Научная статья на тему 'Разработка CRM-системы взаимодействия вуза с выпускниками и работодателями'

Разработка CRM-системы взаимодействия вуза с выпускниками и работодателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / CRM-СИСТЕМА / EMPLOYMENT OF GRADUATES / WORK MARKET REQUIREMENTS / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / CUSTOMER RELATIONSHIP MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шполянская И. Ю., Мисиченко Н. Ю.

Проблема качества подготовки специалистов в вузе и их последующее трудоустройство по специальности является важнейшей задачей вузов. В связи с этим актуальной является задача организации эффективного взаимодействия между вузом, его выпускниками и потенциальными работодателями на базе web-ориентированной информационной системы. В статье рассматривается архитектура CRM-системы, ориентированной на потребителей образовательных услуг. Внедрение системы позволит осуществить непрерывный мониторинг качества образовательных программ вуза на основе анализа требований рынка труда и адаптацию образовательного процесса в соответствии с выявленными запросами и предпочтениями работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шполянская И. Ю., Мисиченко Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of quality of training of specialists in higher education institution and their subsequent employment in the specialty is the most important task of higher education institutions. With respect there to the task of the organization of effective interaction between higher education institution, his graduates and potential employers based on the web oriented information system is urgent. In article the architecture of the CRM-system oriented to consumers of educational services is considered. Implementation of system will allow to perform continuous monitoring of quality of educational programs of higher education institution on the basis of the analysis of market requirements of work and adaptation of educational process in compliance with the revealed requests and preferences of employers.

Текст научной работы на тему «Разработка CRM-системы взаимодействия вуза с выпускниками и работодателями»

И. Ю. Шполянская, Н. Ю. Мисиченко

РАЗРАБОТКА CRM-СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ВЫПУСКНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Аннотация

Проблема качества подготовки специалистов в вузе и их последующее трудоустройство по специальности является важнейшей задачей вузов. В связи с этим актуальной является задача организации эффективного взаимодействия между вузом, его выпускниками и потенциальными работодателями на базе web-ориентированной информационной системы. В статье рассматривается архитектура CRM-системы, ориентированной на потребителей образовательных услуг. Внедрение системы позволит осуществить непрерывный мониторинг качества образовательных программ вуза на основе анализа требований рынка труда и адаптацию образовательного процесса в соответствии с выявленными запросами и предпочтениями работодателей.

Ключевые слова

Трудоустройство выпускников, требования рынка труда, потребители образовательных услуг, CRM-система.

2016 № 3 (55) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

I. Yu. Shpolyanskaya, N. Yu. Misichenko

DEVELOPMENT OF THE CRM SYSTEM OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITH GRADUATES AND EMPLOYERS

Annotation

Problem of quality of training of specialists in higher education institution and their subsequent employment in the specialty is the most important task of higher education institutions. With respect there to the task of the organization of effective interaction between higher education institution, his graduates and potential employers based on the web oriented information system is urgent. In article the architecture of the CRM-system oriented to consumers of educational services is considered. Implementation of system will allow to perform continuous monitoring of quality of educational programs of higher education institution on the basis of the analysis of market requirements of work and adaptation of educational process in compliance with the revealed requests and preferences of employers.

Keywords

Employment of graduates, work market requirements, consumers of educational services, Customer Relationship Management System.

Проблема качества подготовки специалистов в вузе и их последующее трудоустройство по специальности является главной для всей системы российского профессионального образования. Востребованность и высокая конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда является одним из показателей эффективности его работы [1].

Ориентация на потребителей образовательных услуг, анализ их удовлетворенности, учет интересов и предпочтений является важным фактором совершенствования деятельности вуза. Оценка отношения потребителей к образовательным услугам позволяет определить уровень качества образовательных услуг, их ценность для потребителя, степень его лояльности и удовлетворенности предоставляемыми услугами в вузе.

В целях содействия процессу трудоустройства в вузах необходимо осуществлять постоянный мониторинг качества образовательных программ на основе анализа требований рынка труда и адаптацию образовательного процесса в соответствии с выявленными предпочтениями работодателей.

Чрезвычайно актуальной является задача организации взаимодействия

между вузом, его выпускниками и потенциальными работодателями. Возникает задача построения отношений с работодателями, осуществляющими трудоустройство выпускников вуза, с учетом их интересов и предпочтений. В связи с этим нами была разработана модель трудоустройства в вузе на основе создания системы поддержки взаимодействия между вузом, его выпускниками и потенциальными работодателями [2].

