Научная статья на тему 'Разработка анкеты для комплексной оценки качества веб-сайта торговой сети'

Разработка анкеты для комплексной оценки качества веб-сайта торговой сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1088
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ. МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Ю. В.

Рассматриваются некоторые аспекты составления анкеты для опроса пользователей и/или экспертов, отражающей уровень качества сайта торговой сети. Полученные в результате опроса результаты могут быть использованы для нахождения количественной оценки изучаемого интернет-ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка анкеты для комплексной оценки качества веб-сайта торговой сети»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Рисунок 5- Текущий вид робота

В ходе работы над проектом был реализован MVP, соответствующий минимальным ожиданиям. В дальнейшем планируется улучшение аппаратного комплекса, в частности улучшение модуля камеры, реализация возможности управлять направлением камеры непосредственно, не двигая основную платформу. Также планируется добавить к аппаратному комплексу светодиоды, для освещения, улучшения видимости.

Запланирована также работа по небольшому улучшению usability программно-аппаратного комплекса и изменению пользовательского интерфейса, с целью улучшения user experience.

© Андрианов А Н., 2016

УДК 519.8

Ю.В. Мартыненко

К.ф.-м. н., доцент Факультет экономики Ульяновский государственный университет Г. Ульяновск, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЕБ-САЙТА ТОРГОВОЙ СЕТИ

Аннотация

Рассматриваются некоторые аспекты составления анкеты для опроса пользователей и/или экспертов, отражающей уровень качества сайта торговой сети. Полученные в результате опроса результаты могут быть использованы для нахождения количественной оценки изучаемого интернет-ресурса.

Ключевые слова

Качество Интернет-ресурса. Экспертные оценки. Метод анализа иерархий.

В настоящее время многие крупные торговые сети имеют свои собственные веб-сайты, на которых пользователь может получить необходимую информацию о местоположении магазинов, акциях, скидках и т.д. Также стремительно набирает популярность вариант, когда сайт компании является одновременно ее интернет-магазином. Можно проверить наличие товара в интересующем пользователя магазине, сравнить условия покупки on-line и off-line, заказать понравившийся товар с доставкой в магазин или иным способом. Достаточно часто покупка, оформленная через сайт, обходится дешевле, чем приобретение в магазине. Таким образом, интернет-ресурс торговой сети становится еще одним каналом продаж и инструментом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

конкурентной борьбы.

В связи с этим возникает проблема создания и поддержания веб-сайта торговой сети на должном уровне. Чем больше возможностей для пользователя предоставляет интернет-ресурс, тем дороже его сопровождение обходится компании. При этом приходиться выдерживать конкуренцию не только с другими торговыми сетями, но и с многочисленными интернет-магазинами, зачастую предлагающими товары по более низким ценам. В таких условиях для получения максимально возможной отдачи от сайта его качество должно быть чрезвычайно высоким.

Сложность заключается в том, что само понятие качества в отношении интернет-ресурса является неопределенным и многозначным. Существует множество факторов, влияние которых следует учитывать. Это могут быть технические аспекты, например скорость загрузки сайта (пользователь не хочет долго ждать). Это удобство работы с сайтом (так называемое «юзабилити»). Это и информационный аспект - насколько важна и интересна пользователю информация, размещенная на сайте.

В результате мы получаем, что проблема оценки качества интернет-ресурса решается во многом субъективно. Как правило, привлекаются экспертные оценки или же делаются выводы из опросов посетителей сайта. В таком случае результат может быть выражен в качественной шкале.

Однако для более точного результата было бы желательно получить количественные оценки. Предположим, мы сравниваем между собой сайт нашей торговой сети и ее ближайшего конкурента. Сравнение численных результатов покажет гораздо больше, чем сравнение по качественной шкале. Автором предлагается принцип разработки анкеты для посетителей сайта, построенной таким образом, чтобы ответы можно было интерпретировать как числовые оценки качества сайта.

