Научная статья на тему 'Разработка беззазорной планетарной роликовинтовой передачи высокой точности'

Разработка беззазорной планетарной роликовинтовой передачи высокой точности Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
291
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД / ELECTROMECHANICAL ACTUATOR / РОЛИКОВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА / ROLLER DRIVE / НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY / ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ / МОНТАЖНО-СТЫКОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ASSEMBLY AND COUPLING EQUIPMENT / ENHANCING FIDELITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Егоров Олег Владимирович, Блинов Дмитрий Сергеевич, Носов Александр Сергеевич

Излагаются теоретические и экспериментальные основы создания планетарной роликовинтовой передачи для повышения точности воспроизведения заданного закона движения и скоростных характеристик исполнительных элементов технологического оборудования и технических систем ракетных и ракетно-космических комплексов, а также при комплексных испытаниях ракет большой массы. Представлена методика расчета основных элементов этой передачи. Описаны достоинства разработанного привода. Таким образом, математическое моделирование электромеханического привода с планетарной роликовинтовой передачей с испытанием на макете монтажно-стыковочного кантователя позволит создать электромеханический привод с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками для кантователя космической головной части ракетно-космического носителя сверхтяжелого класса, что может позволить уменьшить вероятность возникновения нештатных ситуаций при выполнении государственных и коммерческих космических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREA TION OF PLANETARY ROLLER SCREWS GEARS HIGH PRECISION

The article presents theoretical and experimental fundamentals for the creation of driving gear with actuating mechanism based on planetary roller driveto enhance the fidelity of the specified motion law and velocity performance of the support equipment actuators and engineering systems of missile and rocket-space complexes, as well as for large mass missi-lescomplex tests. Thus, mathematical modeling of electromechanical actuatorwithplanetary roller drive with mockup test on assembly and coupling tilting device will allow creating electromechanical actuator with improved technical and operational characteristics ofspace vehicle ascent unittilting device for superheavy class missile that mayallow reducing the probability of emergency situations duringconductinggovernment and commercial space programs.

Текст научной работы на тему «Разработка беззазорной планетарной роликовинтовой передачи высокой точности»

МАШИНОВЕДЕНИЕ, СИСТЕМЫ ПРИВОДОВ И ДЕТАЛИ МАШИН

УДК 621.833

РАЗРАБОТКА БЕЗЗАЗОРНОЙ ПЛАНЕТАРНОЙ РОЛИКОВИНТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТИ

О.В. Егоров, Д.С. Блинов, А.С. Носов

Излагаются теоретические и экспериментальные основы создания планетарной роликовинтовой передачи для повышения точности воспроизведения заданного закона движения и скоростных характеристик исполнительных элементов технологического оборудования и технических систем ракетных и ракетно-космических комплексов, а также при комплексных испытаниях ракет большой массы. Представлена методика расчета основных элементов этой передачи. Описаны достоинства разработанного привода. Таким образом, математическое моделирование электромеханического привода с планетарной роликовинтовой передачей с испытанием на макете монтажно-стыковочного кантователя позволит создать электромеханический привод с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками для кантователя космической головной части ракетно-космического носителя сверхтяжелого класса, что может позволить уменьшить вероятность возникновения нештатных ситуаций при выполнении государственных и коммерческих космических программ.

Ключевые слова: электромеханический привод, роликовинтовая передача, надежность, повышение точности, монтажно-стыковочное оборудование.

Использование электромеханических приводов (ЭМП) в ракетно-космической отрасли часто сдерживается недостаточными показателями надежности, долговечности и эксплуатационными характеристиками этих устройств, а также невозможностью обеспечения требуемых динамических характеристик, поскольку подобные требования зачастую являются взаимоисключающими.

Планетарные роликовинтовые передачи (ПРВП) являются наиболее перспективными преобразователями вращательного движения в поступательное (рис. 1). В составе электромеханических приводов они широко

192

применяются на западе с 60-х годов прошлого века в самых различных отраслях машиностроения и приборостроения. Прослеживается тенденция замены пневмоприводов и гидроприводов электромеханическими приводами на базе ПРВП [1].

