Научная статья на тему 'Разработка автоматизированной базы данных «Медико-социальная карта ребенка» для информационного сопровождения процесса реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Разработка автоматизированной базы данных «Медико-социальная карта ребенка» для информационного сопровождения процесса реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
640
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хорошева Т.А., Новосельцева М.А.

В работе описывается процесс инфологического моделирования и реализации базы данных «Медико-социальная карта ребенка» с графическим интерфейсом пользователя для процесса медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. База данных предназначена для специалистов реабилитационных центров и обеспечивает информационное сопровождение индивидуальных программ реабилитации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хорошева Т.А., Новосельцева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AUTOMATED SOCIO-MEDICAL CARD OF THE CHILD FOR INFORMATIONAL SUPPORT FOR REHABILITATION PROCESS OF CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

The paper describes process of infological modeling and realization of the “Socio-medical card of the child” database with graphic user interface for the process of socio-medical rehabilitation of children and teenagers with limited health abilities and disabled people. The database is designed for specialists of rehabilitation centers and provides informational support for individual programs of rehabilitation

Текст научной работы на тему «Разработка автоматизированной базы данных «Медико-социальная карта ребенка» для информационного сопровождения процесса реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 004.65

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА» ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Т.А. Хорошева, М.А. Новосельцева

В работе описывается процесс инфологического моделирования и реализации базы данных «Медико-социальная карта ребенка» с графическим интерфейсом пользователя для процесса медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. База данных предназначена для специалистов реабилитационных центров и обеспечивает информационное сопровождение индивидуальных программ реабилитации

Ключевые слова: база данных, реабилитационный центр, графический интерфейс пользователя, медико-социальная карта ребенка, индивидуальная программа реабилитации

По официальной статистике в настоящее время более 540 тысяч детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья [6]. В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 3-10 % каждый год. С 2011 года в Российской федерации реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда», целью которой является улучшение положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Комплексная медико-социальная помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям оказывается в специализированных реабилитационных центрах (РЦ) на основе индивидуальной программы реабилитации (ИПР). В г. Кемерово реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья занимается Муниципальное учреждение «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго», обеспечивая максимально полную и своевременную их адаптацию к жизни [5].

Основным инструментом в вопросе информационного обеспечения реабилитационной деятельности в таких учреждениях является система мониторинга информационных потоков процесса реабилитации. Анализ информационных потоков позволяет выявить схему работы объектов управления, а также обеспечивает информационное отображение объекта управления, взаимосвязь между его элементами [1]. Под информационным потоком, в данном случае, понимается, совокупность медицинских, психологических, социально-педагогических сведений, а также сведения о мерах социальной поддержки, о семье, об образовании и данные идентификационного характера. Анализ информационных потоков осуществлялся на основе документированной и

Хорошева Татьяна Александровна - КемГУ, канд. техн. наук, доцент, e-mail: tkhorosheva@yandex.ru Новосельцева Марина Александровна - КемГУ, канд. техн. наук, доцент, e-mail: man300674@gmail.com

недокументированной информации, сопровождающей реабилитационный процесс. Структурная схема информационных потоков реабилитационного процесса изображена на рис. 1. В качестве внешних информационных потоков представлены: нормативно-правовая документация, являющаяся основой деятельности организаций (положения, нормы, стандарты и т. д.); отчетная документация о проделанной работе (отчеты, выписки, оценки эффективности и т.д.). Внутренними информационными потоками являются: сведения о ребенке, направляемом на реабилитацию; результаты оценки состояния ребенка, проводимые специалистами центра (врачами, психологами, социальными педагогами); результаты реализации ИПР.

Нормативно-правовая документация

Ж

Отчетная документация

Информационная область процесса реабилитации

Сведения о ребенке, направление на реабилитацию

" \ Работа с информацией

Мониторинг

ж:

ж:

Процесс решен и

ж

Процесс реабилитации

Ж

Итоговая диагностика

у у

Оценка эффективности

процесса реабил [стадии

Рис. 1. Структурная схема информационных потоков

Следующим этапом анализа информационных потоков является построение инфологической модели «сущность-связь» (Entity-Relationship) в нотации П. Чена, анализ которой позволяет выявить информационные взаимосвязи между объектами мониторинга и систематизировать процесс сбора, обработки информации и ее хранения (рис. 2). Модель приведена без указания атрибутов сущностей.

