DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-3/017-031
УДК 338.48
1
Ю. Ю. Сергиенко И. А. Жмуйдин2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Разработка алгоритма мониторинга сферы туризма и гостеприимства
Организация мониторинга туристской деятельности в Российской Федерации является одной из приоритетных задач в области развития сферы туризма. Присутствие актуальной и достоверной информации о процессах, происходящих в сфере туризма, считается важным условием организации действенного управления сектором экономики. В связи с этим появляется необходимость в развитии эффективных инструментов управления развитием сферы туризма. С помощью мониторинга возможно отслеживать динамику тенденций развития туризма, своевременно вносить изменения и повышать эффективность управления туризмом. В науке алгоритм проведения мониторинга в туризме недостаточно изучен, что и определяет тему исследования. В статье представлен алгоритм проведения мониторинга сферы туризма и гостеприимства. Предмет исследования - система оценки туристской деятельности в Российской Федерации. Цель исследования - разработка алгоритма мониторинга сферы туризма и гостеприимства. В работе использованы методы сравнения, системного анализа, классификации и моделирования. Представлена авторская формулировка термина «мониторинг сферы туризма». Проведен анализ существующей системы оценки туристской деятельности в Российской Федерации. Согласно представленному алгоритму в статье были отражены результаты проведения мониторинга сферы туризма и гостеприимства в 2018 году в Приморском крае.
Ключевые слова и словосочетания: туризм, въездной туризм, индустрия гостеприимства, мультипликативный эффект, сфера услуг, социально-экономическое развитие, система мониторинга в туризме.
1 Сергиенко Юлия Юрьевна - ассистент кафедры туризма и экологии Международного института туризма и гостеприимства; e-mail: [email protected]
2 Жмуйдин Илья Александрович - магистрант кафедры туризма и экологии Международного института туризма и гостеприимства; e-mail: [email protected]
17
Yu. Yu. Sergienko I. A. Zhmuydin
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Development of an algorithm for monitoring the tourism and hospitality sector
Organization of monitoring of tourist activity in the Russian Federation is one of the main tasks in the field of tourism development. The presence of relevant and reliable information about the processes taking place in the field of tourism is considered an important condition for the organization of effective management of the economic sector. In this regard, there is a need for the development of effective management tools for the development of the tourism sector. With the help of monitoring, it is possible to track the dynamics of tourism development trends, make timely changes and improve the efficiency of tourism management. In science, the monitoring algorithm in tourism is poorly understood, which determines the research topic. The article presents an algorithm for monitoring tourism and hospitality. The subject of the research is the assessment system of tourist activity in the Russian Federation. The aim of the study is to develop an algorithm for monitoring the tourism and hospitality sectors. The aim of the study is to develop an algorithm for monitoring the tourism and hospitality sectors. Methods of comparison, system analysis, classification and modeling are used in the work. The article presents the author's formulation of the term "monitoring of the tourism sector". The analysis of the existing assessment system of tourist activity in the Russian Federation is carried out. According to the presented algorithm, the article reflected the results of monitoring the tourism and hospitality sector in 2018 in the Primorsky Territory.
Keywords: tourism, inbound tourism, hospitality industry, multiplier effect, service sector, socio-economic development, monitoring system in tourism.
Введение
Существуют различия в оценке роли влияния туризма на основные показатели социально-экономического развития стран и регионов мира. Уровень влияния туризма напрямую зависит от степени экономического развития региона, потенциала и доступности туристского рынка и обусловлен наличием выбора предоставляемых туристских услуг.
Согласно оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму к концу 2019 года общий вклад туризма в мировую экономику составил 4% мирового валового внутреннего продукта. Мировая гостиничная индустрия превзошла другие области мировой экономики, включая производство, розничную торговлю, финансовые услуги и связь [1].
По результатам 2019 года индустрия туризма создала около 330 миллионов новых рабочих мест по всему миру. Лидерами по занятости в туристском секторе являются Таиланд (13%), Австралия (12%) и Италия (11,5%). Среди лидирующих стран у России самый низкий процент (6%).