/

4

5

6

Рис. 1. Вид планетарной роликовинтовой передачи

Планетарный роликовинтовой мехенизм (ПРВМ) (рис. 1) состоит из ходового винта 5, гайки 6, резьбовых роликов 1, на концах которых нарезаны зубчатые венцы 4, двух сепараторов 3, в которых размещены цилиндрические цапфы роликов. Сепараторы установлены по обоим концам гайки и свободно вращаются, не касаясь гайки и винта. На обоих торцах гайки расположены кольца 2 с внутренними зубчатыми венцами, с которыми зацепляются зубчатые венцы 4 на роликах. При необходимости выбора боковых зазоров между витками резьбы винта, роликов и гайки, выполняются гайки составными (из двух частей) с возможностью их взаимного осевого перемещения.

ПРВП различаются по конструкции. Передачи могут быть с длинным и коротким роликами. В основном применяют две конструкции ПРВП с короткими роликами. В первой конструкции ПРВП (рис. 2, а) гайка выполнена цельной, и между сопрягаемыми витками резьбы винта, роликов и гайки имеются осевые и радиальные зазоры, т.к. без них собрать механизм невозможно. Данная конструкция обладает высокой нагрузочной способностью, надежностью, долговечностью и КПД, но низкой точностью и осевой жесткостью из-за наличия указанных зазоров.

193

Рис. 2. Планетарные передачи: а - роликовинтовые; б - фрикционные

Во второй конструкции ПРВП гайка выполнена сборной (рис. 2, б и 3), и состоит она из двух полугаек, между которыми установлен компенсатор. В этой конструкции ПРВП для повышения осевой жесткости и точности механизма зазоры выбираются, и между гайкой, роликами и винтом создается предварительная сжимающая сила (сила преднагрузки).

С этой целью сводятся дополнительные соединения, сжимающие полугайки с компенсатором и для совместной фиксации полугаек по угловой координате. Способ выборки зазоров основан на подборе (уменьшении) толщины компенсатора, за счет чего полугайки сближаются и, взаимодействуя с роликами, перемещают их в радиальном направлении к оси винта.

Рис. 3. Беззазорная ПРВП со сборной гайкой (зазоры выбраны с помощью компенсатора)

194

Свойства роликовинтовых передач характеризуются следующими основными параметрами:

- передаточной функцией;

- статической грузоподъемностью;

- ресурсом;

- кинематической точностью;

- КПД;

- осевой жесткостью.

Однако компенсация осевых зазоров между витками резьбы деталей ПРВП рассмотренным выше способом сопровождается целым рядом недостатков:

1. ПРВП становится более сложным и дорогим.

2. Усложняется процесс сборки и наладки ПРВП, который требует достаточно больших затрат ручного труда.

3. По сравнению с первой конструкцией беззазорный ПРВП имеет более низкий КПД.

4. Снижаются осевая жесткость гайки из-за стыков между полугай-кими и компенсатором, а также податливость деталей, с помощью которых осуществляется стяжка полугаек с компенсатором (часто стяжку выполняют с помощью четырех винтов, длины которых превышают длину роликов).

5. Каждая полугайка взаимодействует с роликом только одной стороной каждого витка своей резьбы. Отсюда рабочая осевая сила воспринимается одной полугайкой и соединяется с силой преднагрузки. Отсюда нагрузочная способность беззазорного механизма примерно в два раза меньше, чем ПРВП с зазорами.

6. При выборке зазоров в ПРВП из-за перемещения роликов в радиальном направлении от гайки к винту снижается рабочая высота Н1 (см. рис. 1, б) профиля резьбы в сопряжении витков гайки и роликов.

7. По сравнению с первой конструкцией в беззазорном ПРВП из-за более интенсивного износа сопрягаемых витков его деталей во время работы механизма снижается долговечность ПРВП. При этом из-за износа сила преднагрузки также снижается, и могут вновь образоваться зазоры между сопрягаемыми витками деталей ПРВП.

Основными недостатками беззазорного ПРВП является то, что рабочую осевую силу воспринимает только одна его полугайка, что приводит к существенному снижению нагрузочной способности такого механизма по сравнению с ПРВП, имеющим зазоры между резьбовыми деталями.

Для устранения этого недостатка необходимо разработать новые способы компенсации зазоров между резьбовыми деталями ПРВП и конструкции механизмов, в которых материализовались бы эти способы. При этом новые механизмы должны иметь целую (неразрезную) гайку.

