Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ В АСУ ТП ТЭС'

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ В АСУ ТП ТЭС Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / АСУ ТП / РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН / РЕГУЛИРУЮЩАЯ АРМАТУРА / AN ALGORITHM / INDUSTRIAL CONTROL SYSTEM / ADJUSTING VALVE / THE REGULATING FITTINGS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Зайко А.А., Тихомиров Е.В.

Статья посвящена разработке алгоритмов управления трубопроводной арматурой. Определены требования к разрабатываемым алгоритмам. Рассмотрены режимы работы и функции алгоритма управления регулирующим клапаном. На лабораторном стенде алгоритм прошел проверку на адекватность и работоспособность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Зайко А.А., Тихомиров Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONTROL ALGORITHMS OF THE LOCKING AND REGULATING FITTINGS IN INDUSTRIAL CONTROL SYSTEM OF THERMAL POWER PLANT

Article is devoted to development of control algorithms of pipeline fittings. Requirements to the developed algorithms are defined. Operating modes and functions of a control algorithm of the adjusting valve are considered. At the laboratory stand the algorithm has undergone testing for adequacy and working capacity

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ В АСУ ТП ТЭС»

УДК 621.311:681.3

Зайко А.А. доцент

кафедра «Автоматизация технологических процессов»

Тихомиров Е.В. инженер

кафедра «Автоматизация технологических процессов»

«НИУ «МЭИ» филиал в г. Волжском Россия, г. Волжский Волгоградской области РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНОЙ И

РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРОЙ В АСУ ТП ТЭС Статья посвящена разработке алгоритмов управления трубопроводной арматурой. Определены требования к разрабатываемым алгоритмам. Рассмотрены режимы работы и функции алгоритма управления регулирующим клапаном. На лабораторном стенде алгоритм прошел проверку на адекватность и работоспособность

Ключевые слова: алгоритм, АСУ ТП, регулирующий клапан, регулирующая арматура

Zayko A.A.

associate professor "Automation of technological processes"

branch "NIU "MEI" in Volzhsky Russia. Volzhsky of the Volgograd region

Tihomirov E. V.

engineer of chair "Automation of technological processes"

branch "NIU "MEI" in Volzhsky Russia. Volzhsky of the Volgograd region DEVELOPMENT OF CONTROL ALGORITHMS OF THE LOCKING AND REGULATING FITTINGS IN INDUSTRIAL CONTROL SYSTEM OF THERMAL POWER PLANT Article is devoted to development of control algorithms of pipeline fittings. Requirements to the developed algorithms are defined. Operating modes and functions of a control algorithm of the adjusting valve are considered. At the laboratory stand the algorithm has undergone testing for adequacy and working capacity

Keywords: an algorithm, industrial control system, the adjusting valve, the regulating fittings

Для эффективного управления технологическими процессами, трубопроводная арматура должна быть хорошо управляемой, а, следовательно, обеспеченной программными и техническими средствами.

Современная тенденция к реконструкции существующих систем управления запорной и регулирующей арматурой и внедрения их в

автоматизированные системы управления ведет к необходимости разработки универсальных алгоритмов, которые не привязаны к определенным техническим средствам или исполнительным механизмам.

Разработка таких алгоритмов упрощает разработку АСУ ТП, уменьшает время разработки программного обеспечения и увеличивает надежность блоков с АСУ ТП.

Использование продвинутых алгоритмов управления запорной и регулирующей арматурой позволяет использовать весь потенциал, заложенный производителями арматуры, а также внедрять алгоритмы без полной реконструкции систем управления.

Разрабатываемые алгоритмы должны учитывать опыт отечественных и зарубежных производителей средств автоматизации и программно -технических комплексов.

Для того что бы создать универсальные алгоритмы управления запорной и регулирующей арматурой на тепловых электрических станциях (ТЭС), которые применимы к большому количеству электрических схем приводов, без полной реконструкции последних необходимо придерживаться определенного порядка действий:

— изучить алгоритмы из существующих библиотек алгоритмов отечественных и зарубежных производителей;

— изучить существующие схемы и приемы управления запорной и регулирующей арматурой на электрических станциях;

— разработать универсальные алгоритмы управления и рассмотреть комплекс технических средств, который необходим для его реализации;

— проверить работоспособность, гибкость настройки и другие параметры алгоритма в реальных условиях.

