Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМЕСТИМОСТИ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА'

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМЕСТИМОСТИ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / контейнерный терминал / контейнерная площадка / контейнер / вместимость.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Шахбоз Абдувахитов, Азиз Исматуллаев, Жамол Шихназаров, Дурдона Умарова

В данной статье описаны блок схемы алгоритма вместимости контейнерного терминала (КТ), оборудованного портальным контейнерным автопогрузчиком, а также разработанный программный продукт для автоматизации расчета вместимости и перерабатывающей способности КТ в зависимости от типа погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Шахбоз Абдувахитов, Азиз Исматуллаев, Жамол Шихназаров, Дурдона Умарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМЕСТИМОСТИ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА»

fr

TQfiHKENl DAVLAT TftAN SPORT UN IV ER SITdl

Ташкентский государственный транспортный университет

"Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте" АВРИИТТ-2021 1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 24-25 ноября 2021 года)

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМЕСТИМОСТИ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА

Шахбоз АБДУВАХИТОВ,

PhD, Ташкентский государственный транспортный университет,

Ташкент, Узбекистан Азиз ИСМАТУЛЛАЕВ, докторант, Ташкентский государственный транспортный университет,

Ташкент, Узбекистан Жамол ШИХНАЗАРОВ, ассистент, Ташкентский государственный транспортный университет,

Ташкент, Узбекистан Дурдона УМАРОВА, студентка магистратуры, Ташкентский государственный транспортный

университет, Ташкент, Узбекистан DOI: https://doi.org/10.47689/978-9943-7818-0-1-pp244-249

Аннотация: В данной статье описаны блок схемы алгоритма вместимости контейнерного терминала (КТ), оборудованного портальным контейнерным автопогрузчиком, а также разработанный программный продукт для автоматизации расчета вместимости и перерабатывающей способности КТ в зависимости от типа погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ).

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, контейнерный терминал, контейнерная площадка, контейнер, вместимость.

Ведущее место в мире занимают развитые системы грузоперевозок в контейнерах. И доставка этих грузопотоков в установленный нормативный срок через транзитные коридоры, а также совершенствование терминальных технологий логистических центров, оказывающих услуги различным транспортным компаниям. В этом отношении в развитых странах вследствие увеличения их потребности в различных видах ресурсов, уделяется все большее внимание. А именно, совершенствованию мультимодальных технологий перевозки грузов в контейнерах через море и сушу, различными видами транспорта. В этом аспекте уделяется особое внимание эффективному использованию вместимости и перерабатывающей способности контейнерного терминала. Также совершенствованию тех технологий, которые выполняются в терминалах. Особенно при организации перевозок контейнерами грузов по транзитным коридорам через сушу, обеспечивая при этом их сохранность и безопасность грузоперевозок.

В исследованиях по вопросам их конечной потребной вместимости и каждого технологического участка на КТ не до конца изучены. Исходя из грузопотока вопросы совершенствования и унификации существующих методов расчета вместимости и перерабатывающей способности КТ при применении современных ПРМ остаются весьма актуальными.

Т

ТОйИНЕЫТ Г1АУ1_ДТ ТЙЛНЗРОРТ иМ^ЕНЁНЁТ!

Ташкентский гссударстмнчый транспортный университет

"Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте" АВРИИТТ-2021 1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 24-25 ноября 2021 года)

Основные операции по выявлению рациональной вместимости и перерабатывающей способности выглядят следующим образом [1-4]:

- ввод всевозможных параметров элемента системы (размеры технологического участка хранения, размеры /'-го контейнера, технические характеристики типов и видов ПРМ, а также другие параметры);

- определение количества располагаемых контейнеров по длине, ширине и высоте штабелирования;

- расчёт общего количества контейнеров на технологическом участке хранения;

- определение перерабатывающей способности КТ в зависимости от срока хранения контейнеров.

Описание блок схемы алгоритма вместимости КТ, обслуживаемого портальным контейнерным автопогрузчиком:

1 - начало процесса;

2 - ввод параметров. В базы данных (БД) запрашиваются технические параметры портального козлового пневмоколесного крана, пожарная безопасность открытой площадки, строительные нормы и правила проектирования складов, а также другие нормы, и правила, регламентированные законодательством Узбекистана;

3 - расчет количества контейнеров, располагаемых по ширине технологического участка хранения;

4-9 - определение количества контейнеров, располагаемых по длине технологического участка хранения;

10-15 - определение высоты штабелирования контейнеров в зависимости от типа ПРМ;

16 - определение общего числа размещенных контейнеров, которые находятся на участке хранения;

17 - определение общего числа размещенных контейнеров, которые находятся на участке хранения;

18-19 - направленный перебор вариантов оптимальных видов складирования;

20 - определение перерабатывающей способности КТ в зависимости от срока хранения контейнеров;

21 - вывод наиболее рациональных значений параметров КТ;

22 - окончание процесса.

