Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА БРЕНД-БУКА ДЛЯ АО «ТУРУНИВЕРСАЛ» ГОСТИНИЦА «ТУРИСТ»'

РАЗРАБОТКА БРЕНД-БУКА ДЛЯ АО «ТУРУНИВЕРСАЛ» ГОСТИНИЦА «ТУРИСТ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / бренд-бук / фирменный стиль / гостиница / логотип / продвижение / сувениры / сайт / маркетинг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирбекова А.З., Токаев Я.А., Эльдарханова И.Д.

В статье дано определение и основные элементы бренд-бука средства размещения. Сформулированы предпосылки формирования имиджа гостиницы. Представлена характеристика АО «Туруниверсал» гостиница «Турист». Изучены элементы фирменного стиля отелей г. Махачкалы. Выявлены недостатки в формировании фирменного стиля АО «Туруниверсал». Разработаны следующие элементы фирменного стилялоготип предприятия, слоган для ресторана «Бастион» Восточная сказка!, для гостиницы «Турист» «Российские стандарты, кавказское гостеприимство!», для туроператора «Туруниверсал» Территория хорошего настроения! Фирменными цветами стали синий и золотой. Далее подобран фирменный шрифт, и в фирменном цвете синий и золотой оформлены все айдентики, представлены на картинках. Представлено оформление главной страницы сайта, разработаны флешбаннеры и прописаны правила их использования, правила оформления электронных писем. Разработан дизайн визиток, внутренняя документация с использованием логотипа. Правила оформления презентаций в фирменном стиле. Также были прописаны правила, которые необходимо использовать при составлении видеоролика. Разработан дизайн для самых популярных вариантов сувенирной продукции: ручек, блокнотов, кружек, футболок и пакетов. разработаны модели для форменной одежды для работников инженерной службы, работниц, которые убирают общественные зоны предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темирбекова А.З., Токаев Я.А., Эльдарханова И.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА БРЕНД-БУКА ДЛЯ АО «ТУРУНИВЕРСАЛ» ГОСТИНИЦА «ТУРИСТ»»

УДК 338.48

РАЗРАБОТКА БРЕНД-БУКА ДЛЯ АО «ТУРУНИВЕРСАЛ» ГОСТИНИЦА «ТУРИСТ»

Темирбекова А.З.

Младший научный сотрудник

Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Махачкала, Республика Дагестан aida.temirbekova@list.ru Токаев Я.А.

Руководитель гостиницы «Монто» г. Махачкала, Республика Дагестан Yanibek98@yandex.ru Эльдарханова И.Д. Студент бакалавриата

Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Махачкала, Республика Дагестан

izumrud.eldarkhanova@bk.ru

Аннотация. В статье дано определение и основные элементы бренд-бука средства размещения. Сформулированы предпосылки формирования имиджа гостиницы. Представлена характеристика АО «Туруниверсал» гостиница «Турист». Изучены элементы фирменного стиля отелей г. Махачкалы. Выявлены недостатки в формировании фирменного стиля АО «Туруниверсал». Разработаны следующие элементы фирменного стиля - логотип предприятия, слоган для ресторана «Бастион» - Восточная сказка!, для гостиницы «Турист» - «Российские стандарты, кавказское гостеприимство!», для туроператора «Туруниверсал» - Территория хорошего настроения! Фирменными цветами стали синий и золотой. Далее подобран фирменный шрифт, и в фирменном цвете синий и золотой оформлены все айдентики, представлены на картинках. Представлено оформление главной страницы сайта, разработаны флеш-баннеры и прописаны правила их использования, правила оформления электронных писем. Разработан дизайн визиток, внутренняя документация с использованием логотипа. Правила оформления презентаций в фирменном стиле. Также были прописаны правила, которые необходимо использовать при составлении видеоролика. Разработан дизайн для самых популярных вариантов сувенирной продукции: ручек, блокнотов, кружек, футболок и пакетов. разработаны модели для форменной одежды для работников инженерной службы, работниц, которые убирают общественные зоны предприятия.

Ключевые слова: имидж, бренд-бук, фирменный стиль, гостиница, логотип, продвижение, сувениры, сайт, маркетинг

Согласно маркетинговой терминологии, brand book — это совокупность подробной информации о бренде, его миссии, легенде, позиционировании на рынке, требованиях, предъявляемых к оформлению интерьера, экстерьера гостиницы, перечень элементов фирменного стиля [3. с. 100].

Бренд-бук — подробный свод принципов и правил, которыми должен руководствоваться каждый, кто участвует в повышении ценности бренда компании на рынке: разрабатывает продукт, создает дизайн, участвует в продаже продукта конечному

покупателю, создает рекламный ролик, взаимодействует с внешней средой от имени бренда [2. с.88].

