УДК 372.857 ББК 74.489
РАЗРАБОТКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ MOODLE НА МОДЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
I А.Г. Московкина, М.С. Вальдес Одриосола
198
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - разработке и использованию Рейтинг-плана в вузовской практике для оценки знаний студентов-дефектологов по дисциплине «Основы генетики». Технология, описанная в статье, использовалась в условиях виртуальной обучающей среды MOODLE, основными принципами которой являлись наглядность и «педагогика социального конструктивизма» П. Бергера, Т. Лукмана. Виртуальная обучающая среда MOODLE использовалась преподавателем в качестве дополнения к аудиторным занятиям, но в случае необходимости могла быть использована и для организации дистанционного обучения. В статье даются рекомендации по использованию технологии балльно-рейтингового проектирования для формирования у студентов различных компетенций в рамках данной учебной дисциплины. Например, таких, как обобщение и систематизация знаний, формирование навыков коллективной работы и выполнение индивидуальных творческих заданий на предложенную тему.
Ключевые слова: Рейтинг-план, балльно-рейтинговая система, виртуальная обучающая среда MOODLE, технология оценки усвоения знаний, учебный курс «Основы генетики».
DEVELOPMENT OF POINT-RATING SYSTEM OF ASSESSMENT USING A VIRTUAL PROGRAMME (MOODLE) ON THE MODEL OF THE COURSE "FUNDAMENTALS OF GENETICS"
I A.G. Moskovkina, M.S. Valdes Odriosola
Abstract. The article is devoted to the development of Rating Plan in University practice proposed on the model of the course "Fundamentals of genetics" and designed for the students of Defectology faculty. The technology described in the article is based on the use of the virtual learning environment (MOODLE), which is based on the visibility, as well as the principles of "Social Constructivist Pedagogy" of P. Berger and T. Luckmann. MOODLE can be used by the teacher
in addition to the classroom training and distance learning. The article also provides recommendations for the use of Point-Rating system design to develop in students various competencies within the study of this discipline, such as generalization and systematization of knowledge, skills, teamwork and creative performance of individual tasks.
Keywords: Rating Plan, Point-Rating system, virtual learning environment (MOODLE), technology of assessment of knowledge outcome, training course "Fundamentals of genetics".
Специалисты-дефектологи, владеющие основами генетики, востребованы в детских образовательных и медицинских учреждениях, так как значительная часть всех случаев нарушений развития у детей имеют генетическое происхождение, что накладывает отпечаток на весь ход развития ребенка. Учет этих особенностей повышает эффективность разрабатываемых программ воспитания и обучения [1, с. 5] .
Изучение основ генетики является сложной методической и социально-психологической проблемой. Как показывает практика, полезным дополнительным к учебникам и учебным пособиям инструментом повышения мотивации к усвоению учебного материала является наглядность, в частности, видеоматериалы в форме медиапрезента-ций и медиавидеосюжетов. В своей речи «О мастерском пользовании книгами — наилучшими инструментами развития природных дарований», которая произнесена в Шарош-Потакской гимназии, Я.А. Коменский говорил о книгах как наилучших инструментах, способствующих развитию ребенка [2, с. 33-34]. С тех пор прошло более 360 лет и на роль «Лучшего инструмента» стал претендовать компью-
тер [3], а наглядные формы обучения поднялись на новый уровень.
Обучение начинается с чувственного познания. Никого сейчас не надо убеждать в том, что для успешного обучения детей с ОВЗ необходима наглядность, а педагог должен владеть компьютерными технологиями. Это справедливо для всех категорий учащихся, и студенты не являются исключением. Роль наглядности подтверждается многовековым педагогическим опытом всего человечества. В настоящее время наглядность используется в различных образовательных системах, где применяются разные образовательные концепции и парадигмы разными поколениями педагогов, которых объединяет понимание требований, предъявляемых к наглядности и необходимость наглядности в образовательном процессе. Однако это вовсе не означает, что данная проблема давно решена.
Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает процесс практической педагогической деятельности, но сразу не приводит к полному решению всех проблем обучения с помощью технических средств. И необходимо следить, чтобы не возникла ситу-
199
200
ация, когда увлеченность формой предъявления материала может повредить пониманию содержания и достижению целей обучения.