Новый способ компенсации зазоров между резьбовыми деталями

ПРВП.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана были проведены комплексные исследования, в результате которых был разработан новый способ компенсации зазоров в ПРВП [2]. В его основу положено использование в конструкции ПРВП гибкой, деформируемой гайки, изготавливаемой в виде цельной детали, что является неоспоримым достоинством. Для того чтобы гайка была гибкой, необходимо выполнить ее рабочий резьбовой участок, взаимодействующий с роликами, в виде тонкостенной цилиндрической оболочки.

Возможность использования в силовом механизме тонкостенной цилиндрической детали, на внутренней поверхности которой выполнена резьба, основывается на том, что шаг резьбы мал (1; 1,2 или 1,6 мм) и высота профиля этой резьбы составляет доли миллиметра. Например, для шага резьбы 1,6 мм высота профиля составляет около 0,6 мм. При необходимости можно уменьшить шаг резьбы.

Компенсация зазоров между витками резьбы гайки, роликов и винта осуществляется за счет деформирования гибкой гайки в радиальном направлении к оси винта. При этом гайка будет перемещать ролики в направлении к оси винта без уменьшения рабочей высоты профиля в месте сопряжения витков гайки и роликов, т.е. устраняется еще один недостаток, присущий рассмотренному выше беззазорному ПРВП (см. рис. 2, б и 3).

Новая разработанная конструкция ПРВП с гибкой гайкой.

Ранее для повышения прочности предлагалось:

- в местах, где проявляются «краевые» эффекты, не нарезать резьбу, но это приводит к увеличению осевых габаритов корпуса гайки;

- сделать узлы крепления оболочки-гайки к корпусу более близкими к шарниру, чем к заделке и др.

Цель разработки новой конструкции ПРВП с гибкой гайкой - исключение «краевых» эффектов. Эта цель была реализована в конструкции ПРВП с цангой, установленной между сборным корпусом и оболочкой-гайкой [4].

Новая конструкция ПРВП состоит из винта 1, на наружной поверхности которого выполнена многозаходная резьба, и сборного корпуса, состоящего из двух соединяемых деталей. Первая деталь 3 сборного корпуса имеет внутренние коническую поверхность Б и кольцевую проточку В, а вторая деталь 3 - торцевую упорную поверхность Г. Детали 2 и 3 сборного корпуса соединяются крепежными винтами 4 после их относительной центровки штифтами 5 (рис. 4, 5, 6).

В сборном корпусе размещены: две втулки 3, каждая из которых имеет внутренний зубчатый венец; ролики 6; разрезную цанга 11; два сепаратора 2; тонкостенную гайку 10 с выполненным на ее торце наружным кольцевым выступом (пояском) Д. Для снижения своей жесткости кольцевой поясок прорезан вдоль оси пазами (не показаны).

Рис.4. Схема новой конструкции ПРВП с гибкой гайкой

А-А

9 8 7 Л б Б 5 i 3

Рис. 5. Схема ПРВП с гибкой гайкой осевыми плоскостями А-А (в разрезе)

В собранном положении устройства втулки 3 закреплены в торцевых расточках деталей 7 и 4 сборного корпуса. Во втулках 3 с возможностью вращения размещены сепараторы 12, зафиксированные от осевого перемещения во втулках стопорными кольцами 8, установленными во втулках 3.

Сепараторы 2 имеют отверстия, в которых торцевыми цапфами (позициями не обозначены) с зазором с возможностью вращения размещены охватывающие вал 1 ролики 6.

Для повышения нагрузочной способности, жесткости и точности устройства, количество роликов п (п>3) выбирается обычно максимально возможным.

На наружной поверхности каждого ролика 6 выполнена резьба, а на концевых участках, прямо по резьбе, нарезаны прямозубые венцы, которые зацепляются с зубчатыми венцами втулок 4 для синхронизации вращения роликов. Ролики, как правило, имеют однозаходную резьбу, которая находится в зацеплении с многозаходными резьбами винта 1 и тонкостенной гайки 10.

/

Рис. 6. Схема разрезной цангу

Тонкостенная гайка 10 расположена снаружи по отношению к роликам и по наружной поверхности охвачена разрезной цангой 11.

Разрезная цанга 9 размещена в полости детали 7 корпуса, ее коническая часть контактирует с внутренней конической поверхностью Б детали 7 корпуса, а торец разрезной цанги контактирует с торцевой упорной поверхностью Г детали 4 корпуса.