Высокая степень развития туризма положительно влияет на уровень занятости, способствует экономическому развитию и созданию рабочих мест 18
в регионах. Исследования Всемирного совета по путешествиям и туризму, проведенного в 2019 году, позволили выделить группы стран, показательных с точки зрения вклада туристского сектора в валовый внутренний продукт, и оценить мультипликативный эффект индустрии туризма.
В первую группу вошли страны, где туризм приносит основной доход: Черногория (21%), Таиланд (17%), Мексика (12%) [1].
Вторая группа представлена странами, в которых туристская отрасль играет важную роль наравне с другими секторами экономики: ОАЭ (14%), Италия (11%), Франция (10%), Китай (9%) [1].
Третью группу составили страны, где туризм не является основным сектором экономики: Австралия (10%), США (9%) и Япония (7%) [1].
В сравнении с перечисленными странами вклад туристской отрасли в валовый внутренний продукт в Российской Федерации составляет (6%) [1].
Туризм оказывает прямое и косвенное влияние на социально-экономическое развитие региона. Временное увеличение роста населения в регионе способствует расширению рынка недвижимости и росту количества предприятий размещения. Увеличение пассажиропотока внутри и между регионами повышает загруженность пассажирского транспорта и влияет на доходы транспортных организаций. От формирования спроса в регионе зависят степень продаж в розничной торговле и ресторанах, а также потребление различных услуг. Положительная динамика оборачиваемости организации влечет за собой увеличение валового регионального продукта, а это, в свою очередь, сказывается на объеме налоговых платежей во все уровни бюджета, а также росте уровня заработной платы населения в регионе. Вспомогательная роль туризма позволяет снижать уровень безработицы за счет создания новых рабочих мест в различных секторах экономики.
Актуальность темы исследования заключается в развитии действенных инструментов мониторинга сферы туризма. Для организации эффективного управления развитием туристской отрасли необходимо использовать результаты мониторинга, которые позволяют своевременно получать достоверную информацию о процессах, происходящих в туристской сфере.
Достижение поставленной цели требует выполнения взаимосвязанных теоретических и методологических задач, направленных на:
- исследование теоретических аспектов понятий «мониторинг» и «мониторинг сферы туризма и гостеприимства»;
- проведение анализа существующей системы мониторинга сферы туризма в Российской Федерации;
- разработку усовершенствованного алгоритма мониторинга туристской деятельности.
Предмет исследования, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция
Предметом исследования является система оценки туристской деятельности в Российской Федерации.
19
Термин «мониторинг» появился в XX веке в зарубежной науке для определения системы целенаправленных повторяющихся наблюдений за одним или более элементами окружающей среды в пространстве и времени. В широком смысле, мониторинг (от лат. monitor - предостерегающий) - деятельность по наблюдению за определенными объектами или явлениями [2].
Понятие экономического мониторинга рассмотрено в работах Антосен-кова Е.Г., Петрова О.В. [4], Никоновой А.А. [5], Масалитиной Е.С. [6], Когут А.Е., Рохчин В.С. [7], Радиной О.И., Кетовой Н.П.
Обобщая представленные понятия, под мониторингом понимается постоянно функционирующая система исследования (наблюдения) и оценки (диагностики) с целью выявления состояния конкретных региональных проблем и тенденций развития [8].
Анализ представленных понятий позволил сформулировать авторское определение мониторинга сферы туризма и гостеприимства. Под системой мониторинга в туристской сфере понимается система непрерывного наблюдения, оценки и прогнозирования состояния индустрии туризма, а также разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
Современная статистика на государственном и региональном уровнях не дает достаточно полной картины состояния туризма. Совершенствование системы мониторинга и статистического наблюдения необходимо, прежде всего, с позиций получения реальной картины состояния отрасли, динамики ее развития и достижимости целевых ориентиров, предусмотренных стратегией развития, оценки рисков и угроз для дальнейшего поступательного развития.
