Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АВАТАРА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРПРОДУКТА В РАМКАХ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА БАЙКАЛЕ'

РАЗРАБОТКА АВАТАРА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРПРОДУКТА В РАМКАХ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА БАЙКАЛЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / внутренний туризм / маркетинг / аватар / этнографический туризм / Байкал

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Ю.А., Новинкина М.А., Петкова М.А.

Для современного туристского рынка характерна жесткая конкуренция за потребителя туристского продукта и отдельных туристских услуг, гостя отеля и посетителя ресторана. Конкурируют как отдельные предприятия, участвующие в обслуживании туристов, так и сами туристские дестинации. В любом случае, перед всеми участниками туристского рынка встает ряд вопросов: «Кому будут продаваться продукты или услуги? Кто будет покупать продукты и услуги? Есть ли уже покупатели на данные продукты или услуги? Можете ли мгновенно найти своих идеальных потребителей? Что можно рассказать в своих видео, блогах, инфографике о разрабатываемых продуктах и услугах? Что хочет потребитель? Как рассказать потребителю о разрабатываемых продуктах и услугах?». Ответы на эти и многие другие вопросы необходимо получить на первом этапе разработке нового туристского предложения в процессе маркетинговых исследований. В результате маркетинговых исследований создается портрет целевой аудитории, обладающей определенными потребностями и желаниями. Многие маркетологи для этого используют термин «аватар». В статье рассмотрены основные характеристики различных сегментов потребителей, выбирающих путешествие на Байкал. В процессе разработки аватара потенциального потребителя были проанализированы такие характеристики как: возраст, пол, семейное положение, место проживания и др. Портрет целевой аудитории был рассмотрен применительно к этнографическому туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АВАТАРА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРПРОДУКТА В РАМКАХ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА БАЙКАЛЕ»

УДК 338.48 УДК 379.85

РАЗРАБОТКА АВАТАРА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРПРОДУКТА В РАМКАХ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА БАЙКАЛЕ

Киреева Ю.А.

Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация kireeva.ya@mail.ru Новинкина М.А.

Студент бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация novinkina.rita@mail.ru Петкова М.А.

Студент бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация masha_petkova@list.ru

Аннотация. Для современного туристского рынка характерна жесткая конкуренция за потребителя туристского продукта и отдельных туристских услуг, гостя отеля и посетителя ресторана. Конкурируют как отдельные предприятия, участвующие в обслуживании туристов, так и сами туристские дестинации. В любом случае, перед всеми участниками туристского рынка встает ряд вопросов: «Кому будут продаваться продукты или услуги? Кто будет покупать продукты и услуги? Есть ли уже покупатели на данные продукты или услуги? Можете ли мгновенно найти своих идеальных потребителей? Что можно рассказать в своих видео, блогах, инфографике о разрабатываемых продуктах и услугах? Что хочет потребитель? Как рассказать потребителю о разрабатываемых продуктах и услугах?». Ответы на эти и многие другие вопросы необходимо получить на первом этапе разработке нового туристского предложения в процессе маркетинговых исследований. В результате маркетинговых исследований создается портрет целевой аудитории, обладающей определенными потребностями и желаниями. Многие маркетологи для этого используют термин «аватар». В статье рассмотрены основные характеристики различных сегментов потребителей, выбирающих путешествие на Байкал. В процессе разработки аватара потенциального потребителя были проанализированы такие характеристики как: возраст, пол, семейное положение, место проживания и др. Портрет целевой аудитории был рассмотрен применительно к этнографическому туризму.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, маркетинг, аватар, этнографический туризм, Байкал

Байкал - озеро в Восточной части Сибири. Озеро находится в центре Азии на границе Республики Бурятия и Иркутской области в Российской Федерации. Протянулось с юго-запада на северо-восток и имеет форму огромного полумесяца. Это самое глубокое озеро на всей планете, в котором находится самый большой запас пресной воды и является самым большим озером на континенте по площади. По объему воды Байкал уступает только Каспийскому морю.

Посещение Байкала - это очень значимое мероприятие в жизни каждого туриста, который хочет воочию увидеть природную красоту данного места. Данная туристская дестинация обладает ресурсами для развития экологического, событийного, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, гастрономического [5].

