УДК 378.14.015.62
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕСТА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УЧЕБНОЙ КООРДИНАТНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ
МАШИНЫ
Бирюкова Елена Александровна, студент 4 курса; Козлова Анастасия Александровна, студент 4 курса; Мигачева Галина Николаевна, кандидат технических наук, доцент; Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, РФ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что для допуска к работе на координат-но-измерительной машине необходимо обучить студентов и проконтролировать полученные ими знания. Для этого возникла необходимость разработать учебно-методические материалы, в том числе и дидактический тест В статье представлены примеры тестовых заданий разных форм для контроля уровня знаний обучающихся.
Ключевые слова: учебная координатно-измерительная машина; практические навыки; дидактический тест; контроль знаний; уровень знаний; студент
DEVELOPMENT OFA DIDACTICTEST FOR THE CONTROL OF KNOWLEDGE ON THE OPERATION OF THE EDUCATIONAL COORDINATE MEASURING MACHINE
Biryukova Elena Aleksandrovna, 4th year student; Kozlova Anastasiya Aleksandrovna, 4th year student; Migacheva Galina Nikolaevna, PhD (Cand. Tech. Sci.), associate professor; The Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian
The relevance of the problem is due to the fact that for admission to work on the coordinate measuring machine it is necessary to train students and control their knowledge. For this purpose there was a need to develop educational materials, including didactic test. The article presents examples of test tasks of different forms to control the level of knowledge of students.
Keywords: educational coordinate measuring machine; practical skills; didactic test; knowledge control; knowledge level; students.
Для цитирования: Бирюкова E. А., Козлова А. А., Мигачева Г. Н. Разработка дидактического теста для контроля знаний по эксплуатации учебной координатно-измерительной машины // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 30-34.
Учебные координатно-измеритель-ные машины с числовым программным управлением, а именно КИМ с ЧПУ модели НИИК-701 используется для выполнения лабораторных и практических работ в ВУЗах, колледжах, учебных профессиональных центрах по переподготовке кадров. Её функции позволяют об-
учающимся непосредственно получить практические навыки по работе с современными КИМ, а также закрепить теоретические знания.
В связи с тем, что данная КИМ была недавно установлена на базе института инженерно-педагогического образования РГППУ, возникла необходимость разра-
ботать учебно-методические материалы, а именно инструкцию по эксплуатации КИМ, методические указания к выполнению лабораторных работ и тест для контроля знаний и допуска студентов к дальнейшей работе на КИМ.
Педагогическим тестом называется система заданий определенной формы, создаваемая с целью контроля и оценки уровня знаний и навыков обучаемых. Тестовые задания, составляющие тест, классифицируют по двум критериям: по форме и по целям.
По форме выделяют: • тест, с заданиями закрытой формы;
Тестовые задания открытой формы представляют собой утверждения, в которых пропущено слово, выражение, формула или термин и т.п. Место, в которое следует вставить пропущенную информацию, обозначается многоточием, либо подчеркивается сплошной чертой.
Тестируемый обучающийся должен определить по смыслу, что в формулировке открытого задания пропущено, и вписать соответствующую информацию: слово, формулу, знаково-символическое
• тест, с заданиями открытой формы;
• тест с заданиями на установление соответствия;
• тест с заданиями на установление правильной последовательности.
Тесты с закрытой формой представляют собой утверждения с несколькими вариантами окончания, которые уже предложены составителями теста.
В разработанном нами тесте для контроля знаний по эксплуатации учебной координатно-измерительной машины двенадцать вопросов имеют закрытую форму. В качестве примеров тестовых заданий закрытой формы приведем следующие:
выражение, термин, словосочетание.
Тестовые задания открытой формы считаются более трудными, чем закрытой формы, т.к. требуют воспроизвести ответ без какой-либо подсказки.
Рекомендуется использовать тестовые задания открой формы для контроля усвоения учебного материала, относящегося к знанию основных понятий, фактов, определений, законов, формул, взаимосвязей и т.п.
В разработанном нами тесте одиннад-
1. В качестве системы координат при координатных измерениях используется:
а) прямоугольная декартовая система координат;
б) цилиндрическая полярная система координат;
в) сферическая система координат.
Ответ:_.
2. Расстановка запрещенных зон является:
а) обязательным действием, так как измеряемое изделие закрепляется на столе с помощью специальных креплений и если не учитывать их геометрическое расположение, то в процессе измерения машина столкнется с одним из них;
б) необязательным действием, так как измеряемое изделие закрепляется на столе с помощью специальных креплений и если учитывать их геометрическое расположение, то в процессе измерения машина столкнется с одним из них;
в) обязательным действием, так как данный инструмент, позволяет отмечать часть пространства как недоступную для машины;
г) необязательным действием, так как данный инструмент, не позволяет отмечать часть пространства как недоступную для машины.
Ответ: .
цать вопросов, которые имеют открытую Примеры тестовых заданий открытой форму. формы:
3. Заменяющие элементы - это_, полученные в результате аппроксимации какого-либо примитива по_точек.
