Научная статья на тему 'Разработка автоматизированной системы итеративного контроля технического состояния систем двигателя автомобиля'

Разработка автоматизированной системы итеративного контроля технического состояния систем двигателя автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
281
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТЕРАТИВНЫЙ МЕТОД / АЛГОРИТМ / ПАРАМЕТР / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / іТЕРАТИВНИЙ МЕТОД / ТЕХНіЧНИЙ СТАН / ITERATIVE METHOD / ALGORITHM / PARAMETER / TECHNICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тыманюк К.С., Костенко В.Л.

В статье рассмотрены результаты исследований по созданию автоматизированной системы, реализующей итеративный метод контроля технического состояния двигателя транспортного средства, которая позволяет выбрать необходимое сочетание операций контроля для сокращения времени процедуры диагностики. Предложен алгоритм диагностики для автоматизированной системы контроля технического состояния двигателя транспортного средства. Результаты исследований апробированы в условиях коммерческого сервиса легковых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тыманюк К.С., Костенко В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of automated system of iterative control of vehicle engine technical condition

The article describes the results of studies on the creation of automated system implemented an iterative method for monitoring vehicle engine technical condition, which allows to choose the right combination of control operations to reduce the time of diagnosis procedures. Diagnostic algorithm for automated control of vehicle engine technical condition is proposed. It is shows a part of the experimental data on the tests of automated system of iterative control. The main aim of these studies is to provide an automated control system and the algorithm of its work to be able to reduce production time required to carry out diagnostic operations and monitoring the technical condition of the internal combustion engine by using an iterative approach to the construction of diagnostic operations. The current diagnostic systems to evaluation of the technical condition of the internal combustion engine usually base on a consistent implementation of the developed diagnostic operations. This article discusses the possibility of optimizing the diagnostic operations by eliminating redundant information about the condition. It is proposed an iterative method for monitoring the vehicle engine technical condition. The method can significantly reduce the time of diagnosis and is sufficiently informative for the possibility of adopting diagnostician operator decision on the need for further maintenance or repair operations. The obtained results can be used in a commercial car service. The authors of this study suggest the use of an iterative method for the formation of a program of diagnostic tests for each type of engine.

Текст научной работы на тему «Разработка автоматизированной системы итеративного контроля технического состояния систем двигателя автомобиля»

2. Ryan, T. P. Statistical Methods for Quality Improvement [Text] / T. P. Ryan. — Ed. 3. — New York: Wiley, 2011. — 704 p. doi:10.1002/9781118058114

3. Тихонов, В. И. Случайные процессы. Примеры и задачи [Текст]. Т. 2. Линейные и нелинейные преобразования: учеб. пос.; в 4-х т. / В. И. Тихонов, Б. И. Шахтарин, В. В. Сизых. — М.: Радио и связь, 2004. — 400 с.

4. Гихман, И. И. Теория случайных процессов [Текст] / И. И. Гих-ман, А. В. Скороход. — М.: Книга по требованию, 2012. — 664 с.

5. Вентцель, Е. С. Теория вероятностей и ее инженерные приложения [Текст]: учеб. пос. / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. — М.: Высшая школа, 2007. — 490 с.

6. Щапов, П. Ф. Планирование профилактического контроля маслонаполненного энергетического оборудования для выявления процессов старения с заданной достоверностью принятия решений [Текст] / П. Ф. Щапов // Электротехника и электромеханика. — 2005. — № 3. — С. 65-68.

7. Левин, Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники [Текст]: в 3-х кн. / Б. Р. Левин. — М.: Советское радио, 1976. — Кн. 3. — 288 с.

8. Круглов, В. М. Случайные процессы [Текст]: учебник / В. М. Круглов. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 336 с.

9. Шахтарин, Б. И. Случайные процессы в радиотехнике [Текст]. Т. 1. Линейные преобразования / Б. И. Шахтарин. — М.: Горячая линия-Телеком, 2010. — 520 с.