Реализация модели трудоустройства выпускников осуществляется на основе создания СЯМ-системы для управления отношениями с работодателями — потребителями образовательных услуг. Внедрение СЯМ-системы направлено на создание информационной среды, направленной на привлечение, удержание потребителей за счет обеспечения их высокого уровня удовлетворенности предлагаемыми образовательными услугами.

Работа информационной системы взаимодействия выпускников с работодателями интегрируется с интернет-ресурсом вуза и предусматривает:

- формирование базы данных о текущих и перспективных потребностях в специалистах, об их компетенциях и навыках работы;

- интерактивный анализ данных об интересах и предпочтениях выпускников и работодателей;

- анализ соответствия уровня подготовки выпускников требованиям работодателей;

- оценка эффективности трудоустройства выпускников;

- адаптация образовательных программ по результатам оценки требований работодателей.

- оценка качества образовательных программ вуза по показателям трудоустройства ее выпускников [2].

Информационная система взаимодействия вузов с потребителями образовательных услуг осуществляет непрерывный сбор, обработку информации, полученной от работодателей о текущем состоянии рынка труда, и от выпускников об их запросах и предложениях своих услуг. В результате обработки этой информации система вырабатывает рекомендации пользователю о наилучших вариантах трудоустройства.

В системе осуществляется информирование выпускников об имеющихся свободных вакансиях по их профессиональному направлению подготовки и требованиях работодателя, а также обратное информирование работодателей о выпускниках, нуждающихся в трудоустройстве, их достоинствах и достижениях. С целью постоянного и актуального обновления информации о вакансиях и соискателях создается дополнительный модуль на сайте вуза на базе СЯМ-системы, ориентированной на отслеживание интересов работодателей в определенных образовательных программах и образовательных компетенций, а также интересов выпускников к определенному работодателю или предприятию.

Данный подход, хотя и распространен в сфере оказания услуг, в образовательной сфере до настоящего времени не получил должной поддержки. Такой подход для вуза означает создание информационного поля для привлечения

и удержания потребителей образовательных услуг в целях стимулирования их к осуществлению выбора из существующих образовательных программ таких вариантов, которые соответствуют их конкретным интересам, требованиям, запросам. Использование СЯМ-технологий в высших учебных заведениях позволит получить максимально возможную информацию о клиентах и их потребностях и разработать на ее основе стратегию развития вуза. В области оказания образовательных услуг это означает новые возможности для формирования новых и модернизации существующих образовательных программ, разработки и распространения электронных образовательных ресурсов, для более эффективного продвижения образовательных услуг в режиме онлайн, планирования направлений развития вуза с учетом полученной от потребителей информации. Основные задачи СЯМ-технологий, применительно к образовательным услугам, можно сформулировать следующим образом:

- формирование базы данных потенциальных и существующих потребителей образовательных услуг — работодателей;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому потребителю образовательных услуг (абитуриенту, студенту, выпускнику, работодателю) и как следствие — удержание старых клиентов и привлечение новых;

- сбор и анализ данных о потребностях и предпочтениях работодателей в соответствии с требованиями рынка труда с целью адаптации существующих и создания новых образовательных программ;

- продвижение образовательных услуг в форме реализуемых вузом программ и компетенций [3].

Обеспечение индивидуального подхода к клиенту достигается за счет того, что каждое взаимодействие с клиентом происходит на основе информа-

ции о его прошлых взаимодеиствиях с вузом и его выпускниками. Веб-саИт вуза является одним из мощных инструментов системы маркетинговых коммуникаций в сфере образования. Применение CRM-технологий в образовательной деятельности способствует повышению уровня взаимодействия и степени удовлетворенности потребителей предоставляемыми образовательными услугами, стимулируя их повторное обращение.

CRM-системы являются для вузов не только инструментом взаимодействия с различными сегментами целевой аудитории. Важной задачей системы становится анализ целевой аудитории, планирование, создание маркетинговых кампаний и отслеживание их результатов.

Web CRM предоставляет возможность удаленного доступа с любых

интернет-ресурсов как сотрудникам вуза, так и самому клиенту. Кроме того, обеспечивается возможность интеграции с сайтом или другими сервисами организации. Таким образом, клиент может быть вовлечен в процесс взаимодействия и вносить информацию напрямую в CRM [5]. В этих целях была разработана модель CRM-системы взаимодействия вуза с выпускниками и работодателями. На рисунке 1 приведена архитектура web-ориентированной CRM системы вуза [4] с включенным модулем взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Для вуза CRM-система обеспечивает ведение единой базы студентов и выпускников, базы данных образовательных программ вуза, реестра компаний и заявок работодателей, портфолио выпускников.

