Научная статья на тему 'Разработка алгоритма конструирования структурного продукта'

Разработка алгоритма конструирования структурного продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЙ ПРОДУКТ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / STRUCTURED PRODUCT / FUND / FINANCE / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселёва Э.А., Краева А.А.

Основная задача структурного продукта осуществление инвестиций в рыночные инструменты и при этом иметь гарантии полной или частичной сохранности средств. В данной статье дан обзор структурному продукту. Разработан алгоритм конструирования СП и описан каждый этап построения. Также определены основные подходы к разработке структурированных финансовых продуктов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main task of the structural product is to invest in market instruments and at the same time have guarantees of full or partial safety of funds. This article provides an overview of the structural product. An algorithm for designing a joint venture is developed and each stage of construction is described. The main approaches to the development of structured financial products are also identified

Текст научной работы на тему «Разработка алгоритма конструирования структурного продукта»

Разработка алгоритма конструирования структурного продукта Development of the algorithm of structural product design

УДК 336.7

Киселёва Э.А.,

магистрант, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Краева А.А.,

магистрант, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Аннотация: Основная задача структурного продукта - осуществление инвестиций в рыночные инструменты и при этом иметь гарантии полной или частичной сохранности средств. В данной статье дан обзор структурному продукту. Разработан алгоритм конструирования СП и описан каждый этап построения. Также определены основные подходы к разработке структурированных финансовых продуктов.

Summary: The main task of the structural product is to invest in market instruments and at the same time have guarantees of full or partial safety of funds. This article provides an overview of the structural product. An algorithm for designing a joint venture is developed and each stage of construction is described. The main approaches to the development of structured financial products are also identified.

Ключевые слова: структурный продукт, ценные бумаги, финансы, инвестиции.

Keywords: structured product, fund, finance, investments.

В настоящее время структурированные, или структурные, продукты (СП) приобретают популярность на российском рынке. В частности, такому повышению интереса поспособствовал мировой финансовый кризис 2008 года [1, с. 1], который поменял отношение российских инвесторов к данному типу продуктов. В условиях финансовой нестабильности на российском рынке вкладывать денежные средства в валюту рискованно из-за резкого изменения ее курсового значения, а в фондовый рынок затруднительно из-за высокой волатильности. Решением данной проблемы может стать инвестиция в структурные продукты (СП), которые сочетают в себе высокую степень защиты активов и возможность получения прибыли больше, чем по депозиту, что помогает инвестору не

только сохранить, но и приумножить свои денежные средства. Поэтому цель данной статьи дать определение СП и разработать алгоритм создания СП.

Просмотрев множество определений, можно заключить, что структурный продукт (СП)

- это единый финансовый инструмент, предлагаемый в той или иной юридической форме инвестору, при детальном рассмотрении состоящий из нескольких составных элементов (простых финансовых инструментов), подобранных в заданной пропорции с целью достигнуть строго заданных совокупных параметров структурного продукта.

Структурные продукты используются при пассивном инвестировании, т.е. они не требуют от инвестора регулярных действий и принятия решений, кроме как решения о первоначальной покупке этого продукта.

Что касается конструирования структурированных финансовых продуктов четко сформулированного термина нет. На практике и в литературе наряду с названным термином часто встречаются такие понятия, как создание, проектирование, разработка.

Впервые понятие, относящееся к конструированию ценной бумаги в отечественной литературе, было введено Я. М. Миркиным. Под данным термином автор описывал «сочетание стандартности с приданием ценным бумагам индивидуальных свойств» [2, с. 125], что, с одной стороны, обеспечивает ликвидность ценных бумаг, соответствие правилам их выпуска и обращения, установленных законодательством, с другой -привлекательность и конкурентоспособность при размещении в определенных рыночных условиях (например, в условиях кризиса или высокой инфляции). [3, с. 83;4, с. 54]

При этом все многообразие разновидностей ценных бумаг рассматривается Я. М. Миркиным в качестве «кубиков», из которых могут складываться уникальные финансовые товары.

Можно выделить два основных подхода к конструированию структурированных финансовых продуктов:

- подход, основанный на комбинации финансовых инструментов («инструментальный» подход);

- подход, которые основывается на конструировании набора потоков активов («поточный» подход).

При создании структурного продукта в данной статье принято, что каждый рассматриваемый продукт можно разбить на составляющие его финансовые инструменты. т.е. будет рассмотрен первый подход разработки.