Бренд-бук нужен для того, чтобы четко объяснить видение и стратегию бренда: чтобы каждый член команды мог однозначно понять возможности и ограничения при работе с продуктом чтобы сэкономить время на описание бренда новым сотрудникам и подрядчикам чтобы заниматься только такими проектами, которые повышают ценность товара на рынке и позволяют компании увеличивать прибыль [1. с.125].

Бренд-бук определяет правила визуальной идентификации торговой марки, использования элементов фирменного стиля, определяет единство восприятия основных элементов идентификации, стилистические и цветовые решения. Визуальная идентификация марки необходима для узнавания ее на рынке, подтверждения подлинности [4. с.99].

В г. Махачкала аккумулировано более 70% номерного фонда всех гостиниц Республики Дагестан. Количество единиц номерного фонда Республики составляет порядка семи тысяч. Единовременное максимально возможное размещение туристов ограничивается 21 тысячей койко-мест. Рост номерного фонда за минувшие пять лет составил две тысячи, увеличение с 5800 вплоть до 7463 единиц.

Отсутствие достаточного количества официально классифицированных коллективных средств размещения в республике является весомой проблемой, объективно тормозящей развитие отрасли [6. с. 241].

Со времени своего основания в 1994 году гостиница по праву занимает одно из первых мест среди гостиниц Республики Дагестан. Одной из ее привлекательных особенностей является удобное расположение в административном, деловом и торговом центре города. В состав АО «Туруниверсал» входит гостиница «Турист», ресторан «Бастион» и турагентство «Туруниверсал». Номерной фонд гостиницы составляет 59 номеров различных категорий.

Таблица 1 - Номерной фонд гостиницы «Турист» [9]

Категория номера Цена Описание номера Количе ство

одноместный 3000 руб. В номере: одна кровать, кондиционер, мини-бар, телевизор, неполный санузел, балкон с видом на город. 8

двухместный 2500 руб. В номере: две кровати, телевизор, мини-бар, кондиционер, в номере находится небольшой столик и санузел. 44

Люкс 4500 руб. Двухкомнатный номер с одной большой кроватью, шкаф, кондиционер, телевизор, наличие дивана и полный санузел 6

Апартамент 9000 руб. Трехкомнатный номер с одной двуспальной кроватью, кондиционер, телевизор, наличие столика и дивана в гостиной, кухонный уголок, полный санузел. 1

Каждый номер оборудован ЖК телевизором, Wi-Fi, кондиционером, холодильником и феном. Уютный ресторан отеля «Бастион» предлагает гостям разнообразное меню европейской и кавказской кухни. Изысканный дизайн, живая музыка и, конечно же, великолепные блюда от нашего шеф-повара не оставят равнодушным ни одного гурмана и ценителя приятной и спокойной атмосферы ресторана.

Ресторан «Бастион» - отличное место для проведения банкетов и корпоративных мероприятий разного уровня. К услугам гостей также охраняемая парковка и WI-FI связь на всей территории гостиницы. Услуги парковки для гостей предоставляются на бесплатной основе. Заселение в гостинице осуществляется в 14:00, расчетный час 12:00.

Правила отмены бронирования в гостинице: в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или не заезда гостя взимается плата за фактический номер, но не более чем за одни гостиничные сутки. При опоздании более чем на сутки, гарантированное бронирование аннулируется. Поздним отказом считается отказ от заказа менее чем за 24 часа от даты планируемого заезда [7. с. 55]. Турагентство «Туруниверсал» реализует туристские маршруты по городам и районам Республики Дагестан.

С целью оценки элементов бренд-бука ряда гостиниц г. Махачкалы были изучены официальные сайты гостиниц: «Турист***» (АО «Туруниверсал»), «Абу-Даги***», «Метрополь***», «Жак****», «Тархо***», «Адмирал***».

Анализ общих характеристик данных гостиниц города Махачкалы показал, что рынок средств размещения разнообразен. Это связано в первую очередь с месторасположением отелей - на берегу моря, в деловом центре города; разнообразием категорий гостиничных номеров, приемлемыми ценами, широким спектром бесплатных и платных дополнительных услуг.

Анализ официальных сайтов отелей, на предмет использования правил брэнд-бука показал, что из всевозможных элементов брэнд-бука гостиницы имеют логотип, печатную продукцию (буклеты и визитные карточки), разовые выкладки не во всех отелях (принадлежности в ванные комнаты), слоган на сайте отеля встречается очень редко. Обязательным условием успешного существования и функционирования бренда является соблюдение общего фирменного стиля - визуального и смыслового единства образа организации [5. с. 305]. Элементами фирменного стиля являются: название продукта, логотип, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, фирменные цвета,

слоган, стиль и цвета спецодежды сотрудников предприятия, а также иные объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие организации [8. с. 144].