Были изучены алгоритмы таких производителей средств автоматизации как «ОВЕН», «КОНТРАСТ», «ОБСЛТ СоёеБуБ», реализация алгоритмов управления на тепловых электрических станциях Волгоградской области.

Создать один алгоритм для управления запорной и регулирующей арматурой сложно, он будет нагружен большим количеством входных переменных и тяжелой структурой, рассмотрим созданный алгоритм для управления регулирующими клапанами. Структурная схема алгоритма представлена на рисунке 1.

Режимы работы алгоритма: алгоритм управления трехпозиционным запорным органом имеет два режима работы:

— импульсный режим управления. Режим, в котором управление приводом осуществляется сигналами типа «Больше или Меньше», которые поступают на одну из пар входов алгоритма.

— следящий режим управления. Режим, в котором управление приводом осуществляется в зависимости от того положения в котором привод находится в данный момент и задания положения на

соответствующем входе алгоритма.

Режим привода

Ручной режим

'ИЛИ" Команда к 1 Ф С ш а | 2 га |- с; О. о 5 Открыть

Дистанционный

Автоматический открыть Режим Закрыть

Ручной режим Дистанционный Привод заблокирован

'ИЛИ" Алгоритма Команда Сигнал готовности

Сигнал аварии Статус аварии

Автоматический закрыть

Сигналы с конечных выключателей

Сигналы с автоматов цепей питания

Сигнал блокировки

Рисунок 1 -Структурная схема алгоритма управления клапаном.

Алгоритм выполняет следующие функции:

— формирование сигналов на открытие/закрытие;

— контроль состояния автоматических выключателей;

— контроль готовности клапана;

— контроль состояния сигналов с концевых выключателей;

— алгоритм должен предусматривать наличие внешних блокировок;

— алгоритм должен реализовывать систему «антилюфт». Данная функция позволит компенсировать «люфт» в сочленениях исполнительного механизма и регулирующего клапана;

— формирование аварийных сообщений и статусного слова аварии. Сигнал аварии формируется на дискретном выходе алгоритма при соблюдении одного из следующих условий:

1. оба концевых выключателя нажаты;

2. авария по датчику положения;

3. нет реакции клапана на управляющее воздействие;

4. автоматы питания отключены;

Для реализации алгоритма в программной среде КОНТРАСТ был использован графический язык ФАБЛ (Функциональные алгоритмические блоки или БББ). Для лучшего понимания принципа работы программы на рисунке 2 приведена часть структуры алгоритма, реализующая функцию «антилюфт».

Рисунок 2 - Реализация функции - «антилюфт», язык FBD Для проверки работоспособности алгоритма разработан стенд схема которого идентична существующим схемам управления регулирующей арматурой на тепловых станциях Волгоградской области, внешний вид стенда представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Проведение испытаний алгоритма на стенде Алгоритм был проверен во всех режимах работы (штатных и аварийных), во время проверки снимались циклограммы состояния запорной арматуры и алгоритма, одна из таких циклограмм приведена на рисунке 4, в данной циклограмме приняты обозначения:

- Position - датчик положения исполнительного механизма; OPEN - выходной сигнал на открытие; OpenMan - входная команда на открытие (режим ручной);

- CLOSE - выходной сигнал на закрытие;

- CloseMan - входная команда на закрытие (режим ручной);

- LSO - концевой выключатель открыто;

- LSC - концевой выключатель закрыто;

Рисунок 4 - Работа алгоритма в импульсном режиме После анализа полученной информации о трубопроводной арматуре, а также алгоритмах и приемах управления ими на электрических станциях, появилась возможность выявить достоинства и недостатки существующих алгоритмов и приемов управления трубопроводной арматурой, рассмотреть этапы разработки новых алгоритмов. Разработанный алгоритм прошел проверку на адекватность и работоспособность. Для проверки работоспособности были использованы методы имитационного моделирования и проверка на стенде, с реальным исполнительным механизмом.

Использованные источники:

1. Севастьянов Б. Г., Степаненко Я.Ю. Микропроцессорное управление электрической или пневматической задвижкой, Промышленные АСУ и контроллеры.-2006, Ш2.-с.47-50.

2. Тверской Ю. С. Теория и технология систем управления. Многофункциональные АСУТП тепловых электростанций. Книга 2. Иваново, 2013 г. - 432 с.

3. КГЖТ.421457.007 РЭ1. Контроллеры многофункциональные серии КОНТРАСТ. Руководство по программированию. Чебоксары, ЗАО «Волмаг», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.