Байкал как туристская дестинация богат не только памятниками природы и значительным культурным наследием, но и этнографическими ресурсами. Здесь, дополняя друг друга, смешивается этнография сразу двух регионов России: Иркутской области и Республики Бурятии. Разного рода обряды и традиции, верования и другие элементы культурного пространства создают интерес и мотивацию для посещения Байкальской природной территории. Бурятская культура является примером неисчерпаемого ресурса этнографического туризма [4].

Как сообщает информационное агентство Байкал.Инфо - «Среднестатистический турист на Байкале - это путешественник в возрасте от 18 до 50 лет, в 59% случаев в регион приезжают мужчины. По возрасту распределение сложилось следующим образом: 41% гостей - от 18 до 34 лет, 28% туристов в возрасте 35-55 лет, и почти треть путешественников - старше 55 лет».

Базовые расчетные цифры в половину миллиона отдыхающих на Байкале на самом деле весьма условны и в значительной степени зависят от методологии вычислений, т.е. к числу туристов могут приплюсовываться все зарегистрированные иностранцы, ведется двойной учет их проживания по разным гостиницам, учитываются экспертные оценки количества самостоятельно отдыхающих горожан в палатках.

В 2022 году Республику Бурятию посетило около 493 тысяч туристов, а Иркутскую область - более 1 миллиона. Среди иностранцев приезжали туристы из Китая, Монголии, Германии, Франции и Южной Кореи. Среди русских, приезжали туристы из Москвы, Краснодарского края, Хабаровского края, Алтая, Камчатки, Владивостока. В общем, Байкал посетили туристы из 77 регионов России. Начиная с 2020 года, туристы изменили цели своего путешествия. Трендом стали экологические туры, сельской и этнический туризм, что показывает заинтересованность туриста в изучении народных промыслов на территории Байкала. Туристы предпочитают путешествовать поодиночке или семьями.

На основе полученных и собранных данных были определены критерии для оценки туриста [1, 2], интересующегося посещением поселения народностей на Байкале, выявляющие отличия и знание которых позволяет облегчить работу компаний индустрии туризма и гостеприимства. Данные критерии являются следующими [3]:

• возраст;

• пол;

• семейное положение и наличие детей;

• место проживания;

• сфера занятости, должность и уровень доходов;

• потребности;

• страхи;

• желания;

• выбор средства размещения и типа питания;

• сроки посещения;

• досуг;

• туристские предпочтения.

На основе этих критериев были составлены таблицы с характеристиками по каждому критерию таких групп потребителей как: одиночки, семья 2 взрослых и тинейджер, компания друзей, иностранцы.

В таблице 1 представлена характеристика потребителей, предпочитающих путешествовать в одиночку.

Таблица 1 - Характеристика потребителей, предпочитающих путешествовать в

одиночку

№ п/п Категория сравнения Отличительные характеристики

Одиночки-интроверты Одиночки-экстраверты

1 Возраст 18-60 лет

2 Пол Мужской, женский

3 Семейное положение и наличие детей Любое: как состоящие в браке, так и вдовцы или вдовы, дети любого возраста или их может не быть

4 Место проживания Мегаполис, небольшой город, поселок

5 Сфера деятельности, должность и уровень дохода Любая сфера деятельности: как работники промышленности или предприниматели, так и работники сферы услуг, занимающие должность менеджера среднего звенаили руководителя отдела. Уровень доходов составляет 30 - 100 тысяч рублей/месяц

6 Потребности Побыть наедине с собой и с природой, отдохнуть от привычной среды, набраться сил, заняться любимым увлечением Завести новые знакомства, сменить обстановку

7 Страхи Потеряться в незнакомом новом месте Не найти себе друзей

8 Желания Понаблюдатьза коренным населением со стороны,заняться спортом, погулять по городу Сходить в паб, подружиться с коренным населением

9 Выбор средства размещения и типа питания Обладая опытом путешествий, путешественник выбирает средство размещения тщательно, обращает внимание на отзывы и рейтинги об отеле в Интернете. В связи с тем, что путешествует один, то может позволить себе проживание как в отеле 5*, так и в бюджетных апартаментах, оставив средства на развлечения и экскурсии. Тип питания - завтраки.