10. Чашкин, Ю. Р. Математическая статистика. Анализ и обработка данных [Текст]: учеб. пос. / Ю. Р. Чашкин; под ред. С. Н. Смоленского. — М.: Феникс, 2010. — 236 с.

11. Артюх, С. Ф. Оценка параметров случайных процессов загрязнения окружающей среды энергетическими предприятиями [Текст] / С. Ф. Артюх, Н. А. Любимова // Вю-ник НТУ «ХП1». — 2014. — № 24(1067). — С. 11-16.

ПЛАНУВАИИЯ КОНТРОЛЮ ПОРУШЕИЬ СТАЦШНАРНОСТ! ПОТОКУ ВИКИД1В В1ДХОД1В ПРИ Ф1КС0ВАН0МУ ЧАС1 СП0СТЕРЕЖЕННЯ

В даному дослщжент розглядаеться можливють плану-вання контролю порушень стащонарност потоку виквддв ди-мових газiв ТЕС у реальних умовах при фшсованому чаи дослщження. Запропонована можливють корекцй недоско-налост шформацшних технологш за рахунок використання контрольно-попереджувальних штервашв. Це дозволить тдви-щити якють контролю, його вiрогiднiсть, зменшити помилки та екош^чш витрати.

Ключовi слова: контроль, викиди, забруднення, час, конт-рольно-попереджувальний штервал, статистична значущють, вiрогiднiсть.

Любимова Нина Александровна, доктор технических наук, профессор, кафедра механизации и электрификации сельскохозяйственного производства, Харьковский национальный аграрный университет им. В. В. Докучаева, Украина, e-mail: n.lioubimova@mail.ru.

Любимова Нта fMeKcaHdpieHa, доктор техтчних наук, про-фесор, кафедра мехатзацп та електрифжацп сшьськогоспо-дарського виробництва, Хартвський нащональний аграрний утверситет 1м. В. В. Докучаева, Украта.

Lyubymova Nina, Kharkiv National Agriculture University named after V. V. Dokuchaev, Ukraine, e-mail: n.lioubimova@mail.ru

УДК 006.91

001: 10.15587/2312-8372.2016.59871

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИТЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

В статье рассмотрены результаты исследований по созданию автоматизированной системы, реализующей итеративный метод контроля технического состояния двигателя транспортного средства, которая позволяет выбрать необходимое сочетание операций контроля для сокращения времени процедуры диагностики. Предложен алгоритм диагностики для автоматизированной системы контроля технического состояния двигателя транспортного средства. Результаты исследований апробированы в условиях коммерческого сервиса легковых автомобилей.

Ключевые слова: итеративный метод, алгоритм, параметр, техническое состояние.

Тыманюк К. С., Костенко В. Л.

1. Введение

Неразрушающий контроль и диагностика является одним из наиболее востребованных инструментов для проведения оценки состояния агрегатов автомобиля во время сервисного обслуживания. Современный автомобильный двигатель состоит из ряда систем, нарушение функционирования которых ведет к взаимному изменению информации о состоянии каждой системы в отдельности, что вызывает сложность при выборе необходимых методов контроля технического состояния и необходимость применения новых алгоритмов и методик контроля и диагностики [1].

При этом, несмотря на широкое применение многофункциональных диагностических комплексов для диагностики систем автомобильного двигателя в условиях технического сервиса, они не лишены недостатков связанных с длительны временем оценки технического состояния. Однако многие диагностические процедуры дублируют данные о параметрах работы систем двигателя внутреннего сгорания (ДВС), это может служить основой для сокращения диагностических операций путем совмещения взаимодополняющих методов.

Таким образом актуальным является анализ диагностических методов и выбор необходимых параметров для оценки технического состояния автомобильного

транспортного средства. С целью сокращения времени контроля и диагностики технического состояния целесообразно использование итеративного метода контроля.

2. Анализ литературных данных и постановка проблемы

Текущее развитие средств и методов диагностики технического состояния связывают прежде всего с необходимостью повышения точности результатов диагностирования. Существующие в настоящее время диагностические комплексы для оценки технического состояния ДВС автомобиля, базируются как правило на последовательном выполнении разработанных диагностических операций [2].

