Научная статья на тему 'Разработка бизнес-моделей системных связей и механизмов управления в экономических системах компаний'

Разработка бизнес-моделей системных связей и механизмов управления в экономических системах компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ЦЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПАНИЯ / BUSINESS MODEL / VALUE / MANAGEMENT DECISIONS / STRATEGIC MANAGEMENT / COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева И.Н.

Сущность бизнес-моделей заключается в способах организации бизнеса. Бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения определенной стратегии, обеспечивает жизнеспособность предприятия. Помимо ориентации на внутренние бизнес-процессы, бизнес-модель ориентирована и на ценность/клиента, следовательно, бизнес-модель это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BUSINESS MODELS FOR SYSTEMIC LINKAGES AND MECHANISMS IN ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT COMPANIES

The essence of business models is how the business organization. A business model based on profits and costs resulting from the application of a specific strategy that ensures the viability of the enterprise. In addition to the focus on internal business processes, the business model is focused on value/the client consequently, the business model is the way a company creates value for customers and profits.

Текст научной работы на тему «Разработка бизнес-моделей системных связей и механизмов управления в экономических системах компаний»

28

Экономические науки

УДК 330.338.27

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ И МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ КОМПАНИЙ

Дегтярева И. Н., кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», филиал в г. Пятигорске E-mail: irina_209@mai.ru

Сущность бизнес-моделей заключается в способах организации бизнеса. Бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения определенной стратегии, обеспечивает жизнеспособность предприятия. Помимо ориентации на внутренние бизнес-процессы, бизнес-модель ориентирована и на ценность/клиента, следовательно, бизнес-модель - это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль.

Ключевые слова: бизнес-модели, ценность, управленческие решения, стратегическое управление, компания.

DEVELOPMENT OF BUSINESS MODELS FOR SYSTEMIC LINKAGES AND MECHANISMS IN ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT COMPANIES

Degtyareva I. N., candidate of economic sciences, docent, FSBEIHPE "REU after G. V. Plekhanov", branch in Pyatigorsk

The essence of business models is how the business organization. A business model based on profits and costs resulting from the application of a specific strategy that ensures the viability of the enterprise. In addition to the focus on internal business processes, the business model is focused on value/the client consequently, the business model is the way a company creates value for customers and profits.

Key words: business model, value, management decisions, strategic management, company.

Происходящие в России процессы модернизации производства, сопряжены с глубокими изменениями в социальной и экономической сферах. Преобразования в экономике вызвали процессы переоценки методов выработки решений в управлении предприятиями, актуализировали разработку новых подходов в разработку новых методов, моделей и механизмов принятия управленческих решений.

Современное производство остро нуждается во внедрении новых моделей и механизмов принятия управленческих решений, которые бы соответствовали возникшим реалиям российской экономики.

В бизнесе, каждая компания следует той или иной бизнес-модели. Бизнес-модель может вырабатываться либо стихийно, либо является результатом осознанного выбора предприятия.

Вне зависимости от того, сформулирована ли бизнес-модель в явном виде или нет, она существует в каждой компании.

От того, насколько удачен выбор и реализация бизнес-модели, во многом зависит судьба бизнеса компании.

Бизнес-модель относится к числу новых концепций современного предпринимательства и стратегического управления. Однако за последние десятилетия, несмотря на определенный прогресс в восприятии концепции бизнес-модели, эта область исследования содержит еще много проблемных и нерешенных вопросов.

Отсутствие единого мнения на понимание бизнес-модели, неразработанность концептуальных и методологических подходов к разработке и анализу бизнес-модели существенно затрудняют

ее использование в теоретических и эмпирических исследованиях.

Современное производство, чтобы достичь наибольшей эффективности в своей деятельности вынуждено решать не только задачи финансирования своей деятельности, но и стратегического планирования и прогнозирования реализации, маркетинговой деятельности и т. д. Это сопряжено с решением задач связанных с выработкой точного расчета, основанном на математическом моделировании экономических процессов, что позволит прогнозировать возможный экономический риск и объективно оценить все преимущества того или иного управленческого решения [2]. Выработка экономического решения позволяет ускорить процесс современного управления производством.

Конкретно каждому управленческому решению соответствует целый алгоритм организационных действий. На первой стадии происходит оценка ситуации и выработка предполагаемой модели действия в новых условиях. На второй стадии планируется комплекс мероприятий направленных на совершенствования управленческих решений и придания им динамичности и эффективности.