В вузовской практике одной из важных проблем является объективная оценка полученных студентом знаний. На смену традиционной оценке результатов обучения приходит рейтинговая система, рассматривающаяся как наиболее объективная шкала оценки качества и объема знаний студентов, позволяющая определить индивидуальный рейтинг каждого из этих показателей. Рейтинг — это некая числовая величина, выраженная по многобалльной системе и суммарно характеризующая не только успеваемость и качество знания студентов, но также активность их участия в учебном процессе [4, с. 457-459]. Но именно применение баллов в оценке выполнения различных заданий придает процессу рейтингового оценивания более объективный характер [5].
Следует отметить, что в России с 1837 г. существует пятибалльная система оценки успеваемости: слабые успехи (1), посредственные успехи (2), достаточные успехи (3), хорошие (4) и отличные успехи (5), — представляющая собой реальный учебный рейтинг, хотя этот термин в рамках данной системы и не используется. В настоящее время формат итоговой оценки учебных достижений опирается на традиционную шкалу, а рейтингование касается только первых стадий процесса оценивания [там же].
Основной целью балльно-рейтин-говой системы, в рамках которой проставляются баллы, является определение уровня качества и успешности
освоения студентом учебной дисциплины с помощью балльных оценок и рейтинга [6, с. 579]. Сумма баллов за каждое задание определяется в зависимости от его сложности. Но, как показывает опыт работы, для удобства аттестации, наивысшую итоговую суммарную оценку следует определить в 100 баллов.
В настоящее время функциям балльно-рейтинговой системы придается большое значение. Они не ограничиваются только оценкой знаний студентов, но рассматриваются как фактор повышения уровня качества образовательной деятельности университета в целом [там же]. Это определяется задачами балль-но-рейтинговых технологий [там же, с. 579-580; 5]:
• повышение роли и увеличение доли самостоятельной работы студентов, ее форм, объема и количества;
• повышение интереса и мотивации студентов к усвоению учебного материала, овладению необходимыми компетенциями, знаниями и умениями по дисциплине;
• совершенствование организации учебного процесса, увеличение разнообразия форм индивидуальной работы со студентами;
• организация в течение всего семестра непрерывного мониторинга работы студентов посредством различных заданий;
• осуществление студентами постоянного контроля за своей успеваемостью;
• получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения каждого студента с целью морального поощрения студентов.
• снижение стрессогенности экзаменов, исключение роли случайности в процессе итоговой аттестации.
Однако, как показывает опыт работы, использование балльно-рейтин-говой системы в работе со студентами сопряжено с целым рядом имеет свои особенности. В том числе, процесс набора баллов студентами может сводиться к формальному выполнению заданий с целью автоматического получения экзамена или зачета без должного интереса к изучаемой дисциплине в целом. Решению вышеперечисленных задач наиболее соответствует работа в виртуальной обучающей среде MOODLE [7]. Система MOODLE реализует философию «пеи дагогики социального конструктивизма», где процесс конструирования повседневной реальности включает в себя такие элементы как интернали-зация, «основа понимания, во-первых, окружающих меня людей, а во-вторых, мира как значимой социальной реальности» и идентификация, то есть способность индивида участвовать в социальных взаимодействиях, на основе приобретенного им в процессе интернализации образа социального мира (П. Бергер, Т. Лукман) [8, с. 211]. Таким образом, система MOODLE ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, а также между студентами, подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.
Для курса «Основы генетики» с учетом степени его сложности нами была предложена система заданий, направленная на:
• определение уровня знаний перед прохождением курса и по его
завершении — входной срез знаний, тренировочное и итоговое тестирование в системе MOODLE;
• групповую работу студентов — подготовку презентаций учебных проектов по основным разделам курса, учет посещений и активности на практических занятиях;
• индивидуальное творческое задание — написание рецензии на визуальные материалы, представленные в системе MOODLE.
Также предусмотрен ряд дополнительных заданий (информационный проект, аннотированный список, кроссворд, кейсы) для студентов, желающих повысить свой рейтинг, рассчитанных на решение тех же основных задач.
Электронный курс «Основы генетики» в системе MOODLE является не замещающим, а только дополняющим аудиторные занятия курсом. Электронный курс позволяет студенту в удобное для него время еще раз познакомиться с учебными материалами, представленными в разных форматах — презентациями и тематическими видеороликами, доступными через MOODLE и размещенными на YouTube и специи ализированных сайтах, дать оценку видеоматериалам, а также решить тренировочные и итоговые тесты по теме занятий.
