УДК 336.082
РАЗРАБОТКА АРХИТЕКТУРЫ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ КОРСЧЕТОМ В.А. Скокленев, Н.А. Лескова
Для повышения эффективности деятельности коммерческих банков необходимо решить проблему рационализации управления корсчетом. Однако архитектура современных автоматизированных систем не позволяет реализовать эффективные механизмы управления корсчетом. В данной работе рассматривается новый подход к построению архитектуры банковской информационной системы, открывающей широкие возможности управленческой и аналитической деятельности
Ключевые слова: система управления, корсчет, автоматизированная система
В рамках управления корсчетом, банком решаются следующие задачи:
• прогнозирование суммы списаний с корсчетов территориального банка и головных отделений по платежам клиентов на каждый операционный день;
• оперативное получение информации и её аналитическая обработка для своевременного реагирования на непрогнозируемые изменения состояния корсчетов;
• обеспечение механизма подкрепления корсчетов в текущем операционном дне;
• обобщение аналитической информации и корректировка критериев оценки объема будущих операций [1].
В существующих банковских
информационных системах попытка решения данных задач сводится к выгрузке данных из расчетной автоматизированной системы, и их обработке в простых подсистемах, реализующих упрощенный алгоритм прогнозирования (рис.1). Остановимся на принципиальных недостатках подобного подхода.
При данной схеме взаимодействия невозможно организовать качественный управленческий
контроль. Обусловлено это тем, что подсистема поддержки принятия решений руководящих работников банка, как правило, интегрируется с балансообразующей системой.
Балансообразующая
АБС
Проводки, или данные для их формирования
Расчетная АБС
I
- Отслеживание текущего состояния корсчета;
- Сравнение с прогнозируемыми значениями;
- Оценка предстоящих списаний, на основе текущих и статистических данных;
- Формирование решения.
Конверторы и транспортные интерфейсы, обеспечивающие выгрузку и загрузку платежных документов в форматах Банка России и МФР
Рис. 1. Организация управления корсчетом в современных банковских информационных системах
Скокленев Владимир Александрович - ВГТУ, канд. техн. наук, тел. 89036504521
Лескова Наталья Александровна - ВГТУ, аспирант, тел. 89204429170
Этим обеспечивается возможность анализа широкого спектра участков работ, однако, для контроля над управлением корсчета данный подход бесполезен.
Дело в том, что проводки по операциям с корсчетом формируются и отражаются в балансе после получения финансового подтверждения из расчетного центра (РЦ) Банка России (БР) на платежный документ. Время получения подтверждения или отказа зависит от времени обработки документа в РЦ БР, скорости и загруженности каналов связи, длине очереди в РЦ БР. Таким образом, при массовом финансовом документообороте с Банком России руководитель не будет обладать достоверной информацией о текущих операциях с корсчетом, поскольку с момента последнего отражения этих операций на балансе банка может быть отправлено огромное количество платежей [3].
С другой стороны, исполнители, работающие с подсистемой, обеспечивающей прогнозирование и анализ, не имеют доступа к информации о текущей величине средств, которые могут быть размещены на корсчете в случае необходимости его подкрепления. Эта информация обычно доводится до сотрудников руководителем.
Кроме того, подсистема прогнозирования, обрабатывающая выгруженные данные, не хранит всю информацию в своей БД, а «запоминает» лишь аналитический результат. Таким образом, снижается точность расчетов, за счет этого возрастает роль человеческого фактора в принятии решения. Как видно, возможность полной автоматизации управления корсчетом отсутствует.
Для успешного решения данной задачи недостаточно наличие автоматизированной системы с мощным математическим аппаратом. Необходимо, чтобы банковская информационная система работала в едином информационном пространстве, была унифицированной, позволяла самостоятельно варьировать алгоритмы прогнозирования. Другими словами, решение данной проблемы представляется осуществимым на основе автоматизированной банковской системы (АБС) нового поколения, характеризующейся настраиваемой архитектурой и единым унифицированным информационным ядром. Выделим принципы построения интересующей нас АБС.
Для оперативной обработки информации необходимо обеспечить наличие единого информационного пространства в банке. Для этого предлагается следующая архитектура АБС. Ядро системы должно состоять из:
- подсистемы ведения баланса банка;
- подсистемы ведения нормативно-справочной информации;
- подсистемы организации межбанковских и межфилиальных расчетов;
- подсистемы расчетно-кассового обслуживания.
Подсистемы ядра должны функционировать на единой базе данных (БД), в которой работает подразделение банка с подчиненными ему филиалами и универсальными филиалами.
Остальные подсистемы должны быть реализованы в соответствии со следующими принципами:
- прозрачность базы данных ядра для подсистем;
- прозрачность баз данных подсистем для ядра;
- отсутствие дублирования информации в ядре и подсистемах.
При таком построении информационной системы подсистема поддержки управления корсчетом, работающая с базой данных ядра, будет располагать наиболее широкой, и в то же время оперативной информацией о состоянии текущей ликвидности банка. В такой подсистеме, учитывая доступность подробной информации за длительный период, можно реализовать гибкий инструментарий прогнозирования состояния текущей ликвидности.
Для достижения наилучшего эффекта в программную архитектуру системы необходимо заложить аппарат решения задач оптимизации и классы «банковских понятий» с присущими им свойствами в банковской деятельности. Оперируя ими, аналитик сможет выстраивать собственные алгоритмы прогнозирования и корректировать существующие.
Техническая реализация предлагаемой технологии, по мнению авторов, должна основываться на использовании СУБД MS-SQL Server или Oracle.
