолютный вес 150 баллов); 2 место - наличие выдвижной тумбы (ПТ 6; 93 балла); 3 и 4 места - дополнительная выкатная подставка под системный блок (ПТ 5) и пристенная тумба (ПТ2), набравшие соответственно по 72 и 60 баллов; 5 место -удобная для работы форма рабочей поверхности крышки стола (ПТ3; 34 балла); 6 и 7 места - наличие выдвижной полки под клавиатуру (ПТ4) и подставки для ног (ПТ7), набравшие соответственно по 26 и 7 баллов.

Расчет абсолютных весов показателей по графикам технических характеристик изделий: ТХ1 = 5-3 + 2-9 + 3-3 + 3-3 = 51; ТХ2 = 5-3 + 4-1 + 2-1 + 3-1 +

3-1 = 27; ТХ3 = 5-3 + 4-1 + 2-1 + 3-1 = 24; ТХ4 = 5-9 + 4-3 + 2-3 + 2-1+ 3-9 + 3-9 +

1-1 = 120; ТХ5 = 5-9 + 4-9 + 2-9 + 2-3 + 3-9 + 3-9 + 1-3 = 162; ТХ6 = 5-3 + 4-1 + 2-3 + 3-1 + 3-9 + 1-3 = 58.

Рейтинг технических характеристик (подвал «Дома качества»): 1 место -обеспечение функциональных требований к офисной мебели (ТХ5; 162 балла); 2 место - соответствие длины крышки стола размаху руки (ТХ4; 120 баллов); 3 место - ширина стола (ТХ6; 58 баллов); 4 место - высота стола (ТХ1; 51 балл); 5 место - длина крышки стола (ТХ2; 27 баллов); 6 место - долговечность элементов стола (ТХ3; 24 балла).

Аналогично были разработаны «Дома качества» для конкурентов предприятия «Мебельный каприз», расположенных в одной рыночной нише изготовителей мебели, в т.ч. - офисной по заказам населения: «Мебель для Вас» и «Робинзон». Сравнение потребительских требований компьютерных столов на предприятии «Мебельный каприз» с конкурентами представлено на рис. 2.

Рисунок 2- Сравнение потребительских требований предприятия «Мебельный каприз» с конкурентами

Анализ потребительских требований, выявленных при разработке «Домов качества» для компьютерных столов, позволил выявить следующие конкурентные преимущества изделий ИП «Мебельный каприз»: наличие полок и надстроек над крышкой стола (ПТ1), а также выдвижной (ПТ6) и пристенной тумб (ПТ2). По этим показателям на предприятии разработаны серии конструкций: «Надстройки», «Тумбы». Программой развития ассортимента офисных изделий предусмотрена конструкторско-технологическая подготовка серий «Крышка стола», «Выдвижная полка» и компоновка серий моделей компьютерных столов с различными вариантами инноваций конструктивных решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.