Рисунок 1 — Принципиальная схема работы WEB CRM-системы вуза

С помощью создаваемой системы выпускник получает возможность трудоустройства по специальности, а вуз — реальную оценку компетенций реализуемых образовательных программ. Для работодателей обеспечивается возможность получения объективной оценки компетенций и деловых качеств выпускников как потенциальных работни-

ков, а также возможность продвижения бренда компании среди следующего поколения выпускников. Задача СЯМ-системы в этом случае — реализовать информационную поддержку взаимодействия вуза с работодателями и трудоустройства выпускников. Важной задачей системы становится анализ целевой аудитории, планирование, создание

маркетинговых кампаний и отслеживание их результатов. Модуль СЯМ-системы встраивается на сайте вуза либо выпускающей кафедры. Встраиваемый модуль СЯМ-системы состоит из следующих элементов: хранилище данных, включающее базу работодателей, базу выпускников, базу профессиональных и образовательных компетенций;

модуль регистрации работодателя; модуль регистрации соискателя; личный кабинет работодателя; личный кабинет соискателя; страница просмотра резюме; страница просмотра вакансий; фильтры для автоматического отбора вакансий и резюме; аналитический блок. На рисунке 2 представлены элементы модуля СЯМ-системы.

Рисунок 2 — Элементы модуля CRM-системы

База данных хранит в своих таблицах всю информацию о пользователях системы, а также log-файлы с информацией об ее использовании пользователями, их посещениях ресурса и всех переходах по его разделам. На основе этой информации предусмотрена работа процедур интеллектуального анализа данных, позволяющих организовать пользователей системы в определенные группы на основе шаблонов их поведения. Эти шаблоны описывают интересы и предпочтения каждой группы пользователей, в соответствии с просмотренной и отработанной информацией web-ресурса [5]. На их основе в дальнейшем система будет предлагать

каждому пользователю схожие по некоторым параметрам вакансии либо резюме. На рисунке 3 приведена структура базы данных системы. Регистрация работодателя включает такие поля для заполнения, как: название компании либо фамилия частного предпринимателя, фамилия, имя отчество и телефон контактного лица, электронная почта и пароль. Далее в личном кабинете работодатель может добавить описание предприятия, указав сферу деятельности компании, условия занятости. Также в личном кабинете работодатель может добавить свои вакансии, выбрав из справочника набор компетенций, соответствующих своему запросу.

/ Структура у SQL -ч Поиск Запрос по шаблону ~ Экспорт Импорт Операции *.' Привилегии 5§ Процедуры

Таблице . Действие Строки Tin Сравнение Размер Фрапиентировано

Q kompetencyi = Обзор f Структура t Поисг >i Вставить — Очистить Удалить 0 innoOB 1йй_Ып 1€ K5 1С ME

□ rabotodatefi Обзор /-Струпура tПома Вставить ^Очистить ^Удалить 0 InnoOB иИВ Ып 1€ 15 -

Р rezyume Обзор ? Структура i Поио: >i Вставить J- Очклить ^ Удалить 0 InnoOB utf8_btn 16 K= 10 ME

Q vakansfi j Обзор > Струпура t Поисг Вставить SS Очистить J Удалить 0 InnoOB utf8_bin 16 IE 1С KB

vypuskniki _ Обзор у Струпура ^ Поиск Вставить S Очистить Ц Удалить 0 InnoOB utSbin 16 КЗ 1С HE

5 таблмф) Всего 0 InnoDB utftbin SO КБ 40 ME

Рисунок 3 — База данных модуля CRM-системы для взаимодействия вуза с выпускниками и работодателями

В своем личном кабинете соискатель может добавить резюме. Форма создания резюме для соискателя состоит из полей: имя, возраст, город проживания, контакты, образование, интересуемая область профессиональной деятельности, компетенции (также выбранные из справочника компетенций), опыт работы, желаемая должность и зарплата. Эти поля смогут максимально точно донести нужную информацию заинтересованному работодателю и дать возможность в интерактивном режиме связаться с соискателем. Как работодатель, так и выпускник помимо ручного поиска вакансий/резюме могут воспользоваться процедурой автоматического подбора подходящих вакансий/ резюме. Для этого на форме «Автоматический подбор вакансий/резюме» необходимо выбрать требуемые компетенции из предложенного списка, нажать кнопку «Подбор», и система автоматически подберет по выбранным компетенциям наиболее подходящие вакансии/резюме, соответствующие запросам пользователя. На рисунке 4 отображен экранный интерфейс для автоматического подбора вакансий выпускником-соискателем.