10 Сроки-посещения 5-14 дней

11 Досуг Прогулки по Байкальской территории, знакомство с достопримечательностями и природными объектам Посещение местных деревень, походы в общественные заведения

12 Туристские предпочтения Обзорные туры, познавательные туры программы этнической тематики Развлекательные туры, программы этнической тематики

13 Способ получения информации о новых этно-турах Социальные сети, буклеты, новостные ленты Интернета

Основываясь на данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что для путешествия на Байкал не играет особой роли возраст, родной город или семейное положение человека. Важно наличие желания и сил, которые позволят туристам пройтись не только по берегу озера, увидеть удивительных животных - эндемиков, но и стать ближе к коренному населению Байкальской территории и узнать большое количество особенностей местной кухни, гостеприимства и легенд.

Путешественниками являются совершеннолетние туристы, которые могут выбрать любой вид размещения (от лучших отелей до непримечательных апартаментов), рассматривая возможность отправиться в этнические туры к местному населению.

В таблице 2 представлена характеристика следующей группы потенциальных потребителей - семья (2 взрослых и тинейджер).

Таблица 2 - Характеристика группы потенциальных потребителей - семья (2 взрослых и

тинейджер)

№ Категория сравнения Отличительные характеристики

п/п Мужчина Женщина Тинейджер

1 Возраст Взрослые 25-45 лет 14-18 лет

2 Пол Мужской Женский Мужской, женский

3 Семейное положение и наличие детей Женаты, 1 ребенок

4 Место проживания Мегаполис, небольшой город, поселок

5 Сфера деятельности взрослых, должность и уровень дохода Любая сфера деятельности: как работники промышленности или предприниматели, так и работники сферы услуг, медицины, образования, экономики и т.д. Уровень доходов составляет 30 - 100 тысяч

рублей/месяц

6 Потребности Сменить Посмотреть природу, Увидеть новые места и

обстановку, снизить эмоциональное удачно провести время с семьей, получить незабываемые получить впечатления от отдыха, узнать подробности о духах и шаманах

напряжение и впечатления и опыт,

отдохнуть от работы отдохнуть от домашних обязанностей или от работы

7 Страхи Неоправданные ожидания от тура; опасность местной флоры и фауны, боязнь не удовлетворить в путешествии интересы ребенка Отсутствие интереса к окружающей территории и культуре народностей

8 Желания Половить рыбу, Изучить колорит Посетить местные

отправиться в местных жителей, достопримечательности,

сплав на увидеть заняться активным спортом,

байдарках, поучаствовать в мероприятиях достопримечательности Республики Бурятия и Иркутской области, увидеть северное сияние

местных расширить кругозор

народов, попробовать детей, покупка сувениров

кухню народов

севера

9 Выбор средства размещения и типа Гостиница 3* или 4* или аренда домика вблизи Байкала. Большое внимание здесь будет уделяться сервису обслуживания и питания. Тип питания: либо

питания завтраки или полупансион, либо при аренде домика - посещение местных кафе/ресторанов

10 Сроки посещения 5-7 дней во время школьных каникул или праздников. Летом сроки посещения могут увеличиться

11 Досуг Посещение этнографических деревень и баров, дайвинг и снорклинг, посещение термальных источников Прогулки по природе, экскурсии, посещение Байкальского заповедника и Байкальских троп, посещение термальных источников Посещение музеев местной культуры, галерей, скульптур и театров, посещение Байкальского заповедника и Байкальских троп, посещение термальных источников

12 Туристские предпочтения Обзорные культурно-познавательные непродолжительные экскурсии, тематические туры, развлекательные туры с изучением местных народностей

13 Способ получения информации о новых этно-турах Социальные сети, буклеты, новостные ленты Интернета

На основании собранных, проанализированных и представленных в таблице 2 данных, сформулированы следующие выводы. Для отдыха с детьми на Байкале стоит выбирать летний сезон. Благодаря этому можно больше времени провести за изучением местности, природы, коренного населения и найти больше интересных развлечений. При этом зимой также можно отлично провести досуг, завести новых знакомых, попробовать новые для себя виды спорта. Место проживания или сфера деятельности могут быть любыми. Во многом туристские предпочтения у взрослых и тинейджеров, отправляющихся на Байкал, схожи: часто это путешествие с целью увидеть удивительные красоты природы, познакомиться с местной кухней, увидеть достопримечательности и северное сияние.