Активное сотрудничество Федерального агентства по туризму с Федеральной службой государственной статистики в последние годы значительно улучшило федеральные статистические наблюдения. Тем не менее, сохраняется основная проблема публикуемых показателей официальной информации о состоянии рынка туристских услуг - представленные данные не отражают влияние развития туризма на население, рынок труда, экономику, культуру и природные ресурсы и не могут быть использованы для определения результата развития индустрии туризма.
Методы исследования. В работе использованы методы сравнения, системного анализа, классификации и моделирования.
Основная часть
На сегодняшний день в России отсутствует установленная система мониторинга туристской сферы и гостеприимства. Приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 утверждены Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и вклад туризма в экономику субъектов Российской Федерации. Данный порядок прописан в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2018-2025 годы)» и рекомендован для проведения мониторинга туристской отрасли в регионах. В то же время на сегодняшний день исследования турист-
20
ской деятельности проводятся только в 35 субъектах Российской Федерация из 85 [9; 10; 11].
Согласно документу, исследование сферы туризма следует проводить на регулярной основе, предусматривая разработку специальных вопросов, касающихся суммы и видов расходов туристов. Кроме того, для определения мультипликативного эффекта от туризма должны привлекаться организации, связанные с обслуживанием туристов: коллективные средства размещения (КСР), предприятия общественного питания, средства транспорта, культурные, зрелищные, спортивные организации, природные, исторические объекты, а также организации, оказывающие туристам сопутствующие услуги.
На наш взгляд, в представленной системе оценки туристской деятельности имеются некоторые недостатки:
- отсутствие в отдельных субъектах Российской Федерации административных органов в сфере туризма;
- отсутствие локальной программы, технологии организации и проведения мониторинга в сфере туризма и гостеприимства;
- отражение показателей осуществляется без учета социально-экономического воздействия;
- отсутствие прогнозных индикаторов развития туристской отрасли;
- ограничение круга участников мониторинга туристской сферы.
Мониторинг должен включать определенные этапы сбора информации, анализа и оценки (диагностики) уровня и тенденций развития индустрии туризма. Это позволяет своевременно формулировать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию туристской деятельности, механизмов регулирования и управления в сфере туризма.
По мнению авторов, приоритетными объектами мониторинга должны стать такие показатели, как объем оказанных туристско-экскурсионных услуг, динамика туристских потоков, состояние существующей туристской инфраструктуры в регионе.
В задачи организации мониторинга сферы туризма необходимо включить:
- получение достоверной и объективной информации в сфере туризма путем организации наблюдения;
- трактовку и анализ получаемой информации;
- оценку и подготовку рекомендаций на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
- разработку рекомендаций для развития положительной динамики и преодоления негативных последствий;
- предоставление результатов мониторинга в доступной форме органам управления, предприятиям и гражданам.
На рисунке 1 представлен алгоритм проведения мониторинга сферы услуг и гостеприимства.
21
Источник: составлено автором по [12-16]
Рис. 1. Система мониторинга сферы туризма и гостеприимства
Этап 1. Мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги размещения в регионе.
Включает:
а) общие сведения об организации:
- наименование и местонахождение предприятия и юридического лица;
- ИНН, ОКПО, ОКВЭД 2;
- тип средства размещения;
- виды оказываемых дополнительных услуг;
- статус организации (субъект среднего предпринимательства, субъект малого предпринимательства, микропредприятие);
- сезонность работы предприятия (круглогодичная, летняя, зимняя);
б) основные показатели за отчетный период:
- номерной фонд предприятия, включая количество койко-мест;
- стоимость проживания;
- данные по средней численности работников, уровню квалификации работников и средней заработной плате;
- количество размещенных лиц за отчетный период по целям поездки;
- доход предприятия от предоставленных услуг и инвестиций в основной капитал;
- сумма налоговых и неналоговых отчислений;
- фонд начисления заработной платы.