Процедура автоматического подбора вакансий и резюме работает следующим образом. Для текущей базы данных вакансий по каждой вакансии формируется список наиболее подходящих профессиональных компетенций (соот-

ветствующих образовательным). В свою очередь, для текущей базы данных резюме по каждому резюме формируется список соответствующих образовательных компетенций (соответствующих профессиональным). Система сравнивает набор требуемых и предлагаемых компетенций на основании алгоритма, предложенного в [2]. Если запустить процедуру в режиме подбора резюме, то система для каждого работодателя производит ранжирование всех имеющихся резюме выпускников и выдает информацию о претенденте, наиболее соответствующем запросу. Аналогично работает программа для подбора вакансий.

В системе присутствует модуль для оценки и комментирования работы системы. После того как пользователь проставит свою оценку, оставит свой комментарий, вся информации отправляется на электронную почту администратора сайта. В свою очередь, установленный на сайте плагин оценки материалов Extra Vote 3.0 позволит определять и выводить среднюю оценку представленной информации на сайте посетителями. Разрабатываемая CRM-система направлена на упрощение процессов трудоустройства выпускников вуза и поиска сотрудников работодателями, давая возможно напрямую связываться выпускнику с работодателем и наоборот, работодателю сразу связаться с кандидатом.

Рисунок 4 — Автоматический подбор вакансий

Рисунок 5 — Ранжирование резюме выпускников для работодателя

Система также обеспечивает автоматический сбор данных для статистики и анализа по трудоустройству и потребностям работодателей. На основе этих данных можно будет осуществ-

лять сбор статистики и анализировать, какие профессии и профессиональные компетенции более востребованы, выпускники каких направлений дольше всего ищут работу, а какие устраива-

ются на работу быстро. В итоге высшее учебное заведение сможет делать выводы, подготовку каких специалистов необходимо сократить, а каких увеличить, на каких специальностях необходимо повысить уровень подготовки. Такая СЯМ-система дает возможность выиграть сразу трем сторонам: вуз получает статистику уровня подготовки и трудоустройства своих выпускников; у студентов появляется еще одна возможность трудоустроиться и своевременно узнать о новых вакансиях, востребованных специальностях, требованиях работодателей; работодатель сможет подыскать достойного и перспективного выпускника, либо, еще во время учебы студента, брать его на практику и тем самым подготовить себе высококлассного специалиста уже с опытом работы и знающего специфику работы предприятия.

Библиографический список

1. Мисиченко, Н. Ю. Модель трудоустройства выпускников вуза в системе обеспечения качества подготовки специалистов // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». — 2009. — № 1 (27). — С. 260-269.

2. Шполянская, И. Ю., Мисиченко, Н. Ю. Анализ требований работодателей в системе поддержки трудоустройства выпускников вуза // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». — 2009. — № 2 (28). — С. 330-338.

3. Неретина, Е. А., Соловьев, Т. Г. Технологическое и программное обеспечение реализации СЯМ-концепции в сфере высшего образования // Открытое образование. — 2010. — № 1. — С. 43-54.

4. Шполянская, И. Ю., Белецкий, О. Ю. Разработка СЯМ-системы взаимоотношений с потребителями образовательных услуг вуза // Инновационное

развитие современных социально-экономических систем : материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. — Комсомольск-на-Амуре, 2016. — С. 360-365

5. Шполянская, И. Ю. Использование технологий Data mining для создания аналитических CRM-систем для малого бизнеса // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 1 (45). — С.129-136

Bibliographic list

1. Misichenko, N. Yu. Model of employment of university graduates in system of quality assurance of training of specialists // Vestnik of Rostov State Economic University «RINH». — 2009. — № 1 (27). C. 260 — 269

2. Shpolyanskaya, I. Yu., Misi-chenko, N. Yu. Analysis of requirements of employers in system of support of employment of university graduates // Vestnik of Rostov State Economic University «RINH». — 2009. — № 2 (28). — P. 330338.

3. Neretina, E. A., Solovyov, T. G.

Technological and program ensuring implementation of CRM concept in sphere of the higher education // Open education. — 2010. — № 1. — P. 43-54.

4. Shpolyanskaya, I. Yu., Belets-kiy, O. Yu. Development of CRM system of relations with consumers of educational services of higher education institution / Innovative development of modern social and economic systems : materials of III International conf. — Komsomolsk-on-Amur, 2016. — P. 360-365.

5. Shpolyanskaya, I. Yu. Use of Data mining technologies for creation of analytical CRM systems for small business // Vestnik of Rostov State Economic University (RINH). — 2014. — № 1 (45). — P.129-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.