Вместе с тем анализ литературных данных и норм времени на выполнение операции [3], а также результаты ранее проведенных теоретических и экспериментальных исследований методик экспресс-диагностики ДВС [4] позволили сделать вывод, что не все проведенные операции контроля имеют достаточную информативную ценность, при этом наиболее информативными являются около 20-30 %. Существующая необходимость в настоящее время оптимизации диагностики для повышения эффективности операций контроля может быть разрешена при помощи итеративного подхода с непрерывным анализом получаемых результатов и коррекцией предыдущих результатов диагностических тестов контроля технического состояния ДВС.

3. объект, цель и задачи исследования

Объектом исследований является метод итеративного контроля ДВС.

Целью данных исследований является создание автоматизированной системы контроля [5] и алгоритма, для получения возможности сокращения необходимого

фонда рабочего времени на проведение операций диагностики и контроля технического состояния ДВС, при помощи использования итеративного подхода к построению диагностических операций.

Для достижения поставленных целей необходимо:

1. Построить гибкую автоматизированную систему итеративного контроля (АСИК), содержащую необходимые средства и методы для измерений ключевых параметров функционирования ДВС, обладающую такими качествами:

— распознание текущего состояния ДВС и его элементов, каких как цилиндропоршневая группа (ЦПГ) и газораспределительный механизм (ГРМ);

— обеспечение достаточной информации для формирования необходимых операций технического сервиса ДВС;

— возможность прогнозирования остаточного ресурса работы двигателя.

2. Сформировать алгоритм работы АСИК.

3. Провести испытания АСИК для целей диагностики двигателя автомобиля.

Целью работы является также обеспечение современных средств инструментального контроля технического состояния агрегатов.

4. методы контроля технического состояния двигателя

Рассмотрим методы диагностики ДВС [6] независимые от бортовой диагностики OBD (On-Board Diagnostic), которая на данный момент не предусматривает контроля технического состояния механической части двигателя.

В табл. 1 приведена часть методов диагностики технического состояния, которые могут быть реализованы в автоматизированной системе контроля технического состояния ДВС, а также их сравнение.

таблица 1

№ п/п Название метода Реализуемый принцип Достоинства метода Недостатки метода

1 Метод диагностики ДВС по параметрам вибрации [7] Производятся измерения при помощи комплекта датчиков вибрации, оценивается допустимый уровень вибрации, а также проводится анализ спектра сигналов Обладает большим потенциалом, так как позволит в перспективе определять с высокой точностью неисправность в случаях, где иные методы малоэффективны Высокие требования к квалификации оператора и необходимость тщательного закрепления датчиков вибрации

2 Метод оптического контроля [8] Эндоскопия двигателя проводится для оценки величины износа и определения поломок в ЦПГ Не требует высокой квалификации оператора, несложен в освоении Недостатком метода является субъективность, так как оценку технического состояния выполняет непосредственно оператор

3 Метод утечек [9] Производятся измерения при помощи пневмотестера, оценивает герметичность надпоршневого пространства, она определяется по падению давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие (на бензиновом двигателе) или отверстие для форсунки (на дизельном двигателе) Не требует высокой квалификации оператора, несложен в освоении, является одним из самых распространенных методов Недостатком метода является невысокая информативность теста для выявления не только проблемных цилиндров, но и первопричины недостаточного давления

4 Метод диагностики ДВС основанный на изменении угловой скорости коленчатого вала [10] Позволяет найти цилиндр с пониженной компрессией, без частичного разбора двигателя Высокая оперативность получения диагностических данных, может быть интегрирован в бортовую систему диагностики, без существенного изменения конструкции Требует большой компетентности и опыта в анализе получаемой информации с целью определения неисправностей двигателя

5 Метод оценки относительной компрессии по току стартера [11] Этот метод позволяет провести оценку технического состояния двигателя ни прибегая к частичной разборке двигателя и определить дефектный цилиндр основываясь на разнице относительной компрессии Высокая оперативность, не требует частичной разборки Недостатком метода является невозможность количественно оценить степень износа ЦПГ