Для повышения податливости разрезной цанги 12 необходимо следующим образом назначать ее размеры(см. рис. 6):

- выбрав общее количество прорезей, определить размер а от оси отверстия до паза в окружном направлении;

- ось отверстия рекомендуется располагать на расстоянии а от торца цанги. Тогда сопряжение цанги вокруг отверстия будет равнопрочным в осевом и окружном сечениях.

Отсюда разрезные цанги преобразуют часть суммарной осевой силы Г^, создаваемую винтами 12, в суммарную радиальную силу Г^я, которая создает необходимое для деформирования гайки давление р. Вторая часть суммарной осевой силы идет на деформирование цанг. Отсюда суммарная осевая сила (сила преднагрузки), создаваемая винтами,

= Га1+ Га2. (1)

Как показали практика проектирования разрезных цанг данной конструкции и расчеты, при таком назначении размеров расстояние I, (рис. 7), будет составлять примерно 90 % от длины цанги Ь. Также для повышения податливости разрезных цанг необходимо, чтобы сопряжения вокруг отверстий у противоположных торцов цанги имели равную или близкую податливость. Для этого наружная коническая поверхность у правого в плоскости чертежа (базового) торца цанги в месте указанного сопряжения прерывается и переходит в цилиндрическую поверхность. При этом толщина разрезной цанги у правого торца на участке, где расположены отверстия, постоянна и равна ее толщине И у противоположного торца.

В собранном положении устройства внутренняя коническая поверхность Б детали 7 корпуса взаимодействует с наружной конической поверхностью разрезной цанги 11, а ее внутренняя цилиндрическая поверхность - с наружной цилиндрической поверхностью Е тонкостенной гайки 10. При этом тонкостенная гайка 10 зафиксирована в осевом положении за счет размещения ее кольцевого выступа Д в кольцевой проточке В детали 7 корпуса и за счет расположенного рядом торца втулки 3 (левой в плоскости чертежа на рис. 6).

Крепление втулок 3 в деталях 7 и 4 осуществляется стопорными винтами 9.

Расчет новой конструкции ПРВП с гибкой гайкой

1. Исходные данные. Заданы ресурсы ПРВП, его силовые и кинематические параметры, в т.ч. задана ГА,РАБ - рабочая осевая сила. По методике, представленной в работе [7], рассчитываются геометрические параметры ПРВП, в т.ч. определяются: Р - шаг резьбы деталей механизма; БГ2, ВГ4 и ВГ1 - соответственно средний, наружный и внутренний диаметры резьбы гайки; ЬГ - длина гайки.

В работе [2] было установлено, что радиальное перемещение ю гибкой оболочки-гайки должно достигать величины, равной половине допуска 7-го квалитета точности на ее средний диаметр резьбы БГ2.

2. Рекомендации.

2.1. При расчете геометрических параметров ПРВП необходимо длину ЬГ гайки округлять по ряду Яа40 в большую сторону и увеличивать полученное значение ЬГ на 5 ... 10 мм.

2.2. Предварительно рекомендуется следующее значение диаметра наружной цилиндрической поверхности оболочки-гайки:

Б- 0Г4+(4...6)*(БГ4+ Брц). (2)

199

В дальнейшем значение диаметра D уточняется прочностным расчетом оболочки-гайки, радиальное перемещение которой равно рекомендуемому значению ю. Окончательное значение D округляется по ряду Ra80 или до целого числа.

2.3. Рекомендуется посадка гайки в отверстие разрезной цанги Н8/И7. Отсюда AD - максимальный зазор между отверстием разрезной цанги и наружной цилиндрической поверхностью оболочки-гайки. Номинальный размер указанного отверстия (наружной цилиндрической поверхностью оболочки-гайки) равен D:

AD-ESu-eif, (3)

где ESu - верхнее предельное отклонение поля допуска Н8 для D цанги; eir- нижнее предельное отклонение поля допуска h7 для D гайки.

2.4. Для выступа Д гайки (см. рис. 6) следует выбирать: протяженность вдоль оси LB = 4 ... 6 мм; высоту равную размеру h разрезной цанги (см. рис. 6).

