РАЗРАБОТКА БИЗНЕС ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ МАРШРУТОВ ДОСТАВКИ ДЛЯ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» Шандакова И.А. Email: Shandakova1146@scientifictext.ru
Шандакова Ирина Александровна — магистр, кафедра прикладного программирования и технологических инноваций (базовая), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,
механики и оптики, г. Самара
Аннотация: данная статья посвящена обзору актуальных систем оптимизации. В ней произведен анализ уже существующих систем оптимизации на рынке. Разработаны основные условия для создания системы оптимизации маршрутов доставки отправлений с учетом всего функционального процесса предприятия, а также опираясь на нормативные документы. ФГУП «Почта России» является федеральным почтовым оператором, который имеет порядка 42 тысяч филиалов по стране. Это говорит о необходимости создания системы оптимизации, для повышения качества обслуживания и уменьшения затрат, что немаловажно в условиях современного бизнеса. Ключевые слова: маршрут, логистика, оптимизация доставки, системы оптимизации, оптимизация маршрутов, логистика.
DEVELOPMENT OF BUSINESS CONSTRAINTS FOR THE OPTIMIZATION SYSTEM OF ROUTE ROUTES FOR FGUP "POST OF RUSSIA"
Shandakova I.A.
Shandakova Irina Aleksandrovna — master, DEPARTMENT OF APPLIED PROGRAMMING AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS (BASIC), ST. PETERSBURG NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES, MECHANICS AND OPTICS, SAMARA
Abstract: this article is devoted to a review of current optimization systems. It analyzes the existing optimization systems in the market. The main conditions for the creation of a system for optimizing the routes for the delivery of items, taking into account the entire functional process of the enterprise, as well as relying on normative documents, were developed. FSUE Russian Post is a federal postal operator, which has about 42 thousand branches throughout the country. This indicates the need to create an optimization system, to improve the quality of service and reduce costs, which is important in today's business environment. Keywords: route, logistics, delivery optimization, optimization systems, route optimization, logistics.
УДК 004
В современном мире, существует множество интернет - магазинов и предприятий, предлагающих различного рода услуги и товары, с доставкой до указанного места. Наблюдается проблема с развозкой товаров. Ведь как правило доставка происходит за счет средств компании, поэтому для крупных предприятий остро стоит вопрос с уменьшением количества затрачиваемого времени и денежных затрат на доставку товара. Для решений данного рода проблем предназначена транспортная логистика.
Логистика - это управление различными видами потоков на основе минимизации или оптимизации затрат. Одним из крупных направлений логистики является транспортная логистика. Она предназначена для единства товародвижения и транспортных средств.
Неотъемлемой частью логистического процесса является непосредственно сам транспорт, он должен образовывать единую нить, захватывая при этом поставщика услуг и товаров, посредников и потребителей продукции. Главной задачей транспортных средств в логистике является минимизация времени и стоимости.
Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие основные факторы:
1) способность транспорта реализовать основную идею логистики, т. е. создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение-производство-распределение-потребление»;
2) неизбежность решения целого ряда, сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
3) высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50% в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
4) высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок);
5) наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях [1].
По мимо основных факторов, транспортная логистика имеет ряд принципов, лежащих в основе маршрутизации:
1. Минимизация расходов - должна достигаться при использовании полной загрузки транспортного средства и организации маршрутов доставки без использования сторонних складских помещений.
2. Чем длиннее маршрут, тем минимальны затраты на транспортировку больших объемов груза.
3. Построение оптимальных маршрутов и использование незагруженных дорог, при этом отказ от дорог ненадлежащего качества.
4. При достижении единства транспортно-складского процесса доставка товаров может осуществляться точно в срок.
Для оптимизации маршрутов доставки проводится анализ работы транспортных средств. Также составляется график движения транспортных средств, в зависимости от объема их загрузки. Внимание стоит обратить на такие факты, как распределение грузов по подходящему объему транспортного средства, согласованное время доставки товара, заранее известное расстояние транспортировки грузов. Данный анализ позволит сократить расходы на транспортировку, порядка 10%.
Транспортная логистика, является неотъемлемой частью развития логистики, которая представляет собой сложную систему, имеющее практическое применение.
Оптимизация маршрутов доставки является одной из главных задач транспортной логистики.
Применение оптимизации маршрутов на практике сводится к решению задачи коммивояжера, которая сводится к поиску самого выгодного маршрута, проходящего через выбранные пункты [2].