Присутствуют определенные страхи при путешествии, однако все они при соблюдении норм безопасности вполне решаемы. Байкал может заинтересовать любого туриста, нужно лишь запастись временем и желанием активного отдыха, чтобы забрать с собой огромный чемодан впечатлений.

На современном туристском рынке представлено самое разнообразное туристское предложение, способное удовлетворить потребности самых взыскательных потребителей.

В таблице 3 представлена характеристика такой группы потребителей как «компания друзей».

Таблица 3 - Характеристика группы потребителей «компания друзей»

№ п/п Категория сравнения Отличительные характеристики

1 Возраст 18-65 лет

2 Пол Мужской, женский

3 Семейное положение и наличие детей Любое

4 Место проживания Мегаполис, небольшой город, поселок

5 Сфера деятельности, должность и уровень дохода Владельцы частного бизнеса или работники сферы услуг или экономики, занимающие должность менеджера среднего звена или руководителя отдела. Уровень дохода составляет от 35000 до 75000 тысяч рублей/месяц

6 Потребности Сменить обстановку, отдохнуть от привычной среды, почувствовать восторг от великолепной природы. Узнать подробности о духах и шаманах. Провести время вместе и получить новые воспоминания и впечатления от отдыха

7 Страхи Неоправданные ожидания от тура. Проведение времени по отдельности, не вместе

8 Желания Увидеть северное сияние, попробовать кухню и местную выпивку, поучаствовать в различных мероприятиях у коренных народов, посетить новые места, покупка сувениров

9 Выбор средств размещения и типа питания Апартаменты, гостиница 3* или 4*, около центра, где много мест для проведения времени по вечерам (бары, пабы, рестораны). Тип питания - завтраки или полупансион

10 Сроки посещения 7-10 дней

11 Досуг Сменить обстановку, восторг от природы, посещение музеев, изучение новых мест. Провести время вместе и получить новые воспоминания

12 Туристские предпочтения Обзорные экскурсии, экстремальные и гастрономические туры

13 Способ получения информации о новых этно-турах Интернет и социальные сети

Основываясь на данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что для путешествия компании друзей на Байкал не играет роли возраст, родной город или семейное положение человека. Важно наличие желания и сил, которые позволят туристам пройтись не только по берегу озера, увидеть удивительных животных - эндемиков, но и стать ближе к коренному населению Байкальской территории и узнать большое количество особенностей местной кухни, гостеприимства и легенд.

Путешественниками являются совершеннолетние туристы (друзья), которые хотят отдохнуть вместе и могут выбрать любой вид размещения (от лучших отелей до непримечательных апартаментов). Они хотят увидеть своими глазами северное сияние, попробовать кухню и местную выпивку, поучаствовать в различных мероприятиях у коренных народов, посетить новые места и купить сувениры на память.

Байкал мечтают увидеть не только российские туристы, но и туристы из-за рубежа. На Байкал приезжают туристы из Германии, Чехии, Франции, Монголии, Китая и др. [5]. В таблице 4 представлена обобщенная характеристика иностранного туриста, приезжающего в регион.

Таблица 4 - Характеристика иностранного туриста, приезжающего в регион

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Категория сравнения Отличительные характеристики

1 Возраст 18-65

2 Пол Мужской, женский

3 Семейное положение и наличие детей Любое

4 Место проживания Мегаполис, небольшой город, поселок

5 Сфера деятельности, должность и уровень дохода Владельцы частного бизнеса или работники сферы услуг или экономики, занимающие должность менеджера среднего звена или руководителя отдела. Уровень доходов составляет 500 - 1000 долларов/месяц

6 Потребности Сменить обстановку, почувствовать восторг от природы. Узнать подробности о духах и шаманах. Получить воспоминания и, возможно, найти себе новых друзей

7 Страхи Потеряться в незнакомом месте и остаться без поддержки и связи

8 Желания Посмотреть на удивительную природу, попробовать новую кухню, поучаствовать в различных мероприятиях у коренных народов, посетить новое место, покупка сувениров