Таким образом для АО «Туруинверсал» разработан полноценный бренд-бук, включая элементы фирменного стиля, WEB составляющие, макеты для директ-мейл, наружной рекламы, презентацию, видео-концепт, а также набор сувенирной и корпоративной продукции.

Первое, что необходимо было сделать - это исполнение логотипа гостиницы. Основным элементом стало название отеля крупным шрифтом «TURUNIVERSAL ***», а также его специализация более мелким шрифтом «Hotel & Tour». Текстовую составляющую дополняет графическое силуэтное изображение делового центра города и горы Тарки-Тау (что отражает близкое расположение отеля к деловому центру города и вид и номеров на гору) и три звезды — категория гостиничного предприятия.

Фирменными цветами стали синий и золотой. Синий цвет олицетворяет море, так как город Махачкала расположена на берегу Каспийского моря, золотой цвет олицетворяет золотой песок и солнечные лучи, которые греют Республику круглый год. Логотип получился достаточно сдержанным, что подчеркивает его бизнес направленность, но при этом привлекательным, отражая туристическую направленность деятельности отеля (рисунок 1).

Рисунок 1 - Исполнение логотипа гостиницы Предлагается для АО «ТиК.и№УЕК8АЬ ***» слоган — «Российские стандарты, кавказское гостеприимство!» — отражает высокий уровень сервиса, обещая самые комфортные условия.

В брэнд-буке представлены все правила использования элементов фирменного стиля: конфигурация основного и горизонтального логотипа, возможные цветовые вариации и случаи их использования, неправильное и невозможное использование логотипа, шрифты, правила использования слогана, размещение линий и плашек, сочетание с другими логотипами (рисунок 2).

Рисунок 2 - Использование фирменного стиля гостиницы Дополнительно были разработаны логотипы, слоганы и другие фирменные элементы для отдельных направлений, представленных в гостинице: ресторан «Бастион», турагентство «Туруниверсал», гостиница «Турист». Каждый логотип исполнен в золотом цвете, выглядит стильно и дорого (рисунок 3).

Рисунок 3 - Фирменные элементы гостиницы Ресторан «Бастион» - Восточная сказка! Гостиница «Турист» - «Российские стандарты, кавказское гостеприимство!» Туроператор «Туруниверсал» - Территория хорошего настроения!

Главная страница отражает фирменный стиль компании и является носителем основных элементов дизайна. Основное меню представлено в горизонтальной панели в шапке и дополнительное вертикальное меню в правом блоке (рисунок 4). Сайт дополняют красивые фотографии интерьеров гостиничного комплекса, а также слайд-шоу из панорамных изображений. Сайт прост в использовании и интуитивно понятен. Большое количество фотографий, используемых в оформлении, дает потенциальному клиенту необходимое представление об отеле.

Рисунок 4 - Основное меню сайта гостиницы Разработаны флеш-баннеры и прописаны правила их использования, правила оформления электронных писем (рисунок 5).

Рисунок 5 - Оформление электронных писем Следующим этапом стала разработка дизайна полиграфической продукции. Было продумано размещение основных элементов фирменного стиля на различных форматах презентационных материалов: листовках, флаерах, буклетах, постерах. Также был разработан дизайн приглашений и открыток, подарочных сертификатов и конвертов для них, коммерческих предложений, фирменных бланков, конвертов для писем.

Разработан дизайн папки для бумаг. Макет предполагает наличие прорезей для визитной карточки на клапане. На лицевой стороне изображен логотип гостиничного комплекса, а на обратной — адресный блок. Возможно изготовление папки в двух цветовых вариантах: белом с основным сине-золотым логотипом и синем с монохромным белым вариантом логотипа.

Разработан дизайн визиток: общих и для каждого направления отдельно (рисунок 6). Визитные карточки могут быть как односторонними, так и двухстронними на любом языке.

Рисунок 6 - Дизайн визиток гостиницы

Разработана внутренняя документация и полиграфия с использованием логотипа. Также представляю дизайны бейджей для персонала и бейджей для конференций. В первом случае (бейдж для персонала) предлагается металлическая карточка золотого фирменного цвета с выемкой для указания Ф.И.О. и должности сотрудника. Такой бейдж выглядит лаконично. Для конференций предусмотрен бумажный бейдж с логотипом, который помещается в пластиковый файл.

Также представляю дизайн внутренних чеков, анкет гостя, кармашков для электронного ключа (рисунок 7).