_ крепятся направляющие качения и измерительные линейки
Преобразователи линейных перемещений крепятся с помощью закладных гаек в Т-образные пазы алюминиевого профиля. Данные преобразователи, расположенные вдоль осей, образую декартовую систему координат. На направляющих качения _размещена_, которая может перемещаться
4. Устройство, обеспечивающее работу КИМ, выполняется следующим образом:
На направляющих качения _ расположен
_. К станине крепится _. На ребрах
в двух взаимно - перпендикулярных направлениях. К_при помощи _ крепится _
наконечником.
Для измерений по стандартной оптической схеме на _ сбоку дополнительно размещен _, который может перемещаться вверх и вниз вместе со стойкой. При использовании для измерений оптического узла устанавливается_на
Под тестовыми заданиями на установление соответствия понимаются два множества понятий, характеристик или названий и т.п., которые задаются в форме двух столбцов или колонок. Форма ответа представляет из себя последовательность цифр, с пробелами, разделенными точкой с запятой.
При работе с тестовыми заданиями на установления соответствия обучающийся
должен обнаружить смысловое соответствие между элементами левого и правого столбцов и сконструировать ответ. Количество времени, которое затрачивается на работу над такими заданиями, в 4-5 раз больше, чем с закрытыми, имеющими такое же количество ответов.
Примеры тестовых заданий на установление соответствия, которых в нашем тесте четыре:
5. Установите соответствие между терминами и их определениями
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Безопасное расстояние А) расстояние между соседними точками
2) Минимальное расстояние до границы Б) определяет, с какого расстояния от детали щуп начнет движение к поверхности
3) Шаг В) позволяет отсечь точки, которые оказались близко к границам элемента
Ответ: 1 - ; 2 - ; 3 - .
6. Установите соответствие между составными частями КИМ (обозначены цифрами) на рисунке 1 и их названиями из таблицы 1:
Рисунок 1 - Составные части КИМ модели НИИК-701 Таблица 1 - Составные части КИМ модели НИИК-701
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ (ЦИФРА) НАЗВАНИЕ
1 А) Контактная головка
2 Б) Рабочий стол
3 В) Задняя панель
4 Г) Осветительное устройство
5 Д) Портал
6 Е) Станина
7 Ж) Оптический узел
8 З) Стойка
9 И) Передняя панель
10 К) Планка
Ответ: 1 - ; 2- ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - ; 8 - ; 9 - ; 10 - .
Три тестовых задания в тесте на установление правильной последовательности. Такие задания могут использоваться и для контроля знаний понятий, формулировок, знаков. В столбик следует перечислять действия или события, а обучающийся должен записать в форму ответа правильную последовательность действий в виде букв, либо цифр.
Количество времени с целью выполнения теста на установление верной последовательности сравнимо с временем выполнения задания на установление соответствия и также превышает в 4-5 раз количество времени над заданием, которые имеют закрытую форму. Такие задания рекомендуется использовать при контроле знаний
технологических процессов; действий и содержания профессиональной деятельности, последовательности исторических событий, а также понятий и
Разработанный нами дидактический тест для контроля знаний по эксплуатации координатно-измерительной машины с числовым программным управлением модели НИИК-701 имеет 30 вопросов, на которые рекомендуется отвечать последова-
определений.
В качестве примера тестового задания на установление последовательности приведем следующее:
тельно, следуя инструкциям, изложенным в тексте теста.
Данный тест поможет преподавателям проконтролировать уровень знаний обучающихся после изучения инструкции по эксплуатации КИМ с ЧПУ модели НИИК-701.
7. При подготовке к работе на КИМ, последовательность действия будет следующая:
а) Проверить заземление и включить КИМ в сеть через сетевой фильтр;
б) До начала работы произвести тщательный осмотр изделия, удалить с него посто-эонние предметы, протереть смоченной в обезжиривателе тряпочкой, которая не оставляет ворса;
в) Убедиться, что никакие кабели не препятствуют работе подвижных частей КИМ;
г) Ознакомится перед началом работы с настоящей инструкцией по эксплуатации КИМ.
Ответ: .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Челябинский научно-исследовательский и конструкторский институт средств контроля и измерения в машиностроении [Электронный ресурс]. Электрон. дан.: ЧелябНИИконтроль. РФ. - Челябинск, 2003-2019. - Режим доступа: http://www.toolmaker.ru/main.php (дата обращения: 23.04.2019 г.)
REFERENCES
1. Chelyabinskij nauchno-issledovatel'skij i konstruktorskij institut sredstv kontrolya i izmereniya v mashinostroenii [Chelyabinsk research and design Institute of control and measurement in mechanical engineering]. Elektron. dan.: ChelyabNIIkontrol'.RF. Chelyabinsk, 2003-2019. Available at: http://www.toolmaker.ru/main.php (accessed 23 April 2019)
Материал поступил в редакцию 26.04.2019 © Бирюкова Е. А., Козлова А. А., Мигачева Г. Н., 2019