9 Выбор средства размещения и типа питания Гостиница 3* или 4* или аренда домика вблизи Байкала. Большое внимание здесь будет уделяться качеству обслуживания и питания. Персонал должен говорить, как минимум, на двух языках: русский и английский. Тип питания: либо завтраки или полупансион, при аренде домика - посещение местных кафе/ресторанов

10 Сроки посещения 7-10 дней

11 Досуг Посещение музеев, прогулки по Байкальской территории, знакомство с достопримечательностями, природными объектами, посещение местных деревень, походы в общественные заведения, изучение новых мест

12 Туристские предпочтения Обзорные экскурсии, экстремальные и гастрономические туры

13 Способ получения информации о новых этно-турах Интернет и социальные сети

Основываясь на данных таблицы 4 можно сделать вывод о том, что для путешествия иностранца на Байкал не играет роли возраст, родной город или семейное положение человека. Важно наличие желания и сил, которые позволят туристам пройтись не только по берегу озера, но и стать ближе к коренному населению Байкальской территории и узнать большое количество особенностей местной кухни, гостеприимства и легенд.

Путешественниками являются совершеннолетние туристы (иностранцы), которые хотят посмотреть на удивительную природу, попробовать новую кухню, поучаствовать в различных мероприятиях у коренных народов, посетить новые места и купить сувениры на память.

Летом можно больше времени провести за изучением местности, природы, коренного населения и найти больше интересных развлечений. При этом зимой также можно отлично провести досуг, завести новых знакомых, попробовать новые для себя виды спорта. Место проживания или сфера деятельности могут быть любыми.

Гостиница 3* или 4* или аренда домика вблизи Байкала. Большое внимание здесь будет уделяться качеству обслуживания и питания. Персонал должен говорить, как минимум, на двух языках: русский и английский. Тип питания: либо завтраки или полупансион, при аренде домика - посещение местных кафе/ресторанов.

В заключении необходимо отметить следующее. Создав «аватар туриста» можно

наглядно увидеть, какими требованиями может соответствовать турист для этнографического туризма на территории Байкала. Ничего особенного нет, и свой отдых на Байкал может организовать практически каждый финансово обеспеченный человек, в основном те, кто является владельцем какого-либо бизнеса. У некоторых «аватаров» есть страх неоправданных ожиданий от тура, и это нормально. Байкал не может быть прекрасным для всех, но он может заинтересовать любого туриста, нужно лишь запастись временем и желанием активного отдыха, чтобы забрать с собой огромный чемодан впечатлений. По проживанию достаточно апартаменты 4* или 3* отели, потому что туристы будут проводить свое основное время в изучении прекрасного Байкала. Продвижение тура лучше и продуктивнее будет рекламироваться через интернет и социальные сети.

Литература

1. Анпилова А.В. Теоретические аспекты применения маркетинга в туризме / А. В. Анпилова // Международный научный студенческий журнал. - 2017. - № 5. - С. 3640. - ББК ЯКУаУЬ.

2. Войткевич Н.И. Сегментирование в маркетинге дестинаций / Н. И. Войткевич // Российская наука: актуальные исследования и разработки : сборник научных статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции: в 2 частях, Самара, 17 марта 2017 года / Самарский государственный экономический университет. Том Часть 1. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2017. - С. 63-65. -ББК УУХаЖ.

3. Головченко В.А. Создание портрета потребителя для разработки программы продвижения / В. А. Головченко // Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы : материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции для выпускников бакалавриата, Москва, 26 января 2021 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления. - Москва: Государственный университет управления, 2021. - С. 76-79. - ББК КЛ1УЛМ.

4. Киреева Ю.А. Туроперейтинг этнографических туров / Ю. А. Киреева // Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире : Сборник публикаций по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 06 декабря 2020 года. - Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2021. - С. 25-37. - ББК РМУББН.

5. Киреева Ю.А. Развитие гастрономического туризма в республике Бурятия / Ю. А. Киреева, Д. Д. Макарова // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2022. -Т. 16, № 1. - С. 4-11. - ббк нкаона.

6. Рубцова Н.В. Иностранные туристы на байкале: изменение портрета потребителей туристических услуг под воздействием геополитического кризиса / Н. В. Рубцова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. - № 1. - С. 48-53. - ББК УШЯЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.