2.5. Конусность К конических поверхностей корпусных деталей и разрезных цанг должна соответствовать ГОСТ 8593-81: К = от 1...7 до 1...15. При этом угол наклона образующей конической поверхности к ее оси

aK=arctg (0,5*K). (4)

2.6. Размер h разрезной цанги необходимо определять по следующей формуле, округляя в большую сторону по ряду Ra40:

h - 0,07*D+(0,2...0,8). (5)

2.7. В зависимости от диаметра D внутренней цилиндрической поверхности цанги рекомендуемые значения общего количества n пазов (прорезей) цанги, ширины tn паза и диаметра dn (радиуса Rn = dn / 2) отверстия, которым заканчивается паз, приведены в табл. 1. Следует отметить, что общее количество n пазов составляет четное число, так как пазы попеременно выполняются с различных торцов цанги. Представленные в табл. 1 данные переработаны из рекомендаций для разрезных цанг, имеющих наружную цилиндрическую и внутреннюю коническую поверхности [8].

Таблица 1

Рекомендуемые значения общего количества п пазов (прорезей) цанги, ширины 1П паза и диаметра йП

D, мм n tn, мм Наименьшее значение dn (Rn), мм

1 2 3 4

До 20 6 1.1,2 3,6 (1,8)

Св. 20 до 30 8 1.1,2 4 (2,0)

Св. 30 до 40 10 или 12 1,2.1,6 4,5 (2,25)

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

Св. 40 до 50 12 или 14 1,2...1,6 4,8 (2,4)

Св. 50 до 65 14 или 16 1,4...2 5,3 (2,65)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Св.65 до 80 16 или 18 1,4.2 5,6 (2,8)

Св. 80 до 100 18 или 20 1,6.2,5 6,3 (3,15)

Св. 100 до 120 22 или 24 1,6.2,5 7,1 (3,55)

2.8. В сопряжениях корпус - цанга и цанга - гайка рекомендуется значение коэффициента трения / = 0,16.

2.9. Винты рекомендуется изготавливать из сталей следующих марок с твердостью не ниже 61НЯСЭ:

- ХВГ с объемной закалкой;

- 8ХВ с закалкой при индукционном нагреве;

- 20Х3МВФ с азотированием и т.д.;

ролики предлагается изготавливать из сталей марок ХВГ и ШХ15 с объемной закалкой, 12Х2Н4А с цементацией и т.д. Необходимо обеспечить примерно такую же твердость, как и у винта.

Так как оболочка - гайка и разрезная цанга должны быть гибкими, то их следует изготавливать из пружинных сталей (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики пружинных сталей

Марка стали оВ, МПа оТ, МПа Рекомендуемая твердость

65Г 1000 800

55ГС 1000 800

55С2 1300 1200

60С2 1300 1200

60СГР 1800 1600

60ХГСФ 1900 1700-1750 НЯСЭ 44-48

60ХФА 1300 1100

60ХГФА 1300 1200

60С2ХА 1800 1600

60С2ХФА 1900 1700

65С2ВА 1900 1700

3. Расчеты. При проектировании ПРВП сначала по методике [7] рассчитывается планетарный роликовинтовой механизм, затем, используя рекомендации, из условий прочности и жесткости оболочки - гайки опре-

деляются ее толщина и диаметр В наружной цилиндрической поверхности. После этого рассчитывается разрезная цанга с учетом перечисленных выше рекомендаций.

3.1. Расчет оболочки-гайки. Учитывая условия установки (закрепления) оболочки-гайки в ПРВП, можно для ее расчетов применять формулы, которые используются для расчетов плоских замкнутых круговых колец (10):

- из расчета ПРВП берем диаметры резьбы гайки ВГ2, ЭГ4, ЭГ1 и ее длину Ьг,

- определяем допуск 7-го квалитета точности на средний диаметр ЭГ2 резьбы гайки;

- вычисляем необходимое радиальное перемещение ю гайки, которое равно половине найденного в предыдущем подпункте допуска;

- используя рекомендацию 2.1, пересчитываем длину гайки ЬГ;

- согласно рекомендации 2.2 определяем предварительное значение диаметра В наружной цилиндрической поверхности гайки;

- рассчитываем условие жесткости. Используя принцип «размазывания резьбы», резьбовое отверстие гайки заменим гладким отверстием с диаметром, равным среднему диаметру ЭГ2 резьбы гайки. Тогда толщина Н и радиус Я поверхности гайки будут следующими:

Н = В - Эг2) / 2; Я = В + Эг2) / 4. (6)

Отсюда условие жесткости

ю = д*Я2 / (Е*Н*ЬГ), (7)

где д - распределенная по окружности отверстия гайки сила; Е = 2,1 х105 МПа - модуль упругости стальной гайки;