За основу взят документ «Принципы качества веб-сайтов по культуре», разработанный в рамках проекта «Minerva» [2]. Этот документ содержит десять принципов качества, которые ориентированы в первую очередь на сайты, создаваемые для учреждений культуры. Однако принципы сформулированы в общей постановке, поэтому их можно применять к интернет-ресурсам разной направленности, в том числе и к корпоративным сайтам.

Пусть сайт нашей торговой сети выполняет одновременно и информационную функцию, и функцию интернет-магазина. Оценим, какую роль играет для него каждый из десяти предложенных принципов.

Первым принципом является прозрачность: пользователи должны иметь возможность максимально быстро понять, отвечает ли данный сайт их потребностям.

В нашем случае можно выделить две причины посещения сайта. Во-первых, посетитель знает о данной торговой сети и целенаправленно заходит на ее сайт. Во-вторых, посетитель ищет некоторую информацию и реклама или поисковая машина привела его на наш сайт.

В первом случае более важную роль играет URL сайта, чтобы можно было по ассоциации с названием торговой сети найти соответствующий сайт. В идеале доменное имя ресурса должно совпадать с названием торговой сети с учетом добавление домена первого уровня (лучше географического). Также домашняя страница должна четко демонстрировать возможности, предоставляемые данным сайтом: можно ли сделать покупки онлайн, можно ли ознакомиться с ассортиментом в целом или проверить наличие нужного товара в конкретном магазине и.т.д. Т.е. пользователь должен максимально быстро понять, что он может сделать на данном сайте.

Во втором случае пользователь, скорее всего, перейдет на страницу с конкретным предложением или товаром. В этом случае имя и URL должны помочь ему понять, с кем он имеет дело. Также должна быть возможность быстро найти переход на главную страницу или страницы, содержащие информацию о правилах использования интернет-магазина.

Второй принцип - эффективность: сайт должен содержать нужный пользователю, хорошо представленный контент. В нашем случае это означает, что информация на сайте должна максимально удовлетворять всем потребностям пользователей. Необходимо указывать:

1) данные о сети и о каждом ее магазине;

2) каталог товаров с ценами;

4) отзывы о товарах и рекомендации по их выбору;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

5) специальные предложения и акции;

6) что делать в случае возникновения проблем.

Вся эта информация должна быть размещена с учетом правил юзабилити, включающих простоту навигации, выбор цветового оформления, выбор шрифтов и многое другое. Т.е. юзабилити сайта является в данном случае только одной из составляющих для оценки его качества. Аудит/тестирование юзабилити лучше проводить отдельно, а потом полученный результат включать в итоговую оценку качества сайта.

Третий принцип - поддержка: качественный веб-сайт должен работать в соответствии с политикой качества обслуживанию, обеспечивающей его своевременную и надлежащую поддержку и актуализацию [2].

Данный принцип очень важен для исследуемых сайтов, поскольку посетитель магазина хочет получить доступ к самой актуальной информации.

Необходимо своевременно удалять информацию об уже закончившихся акциях, чтобы не вводить пользователей в заблуждение. Новости по мере их устаревания следует удалять или перемещать в архив. Также следует без значительных задержек актуализировать информацию о ценах и наличии товаров, открытии/закрытии магазинов, т.е. реальное состояние дел должно без искажений отражаться на сайте. В противном случае у пользователя возникнет недоверии как минимум к интернет-ресурсу, а как максимум к торговой сети в целом.

Четвертый принцип - доступность: качественный веб-сайт должен быть доступным для всех пользователей, независимо от их физических ограничений или используемых технологий, включая навигацию, содержание и элементы интерактивности [2].

Данный принцип подразумевает доступность в двух аспектах: физическая (для людей с ограниченными возможностями) и техническая. Вопросы физической доступности в данной работе не рассматриваются.