M

1 г

1 Специалист РЦ

1 Процесс

реабилитации

Рис. 2. Инфологическая модель «сущность-связь» процесса реабилитации

В рамках «Фламинго» и университета программных обеспечения

социального партнерства РЦ Кемеровского государственного решается задача по разработке средств информационного реабилитационного процесса. Результатом сотрудничества является создание и внедрение в работу РЦ автоматизированной базы данных «Медико-социальная карта ребенка» [4].

База данных «Медико-социальная карта ребенка» предназначена для автоматизации информационного сопровождения курсов реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях специализированных центров и обеспечивает хранение, накопление, обновление и поиск по данным медико-социальной, психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации.

В результате разработки базы данных автоматизируется обработка следующих

информационных потоков:

- персональная информация о ребенке и его семье (социальный паспорт семьи и ребенка);

- информация о текущем состоянии ребенка в данный период реабилитации;

- данные о предыдущих курсах реабилитации и их результатах;

- отчеты о результатах проведения ИПР.

Следующим шагом информационного

моделирования является построение ER-модели в нотации Баркера, описывающей структуру базы данных (рис. 3).

В качестве средства для реализации базы данных была выбрана СУБД Microsoft Access, которая имеет достаточно высокие скоростные характеристики и входит в состав популярного пакета Microsoft Office [3]. Набор команд и функций, предлагаемых разработчиками программных продуктов в среде Microsoft Access, по мощи и гибкости отвечает большинству современных требований к представлению и обработке данных.

В ходе реализации ER-модели средствами реляционной СУБД Microsoft Access были разработаны структуры 22-х таблиц, а также схема данных, отражающая структуру связей между таблицами. Для разработки графического интерфейса пользователя для базы данных была выбрана среда разработки Embarcadero Delphi XE версии 7 [2].

Анамнез жизни

Ю(РК)

ЮРебенок(РК) Ne беременности № родов Заболевания Параметры НПР

Операции Аллергия Наследственность

Выписной эпикриз

Ю(РК) ID_Kype(FK) Полученные процедуры Коп-во процедур Динамика Рекомендации

Специальность

Ю(РК)

Наименование

Анамнез заболевания i Ребенок 1 Курс

Ю(РК) - ; ID(PK) ■ "i1 - - Ю(РК)

Ю Ребенок(РК) * - ФИО ID Ребенок(РК)

Возраст болезни 1 Дата рождения № курса

Течение заболевания Адрес Дата курса

Прививки Телефон Тип занятий

Учет

г i ■J '

Социальный паспорт

Ю(РК)

Ю_Ребенок(РК) Категория семьи ФИО матери Дата рождения м. Образование м. Место работы м. ФИО отца Дата рождения о. Образование о. Место работы о. Др. члены семьи Воспитание Условия развития Обучение

Доктор

ID(PK) ФИО

Дата рождения Адрес Телефон E-mail

Специальность

Осмотр логопеда

Ю(РК)

Ю_Курс(РК)

Ю_Доктор(РК)

Дата осмотра

Речевой анамнез

Артикуляционный аппарат

Развитие речи

Понимание речи

Голос

Слух

Моторика

Фонематическое еосприят. Дифференциация звуков Словарь

Звукопроиэношение Слоговая струкрура слова Грамматический строй Связная речь План коррекции Динамика

Соц.-труд, реабилитация

Ю(РК) Ю_Курс(РК) Изостудия Муз студия Ручной труд

Досуговые мероприятия Кол-во занятий Коп-во консультаций Динамика

Осмотр невролога

Ю(РК)

Ю_Курс(РК)

Ю_Доктор(РК)

Дата осмотра

Анамнез

Жалобы

Речь

Понимание Эпиприступы Нарушения Нистагм

Мышечный тонус

Спастика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гиперкинеэы

Стереотипии

Рефлексы

Чувствительность

Пробы

Вегетат. расстройства

ээг кт

Диагноз Рекомендации

Осмотр соц.педагога

ID(PK)

