УДК 004.415
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ ТЕСТИРУЕМЫХ СОТРУДНИКОВ
*
И. А. Ковригин , В. В. Алейников, А. И. Тепляков Научный руководитель - А. В. Мурыгин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: vanya.kovrigin@gmail.com
Рассматривается разработка автоматизированной системы анализа качества подготовки тестируемых сотрудников, с целью повышения производительности труда и социально-экономической эффективности компании
Ключевые слова: анкетирование, канал ввода данных, модуль тестирования, сводные таблицы.
DEVELOPMENT OF AN AUTOMATED SYSTEM FOR ANALYZING THE QUALITY
OF TRAINING OF TESTED EMPLOYEES
I. A. Kovrigin*, V. V. Aleynikov, A. I. Teplyakov Scientific supervisor - A. V. Murygin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail vanya.kovrigin@gmail.com
The article considers the development of an automated system for analyzing the quality of training of tested employees, in order to increase labor productivity and socio-economic efficiency of the company
Keywords: questionnaire, data entry channel, testing module, summary tables.
Успешное развитие, а также функционирование абсолютно любого предприятия напрямую связано с развитием персонала и является одним из важнейших условий. В современных реалиях достаточно быстро идет ускорение научно-технического прогресса, что в свою очередь, приводит к устареванию профессиональных знаний и навыков персонала.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие и обучение персонала это одно из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом.
Процессы организационного развития предприятия и его стратегические цели неразрывно связаны с обучением персонала. Необходимость профессионального развития и обучения персонала может быть обусловлена не только внешними условиями (изменение экономической ситуации в стране и в мире, появление новых конкурентов, изменения в законодательстве и т.д.), но и внутренними (изменение техники производства продукции, реструктуризация, введение нового оборудования в компании, создание новых рабочих мест и т.д.), это еще раз подтверждает актуальность данной темы.
Однако несмотря на всю важность обучения на предприятии в большинстве случаев этот процесс не может быть реализован в полной мере из-за своей сложности, и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
трудозатратности. Для облегчения оценки и контроля качества обучения было принято решение о разработке информационной системы, благодаря которой процесс оценки работников предприятия будет выполняться не только существенно быстрее, но и с меньшими трудозатратами со стороны предприятия [1].
Правильно сформированная система оценки персонала предоставит возможность определить соответствие компетенций работника требованиям должности, и сформировать качественный кадровый резерв, в который будут определены наиболее перспективные сотрудники. Система позволит не только правильно укомплектовать штат, но и обучить профессионалов внутри компании, что, в свою очередь, будет влиять не только на повышение производительности труда, но и на социально-экономическую эффективность самой компании.
Существующие способы оценки — анкетирование, тестирование, собеседование или разбор кейсов — являются достаточно трудозатратными а если сказать точнее, то требуют существенных временных затрат на подготовку материалов и обработку результатов, из-за чего например, при массовом подборе может сильно снизиться скорости закрытия вакансий. С другой стороны, существуют экспресс-методы, но их применение не всегда выявляет всю полноту знаний, умений и навыков испытуемого, также есть вариант передачи работ на аутсорсинг, но этот метод также является достаточно трудоемким, так как требует не только времени для поиска исполнителя и проверку его опыта, но и расходов на контроль выполнения задач. Имеется возможность существенно уменьшить прямые и косвенные затраты по оценке персонала, благодаря использованию современных методов и средств для автоматизации [2].
Автоматизированная система оценки качества обучения тестируемых сотрудников должна иметь в своем составе следующие последовательно соединенные основные модули: модуль тестирования 1, модуль анализа и обработки результатов тестирования 2, модуль формирования и развития профессиональных качеств рабочих 3.
Модуль тестирования, это модуль, предназначенный для канала ввода данных пользователей, блока регистрации пользователей, блока автоматизированных диагностических методик и блок тестового диалога.
В состав модуля анализа и обработки результатов тестирования входит: база данных с результатами тестирования, блок итоговой обработки результатов, база критериев оценки знаний, блок отбора пользователей для совершенствования профессиональной пригодности и канал выдачи данных потребителям
Модуль формирования и развития профессиональных качеств рабочих должен состоять из блока тренинговых упражнений, блока промежуточного контроля выполнения тренинговых упражнений, базы критериев тренинга, базы данных тренинга и канала выдачи результатов тренинга
Задачей блока автоматизированных диагностических методик является задание основных параметров проведения тестирования, к которым относятся: выбор необходимого количества психодиагностических методик из полного перечня, а также установка определенного времени на выполнение каждого из выбранных тестов.
Блок тестового диалога является диалоговой программой, предназначенной для работы в режиме «человек-компьютер» (диалоговая система), и осуществляет следующие функции:
- идентификацию заведомо зарегистрированного участника тестирования;
- предоставление сотруднику тестовых заданий и соответствующей инструкции к ним;
- сохранение и шифрование в специальном файле результатов тестирования, ответов участников тестирования.
Основная задача, поставленная перед модулем анализа и обработки результатов тестирования является математическая обработка результатов тестирования.
Задачей базы данных с результатами тестирования модуля анализа и обработки является хранение информации о проведенных тестированиях, а также сортировка результатов тестирований и анализа по различным параметрам, таким как дата и время проведения тестирования, информация о пользователе, оценка.
Основной задачей блока итоговой обработки результатов является возможность автоматизированной расшифровки результатов всех тестов, основанной на математических правилах и критериях, заложенных в базе критериев оценки знаний.
Основной задачей блока отбора пользователей является выявление сотрудников, уровень знаний и умений, которых не соответствует требованиям их профессии, а также представление результатов обследования по каналу выдачи данных потребителям в виде таблиц трех уровней общности:
- сводной таблицы по группе обследованных (выводятся количественные оценки профессионально важных качеств, интегральная оценка профессиональной пригодности, группа профессионального психологического отбора, рейтинг конкретного обследуемого среди всех лиц, занесенных в базу данных);
- сводной таблицы по конкретному обследуемому (выводятся количественные интегральные оценки по всем методикам);
- таблицы результатов выполнения конкретного психологического теста [3].
Информация об оценке итоговых результатов профессиональной пригодности работника
передается в блок тренинговых упражнений. Сотруднику предприятия предлагается выполнить ряд подготовительных уроков, каждый из которых состоит из нескольких упражнений. Параметры каждого из упражнений расположены в базе критериев тренинга. Благодаря встроенному редактору можно составить свой собственный курс упражнений, либо изменить данные существующего.
Библиографические ссылки
1. Тестирование персонала - все о методах оценки сотрудников [Электронный ресурс]. URL: https://avantaj-spb.ru/informatsiya/stati/testirovanie-personala-vse-o-metodah-otsenki-sotrudnikov.html (дата обращения: 10.04.2022).
2. Автоматизированная оценка персонала как способ снизить риски в управлении кадрами[Электронный ресурс].ЦКЬ: https://www.isopm.ru/mneniya/ocen/avtomatizirovannaya -otsenka-personala-kak-sposob-snizit-riski-v-upravlenii-kadrami (дата обращения: 11.04.2022).
3. Автоматизированная система оценки и тренинга профессионально важных качеств рабочих [Электронный ресурс]. URL: https://patents.google.com/patent/RU119155U1/ru (дата обращения: 11.04.2021).
© Ковригин И. А., Алейников В. В., Тепляков А. И., 2022