С технической точки зрения, сайт должен быть основан на стандартных технологиях, поддерживаемых широким кругом устройств и соответствующего программного обеспечения. Не следует стремиться сразу же использовать самые новые достижения в области создания сайтов, ведь далеко не у каждого пользователя компьютер/браузер будет поддерживать эти новшества. Также сайт должен загружаться за приемлемое время даже с медленным Интернет-соединением. Следует учитывать, что доступ к сайту будет осуществляться с устройств (планшетов, ноутбуков, смартфонов и т.д.) с разным размером экрана, и сайт должен под них адаптироваться.

Эти критерии очень важны в нашем случае, так как в условиях жесткой конкуренции сложно создать для пользователей действительно уникальное торговое предложение, ради которого они будут мириться с ограничениями по доступности. Если же наше предложение не является уникальным, то при неудачной попытке работы с сайтом посетитель, скорее всего, уйдет с него и не вернется. Например, товар продается на 3-4 сайтах торговых сетей. При попытке зайти на наш сайт пользователь обнаруживает, что он не может это сделать, так как у него не установлено некое дополнительное программное обеспечение. Однако на сайтах наших конкурентов этого ограничения нет. Большая часть пользователей в таких условиях просто уйдет на другой сайт.

Пятый принцип - ориентация на пользователя: качественный веб-сайт должен быть ориентированным на пользователей - принимать во внимание потребности пользователей, обеспечивать им своевременность и простоту работы с сайтом, реагируя на оценку сайта пользователями и поступающую от них обратную связь [2].

В нашем случае это означает, что помимо организации обратной связи по вопросам работы с нашим сайтом, необходимо периодически давать пользователям возможность высказывать в удобной для них форму свое мнение о сайте и вносить предложения по улучшению его работы. Эти предложения должны учитываться при модернизации сайта. Эффект от следования данному принципу сложно измерить, однако его игнорирование приведет к тому, что мы будем недооценивать потребности своих пользователей, и в целом это с течением времени приведет к снижению качества нашего сайта.

Шестой принцип - реактивность: качественный веб-сайт должен обладать реактивностью - разрешать пользователям контактировать с сайтом и получать адекватный ответ; при необходимости стимулировать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

пользователей задавать вопросы, обмениваться информацией и проводить дискуссии как с пользователями, так и между ними [2].

В нашем случае это означает, что у пользователей должна быть возможность разместить свою информацию на сайте. Во-первых, необходимо обеспечить возможность задавать вопросы, причем ответы на них должны появляться на сайте оперативно. Во-вторых, следует всячески поощрять стремление пользователей оставлять свои отзывы о купленных товарах, об уровне обслуживания и т.д. На негативные отзывы должна быть соответствующая реакция с извинениями и предложениями по решению возникшей проблемы.

Можно принять официальную политику, определяющую скорость ответа, и поместить ее на сайте. Но в таком случае следует жестко соблюдать оговоренные сроки.

Седьмой принцип - многоязычность: качественный веб-сайт должен осознавать значение многоязычности и обеспечивать минимальный уровень доступа к информации более чем на одном языке [2].

В нашем случае этот принцип не играет такой роли, как для сайтов по культуре. Торговая сеть является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на территории некоторой страны. Сайт должен поддерживать государственные языки этой страны. В дальнейшем мы исключим этот принцип из рассмотрения.

Восьмой принцип - совместимость: качественный веб-сайт должен быть совместимым с другими вебсайтами по культуре, предоставляя пользователям возможность легко находить необходимые информационные ресурсы и услуги [2].

В нашем случае принцип означает, что сайт должен давать удобную возможность перехода на сайты-партнеры нашей торговой сети или на сайты производителей предлагаемых нами товаров. Однако здесь следует учитывать специфику как собственной деятельности, так и сайтов, куда мы предлагаем переместиться. Например, если производитель сам предлагает купить через его сайт данный товар, нам невыгодно отсылать посетителя к нему.

Девятый принцип - управляемость: качественный веб-сайт должен быть управляемым на основе уважения прав интеллектуальной собственности и частной жизни и четкой декларации условий использования веб-сайта и его содержания [2].