Основная идея при составлении структурного продукта заключается в том, что доход, обеспеченный базовой безрисковой частью вложений, должен перекрывать полностью или частично максимальные потенциальные убытки по рисковой части инвестиций.

Под процессом конструирования структурированного продукта в статье рассматривается процесс изменения его внутреннего устройства с помощью комбинирования различных финансовых инструментов, выделения основных параметров продукта, их анализа и оценки с целью создания продукта, позволяющего более полно удовлетворить интересы клиентов.

В качестве синонимов конструирования в работе использованы такие термины, как создание, разработка или проектирование структурированного продукта.

Отличие процесса конструирования от выпуска СП наглядно изображены на схеме, представленной на рисунке 1.

Для понимания как строятся СП, был разработан общий алгоритм конструирования структурных продуктов.

Этот алгоритм предусматривает четыре этапа конструирования СП. [5, с. 14] Этап 1. Анализ предпочтений потенциальных клиентов

Для того чтобы создаваемый структурный продукт был эффективным и востребованным, особенно в условиях рыночных отношений и наличия большого количества альтернативных способов инвестирования, его разработку необходимо начинать с изучения потребностей и целей клиентов.

На создание структурированного продукта влияют следующие предпочтения клиента:

- степень защиты вложенного капитала (полная, частичная защита или ее отсутствие);

- базовый актив, который у инвестора имеет прогноз движения;

- прогнозы относительно их динамики (падение, рост, большие или незначительные флуктуации);

- срок, размещения клиентом имеющихся у него свободных денежных средств;

В работе по созданию структурного продукта также важным является анализ текущей рыночной ситуации, определяющей уместность и экономическую выгодность предложения тех или иных продуктов клиенту.

по окончании данного этапа необходимо иметь общее представление о потребностях клиента и его пожеланиях в отношении СП.

Этап 2. Моделирование внутреннего устройства продукта

В основе этого этапа лежит подбор финансовых инструментов, составляющих СП таким образом, чтобы в результате финансовой деятельности получился продукт с необходимым количеством конечных выплат.

Комбинирование финансовых активов с целью получения устройства структурированного продукта происходит по принципу усложнения.

Сначала выбираются элементарные финансовые инструменты или их комбинации.

Финансовые инструменты, используемые для построения СП можно разделить на:

- инструменты с фиксированной доходностью (депозиты, векселя, акции, облигации);

- производные финансовые инструменты (стандартные (стандартные опционы, форварды, фьючерсы), экзотические (экзотические опционы, такие как азиатские, барьерные, бинарные, др.)).

Инструменты с фиксированной доходностью отвечают за возврат вложенного капитала (защитная часть).

За счет производных финансовых инструментов можно обеспечить гибкость структурированным продуктам, т. к. появляется возможность смоделировать практически любую выплату, т. е. стоимость, которую получит клиент при погашении продукта в зависимости от поведения базового актива, лежащего в основе.

Именно эта часть структурного продукта позволяет при правильном прогнозе получить доходность, превышающую доходность традиционных инструментов (акций, облигаций, депозитов) — доходная часть СП.

Затем все эти инструменты и комбинации объединяются в определенных пропорциях, образуя новый структурированный продукт.

Допустим, что в результате проведения первого этапа, было выявлено, что клиент хочет поучаствовать в росте конкретного базового актива, но в случае снижения его котировок полностью сохранить вложенный капитал.

Чтобы гарантировать такой результат инвестирования денежных средств, организации, разрабатывающие СП, должны совместить преимущества инструментов с фиксированной доходностью, которые позволяют сохранить капитал, и опционов call на этот базовый актив, позволяющих заработать.

Таким образом процесс моделирования внутреннего устройства структурного продукта будет содержать инструменты с фиксированной доходностью и производные финансовые инструменты.

Данный этап можно описать следующим образом: простейшие финансовые инструменты с разной степенью доходности и риска, комбинируются таким образом, чтобы в результате получить такой СП с определенными характеристиками, удовлетворяющими потребностям клиента.

Этап 3. Оценка и анализ чувствительности параметров продукта

После разработки первой версии устройства структурированного продукта, необходимо оценить его стоимость.

В данной статье, под справедливой стоимостью структурированного продукта будем понимать сумму стоимостей финансовых инструментов, составляющих устройство продукта.