Этап 2. Выборочное статистическое обследование туристов на транспортных терминалах (аэропорт, ж/д вокзал, автовокзал, морской вокзал) и останавливающихся в коллективных средствах размещения.
Распределение выборочных квот репрезентативной выборки должно осуществляться в соответствии с туристским зонированием территорий муниципальных образований, в которых расположены предприятия размещения, и пропорционально доле мест в общем объеме мест предприятий размещения в регионе.
Обследования проводятся в два этапа методом опроса (в период туристского сезона в регионе и в период окончания туристского сезона) и включают следующие показатели:
- российские и иностранные туристы, уезжающие с места временного пребывания;
22
- распределение туристского потока по коллективным и индивидуальным средствам размещения;
- классификация туристов по социальным и демографическим характеристикам;
- классификация туристов, учитывая места постоянного проживания;
- уровень расходов туристов, в том числе на один день и на весь период пребывания.
Этап 3. Полученные данные позволят нам провести оценку вклада туризма по макроэкономическим показателям, в том числе расчет прямого и косвенного экономического эффекта и определение уровня занятости, обусловленной туризмом.
Прямой экономический эффект определяется исходя из оборота платных услуг и слуг размещения, оказанных населению.
Косвенный экономический эффект от туризма - оборот сопутствующих отраслей, обусловленных туризмом, в том числе по видам деятельности: транспорт, предприятия общественного питания, связь, развлекательные, бытовые, лечебно-оздоровительные, образовательные услуги, розничная торговля.
Уровень занятости, обусловленный туризмом, включает определение численности работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности.
Согласно представленному алгоритму авторами был проведен мониторинг сферы туризма и гостеприимства в 2018 году в Приморском крае.
В ходе мониторинга выполнены следующие задачи:
- мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги размещения на территории Приморского края;
- выборочное статистическое обследование туристов в Приморском крае: опрос туристов на транспортных терминалах, в том числе: аэропорт Владивосток; автовокзал городов Владивосток, Находка и п. Славянка; железнодорожные вокзалы городов Владивосток и Находка; морские вокзалы местного сообщения города Владивосток и п. Славянка, а также пограничные переходы «Пограничный», «Полтавка» и «Краскино»;
- опрос туристов, останавливающихся в коллективных средствах размещения, кемпингах и палатках;
- определение вклада туризма в макроэкономические показатели;
- расчет прямого и косвенного экономического эффекта от туризма;
- определение уровня занятости, обусловленной туризмом.
На первом этапе был проведен мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги размещения на территории Приморского края.
Исследование носило сплошной характер в разрезе 34 муниципальных образований Приморского края. В качестве методов исследования были использованы результаты, полученные в ходе запросов на предприятия размещения, опроса сотрудников методом тайного покупателя, а также экспертная оценка (табл. 1).
23
Таблица 1
Свод коллективных средств размещения в разрезе муниципальных образований Приморского края
Местонахождение Количество КСР Количество номеров Количество койко-мест
Анучинский МР 5 144 346
Арсеньевский ГО 21 452 1235
Артемовский ГО 47 1043 2982
Большой камень ГО ЗАТО 19 1259 3259
Владивостокский ГО 251 8679 21203
Дальнегорский ГО 6 235 447
Дальнереченский ГО 5 90 164
Кавалеровский МР 6 147 425
Кировский МР 6 676 1603
Красноармейский МР 4 244 451
Лазовский МР 21 348 1155
Лесозаводский ГО 6 244 508
Михайловский МР 3 30 180
Надеждинский МР 12 243 626
Находкинский ГО 201 5353 17071
Октябрьский МР 5 82 210
Ольгинский МР 9 157 483
Партизанский ГО 6 127 234
Партизанский МР 77 1111 3605
Пограничный МР 3 68 120
Пожарский МР 7 85 185
Спасск-Дальний ГО 10 223 476
Тернейский МР 6 107 258
Уссурийский ГО 64 1220 2865
Фокино ГО ЗАТО 9 206 533
Ханкайский МР 18 278 890
Хасанский МР 304 4692 14378
Хорольский МР 2 39 112
Черниговский МР 6 105 391
Чугуевский МР 7 47 134
Шкотовский МР 59 563 1971
24
Результаты исследования распределения КСР по территории края показывают, что большая их часть (67%) расположена в трех муниципальных образованиях: Владивостокском ГО, Находкинском ГО и Хасанском МР. По остальным МО средства размещения распределены практически равномерно.