ж

ТОЙНКЕЫТ ОАУ1_ДТ ТЙДЫЁРйЙТ иЬНУЕЙЙНГП

Ташкентский государственный транспортный университет

"Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте" АВРИИТТ-2021 1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 24-25 ноября 2021 года)

©

©

Рисунок 1. Алгоритм определения вместимости и перерабатывающей способности КТ, обслуживаемого портальным контейнерным

автопогрузчиком

Т

ТОйИНЕЫТ Г1АУ1_ДТ ТЙЛНЗРОРТ иМ^ЕНЁНЁТ!

Ташкентский гссударстоенчый транспортный университет

"Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте" АВРИИТТ-2021 1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 24-25 ноября 2021 года)

15

г = 3

13

г = 2

21 Вывод результата

Окончание рисунка 2. Алгоритм определения вместимости и перерабатывающей способности КТ, обслуживаемого портальным

контейнерным автопогрузчиком

По данному алгоритму разработана программа, которая рассчитывает вместимость и перерабатывающую способность контейнерного терминала. Функциональные задачи, которые обеспечивает программа:

1. Расчёт вместимости контейнерной площадки в зависимости от типа ПРМ.

2. Определение перерабатывающей способности КТ в зависимости от срока хранения контейнеров.

3. Визуализация расположения контейнеров на контейнерной площадке.

ж

ТОЙНКЕЫТ ОАУ1_ДТ ТЙДЫЁРйЙТ иЬНУЕЙЙНГП

Ташкентский государственный транспортный университет

"Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте" АВРИИТТ-2021 1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 24-25 ноября 2021 года)

¡Баепсе

£А««уА акс( срлсе

Рисунок 3. Интерфейс программы

По итогам получено свидетельство об официальной регистрации компьютерной программы. На основании программного обеспечения можно сформировать параметрический ряд КТ в зависимости от ПРМ.

Основная причина разработки программы заключается в том, что контейнерные терминалы не имеют программного комплекса определения вместимости и перерабатывающей способности КТ.

В рамках исследования предложен алгоритм определения вместимости и перерабатывающей способности КТ.

На основе математических моделей взаимосвязи параметров КТ разработаны алгоритмы определения вместимости и перерабатывающей способности КТ.

Также разработаны компьютерные программы для каждого варианта оснащения ПРМ.

Разработанные модели и алгоритмы автоматизации процесса определения оптимальной вместимости и перерабатывающей способности КТ на железнодорожном транспорте позволяют уменьшить ошибочные проектные решения, а также позволят повысить достоверность проектов развития и совершенствованию транспортной сети в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Илесалиев Д.И. Определение оптимальных параметров погрузочно-разгрузочного участка с помощью математических методов / Д.И. Илесалиев, Е.К. Коровяковский // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы: сборник трудов LXXV Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. - С. 227-233.

Ж

TDSHKENT DAVLAT TRANSPORT UNItf ERSlTETI

Ташкентский гссударстоенчый транспортный университет

"Актуальные вопросы развития инновационно-информационных технологий на транспорте" АВРИИТТ-2021 1-Республиканская научно-техническая конференция (Ташкент, 24-25 ноября 2021 года)

2. Илесалиев Д.И. Обоснование метода переработки тарно-штучных грузов на перевалочных складах в цепях поставок: автореферат дис. ... канд. техн. наук. - СПб., 2016. - С. 16.

3. Илесалиев Д.И. Использование различных схем расположения проходов склада тарно-штучных грузов / Д.И. Илесалиев // Логистика: современные тенденции развития. - 2015. - № 1. - С. 174-176.

4. Илесалиев Д.И. К вопросу о схеме размещения стеллажей на складе / И.Д. Илесалиев // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 99-106.

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КОНТЕЙНЕРНОГО

ТЕРМИНАЛА

Шахбоз АБДУВАХИТОВ,

PhD, Ташкентский государственный транспортный университет,

Ташкент, Узбекистан Азиз ИСМАТУЛЛАЕВ, докторант, Ташкентский государственный транспортный университет,

Ташкент, Узбекистан Жамол ШИХНАЗАРОВ, ассистент, Ташкентский государственный транспортный университет,

Ташкент, Узбекистан Дурдона УМАРОВА, студентка магистратуры, Ташкентский государственный транспортный

университет, Ташкент, Узбекистан DOI: https://d0i.0rg/10.47689/978-9943-7818-0-1-pp249-252

Аннотация: В данной работе описан переход системы из одного состояния в другое, который выражается прибытием и отправлением различных видов транспорта в процессе взаимодействия контейнерного терминала (КТ) с внешней средой.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, контейнерный терминал, контейнерная площадка, контейнер.

Построив вероятностную модель этого явления можно вычислить значения параметров, характеризующие эффективность этой операции. Успешное применение математического аппарата, с применением так называемых «Марковских случайных процессов» [1-4]. Рассматриваются Илесалиевым Д.И. в своей диссертационной работе «Обоснование метода переработки тарно-штучных грузов на перевалочных складах в цепях поставок», данная работа может описать операции такого рода. Исследуемые КТ по теории Марковских случайных процессов, рассматриваются как сложная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.