Большое влияние на трактовку понятия «бизнес-модели» оказали Порл Тиммерс, Отто Петро-вик, Кристиан Киттл, Линдер, Кантрелл, Патрик Стэллер, Джоан Магретта и др.

Впервые бизнес-модели появились в начале ХХ столетия. Первыми моделями были: модель «хранителя магазина» (открывались магазины там, где находятся потенциальные клиенты) и модель «приманки и крюка» (производство и реализация товаров, обязательно предусматривающих дополнительного приобретения сопутствующих товаров).

В 1950-1959 гг. появились бизнес-модели:

• McDonald's - быстрое обеспечение горячей вкусной едой в чистом ресторане за доступную плату;

• Toyota - повышение качества производимой продукции на основе внедрения системы «Канбан».

1960-1969 гг. - гипермаркеты. Бизнес-моделью явились новые виды услуг, предоставляемых покупателям, и привлекательная политика низких цен.

1980-1989 гг.:

• Blockbuster, Intel - крупнейший в мире производитель микропроцессоров;

• Dell Computer - американская компания, признанный лидер в области производства и прямых поставок высококачественных персональных компьютеров (ПК).

1990-2000 гг.:

• eBay - король электронных аукционов);

• Amazon.com - создает потребительскую ценность за счет того, что предлагает покупателю синергичную комбинацию таких элементов, как удобство выбора и покупки товара, широкий выбор, низкая цена, простота процесса покупки, надежность обработки заказа, информация, помогающая при принятии;

• Starbucks - самая крупная сеть кофеен;

• Microsoft - лидер на рынке операционных систем для персональных компьютеров. Бизнес-модель Microsoft содержит такие элементы, как разработка собственных кодов силами высококвалифицированных штатных программистов, получающих высокую зарплату и льготные условия покупки акций за сохранение коммерческой тайны; предоставление пользователям бесплатной технической поддержки и др. [1].

В настоящее время:

• Google - основной принцип деятельности -привлечение пользователей простотой, скоростью и релевантностью поиска, а затем удержать их с помощью новых дополнительных сервисов. Это позволяет «заработать на себе», привлекая много партнеров;

• IKEA - предельная экономия везде и во всем является генеральной стратегической линией компании.

Интерес к бизнес-моделям в научных и исследовательских кругах проявился в середине 90-х гг. ХХ в. Анализ литературы показывает не только несколько направлений этого исследования, но и разнообразие понятий бизнес-модели.

В одном из направлений, ученые в общем виде характеризуют способ создания, продажи и доставления ценности клиентам, на основе которого делается бизнес, т. е применяют бизнес-модель как некое абстрактное понятие. Сами

бизнес-модели определяются как «описания, которые объясняют, как компании работают» [6].

В другом направлении, при рассмотрении бизнес-моделей авторы акцентируют внимание, прежде всего, на аспект модели, исследуя концепцию способа, на основе которого компания делает бизнес.

Такой подход позволяет исследователям преодолеть сложность изучаемого объекта и свести ее к уровню, приемлемому для восприятия и понимания. Все это способствует дифференциации основных элементов бизнес-модели, а также связей между этими элементами, которые в самом общем виде характеризуют бизнес компании. Так, в некоторых работах, наравне с определениями бизнес-модели указываются и элементы, которые должны в ней присутствовать. При этом количество и состав дифференцированных элементов у разных авторов различны, а их число колеблется в пределах от 4 до 9. Как правило, они могут быть представлены в виде списков или в виде упоминаний основных элементов бизнес-модели.

Например, бизнес-модель рассматривается как «система, состоящая из элементов, связей между ними и динамики» [5]. В качестве ключевых элементов бизнес-модели акцентируются:

- ценность для потребителя, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг;

- система создания этой ценности, включа-

ющая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;

- сегменты потребителей;

- источники дохода;

- ценообразование;

- функции (виды деятельности), связанные между собой и их реализация;

- устойчивость.

Элементы бизнес-модели компании изображены на рисунке.

Обобщая подходы к определению бизнес-моделей, необходимо отметить, что значительные различия в трактовке термина «бизнес-модель» возникают у людей, ориентированных на технологию, и у людей, ориентированных на бизнес. Это, по-видимому, связано с различиями во взглядах при определении бизнес-модели у технологически-ориентированных и у бизнес-ориентированных людей.

Первые - рассматривают деятельность любой компании с точки зрения процессов и технологий, их взгляд направлен внутрь компании. Вторые, наоборот, ориентированы на ценность, которую компания создает для внешних клиентов, и на результаты бизнеса.