Общий объем генеральной совокупности составил 1205 коллективных средств размещения, расположенных на территории Приморского края, что на 87 предприятий больше, чем в 2017 году. Прирост числа средств размещения составил 7,7%.
Коллективные средства размещения в Приморском крае представлены следующими типами (в единицах): гостиницы - 331, базы отдыха - 793, санаторно-курортные учреждения - 34, хостелы - 33, детские лагеря - 12, кемпинги - 2.
В результате мониторинга коллективных средств размещения были получены следующие результаты:
- общее количество номеров в 1205 КСР составило 28 297 ед., койко-мест -78 500 ед.;
- число ночевок - 14 604 345 ед.;
- средняя численность работников - 18 505 чел.;
- количество лиц, размещенных в КСР, - 4,5 млн чел.
В рамках мониторинга также были определены цели пребывания туристов в средствах размещения, которые в дальнейшем были использованы для расчета вклада туризма в ВРП края (табл. 2).
В 2017 году средства размещения Приморского края приняли 4,5 млн туристов, 89% из которых приехали с личными целями, а 11% - с деловыми. Большую долю в распределении личных целей занимает отдых (93%).
Таблица 2
Число размещенных лиц в коллективных средствах размещения
по целям пребывания
Цель Количество Доля
размещенных лиц, чел. в общем объеме, %
Число размещенных лиц всего: 4 581 668 100
в том числе личные цели: 4 067 746 89
Отдых 3 772 664 93
Образование 35 557 1
Лечение 169 070 4
Религиозные 0 0
Прочие 90 455 2
в том числе деловые цели: 513 922 11
25
Основные экономические показатели деятельности КСР представлены в табл. 3.
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности КСР
Показатель Всего по КСР
Выручка (доход) от предоставленных услуг, тыс. руб. 18 665 661
Сумма налоговых и неналоговых отчислений в бюджеты муниципалитета, субъекта РФ и Российской Федерации, произведенных в отчетном периоде, тыс. руб. 3 936216
Фонд начисленной заработной платы работников за отчетный период, тыс. руб. 6 567 425
На втором этапе было предпринято выборочное статистическое обследование туристов. Опрос проходил в два этапа: весенне-летний и осенний период.
На первом этапе опрос проводился на транспортных терминалах, в том числе: аэропорт Владивосток; автовокзалы городов Владивосток, Находка и п. Славянка; железнодорожные вокзалы городов Владивосток и Находка; морские вокзалы местного сообщения города Владивосток и п. Славянка, а также пограничные переходы «Пограничный», «Полтавка» и «Краскино».
На втором этапе проводился опрос туристов, останавливающихся в коллективных средствах размещения, кемпингах и палатках на территориях Артемов-ского, Владивостокского, Находкинского городских округов, ЗАТО г. Фокино и городского округа Большой Камень, а также Партизанского, Хасанского, Хан-кайского, Шкотовского, Лазовского, Кавалеровского, Тернейского, Ольгинского муниципальных образований.
Опрос туристов на транспортных терминалах был направлен на получение следующих данных:
- соотношение числа туристов, остановившихся в индивидуальных средствах размещения (далее - ИСР) и коллективных средствах размещения (КСР);
- величина потребления характерных туристских услуг туристами, остановившимися в ИСР.
Категория опрашиваемых лиц: российские и иностранные туристы, уезжающие с места временного пребывания.
Объем репрезентативной выборки (совокупность туристов, подвергнутых выборочному обследованию) составил 2000 человек, из которых иностранных туристов 500 человек.