БД
Подсистем
Сервер БД Сервер БД
__________________/ \________________________________
Рис. 2. Принципиальная схема программноаппаратной архитектуры предлагаемой технологии
Взаимодействие между подсистемами должно осуществляться хранимыми процедурами СУБД при установленных доверительных отношениях между серверами СУБД (рис. 2). Такая архитектура позволит:
• избежать процедуры выгрузки, конвертации и загрузки данных;
• оперативно корректировать
функциональное взаимодействие между
подсистемами путем редактирования хранимых процедур;
• организовать on-line взаимодействие;
Описанная технология позволяет оперативно
управлять корсчетом банка, добиваясь размещения на нем минимально - достаточных для поддержания текущей ликвидности средств. Данное техническое решение имеет практическое приложение во всей банковской деятельности, так как унифицированная автоматизированная система с единым информационным пространством предоставляет широкие возможности для развития средств анализа.
Как правило, автоматизированные системы обладают ограниченным набором жестко определенных операций (автоматизированная система позволяет пользователю совершать операции при задании определенных условий). В результате, каждая корректировка метода управления корсчетом будет означать доработку программного обеспечения (ПО). Это характерный пример того, что в отечественных АБС избегаются довольно эффективные управленческие
инструменты, только потому, что они требуют гибкости архитектуры системы.
Предлагаем следующий подход к проектированию автоматизированных систем. Описываемая технология подразумевает переход к своеобразной CASE-платформе, позволяющей конечному пользователю, фактически,
проектировать собственную систему.
Новая система оперирует не только стандартными процедурами, но и набором объектов и понятий предметной области в которой она работает (рис. 3).
Работая с такой системой, пользователь может сам моделировать новые и изменять ранее сохранённые операции. Данный подход может быть применён при реализации, как основной задачи системы, так и при выполнении сопутствующих задач: администрирования, настройки под
конкретное рабочее место и других.
Разберём преимущества подобной архитектуры на примере реализации управления портфелями:
• Создаются новые объекты - портфели;
• В свойствах объекта задаются балансовые счета, на которых отражаются активная и пассивная части портфеля;
• В специальном конструкторе создаются математические методы, связанные со свойствами портфеля;
• Результаты работы алгоритмов должны быть возвращены пользователю.
Остаётся добавить, что структура данных в базе автоматизированной системы должна хранить детализированную информацию не только о
Пользователь
I система \
Рис.3. Функционирование объектно-ориентированной автоматизированной системы
состоянии счетов, но и обо всех движениях средств. Логичным выводом является необходимость реализации единого ядра.
Другим достоинством описанной технологии является возможность оценить результаты решения новых подзадач на раннем этапе их разработки. Этот аспект особенно важен для управленческого персонала предприятия [4].
Ещё одной проблемой проектирования автоматизированных систем является обеспечение эффективного доступа к данным. Так как количество и сложность обрабатываемых данных непрерывно возрастает, то сейчас пользователя, как правило, не устраивают традиционные рабочие списки, формируемые при помощи запросов, выборки или фильтра. Возникает потребность в новом инструменте - структурных иерархических моделях [5].
Для решения данной проблемы необходимо использовать новую информационную технологию, основанную на принципе вариативности. Этот принцип применяется при управлении и
манипулировании информацией, в частности, при создании информационно-логических моделей
(ИЛМ) различных классов объектов, хранимых в базах данных, а затем и при использовании самих ИЛМ.
В рассматриваемой технологии характерным является то, что сам пользователь информационной
системы может конструировать модели, а затем модифицировать их.
В различных задачах, при неизменности реальной структуры учреждения, иногда бывает целесообразно строить не одну, а несколько структурных моделей [5].
ИЛМ строятся как списковые структуры. Причем, если описываемая ИЛМ опирается на несколько списков, то для каждого из включаемых в ИЛМ списков должны быть определены его связи подчинения с другими списками. Списки со своими связями подчинения обычно служат основой для построения списковых структур (деревьев).
Придерживаясь данной технологии при разработке ПО необходимо обеспечить каждому пользователю возможность создания, сохранения собственных списковых структур и модификации существующих.
Эта технология является универсальным средством манипулирования данными, как для конечного пользователя на автоматизированном рабочем месте, так и для управленческого персонала, которому необходима консолидация данных для принятия оперативных решений [6].
Таким образом, применение описанных подходов в информационной системе позволит значительно повысить эффективность управления ресурсами и обеспечить возможность адаптации инструментального набора в соответствии с возникающими у пользователя потребностями.
Литература
1. Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. - 247 с.
2. Смирнов А.В. Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке. -М.: Издательская группа «БДЦ - пресс», 2002. - 176 с.
3. Старожилов А.А. Рейтинг российских банков // Эксперт. Российские Банки. № 13.- 2009. - с.3-8
4. Краснова В.С. и др. Семь нот менеджмента. М.: Дедал-арт, 1996. - 325 с.
5. Волошина О.Б. Факторные модели анализа ликвидности коммерческого банка //Банковские технологии. № 12. - 2010. - с. 27 - 30.
6. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов. М.:Финансы и статистика, 1995. - 215 .
Воронежский государственный технический университет
DEVELOPMENT OF THE ARCHITECTURE OF BANK’S INFORMATION SYSTEM FOR SUPPORT OF MANAGEMENT BY CORRESPONDING ACCOUNT
V.A. Skoklenev, N.A. Leskova
The important problem in banks is the problem of rationalization of management by the corresponding account for augment of efficiency of commercial bank’s working. However the architecture of the modern automated systems does not allow to realize effective mechanisms of management of the corresponding account. In the given work the new approach to construction of architecture is considered
Key words: system of management, the corresponding account, automated system