Методы диагностики технического состояния ДВС

Опыт проведения диагностики двигателя с учетом экспертной оценки показывает, что из рассмотренных методов основную информационную составляющую (около 80 % важной информации) несут методы: оптического контроля и относительной компрессии. Кроме методов контроля по параметрам вибрации и оптического остальные обладают общим недостатком — несоответствие состояния ГРМ годному ведет к снижению информативности метода контроля по отношению к состоянию ЦПГ, таким образом достоверность данных методов зависима и от состояния ГРМ, так как они базируются на параметре герметичности цилиндров. Для исправления данного недостатка может служить сочетание методов, базирующихся на герметичности цилиндров с параметром оптического контроля над-поршневого пространства ДВС, при котором возможно визуально оценить состояние элементов ГРМ.

5. Описание итеративного метода контроля

Так как отдельно каждый из методов не всегда удовлетворяет описанным выше требованиям было решено использовать их оптимальную комбинацию, выбор которой осуществляет АСИК. В результате анализа существующих методов для экспериментальных исследований диагностических параметров, в рамках данной работы, АСИК для двигателя BMW 523 выбрала сочетание методов: метод измерения относительной компрессии по току стартера и метод оптического контроля.

На рис. 1 приведена структурная схема АСИК которая содержит такие измерительные каналы как: напряжение бортовой сети и слаботочные сигналы датчиков 12-24 В; температура 0-160 °С; токовый датчик типа «клещи» для получения сигнала стартерного тока; датчики низкочастотной, высокочастотной и ультразвуковой вибрации для поиска и локализации дефектов

механизмов ДВС; датчики давления для измерения разряжения во впускном коллекторе, а также давления впрыска и индикаторного давления в цилиндрах; комплект бесконтактных датчиков системы зажигания и емкостной датчик работы первого цилиндра; видеозонд для эндоскопирования цилиндров. Работа измерительных каналов и анализ получаемых данных обеспечены возможностями специализированного ПО.

На рис. 2 приведен, задействованный в АСИК, укрупненный алгоритм диагностики двигателя, в описанном в данной работе случае, включающий в себя экспресс-контроль ЦПГ и ГРМ двигателя, состоящий из оценки относительной компрессии (первая ступень) и технического эндоскопирования (вторая ступень). Первая ступень представляет собой тест относительной компрессии и при наличии отклонений на диаграмме относительной компрессии более чем на 10-15 % между минимальным и максимальным значением компрессии в разных цилиндрах или выходе за зону допустимых значений для данного типа двигателя или недостаточности информации для определения технического состояния — выполняется вторая ступень диагностики. Проводится техническое эндоскопирование камеры сгорания и надпоршневого пространства с целью выявления дефектов и неисправностей. Первая ступень алгоритма реализуется следующим образом: в процессе прокрутки двигателя стартером (без запуска двигателя) регистрируется осциллограмма потребляемого стартером тока. Чем герметичнее надпоршневое пространство цилиндра, тем больше максимальное давление сжимаемого при прокрутке двигателя стартером воздуха (смеси), тем больше сопротивление вращению двигателя, когда данный цилиндр находится в фазе сжатия, и тем больший ток потребляет стартер для проворачивания коленчатого вала. Для цилиндров двигателя с одинаковой компрессией характерна одинаковая амплитуда пульсаций стартерного тока.

Рис. 1. Структурная схема АСИК

Рис. 2. Алгоритм диагностики двигателя, реализуемый АСИК

При снижении компрессии в отдельных цилиндрах наблюдается уменьшение амплитуды пульсаций тока. Повышенная частота вращения коленчатого вала при пониженном потреблении тока стартером указывают на плохую компрессию во всех цилиндрах. Показания частоты вращения менее 150-200 об/мин указывают на возможную низкую степень заряда аккумулятора или неисправность стартера, либо повышенное сопротивление вращению механической части двигателя.