Опрос лиц, остановившихся в КСР, кемпингах и палатках, проводился после проведения опроса на транспортных терминалах и был направлен на получение данных о величине потребления ими характерных туристских услуг.
Категория опрашиваемых лиц: российские и иностранные туристы, уезжающие с места временного пребывания. 26
Объем каждой репрезентативной выборки (совокупность туристов, подвергнутых выборочному обследованию) составил 1500 человек, в том числе иностранных туристов 200 человек.
По результатам выборочного статистического исследования туристов были собраны следующие данные:
- распределение туристского потока по ИСР и КСР (число туристов и доля в общем объеме);
- классификация туристов по социальным и демографическим характеристикам;
- классификация туристов исходя из места постоянного проживания;
- структура и размер расходов туристов, в том числе на один день и на весь период пребывания, по направлениям: транспорт (до места пребывания и внутри места пребывания); размещение; питание; связь; экскурсионное обслуживание; развлекательные услуги; услуги; лечебно-оздоровительные; образовательные услуги; покупки; средняя продолжительность пребывания туристов в Приморском крае.
В рамках мониторинга было опрошено 7350 респондентов, среди них 5759 российских и 1591 иностранных респондентов, что в свою очередь составило 78,8% российских респондентов от всего массива опрошенных. Гендерный перевес опрошенных совсем незначительный: 50,4% женщин и 49,6% мужчин.
Опрос иностранных туристов, посетивших Приморский край, доказал, насколько высок интерес к путешествиям в Россию среди респондентов из Китая и Южной Кореи. Представители именно этих двух государств составляют большинство опрошенных респондентов.
Из 1952 (100,0%) иностранных туристов, принявших участие в опросе, представители Китая - 61,7%, Южной Кореи - 24,6%. С большим отрывом от них по численности идут представители Японии (3%), КНДР (2,3%) и Узбекистана (1,1%). Среди респондентов встречались также туристы из Австралии, Канады, Германии, Вьетнама, Индии, Таиланда, США, Индонезии и др. (7,3%).
По результатам полученных данных на первом и втором этапах мониторинга определен вклад туризма в макроэкономические показатели, в том числе: расчет прямого косвенного экономического эффекта от туризма и определение уровня занятости, обусловленного туризмом.
Показатели вклада туризма в экономику Приморского края:
- ВРП 2017 года - 767,4 млрд руб.
- ВРП 2018 года - 799,6 млрд руб.
- Оборот предприятий туризма составил 23,0 млрд руб.
- Прямой экономический эффект - 2,9 млрд руб.
- Оборот сопутствующих отраслей от обслуживания туристов - 51,9 млрд руб.
- Косвенный экономический эффект - 6,5 млрд руб.
- Совокупный экономический эффект - 9,4 млрд руб.
- Занятость в сфере туризма - 59,56 тыс. чел.
- Доля работников сферы туризма в общей численности занятых в регионе -5,9%.
27
Выводы
В рамках исследования было выявлено, что туристские услуги в структуре товарооборота сферы услуг направлены в том числе на удовлетворение социально-экономических потребностей населения и являются одним из источников средств, поступающих в бюджет и обеспечивающих воспроизводство социальной инфраструктуры.
Проведённые исследования позволяют определить важность влияния туризма на социально-экономические показатели. Развитие туризма в регионе оказывает влияние на спрос и предложение. Состояние различных секторов региональной экономики и в целом социально-экономическое развитие региона напрямую зависят от этих двух факторов.
На основании анализа существующей системы оценки туристкой деятельности в Российской Федерации авторами было сформулировано понятие мониторинга сферы туризма и гостеприимства и усовершенствован алгоритм проведения мониторинга туристской сферы, который представляет углублённое исследование влияния туризма на развитие региона. Данный алгоритм предложен для внедрения в качестве комплексной оценки сферы туризма в Приморском крае и прошел апробацию в 2018-2019 годах, что позволило получить уточненные результаты деятельности предприятий туризма и гостеприимства и определить влияние туризма на основные социально-экономические показатели региона.