В нашем случае основное значение будет иметь защита личных данных пользователей, которые они будут указывать при регистрации и совершении покупок. Правила использования этих данных и гарантии их конфиденциальности должны быть доступны на нашем сайте, чтобы каждый мог проверить, устраивают ли его предлагаемые меры безопасности.

Десятый принцип - сохранность: качественный веб-сайт должен использовать соответствующие стратегии стандарты, обеспечивающие веб-сайту и его содержанию долговременную сохранность [2].

В нашем случае сайт является частью ИТ-инфраструктуры торговой сети, поэтому на него должны распространяться требования и меры принятой корпоративной политики безопасности. В дальнейшем мы исключим этот принцип из рассмотрения.

Таким образом, из 10 общих принципов для сайта торговой сети остается 8. По каждому принципу разрабатывается перечень утверждений, предполагающих ответы в числовой форме: оценить степень соответствия сайта данному утверждению по шкале от 0 до 10. В результате формируется анкета для опроса посетителей сайта.

Получаемые ответы могут быть интерпретированы разными способами. Во-первых, с помощью весовых коэффициентов, как показано в [3], можно построить итоговую оценку качества сайта в числовой форме. Во-вторых, используя приемы решения задач многокритериальной оптимизации [1], можно выбрать наиболее важные в рассматриваемом случае принципы и рассчитать числовую оценку только по ним. В-третьих, можно проанализировать степень разброса в ответах посетителей сайта и выявить, насколько согласовано их мнение по тому или иному принципу. Высокая степень разброса может свидетельствовать о несоответствии нашего сайта данному принципу.

Таким образом, предлагаемый способ составления анкеты позволяет учесть разные аспекты качества сайта торговой сети, а также измерить это качество с помощью числовых оценок.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах. М.: «Логос», 2000.

2.Проект «МИНЕРВА» в России - принципы качества. [Электронный ресурс]. URL: http://minervaplus.ru/docums/principles_of_quality.pdf (дата обращения 22.12.2015).

3. Мартыненко Ю.В. Проведение комплексной оценки качества Интернет-ресурса // Символ науки. 2016. №°1. Часть 1. С.41-43.

© Мартыненко Ю.В., 2016

УДК 517.9

В.В.Серёгина

кандидат соц. наук, доцент

Азово-Черноморский институт Донского государственного аграрного университета

г. Зерноград, Российская Федерация Е.А.Серегина преподаватель Экономический факультет Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Предлагается статистическая модель механизма коллективного поведения, которая проверяется на ряде простых примеров. В рамках линейного подхода в модель вводится динамический компонент и исследуется ее решение.

Ключевые слова

Коллективное поведение; статистическая модель; принятие решений.

Для выявления механизмов управленческих решений в организации и математического моделирования управления организациями, необходимо рассмотрение организационного поведения. Для этого используется анализ коллективного поведения, формулируются статистическая модель, линейная модель, характеризующие состояния индивидов, выявляются вероятности схем поведения, вычисляется финальная вероятность организационного поведения. [2, С. 119-122]

Рассматривается простейшая математическая модель поведения коллектива. В ее основе лежит гипотеза о том, что индивидуум, принимая решение по тому или иному вопросу, руководствуется как своим личным отношением, так и отношением к этому вопросу окружающих его субъектов (коллектива). [1, С. 154161; 2, С.132-135] Например, индивидуум может решать: заниматься ли ему данным родом деятельности, вступать ли в данную общественную организацию, участвовать ли в данном мероприятии, голосовать ли за данное предложение и т. д. и т. п. Во всех этих случаях (отвлекаясь от их содержательной стороны) индивидууму предстоит решать в сущности одну проблему: перейти ему в некоторое данное состояние или нет. Чтобы построить математическую модель поведения такого индивидуума, необходимо ввести количественные оценки его отношения к данному состоянию. Таких оценок в простейшем случае можно предложить две: личное (априорное) отношение к новому состоянию индивида с номером у , которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.