ID_KypC<FK)

ID_jdoKTop(FK)

Дата осмотра

Программа реабилитации

Эпикриз

Рекомендации

Динамика

Осмотр педиатра

Ю(РК)

ЮКурс(РК)

Ю_Доктор(РК)

Дата осмотра

Температура

Давление

Жалобы

Общее состояние

Самочувствие

Активность

Телосложение

Питание

Дыхание

Ри!то

Миндалины

Слизистые

Живот

Печень

Селезенка

Стул

Мочеиспускание

Физическое

развитие

055_

Ю(РК) Ю_Курс(РК) Ю_Доктор(РК) Дата осмотра Жалобы

Ранние процедуры

Функциональный

диагноз

Контрактуры

Конечности

Синдромы

Задачи

восстановления Лимитирующие факторы

Осмотр врача ПФК

Осмотр психолога

Ю(РК)

10 Курс^Ю

Ю^Доктор(РК)

Возрастной период

Организованность

Интеллект

Когнитивная сфера

Внимание

Память

Речь

Мышление Сенсорика

Эмоц.-личностные особен.

Деятельность

Психоматорика

Социапьно-быт. адаптация

Заключение

Программа реаб.

Эпикриз

Рекомендации

Динамика

Осмотр физиотерапевта

ID(PK)

ID Kypc(FK)

ID JHoKTDp(FK)

Ранее лечение

Противопоказания

Назначения

Диагноз

Заболевание

Виды лечения

Назначенные процедуры

Кол-во процедур

Продолжительность

Дозировка_

Рис. 3. ER-модель базы данных «Медико-социальная карта ребенка»

Среда разработки Embarcadero Delphi XE имеет встроенные механизмы, обеспечивающие полную поддержку платформ и версий всех основных баз данных, в том числе и Microsoft Access; позволяет разрабатывать приложения с полнофункциональным пользовательским

интерфейсом, добиваясь при этом максимального быстродействия и компактности приложений. Разработанное приложение представляет собой единый исполняемый файл.

Интерфейс к базе данных «Медико-социальная карта ребенка» состоит из 28 экранных форм. Рассмотрим интерфейс некоторых пунктов меню наиболее часто используемых в работе специалистов. Работа с базой данных начинается с заполнения данных о ребенке, поступившем на реабилитацию, в форме «Дети», являющейся элементом пункта меню «Справочники» (рис. 4).

База денных "Дети"

ГЫск

ФИО Дата рождения Адрес Телефон »

► ES!!!SeeKJ£5:%£.Q!!££!!6!!S.............................. Биктимиров Никита Равильевич Каткова Виктория Витальевна Селищева Анна Сергеевна Хохлова Наталья Игоревна j 13.10,1993 15.05.1994 23.12.1993 19.10.1995 13.11.199S пр. Комсомольский 49а-74 ул. Патриотов 27-4 ул. Леонова 96-40 ул. Смирнова 16-1 ул. Шахтер 137-5 (901)061-6161 (910)641-6166 (903)361-5613 (913)056-1616 = (912)616-1316

ФИО; Балахина Ксения Олеговна Дата рождения 18.10.1993

Адрес: пр. Комсомольский 49а-74 Телефон (901)061-6161

1 М 11 * 11 ь IÍ Ы 11 + II _ |Г . 11 ^ II М 1

1 м II ^ II ^ II W || + II II 1 II Х

Рис. 4. Форма «Дети»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Назначение ИПР производится в пункте меню «Курсы» (рис. 5).

'фмскр - д Г

ф Курсреабилит ции 1 ° 1 В

Поиск ФИО ребенка: piJfPIfflS^HRH^ -—

► Балахина Ксени Олеговна (Курс №; -22,02,2015) Номер курса: 2

Олеговна (Курс №: 4 - 02.01.2015) Олеговна (Курс №: 5- 12.03.2014) = ита Равильевич (Курс №: 1 - И. 11.2011 Дата курса: 22.02.2015

| 1 1 S | ? | \ Сергеевна (Курс №: Сергеевна (Курс Игеревна (Курс №: -01.01.2001) _ -12.12.2012)

N || « | ► II н * —II. " II ' II - II X

Рис. 5. Форма «Курс реабилитации»

ИПР фиксируется в трех блоках, связанных единым интерфейсом: медико-социальной реабилитации (данные осмотров и назначений врача ЛФК, невролога, педиатра и физиотерапевта); психолого-педагогической

реабилитации (данные наблюдений психолога, логопеда, социального педагога); социально-трудовой реабилитации (информация о досуговых мероприятиях, изостудиях, музыкальных студиях, студиях, направленных на ручной труд ребенка) (рис. 6). Один ребенок может проходить реабилитацию неоднократно.