Вторая ступень представляет собой визуальный контроль при помощи видеозонда дефектных цилиндров выявленных при выполнении первой ступени алгоритма. Во время данной операции определяется исправность

механизма ГРМ, а также состояние зеркала цилиндра. Исходя из анализа данных визуального контроля состояния элементов оператором-диагностом делается вывод о возможной причине дефекта в диагностируемом цилиндре и техническом состоянии двигателя.

6. Результаты экспериментальной

диагностики ДВС с помощью системы АСИК

В табл. 2 приведены результаты контроля технического состояния двигателя при помощи системы АСИК.

Таблица 2

Результаты контроля ДВС с помощью системы АСИК

№ п/п Марка автомобиля Пробег Тест по первому методу Тест по второму методу Углублен-ная диагностика Необходимые процедуры сервиса или ремонта Заключение Сокращение времени принятия решения при диагностике, %

1 BMW 523 50 тыс. км Тест относительной компресии Значение Соот-вет-ствие норме Эндоскопирование камеры сгорания и надпоршневого пространства Соот-вет-ствие норме Не требуется Не требуются Возможна дальнейшая эксплуатация 21 %

Частота вращения, мин-1 214 да Зеркало цилинра да

Температура масла, °С 87 да Состояние клапанов да

Напряжение акк. батареи 12,4 да Состояние маслосъ-емных колпачков да

Ток стартера, А -145 да Нагар на поверхности камеры сгорания да

Сжатие для каждого цилиндра, А a-60; b-56; c-51; d-58; e-52; f-52 да

Окончание табл. 2

№ п/п Марка автомобиля Пробег Тест по первому методу Тест по второму методу Углублен-ная диагностика Необходимые процедуры сервиса или ремонта Заключение Сокращение времени принятия решения при диагностике, %

2 Nisan Maxima 450 тыс. км Частота вращения, мин 1 207 да Зеркало цилинра да Требуется Предварительно: замена маслосъ- емных колпачков Уточнить необходимые ремонтные процедуры углубленной диагностикой 24 %

Температура масла, °С 80 да Состояние клапанов да

Напряжение акк. батареи 12,1 да Состояние масло-съемных колпачков Нет

Ток стартера, А -94 нет Нагар на поверхности камеры сгорания нет

Сжатие для каждого цилиндра, А a-49; b-61; c-61; d-63; e-55; f-63 нет — —

3 BMW X6 200 тыс. км Частота вращения, мин-1 153 да Зеркало цилинра да Не требуется Не требуются Возможна дальнейшая эксплуатация 18 %

Температура масла, °С 57 да Состояние клапанов да

Напряжение акк. батареи 12,1 да Состояние масло-съемных колпачков да

Ток стартера, А -100 да Нагар на поверхности камеры сгорания да

Сжатие для каждого цилиндра, А a-54; b-50; c-61; d-55; e-57; f-54 да — —

На рис. 3, а, б изображены фото проведения технического эндоскопи-рования камеры сгорания для двигателя автомобиля BMW 523. На рис. 3: а — зеркало цилиндра в нормальном состоянии; б — фаска впускного клапана в нормальном состоянии, на поверхности клапана видны следы масла — изношены маслосъемные колпачки. С увеличением пробега автомобильного средства и появлением износа ЦПГ и ГРМ полученное сокращение времени диагностирования несколько снижается, это обусловлено дополнительными затратами времени на поиск и идентификацию дефектов.

Для проверки достоверности результатов исследований авторами статьи использовались диагностический комплекс BOSCH FSA 740, возможности которого позволяют проводить тест по всем необходимым параметрам (рис. 4, а) и технический эндоскоп ОТС 3880 (рис. 4, б).

Рис. 3. Результаты теста: а — состояние стенки цилиндра; б — состояние клапана ГРМ

Рис. 4. Оборудование для проверки данных эксперимента: а — мотор-тестер РБД 740; б — видеоэндоскоп ОТС 3880 (общий вид)

7. Обсуждение результатов диагностики ДВС при помощи АСИК

Испытания работы системы АСИК были проведены параллельно с использованием стандартных средств диагностики ДВС в рамках постгарантийного обслуживания автомобильных транспортных средств. Разработанный алгоритм на данный момент позволил сократить время процедуры диагностики технического состояния ЦПГ и ГРМ при сохранении приемлемого уровня ошибок при постановке решения о техническом состоянии ДВС, однако система требует дальнейшего совершенствования алгоритмов работы ПО, внедрение дополнительных методов диагностики и накопления экспертной информации.