В нынешней экономической ситуации конкурентное преимущество достигается не только за счет результативного выполнения операций внутри цепочки создания ценностей, но и за счет продуманного обозначения компании в от-

Рис. Элементы бизнес-модели компании [4]

ношениях с внешними партнерами по бизнесу. А также, создания новых, эффективных схем взаимодействия, установления связей и отношений с партнерами в сети создания ценности. В этой связи концепция бизнес-модели соотносится с теорией сети создания ценности.

Зачастую от бизнес-модели зависит успех или провал корпоративной стратегии, что заставляет компании идти на инновационные изменения своих процессов и продуктов.

Практика бизнеса показывает примеры успешных компаний, которые освобождаются от выполнения второстепенных функций и передают их на аутсорсинг. Всемирно известная компания Amazon.com занимает лидирующие позиции не только благодаря своей уникальной бизнес-идее, но и за счет развитых отношений с поставщиками и отлаженной системы логистических цепочек.

В современной экономике успех компании зависит от разработки новых продуктов, внедрения новых процессов в производство и управление, маркетинговых инноваций [3].

Все это доказывает неразрывность связи концепции бизнес-модели с современными концепциями стратегического управления.

Сущностью бизнес-модели является способ организации бизнеса. Ее ориентация - создание ценности для потребителя и ее превращение в прибыль компании. Создание устойчивого конкурентного преимущества является стратегией компании.

Бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли.

Бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании. Длительный срок работы в своей сфере бизнеса и стабильная удовлетворительная прибыль говорит о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей рентабельность и жизнеспособность ее стратегии.

Бизнес-модель является промежуточным звеном между бизнес-идеей и бизнес-планом и, следовательно, полезной концепцией стратегического управления. То есть ее возможно исполь-

зовать в качестве инструмента для осмысления и исследования бизнеса.

Можно указать по крайней мере шесть направлений для применения концепции бизнес-модели в качестве:

1. Средства для осмысления логики бизнеса.

2. Средства для проектирования инноваций в бизнесе.

3. Концептуальной основы для стратегического планирования и моделирования бизнеса, проведения экспериментов.

4. Средства для коммуникации и общения.

5. Основы для анализа и контроля за деятельностью компании.

6. Средства для обучения и профессиональной подготовки менеджеров.

Модель бизнеса показывает, насколько соотношение доходы-издержки-прибыль, обеспечивает жизнеспособность всего предприятия.

Разработка, внедрение и реализация стратегии - приоритетные задачи стратегического управления.

Регулярная оценка бизнес-модели позволяет предприятию оценить свое положение и адаптироваться к постоянно изменяющейся рыночной среде. Оценка бизнес-модели в целом и ее отдельных структурных блоков - виды деятельности, дополняющие друг друга.

Бизнес-модель поясняет логику бизнеса, выявляет существование важных причинно-следственных связей. Она позволяет осознать и отобразить концепцию бизнеса, которую можно довести до сведения сотрудников.

Бизнес-модель предоставляет структуру для определения важнейших элементов бизнеса, которые могут быть разработаны и использованы в уникальных сочетаниях. Тем самым уже на этапе проектирования будущего, бизнес-модель может служить основой для инновационных идей и новаторских подходов в бизнесе.

В настоящее время, в условиях глобального кризиса, многие бизнес-модели утратили свою эффективность и конкурентоспособность. Кризис -это шанс для многих компаний значительно усилить свои позиции на рынке, используя недоступные ранее стратегические возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волонтей В. История бизнес-моделирования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/procedures/business/ modeling_history/full/.

2. Дегтярева И. Н., Сербиновский М. Ю., Черкали-на Н. А. Автоматизация процессов обработки информации в статистике: Учебное пособие / Под ред. И. Н. Дегтяревой. - Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2014.

3. Жоглина Е. В. Проектно-ориентированные формы управления в системе общего менеджмента / Жур. «Научное обозрение». Серия 1: «Экономика и право». № 3. - М., 2015. - С. 142-147.

4. Остервальдер А., ПиньеИ. Построение бизнес-моделей. - М.: Альпина Паблишер // Серия «Сколково». -2013. - 288 с.

5. Ситникова М. А. Бизнес-планирование как инструмент повышения эффективности деятельности коммерческой организации. Дис. ... канд. экон. наук. -СПб., 2000.

6. Швайцер Л. Концепция и эволюция бизнес-моделей. - [Электронный ресурс], 2007. - Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/ filesZ2007n2r01.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.