Рис. 6. Форма «Осмотр логопеда»

Информация о курсах, назначенных процедурах и результатах ИПР сохраняется в базе данных и может быть использована для анализа и принятия врачебных решений.

Интерфейс медико-социальной карты ребенка дает возможность работы с графическими данными, например, на форме назначений врача ЛФК есть возможность выделения необходимых областей на макетах при помощи мыши (рис. 7).

Рис. 7. Форма «Назначения врача ЛФК»

В медико-социальной карте ребенка реализована возможность создавать автоматические отчеты по каждому курсу реабилитации, а также возможность экспорта отчетов в формат .pdf для дальнейшей печати (рис. 8).

Рис. 8. Отчет «Социальный паспорт ребенка»

Таким образом, медико-социальная карта ребенка, представляющая собой базу данных с графическим интерфейсом пользователя, разработана для полноценного информационного сопровождения всего курса реабилитации, начиная с

первичного приема, консультации и до полного окончания курса. Использование базы данных в работе специалистов РЦ оптимизирует сбор и анализ информации о детях, проходящих ИПР; повышает оперативность работы и согласованность информации; благодаря справочникам уменьшает риск ошибок при добавлении и редактировании информации; обеспечивает возможность быстрого поиска информации; позволяет сократить время, затрачиваемое специалистами на работу с информациеи, путем автоматического

формирования необходимои отчетности.

Литература

1. Антонов, А.В. Системный анализ [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Антонов. - М.: Высш. ШК., 2004. - 454 С.

2. Белов, В.В. Программирование в DELPHI: процедурное, объектно-ориентированное, визуальное [Текст] : учебное пособие / В.В. Белов, В.И. Чистякова -М.: Горячая линия-Телеком, 2014. - 240 с.

3. Зыков, Р. И. Системы управления базами данных [Текст] / Р.И. Зыков. - М.: Лаборатория книги, 2012. -162 с.

4. Новосельцева, М.А. «Медико-социальная карта ребенка (МСКР): Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015621732 / М.А. Новосельцева, Т.А. Хорошева, Е.Н. Калугина; КемГУ. - № 2015621732; заявл. 22.07.2015; Зарегистрировано в Реестре баз данных, г. Москва, 04 декабря 2015 г.

5. Официальный сайт социально-реабилитационного центра «Фламинго» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Кемерово, 2016. URL: http://flamingo42.ru. (дата обращения 09.02.2016).

6. Павел Астахов: проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья должны решаться системно [Электронный ресурс]. - М.: 2015. URL: http://www.rfdeti.ru/news/9730-pavel-astahov-problemy-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-dolzhny-reshatsya-sistemno. (дата обращения 09.02.2016).

7. Хорошева Т. А. Информационное обеспечение оценки раннего развития детей с ограниченными возможностями на основе теста Штрасмайера [Текст] / Т. А. Хорошева // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.- С. 90-99.

Кемеровский государственный университет

DEVELOPMENT OF THE AUTOMATED SOCIO-MEDICAL CARD OF THE CHILD FOR INFORMATIONAL SUPPORT FOR REHABILITATION PROCESS OF CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

T.A. Khorosheva, M.A. Novoseltseva

The paper describes process of infological modeling and realization of the "Socio-medical card of the child" database with graphic user interface for the process of socio-medical rehabilitation of children and teenagers with limited health abilities and disabled people. The database is designed for specialists of rehabilitation centers and provides informational support for individual programs of rehabilitation

Key words: database, rehabilitation center, graphic user interface, socio-medical card of the child, individual program of rehabilitation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.