Для решения таких задач разработано большое количество программ, в том числе и промышленные, к примеру такие как ArcLogistics Route (США). Данный программный продукт имеет большую функциональность и обладает гибкостью настроек. Но есть существенный минус -стоимость программы, около шестнадцати тыс. дол. США. В связи с этим, резко ограничивается круг потенциальных пользователей.
В связи с этим, многие компании осуществляют решение таких задач частично, либо основываются на предыдущий опыт работы. Это не всегда продуктивно, так как точки доставки и номенклатура грузов часто меняются.
Также разработан и ряд других программ, к примеру: «Zig-Zag», «ILS», «Maxoptra».
Но есть существенный недостаток данных программ, они являются универсальными под все отрасли и не покрывают решение всех задач. При построении маршрутов учитывается малое количество факторов. Каждая определенная отрасль в доставке, имеет свои бизнес ограничения. Это может быть обеспечено рядом принятых стандартов.
Почта России - федеральный почтовый оператор, который входит в перечень стратегических предприятий Российской Федерации. Включает в себя 42 тысячи отделений по всей стране и объединяет один из самых больших трудовых коллективов - около 350 тысяч почтовых работников. Предприятие оказывает услуги почтовой связи, транспортные, логистические и финансовые услуги физическим и юридическим лицам на всей территории страны (рисунок 1) [3].
Рис. 1. Основной бизнес процесс ФГУП «ПочтаРоссии»
Данное предприятие требует разработки своих бизнес ограничений при оптимизации маршрутов доставки. Проанализировав деятельность предприятия и все нормативные документы можно выделить ряд факторов и условий, которые необходимо учитывать при построении оптимальных маршрутов:
1. Состав участников распределяющихся на доставку по определенному маршруту не должен превышать 6 человек. Но в него обязательно должны входить водитель и старший почтальон.
2. Маршрут должен начинаться и заканчиваться на автобазе.
3. При построении маршрутов, необходимо учитывать обеденный перерыв.
4. При расчете времени на доставку отправлений, следует учитывать его тип. Так как в зависимости от типа, доставка может осуществляться либо до квартиры, либо до дома.
5. Разделение маршрутов по доставке необходимо производить также с учетом вида почтовых отправлений:
- почтовые отправления;
- денежные средства;
- почтовые отправления и денежные средства.
6. Порядок организации доставки: 6.1 ) почтовые отправления:
- зона доставки частного сектора- проезд от адреса к адресу доставки.
- зона доставки многоэтажных домов: Существующие варианты доставки:
А) высадка в точке остановки всех почтальонов, ожидание, сбор почтальонов, движение к следующей точке высадки;
Б) поочередная высадка почтальонов (1 чел.= 1 точка высадки) в каждой точке остановки, объезд всех точек остановки, сбор почтальонов из каждой точки высадки, отправка повторно по точкам остановки если такие еще имеются.
- совмещенная зона доставки частного сектора и многоэтажных домов:
A) распределение в бригаде зон доставки (частного сектора и многоэтажного)
Б) поочередная высадка почтальонов (1 чел.= 1 точка высадки) в каждой точке остановки, объезд точек остановки, сбор почтальонов из каждой точки высадки, отправка повторно по точкам остановки если такие еще имеются.
B) проезд от адреса к адресу доставки от 1 до 2 почтальонов 6.2) денежные средства:
- высадка в точке остановки всех почтальонов, ожидание, сбор почтальонов, движение к следующей точке высадки;
Выбор варианта доставки может варьироваться на двух принципах:
1. Определение зоны доставки (частный сектор, комбинированный сектор, многоэтажный сектор).
2. Выбор порядка доставки на основании зоны доставки.
В рамках каждой точки остановки у каждого почтальона формируется свой доставочный участок. При его формировании необходимо учитывать следующие факторы:
1. Радиус доставочного участка не должен превышать 700 метров.
2. В доставочный участок не должны входить крупные магистрали и дороги на которых отсутствуют пешеходные переходы.
Также необходимо учитывать то, что в рамках текущего дня почтальон должен пройти, согласно нормативу не более 7 километров.
В итоге, можно сделать вывод, что разработка собственной системы оптимизации маршрутов достаточно актуальна. Для успешного результата при построении маршрутов необходимо основываться на разработанные бизнес условия и выявленные факторы.
Список литературы / References
1. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 116 (220 с.) (Серия «Вопрос - ответ»).
2. The VRP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bernabe.dorronsoro.es/vrp/ (дата обращения 19.05.2018).
3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/ministry/departments/49/ (дата обращения 20.05.2018).
4. Основы логистики: Учебник / Под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. С. 229.
5. Транспортная логистика: учебное пособие / Л. Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар: СЛИ, 2013. 260 с.