б

а

Подобные системы диагностики будут полезны в рамках накопления исследовательских данных о изменении ресурса ДВС в течении жизненного цикла за счет применения БД для каждого конкретного типа двигателя.

Данная работа являются продолжением исследований по созданию методик экспресс-диагностики ДВС автомобиля, а также поиску решений, для их аппаратного и программного обеспечения.

8. Выводы

В результате проведенных исследований:

1. Разработана автоматизированная система итеративного контроля, предложена структура системы, удовлетворяющая требованиям информативности, способная распознавать текущее техническое состояние систем ДВС с возможности прогнозирования остаточного ресурса основываясь на полученной диагностической информации, а также накопленной ранее в БД. Предложен итеративный метод контроля технического состояния двигателя транспортного средства. Испытания в условиях коммерческого сервиса показали, что метод наиболее актуален при диагностике транспортных средств средней степени амортизации. Предложенный метод позволяет существенно сократить время проведения диагностики и обладает достаточной информативностью для возможности принятия решения оператором диагностом о необходимости дальнейших операций технического обслуживания или ремонта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты сравнительной диагностики с помощью мотор-тестера FSA-740 и видеоэндоскопа ОТС 3880 подтвердили высокую информационную емкость параметров рекомендованных системой, а именно: относительной компрессии по току стартера и оптического контроля. Таким образом реализуется возможность сокращению времени и расходов при оценке технического состояния.

Испытания показали, что метод также дает возможность предупреждать неисправное состояние работы ЦПГ и ГРМ, позволяет определить дефект цилиндра, а также быть основой для дальнейшего совершенствования нормативной базы при контроле двигателя транспортного средства. Ускорение проведения диагностирования по предложенному авторами статьи алгоритму составило 35-40 % за счет ограничения номенклатуры диагностических параметров наиболее информативными, с учетом задач, которые решает первичная диагностика.

2. Выполнение итеративной диагностики состояния ЦПГ с применением предложенного алгоритма позволяет учитывать изменение ресурсного состояния ДВС во время эксплуатации за счет применения базы данных, а также своевременно выявлять дефекты механизмов ЦПГ и ГРМ, таким образом избегать граничного состояния работы ДВС.

3. Испытания АСИК показали необходимость дальнейшего совершенствования алгоритмов работы с целью внедрение дополнительных методов диагностики и накопления экспертной информации.

Литература

1. Варнаков, Д. В. Методика выбора диагностических параметров при определении параметрической надежности двигателей автотранспортных средств [Текст]: мат. междунар. науч-практ. конф. / Д. В. Варнаков // Сборник научных трудов ЗВДзгЫ «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2013». — Одесса: КУПРИЕН-КО, 2013. — Вып. 1, Т. 9. — С. 17-24.

2. Wu, J. An expert system for fault diagnosis in internal combustion engines using probability neural network [Text] / J. Wu, P. Chiang, Y. Chang, Y. Shiao // Expert Systems with Applications. — 2008. — Vol. 34, № 4. — P. 2704-2713. doi:10.1016/ j.eswa.2007.05.010

3. Komorska, I. The diagnostic model proposition of the engine vibration signal [Text] / I. Komorska // Journal of KONES. Powertrain and Transport. — 2008. — Vol. 15, № 2. — P. 191-197.

4. Тыманюк, К. С. Исследование датчиков для экспресс-диагностики вибрации [Текст] / К. С. Тыманюк, В. Л. Костен-ко // Труды 14-й международной научно-практической конференции «Современные информационные и электронные технологии СИЭТ-2013». — Одесса: ОНПУ, 2014. — С. 80-81.