- находим условие прочности. В запас прочности резьбовое отверстие гайки заменим гладким отверстием с диаметром, равным наружному диаметру резьбы гайки ВГ4. Тогда толщина Н1и радиус Я1 боковой поверхности гайки будут

Н1 = В - Эг2) / 2; Я1 = (Э + Эг2) / 4. (8)

Отсюда условие прочности примет следующий вид:

оТ >$т* дхЯ1 / (Н1 хЬГ), (9)

где аТ - предел текучести материала гайки (см. табл. 2); 8Т - коэффициент запаса прочности;

- устанавливаем порядок расчета. Из условия жесткости, (7) определяем распределенную силу д. Подставим найденное значение д в условие прочности и вычисляем значение предела текучести аТ. Если в табл. 2 имеется пружинная сталь с таким или большим оТ, то расчет гайки закончен, и все полученные параметры будут окончательными. Если выбрать марку пружинной стали не удалось, то необходимо изменить значение диаметра В наружной цилиндрической поверхности гайки и повторить расчет. В итоге после одной или нескольких итераций получаем значение

202

Д для которого удовлетворяются условия жесткости и прочности, или делаем вывод, что для заданных исходных данных спроектировать ПРВП невозможно;

- если D найдено, то из уравнения (5) и рекомендации 2.4 определяем размеры h и LB выступа гайки и рассчитываем часть силы Fza, которая идет на деформирование гайки и выборку зазоров между резьбовыми деталями ПРВП (1):

FA^TixRjXqxftgaK+f), (10)

где /- коэффициент трения (см. рекомендацию 2.8).

3.2. Расчет разрезной цанги. Как показали исследования оправок с разрезными цангами [6], цангу условно можно разделить на сочленения и стержни. Основной вклад в податливость цанги (около 90 %) в указанных оправках вносят сочленения. При этом податливость стержней зависит от их длины. В ПРВП длина стержней в несколько раз меньше, чем в оправках с разрезными цангами, поэтому в предлагаемом расчете податливость стержней не учитывалась, так как она пренебрежимо мала. Это позволило существенно упростить ряд расчетных зависимостей:

- исходные данные. Из расчета ПРВП и оболочки-гайки имеем значения следующих параметров: со, ЬГ, Д h и LB, а из рекомендации 2.3 - AD;

- с помощью табл. 1, зная значение диаметра Д определим общее количество п пазов (прорезей) цанги, ширины tn паза, диаметра dn и радиуса Rn отверстия, которым заканчивается паз;

- длина цанги, (см. рис. 5 и 7)

L = (Lr-LB)/2; (11)

- расстояние от оси отверстия цанги до ее ближайшего торца, которое равно расстоянию от той же оси отверстия до каждого из ближайших пазов, (см. рис. 7)

а = (.к*DM) - tn/2; (12)

- нормальная к конической поверхности цанги сила, действующая на каждый ее стержень

Fc = 4 х sin2а х (AD + 2 х ш)/((1 - 2 х а)2 х cos осх 8С), (13) где а= ж/ п - половина углового шага между пазами; Se - податливость сочленения разрезной цанги, которая определяется по следующей формуле, 1 / (Нхмм)

с. _ _Axnx[a2-Rf¡)__

Or— — --/ _ м Т

Exhx

+ ■

2 х [5,3 х а3 + 0,7(а2 + R}I) + 1,3 х R2TI\ (14)

Е(Ь — 2а) X ах к X RjI-a2 + (а2 + R}I) X 1п '

- часть силы которая идет на деформирование разрезной цанги (1)

^42 — Рс х п(5таК + f X соБак), (15)

где/- коэффициент трения (см. рекомендацию 2.8).

203

Новая конструкция ПРВП с гибкой деформируемой гайкой позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с конструкциями традиционными ПРВП и с гибкими гайками.

Выводы:

1. Планетарные роликовинтовые механизмы (ПРВМ) являются в настоящее время наиболее перспективными устройствами, преобразующими вращательное движение в поступательное. Усовершенствование и разработка новых конструкций таких механизмов актуально.

2. Для повышения точности и жесткости ПРВМ необходимо компенсировать зазоры между сопрягаемыми витками резьбы гайки, роликов и винта. Для этого применяется традиционный способ, основанный на том, что гайку выполняют из двух полугаек, между которыми устанавливают компенсатор. Традиционный способ и конструкции обладают рядом недостатков.