1. Всемирный совет по путешествиям и туризму: [сайт]. - URL: https://wttc.org/. - Текст: электронный (дата обращения: 28.08.2020).
2. Шевыров П. В. Оценка и прогноз влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов (на примере Тверской области) // КиберЛенинка: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-pronoz-vliyaniya-turizma-na-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-regionov-na-primere-tverskoy-oblasti/viewer (дата обращения 04.09.2020).
3. Статистические данные по субъектам федерации: [сайт]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ - Текст: электронный (дата обращения: 06.07.2020).
4. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма. - Москва: Финансы и статистика, 2010.
5. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург: Норинт, 2008.
6. Потапова К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С.219.
7. Якимова О. В. Применение мониторинга в туристской индустрии // Экономика, управление, финансы: материалы IV Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015), 2015. - С. 208.
8. Россинская М. В. Мониторинг и оценка эколого-социоэкономического развития территории: монография. - Шахты: ЮРГУЭС, 2012.
28
9. Шишкин А. И. Сущность, задачи и принципы мониторинга социально-экономических процессов в регионе // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2004. - №1. - С. 19.
10. Радина О. И., Кетова Н. П. Мониторинг социально-экономического развития региона (на примере рынка бытовых услуг). - Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2005.
11. Масалитина Е. С. Экономический мониторинг в стратегическом управлении промышленным предприятием: автореф. ... дис. канд. экон. наук. - Хабаровск, 2007.
12. Малолетко Д. Н. Проблемы организации системы мониторинга рынка туристских услуг. - Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-sistemy-monitoringa-rynka-turistskih-uslug/viewer (дата обращения: 06.07.2020).
13. Платонова Н. А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Туристско-рекреационные зоны. - 2011. - №36. - С. 44.
14. Исследование: вклад туризма в ВВП России к 2025 году может вырасти вдвое: [сайт]. - URL: https://ria.ru/20190604/1555231522.html (дата обращения: 03.06.2020).
15. Гомилевская Г. А., Сергиенко Ю. Ю. Методический подход к формированию информационно-статистических данных в сфере туризма в регионах Российской Федерации. - Текст: электронный // Фундаментальные исследования. - 2016. - №12. -URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41192 (дата обращения: 04.09.2020).
16. Гомилевская Г. А., Сергиенко Ю. Ю. Анализ методических подходов оценки вклада туризма в экономику региона. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №12. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16264 (дата обращения: 04.09.2020).
17. Гомилевская Г. А., Сергиенко Ю. Ю. Мониторинг в туризме на региональном уровне: теория и практика. - Текст: электронный // Материалы Международной научной конференции «Дальний Восток» (ISCFEC 2020). - 2020. - №18. - URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iscfec-20/125936249 (дата обращения: 04.09.2020).
18. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - URL: https://primstat.gks.ru/ - Текст: электронный (дата обращения: 16.08.2020).
19. Отчет об экономическом воздействии: [сайт]. - URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact - Текст: электронный (дата обращения: 16.08.2020).
20. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2018-2025 годы)»: [сайт]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody-/ - Текст: электронный (дата обращения: 16.08.2020).
Транслитерация
1. Vsemirnyj sovet po puteshestviyam i turizmu: [sajt]. - URL: https://wttc.org/. - Tekst: elek-
tronnyj (data obrashcheniya: 28.08.2020).
2. Shevyrov P. V. Ocenka i prognoz vliyaniya turizma na social'no-ekonomicheskoe raz-vitie
regionov (na primere Tverskoj oblasti) // KiberLeninka: [sajt]. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-pronoz-vliyaniya-turizma-na-sotsialno-eko-
29
nomicheskoe-razvitie-regionov-na-primere-tverskoy-oblasti/viewer (data obrashcheniya 04.09.2020).
3. Statisticheskie dannye po sub"ektam federacii: [sajt]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ - Tekst: elektronnyj (data obrashcheniya: 06.07.2020).