5. Костенко, В. Л. Информационно-измерительная система контроля нормированных параметров производственных факторов [Текст] / В. Л. Костенко, Е. Д. Поперека, А. А. Нико-ленко, М. В. Ядрова, К. С. Тыманюк // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. — 2014. — № 3/9(69). — С. 51-56. doi:10.15587/1729-4061.2014.25419

6. Тыманюк, К. С. Методика экспресс-диагностики транспортного средства по параметрам вибрации, напряжения бортовой сети и системы зажигания [Текст] / К. С. Тыманюк, В. Л. Костенко, Е. Д. Поперека // Вестник НТУ «ХПИ». — 2015. — № 52(1161). — С. 44-51.

7. Songpon, K. Condition monitoring of valve clearance fault on a small four strokes petrol engine using vibration signals [Text] / K. Songpon, P. Nivesrangsan // Songklanakarin Journal of Science and Technology. — 2010. — Vol. 32, № 6. — P. 619-625.

S. Калиниченко, Н. П. Лабораторный практикум по визуально-оптическому контролю [Текст]: учеб. пос. / Н. П. Калиниченко. — Томск: Томский политехнический университет, 2012. — 114 с.

9. Виснап, К. Н. Методики диагностики. Оценка герметичности камеры сгорания при помощи пневмотестера [Электронный ресурс] / К. Н. Виснап // Автомобильное ремонтное и диагностическое оборудование. — 25.05.2009. — Режим доступа: \www/URL: http://www.ardio.ru/pnevmet.php

10. Geveci, M. An investigation of crankshaft oscillations for cylinder health diagnostics [Text] / M. Geveci, A. W. Osburn, M. A. Franchek // Mechanical Systems and Signal Processing. — 2005. — Vol. 19, № 5. — P. 1107-1134. doi:10.1016/ j.ymssp.2004.06.009

11. Бабошин, А. А. Оценка технического состояния двигателей внутреннего сгорания по току, потребляемому стартером при прокрутке двигателя [Текст] / А. А. Бабошин, А. С. Косарев, В. С. Малышев // Вестник Мурманского государственного технического университета. — 2013. — Т. 16, № 1. — С. 33-39.

Р0ЗР0БКА АВТОМАТИЗОВАНО1 СИСТЕМИ 1ТЕРАТИВН0Г0 КОНТРОЛЮ ТЕХН1ЧН0Г0 СТАНУ СИСТЕМ ДВИГУНА АВТ0М0Б1ЛЯ

У статт розглянуто результаты дослщжень по створен-ню автоматизовано! системи, що реал1зуе ^еративний метод контролю техшчного стану двигуна транспортного засобу, яка дозволяе вибрати необхщне поеднання операцш контролю для скорочення часу процедури дiагностики. Запропоновано алгоритм дiагностики для автоматизовано! системи контролю техшчного стану двигуна транспортного засобу. Результати дослщжень апробоваш в умовах комерцшного сервюу легкових автомобшв.

Ключовi слова: ^еративний метод, алгоритм, параметр, тех-шчний стан.

Тыманюк Константин Сергеевич, аспирант, кафедра металлорежущих станков, метрологии и сертификации, Одесский национальный политехнический университет, Украина, e-mail: kstymaniuk@gmail.com.

Костенко Виталий Леонидович, доктор технических наук, профессор, кафедра металлорежущих станков, метрологии и сертификации, Одесский национальный политехнический университет, Украина.

Тиманюк Костянтин Сергтович, астрант, кафедра метало-pi3aÄbHnx верстатiв, метрологи та сертифжацп, Одеський на-щональний полтехтчний утверситет, Украта. Костенко ВШалт Леотдович, доктор техтчних наук, про-фесор, кафедра металоpiзальниx веpстатiв, метрологи та сер-тифжацп, Одеський нащональний полтехтчний утверситет, Украта.

Tymaniuk Konstantin, Odessa National Polytechnic University, Ukraine, e-mail: kstymaniuk@gmail.com.

Kostenko Vitaliy, Odessa National Polytechnic University, Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.