3. Ранее было разработано новое направление по проектированию ПРВМ с гибкой гайкой. Это направление основано на том, что компенсацию зазоров между сопрягаемыми витками резьбы гайки, роликов и гайки производят за счет упругих деформаций гайки. Благодаря этому удается частично или полностью устранить ряд недостатков, присущих традиционным конструкциям.

4. Разработанная новая конструкция ПРВМ с гибкой гайкой (на которую подана заявка на патент РФ) имеет целый ряд достоинств: проще компенсируются зазоры между сопрягаемыми витками резьбы деталей механизма; длину гайки можно выбирать только из конструктивных соображений; при деформации гайки отсутствуют «краевые» эффекты и т.д.

5. Новая конструкция ПРВМ расширяет гамму перспективных конструкций ПРВМ и в дальнейшем может найти рациональные области применения.

Список литературы

1. Решетов Д.Н. Детали машин: учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1989. 496 с.

2. Блинов Д.С. Новое направление в проектировании планетарных роликовинтовых передач // Вестник МГТУ. Машиностроение. 2001. № 4. С. 52 - 61.

3. Бояршинов С.В. Основы строительной механики машин. М.: Машиностроение, 1973. 456 с.

4. Заявка на пат. № 2015141579 РФ. Устройство для преобразования вращательного движения в поступательное движение / Д.С. Блинов, А. Г. Варочко, А.С. Носов // 2015.

5. Атлас конструкций узлов и деталей машин: учеб. пособие / под ред. О.А. Ряховского. М.: Изд-во МГТУ, 2005. 384 с.

6. Блинов Д.С., Шатилов А. А. Точные гибкие оправки. М.: Машиностроение, 1987. 44 с.

7. Определение размеров и полей допусков для основных деталей планетарных роликовинтовых передач / Д.С. Блинов, О.А. Ряховский, П.А. Соколов [и др.] // Приложение. Справочник. Инженерный журнал. 2006. № 7. 24 с.

8. Прочность, устойчивость, колебания: справочник в 3-х т. / под ред. И.А. Биргера, Я.Г. Пановко. М.: Машиностроение. Т. 1. 1968. 832 с.

9. Способ измерения рабочих поверхностей ходовых резьб и обработка полученных результатов / Д.С.Блинов, О.А.Ряховский, П.А.Соколов [и др.] // Вестник машиностроения. 1997. № 2. С. 7 - 9.

10. Способ измерения профилей резьб роликов планетарных роли-ко-винтовых передач и обработка результатов / Д.С. Блинов, О.А. Ряховский, П.А. Соколов [и др.] // Вестник машиностроения. 1998. № 7. С. 26 - 29.

Егоров Олег Владимирович, канд. техн. наук, директор, tsenkiarussian. space, Россия, Москва, Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор»,

Блинов Дмитрий Сергеевич, д-р техн. наук, проф., dmitriyhlinov a mail.ru, Россия, Москва, ФГБОУ ВПО МГТУ им. Н.Э. Баумана»,

Носов Александр Сергеевич, соискатель, alekstamhova mail.ru, Россия, Москва, Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - «КБ «Мотор»

CREA TION OF PLANETARY ROLLER SCREWS GEARS HIGH PRECISION O.V. Egorov, D.S. Blinov, A.S. Nosov

The article presents theoretical and experimental fundamentals for the creation of driving gear with actuating mechanism based on planetary roller driveto enhance the fidelity of the specified motion law and velocity performance of the support equipment actuators and engineering systems of missile and rocket-space complexes, as well as for large mass missi-lescomplex tests. Thus, mathematical modeling of electromechanical actuatorwithplanetary roller drive with mockup test on assembly and coupling tilting device will allow creating electromechanical actuator with improved technical and operational characteristics ofspace vehicle ascent unittilting device for superheavy class missile that mayallow reducing the probability of emergency situations duringconductinggovernment and commercial space programs.

Key words: electromechanical actuator, roller drive, reliability, enhancing fidelity, assembly and coupling equipment.

Egorov Oleg Vladimirovich, candidate of technical sciences, tsenkiarussian.space, Russia, Moscow, head section of FSUE "TsENKI" - "KB" Motor",

Blinov Dmitry Sergeevich, doctor of technical sciences, professor, dmitr^M^ nov@mail.ru, Russia, Moscow, MSTU named after N.E. Bauman,

Nosov Alexander Sergeyevich, the competitor, alekstambovamail.ru, Russia, Moscow, head section of FSUE "TsENKI" - "KB" Motor"

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.