Курс изучается последовательно в течение одного семестра в соответствии с программой и учебным пособием по данному предмету. У преподавателя имеется доступ к информации о сроках, количестве проведенного времени в MOODLE каждого студента, а также об удачных и неудачных попытках прохождения тренировочных тестов. Анализ такой
201
ВЕК
202
информации может служить для назначения рейтинговых бонусов для прилежных студентов или рейтинговых штрафов для нерадивых студентов. По итогам всего курса выставляется итоговая оценка в рейтинговых баллах.
Для работы над учебным проектом студентами создаются мини-группы и распределяются темы, соответствующие разделам программы и учебного пособия. Результаты работы над проектом студенты каждой мини-группы представляют в виде презентации (Power Point) и сопровождающего текста (Word). Преподаватель проводит однократную консультацию по работе с КЙЖ* дой мини-группой.
Приступая к выполнению презентации (учебного проекта), студенты должны ознакомиться с теоретическим материалом по всем предложенным вопросам. Для ответа на тот или другой вопрос можно воспользоваться основной (учебники, учебные пособия) и дополнительной литературой, например, результатами научных исследований по данной тематике, научной литературой, докладами на конференциях и съездах.
К ответам на вопросы тестов, представленных в электронном курсе системы MOODLE, студент может прин ступать только после глубокого изучения материала и его осмысления.
Рецензия на видеоматериалы (медиапрезентации и видеосюжеты и др.) — это оценочный критический анализ. Рецензирование может включать, с одной стороны, краткую характеристику взглядов автора научного произведения на проблему наглядности в учебном процессе, а с другой, если они изменены, — развер-
нутую и аргументированную формулировку отношения рецензента к тому, как они реализованы в рецензируемом произведении [9]. Рецензия на наглядный материал является самостоятельным жанром и предполагает наличие у рецензента определенного уровня знаний в данной области, а также требует творческого подхода к самому процессу рецензирования.
Рецензия обычно состоит из трех разделов:
• общая характеристика рецензируемого наглядного материала;
• критический анализ рецензируемого материала;
• заключение.
Первая часть, как правило, включает оценку рецензируемого материала. Это реализуется в контексте общемировых и российских тенденций в развитии генетики и современной науки в целом, состояния общественного сознания. Отмечается научно-познавательная значимость рецензируемого материала (ключевые концептуальные особенности произведения, специфика авторской гипотезы, ее соответствие общепринятым подходам, методологическая направленность работы и т.п.). Указываются структурные особенности рецензируемого материала, основные содержательные линии, используемой автором визуальной базы. Здесь же кратко характеризуются промежуточные и итоговые выводы, сделанные автором рецензируемого материала. Таким образом, первая часть рецензии призвана комплексно и схематично показать основное содержание рецензируемой наглядности, воспроизвести авторскую логику и концептуальную направленность произведения.
Во второй части научной рецензии в формате замечаний приводятся оценочные суждения рецензента. Основанием замечаний могут быть концептуальные особенности рецензируемого произведения, интерпретация автором тех или иных событий с помощью логики изложения и структурной композиции работы и красочности художественного сопровождения с помощью презентаций и видеороликов.
В заключительной части дается обобщающая оценка функциональной значимости рецензируемого произведения: медиапрезентации или видеосюжета.
При разработке балльной оценки знаний мы учли особенности данной системы работы. За максимальное количество баллов мы взяли величину 100 единиц, при которой суммарная оценка 86-100 означает автоматическое получение зачета, а 50 баллов — допуск к зачету. При определении количества баллов за каждое задание учитывалась его трудоемкость и значимость для освоения данной дисциплины. Также, при работе со студентами очной формы обучения в системе MOODLE, которая является дистанционной, важным параметрами объективности оценки работы за семестр являются посещение занятий (7-14 баллов) и умение студен -тов слушать и задавать вопросы своим коллегам (активность на занятиях — 5-10 баллов). Входной срез знаний оценивается в 6-12 баллов. Учебный проект и итоговое тестирование оцениваются в 13-26 баллов, а рецензия в 6-12 баллов. За дополнительные задания студент суммарно не может получить более 30 баллов.