Рисунок 7 - Дизайн полиграфической продукции гостиницы Важной работой стало создание макета меню для ресторана и бара гостиничного комплекса. Кожаный переплет с металлической пластиной, на которой выгравирован логотип, выглядит дорого и презентабельно. Внутренние страницы украшает клеймо и вензель ресторана или бара соответственно.

Еще одной работой стало создание дизайна пластиковых карт: простой синего цвета и золотой. Карты с магнитной полосой украшает монохромный логотип. Карты выглядят очень стильно, что соответствует статусу заведения.

Для наружной и внутренней рекламы были разработаны макеты перетяжек, баннеров горизонтальной и вертикальной ориентации, флагов и ролл-апов (рисунок 8).

Рисунок 8 - Элементы рекламы гостиницы Правила оформления презентаций в фирменном стиле (рисунок 9). Первая и последняя страницы презентации всегда исполняются в синем цвете. На первой странице предусматривается монохромное изображение логотипа и название презентации, на последней — логотип и адресный блок. На каждой странице обязательно наличие логотипа, возможно использование слогана и названия подразделения. Все элементы презентации исполняются в фирменных цветах.

Рисунок 9 - Правила по оформлению презентации гостиницы Также были прописаны правила, которые необходимо использовать при составлении видеоролика (рисунок 10).

Рисунок 10 - Правила по составлению видеоролика гостиницы научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 17. 2023 / №1

Разработан дизайн для самых популярных вариантов сувенирной продукции: ручек, блокнотов, кружек, футболок и пакетов (рисунок 11).

Большая часть сувенирной продукции исполняется в основном белом цвете. Так, синий клип белой пластиковой ручки украшает белый монохромный логотип. На теле ручки предполагается область для нанесения адреса сайта и контактных телефонов.

Блокнот представлен в двух вариантах: простой на пружине и с обложкой с двойным заворотом, биговкой и фигурной вырубкой. Лицевую сторону блокнотов украшает логотип, оборотную — адресный блок. На внутренних страницах возможно нанесение логотипа или адресного блока в полноцветном или одноцветном варианте.

Пакеты представлены в двух вариантах: бумажный и ПВД-майка с вырубной ручкой. Пакеты исполняются в синем или белом цвете, украшаются логотипом.

Рисунок 11 - Сувенирная продукция гостиницы

Также был продуман дизайн туалетных принадлежностей для разовых выкладок в номерах — их украшают наклейки с крупным основным логотипом, названием продукта на двух языках и указанием сайта. Личные принадлежности (халат, тапочки, полотенца) белого цвета также брендируются с использованием основного логотипа (рисуно 12).

Рисунок 12 - Дизайн туалетных принадлежностей гостиницы научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 17. 2023 / №1

Форменная одежда (футболки и комбинезоны) исполняются в синем цвете с нанесением белого монохромного варианта логотипа (рисуно 13).

Рисунок 13 - Фирменная одежда с логотипом для персонала гостиницы Так как персонал, который контактирует с гостями, одет в костюмы делового стиля, в исследовании разработаны модели для форменной одежды для работников инженерной службы, работниц, которые убирают общественные зоны предприятия.

Таким образом, разработанный бренд-бук позволит АО «Туруниверсал» приобрести свой имидж, и соответственно повысится лояльность клиентов.

Литература

1. Крючкова Т.М., И. С. Барчуков, Л. В. Баумгартен [и др.]. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов : учебное пособие / — Москва : КноРус, 2023. — 166 с.

2. Ковальчук, А. П., Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса. : учебное пособие / А. П. Ковальчук. — Москва : КноРус, 2022. — 172 с.

3. Кусков, А. С., Основы туризма : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — Москва : КноРус, 2021. — 396 с.

4. Никольская Е.Ю., Актуальные проблемы и стратегии развития сферы туризма и гостеприимства : сборник статей / Е. Ю. Никольская. — Москва : Русайнс, 2021. — 356 с.

5. Скабеева Л.И., Гостиничный менеджмент : учебное пособие / Л. И. Скабеева, Л. Л. Духовная, Л. В. Стахова, ; под ред. А. А. Федулина. — Москва : КноРус, 2021. — 426 с.

6. Хлебович Д.И., Сфера услуг: маркетинг : учебное пособие / Д. И. Хлебович, Т. Д. Бурменко. — Москва : КноРус, 2022. — 235 с.

7. Чудновский А.Д., М. А. Жукова, А. А. Романов [и др.]. Гостиничный бизнес в современной экономике : учебное пособие / — Москва : Русайнс, 2022. — 237 с.

8. Чудновский, А. Д., Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. : учебник / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. — Москва : КноРус, 2021. — 319 с.

9. Ьйр8://о1е1-1шг18Ш.сеп1ег - официальный сайт гостиницы «Турист»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.