4. Temnyj Yu. V., Temnaya L. R. Ekonomika turizma. - Moskva: Finansy i statistika, 2010.
5. Kuznecov S. A. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - Sankt-Peterburg: No-rint,
2008.
6. Potapova K. K. Vliyanie turizma na social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov // Molodoj
uchenyj. - 2016. - №24. - S. 219.
7. YAkimova O. V. Primenenie monitoringa v turistskoj industrii // Ekonomika, uprav-lenie, finansy: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Perm', ap-rel' 2015) -2015. - S. 208.
8. Rossinskaya M. V. Monitoring i ocenka ekologo-socioekonomicheskogo razvitiya ter-ritorii:
monografiya. - Shahty: YURGUES, 2012.
9. SHishkin A. I. Sushchnost', zadachi i principy monitoringa social'no-ekonomicheskih proc-
essov v regione // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvi-tiya. - 2004. -№1. - S. 19.
10. Radina O. I., Ketova N. P. Monitoring social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere rynka bytovyh uslug). - Rostov-na-Donu: Izd-vo APSN SKNC VSH, 2005.
11. Masalitina E. S. Ekonomicheskij monitoring v strategicheskom upravlenii pro-myshlennym predpriyatiem: avtoref. ... dis. kand. ekon. nauk. - Habarovsk, 2007.
12. Maloletko D. N. Problemy organizacii sistemy monitoringa rynka turistskih uslug // Kiber-Leninka: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-organizatsii-sistemy-monitoringa-rynka-turistskih-uslug/viewer (data obrashcheniya: 06.07.2020).
13. Platonova N. A. Regional'naya programma razvitiya turizma: metodicheskie podhody k razrabotke // Turistsko-rekreacionnye zony. - 2011. - №36. - S.44.
14. Issledovanie: vklad turizma v VVP Rossii k 2025 godu mozhet vyrasti vdvoe: [sajt]. -URL: https://ria.ru/20190604/1555231522.html (data obrashcheniya: 03.06.2020).
15. Gomilevskaya G. A., Sergienko Yu. Yu. Metodicheskij podhod k formirovaniyu in-formacionno-statisticheskih dannyh v sfere turizma v regionah Rossijskoj Federa-cii. -Tekst: elektronnyj // Fundamental'nye issledovaniya. - 2016. - №12. - URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41192 (data obrashcheniya 04.09.2020).
16. Gomilevskaya G. A., Sergienko Yu. Yu. Analiz metodicheskih podhodov ocenki vklada turizma v ekonomiku regiona. - Tekst: elektronnyj // Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. - 2016. - №12. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16264 (data obrashcheniya: 04.09.2020).
17. Gomilevskaya G. A., Sergienko Yu. Yu. Monitoring v turizme na regional'nom urov-ne: teoriya i praktika. - Tekst: elektronnyj // Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Dal'nij Vostok" (ISCFEC 2020). - 2020. - №18. - URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iscfec-20/125936249 (data obrashche-niya:04.09.2020).
18. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: [sajt]. - URL: https://primstat.gks.ru/ -Tekst: elektronnyj (data obrashcheniya: 16.08.2020).
30
19. Otchet ob ekonomicheskom vozdejstvii: [sajt]. - URL: https://wttc.org/Research/ Economic-Impact - Tekst: elektronnyj (data obrashcheniya: 16.08.2020).
20. Federal'naya celevaya programma "Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Ros-sijskoj Federacii (2018-2025 gody)": [sajt]. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/ deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody-/
© Ю. Ю. Сергиенко, 2020 © И. А. Жмуйдин, 2020
Для цитирования: Сергиенко Ю. Ю., Жмуйдин И. А. Разработка алгоритма мониторинга сферы туризма и гостеприимства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2020. - Т. 12, № 3. - С. 17-31.
For citation: Sergienko Yu. Yu., Zhmuydin I. A. Development of an algorithm for monitoring the tourism and hospitality sector, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 3, рp. 17-31.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-3/017-031
Дата поступления: 17.08.2020.