Как показывает опыт работы, студенты, прошедшие курс обучения
основам генетики с использованием балльно-рейтинговой системы посредством обучающей виртуальной среды MOODLE, не только показали высокие результаты итогового тестирования (по сравнению с входным срезом), но и сделали оригинальные проекты с использованием обширной литературы, написали рецензии, демонстрирующие глубокое знание дисциплины, не утратили интерес к данному предмету, продолжая пользоваться виртуальным контентом курса для самостоятельного изучения уже после получения зачета.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Московкина А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии [Текст] / А.Г. Московина, Н.И. Орлова / Под ред. проф. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2015.
2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 [Текст] / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982.
3. Концевой, М.П. «Парадоксы» дидактической наглядности [Электронный ресурс] / М.П. Концевой. -URL: http://biblio.narod. ru/gyrnal/ statyi/paradoks-metod-nag.htm ¿Uu (дата обращения: 15.08.2015).
4. Опрятов, В.И. Внедрение балльно-рей-тинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» [Текст] / В.И. Опрятов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. -№ 5. - С. 457-459.
5. Пономарев, М.В. Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов: проблемы и технологии проектирования. Материалы для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава [Электронный ресурс] / М.В. Пономарев. - URL: http://www. studfiles.ru/preview/4465732/ (дата обращения: 10.08.2015).
6. Тарасенко, О.В. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза [Текст] / О.В. Тарасенко, Ж.А. Димидинюк // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 579-580.
7. MOODLE. - URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 25.08.2015).
8. Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 211 с.
9. Требования к составлению и содержанию рецензии [Электронный ресурс]. - URL: http://do-portal.ua.kg/index.php/ ru/?r=course/view&id=110 (дата обращения: 25.08.2015).
REFERENCES:
1. Berger P., Luckmann T., Socialnoe konstru-irovanie realnosti, Moscow, Medium, 1995, 211 p. (in Russian)
2. MOODIE, available at: https://moodle.org/ (accessed: 25.08.2015). (in Russian)
3. Komensky Ja.A., Izbrannye pedagogicheskie sochinenija, Vol. 2, Moscow, Pedagogika, 1982. (in Russian)
4. Koncevoj M.P., "Paradoksy" didakticheskoj nagljadnosti, available at: http://biblio. narod.ru/gyrnal/statyi/paradoks-metod-nag. htm (accessed: 15.08.2015). (in Russian)
5. Moskovkina A.G., Orlova N.I., Kliniko-ge-neticheskie osnovy detskoj defektologii, ed. V.I. Seliverstova, Moscow, VLADOS, 2015. (in Russian)
6. Oprjatov V.I., Vnedrenie ballno-rejtingovoj sistemy ocenki znanij studentov v FGBOU VPO "Orlovskij gosudarstvennyj univer-sitet", Uchenye zapiski Orlovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: gumani-tarnye i socialnye nauki, 2012, No. 5, pp. 457-459. (in Russian)
7. Ponomarev M.V., Ballno-rejtingovaja sistema ocenivanija uchebnyh dostizhenij studentov: problemy i tehnologii proektirovanija. Materialy dlja povyshenija kvalifikacii pro-fessorsko-prepodavatelskogo sostava, available at: http://www.studfiles.ru/preview/44 65732/ (accessed: 10.08.2015). (in Russian)
8. Tarasenko O.V., Dimidinjuk Zh.A., Ballno-rejtingovaja sistema ocenivanija znanij stu-dentov v uslovijah agrarnogo vuza, Molodoj uchenyj, 2014, No. 1, pp. 579-580. (in Russian)
9. Trebovanija k sostavleniju i soderzhaniju re-cenzii, available at: http://do-portal.ua.kg/in-dex.php/ru/?r=course/view&id=110 (accessed: 25.08.2015). (in Russian)
204 Московкина Алла Григорьевна, профессор, кафедра дошкольной дефектологии, Институт детства, Московский государственный педагогический университет, ag.moskovina@mpgu.edu
Moskovkina A.G., Professor, Preschool Defectology Department, Institute of the Childhood, Moscow State University of Education, ag.moskovina@mpgu.edu.
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, аспирантка, кафедра философии, культурологии и политологии, Московский гуманитарный университет; член Союза художников России, odriosola@gmail.com
Valdes Odriosola M.S, Post-graduate Student, Philosophy, Cultural and Political Science Department, Moscow University for the Humanities; Member of Union of Artists of Russia, odriosola@gmail.com.