На этапе конструирования СП с точки зрения финансового менеджера такая оценка необходима для определения цены продажи продукта. Выполнив расчет теоретической стоимости всех составляющих СП, организация, разрабатывающая и выпускающая этот продукт, добавляет к ней свою комиссию.

Например, в случае с простейшим СП, состоящим из депозита и встроенных опционов, итоговая стоимость продукта состоит из справедливой стоимости «депозитной» части, справедливой стоимости «деривативной» части и комиссии.

Комиссия, которую учитывает в стоимости продукта разработчик, важно учитывать именно на этом этапе, т. к. добавление комиссии в последующем, даже невысокой, значительно ухудшает параметры продукта.

Помимо самой стоимости у структурированных финансовых продуктов выделяют еще стоимостные параметры. Эти параметры, характеризуют привлекательность продукта с точки зрения его ожидаемой доходности. К ним относятся коэффициент участия и максимальная доходность.

Одним из важных шагов на данном этапе является анализ зависимости выплат по структурному продукту и его стоимостных параметров от различных переменных (например, процентной ставки, срока продукта, степени риска и т. п.).

Возможные приемы такого анализа - построение различных графиков (в том числе и многомерных), таблиц, сценарный анализ.

Анализ чувствительности позволяет оценить и показать все преимущества и недостатки структурированного продукта по сравнению с другими альтернативами влож»ений, предлагаемыми на финансовом рынке, при разных сценариях развития рыночной ситуации, что является достаточно важной информацией, так как клиент заранее имеет четкое представление об уровне принимаемого на себя риска.

Этап 4. Подстройка условий продукта и его возможные модификации

На практике не всегда выходит так, как разработано все с теоретической точки зрения. Разработав и оценив все параметры СП, может не сразу получиться результат, который по своим характеристикам удовлетворяет и клиента, и организацию, выпускающую этот структурный продукт. Это связано с тем, что выпускающая организация несет определенные издержки, связанные с выпуском продукта и его маркетингу, а также необходимости его хеджирования, чтобы в установленный срок выполнить свои обязательства перед клиентом. Из-за этого финансовому инженеру необходимо пересматривать устройство продукта до тех пор, пока не будет получен продукт, устраивающий и его, и клиента. Такая подстройка условий зачастую занимает наибольшую часть времени и является важным этапом в процессе конструирования.

Для СП необходимо установить индивидуальные свойства, что в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции позволит его использовать для решения неограниченного круга финансовых задач и придаст ему привлекательность при размещении в определенных рыночных условиях (как с точки зрения инвестиционной привлекательности для клиента, так и с точки зрения комиссии, взимаемой выпускающей организацией).

Один из важнейших выводов в процессе конструирования СП является возможность создания большого количества структурированных продуктов из ограниченного списка базовых финансовых инструментов.

Выделим приемы, позволяющие изменять существующий структурный продукт:

- изменение базового актива, составляющего основу продукта;

- уменьшение/увеличение срока продукта;

- изменение цены стоимости СП;

- изменение рисков по продукту за счет увеличения или уменьшения степени гарантии возврата капитала;

- изменение сценария поведения базового актива, на который рассчитан продукт - рост, падение, низкая или высокая волатильность;

- встраивание азиатских и других экзотических опционов.

Стоит отметить, что для разных типов СП варианты модификаций будут различны, это зависит от всех параметров конкретного продукта.

Таким образом, в работе было определено два основных подхода к созданию структурного продукта. Разработана модель конструирования структурированного продукта и описаны все ее этапы. Данный алгоритм может быть полезен для любого вида инвесторов, кто хочет выгодно и с гарантиями результата распоряжаться своими личными средствами.

Список использованной литературы

1. Мировой финансовый кризис 2008 года и последствия для России [Электронный ресурс] — Москва: 2013. — URL:https://ria.гu/20Ш816/9566724П.html

2. Миркин, Я.М. Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций /Я.М. Миркин, С.В. Лосев, Б.Б. Рубцов, и др. — Москва: Альпина Паблишер, 2004. — 385с.

3. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива

4. Миркин, В.Я. Англо-русский толковый словарь по финансовым рынкам / Миркин Я. М., В.Я. Миркин. — 2-е издание. — Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008. —

5. Кивелева, Д.И. Технология конструирования структурных финансовых продуктов /Д.И. Кивелева. — Москва: 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.