Научная статья на тему 'Разработка алгоритма и модели интеллектуальной системы управления качеством обучения студентов за рубежом'

Разработка алгоритма и модели интеллектуальной системы управления качеством обучения студентов за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗА РУБЕЖОМ (ИС УКО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташани Нахед Абдулфаттах, Фомичева Ольга Евгеньевна

Рассмотрен разработанный алгоритм интеллектуальной системы управления качеством обучения студентов за рубежом (ИС УКО). Выделены основные блоки ИС УКО. Разработана комбинированная модель ИС УКО и выделены ее основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ташани Нахед Абдулфаттах, Фомичева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка алгоритма и модели интеллектуальной системы управления качеством обучения студентов за рубежом»

© Н.А. Ташани, О.Е. Фомичева, 2011

Н.А. Ташани, О.Е. Фомичева

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА И МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Рассмотрен разработанный алгоритм интеллектуальной системы управления качеством обучения студентов за рубежом (ИС УКО). Выделены основные блоки ИС УКО. Разработана комбинированная модель ИС УКО и выделены ее основные компоненты.

Ключевые слова: интеллектуальная система управления качеством обучения студентов за рубежом (ИС УКО), алгоритм работы ИС УКО, блок регистрации обучаемого, блок управления качеством обучения студентов за рубежом, психотип личности, перспективность, мотивация к обучению, адаптация к новой среды, управленческие воздействия, рекомендации, комбинированная модель ИС.

рассматриваемая интеллектуальная система управления ка-

ЖГ чеством обучения за рубежом ИС УКО должна выполнять роль советчика, и студент будет обращаться к ней по мере возникновения вопросов, как учебного, так и социальнопсихологического характера.

Использование данной системы позволит реализовать принцип индивидуального подхода к каждому обучаемому, повысит качество обучения, создаст комфортные условия для усвоения знаний, поможет выбрать обучаемому наилучший вариант повышения качества обучения с учетом своих психологических особенностей. Анализ психологического климата в среде обучаемых позволит бюро культуры своевременно принимать необходимые меры по предотвращению проблемных ситуаций в процессе обучения за рубежом.

Целью работы является разработка обоснованного подхода к построению интеллектуальной системы задачи «Управление качеством обучения студентов за рубежом».

Система должна содержать модели различных ситуаций и модели принятия решений в этих ситуациях. В системе должны храниться результаты успеваемости и большого количества тестов по каждому обу-

чаемому - тесты на определение психологического состояния обучаемого за рубежом, уровня адаптации и др.

Разработка моделей и алгоритмов для интеллектуальной системы управление качеством обучения студентов за рубежом (ИС УКО) с учетом психологических аспектов личности студентов является акту-альнаой задачей. Под психологическими аспектами личности понимается его психотип, уровни мотивации, перспективность, знания иностранного языка, организация учебного процесса и организация свободного времени. А также исследование личности на эмоциональное состояние в процессе всего обучения. Построение алгоритма системы позволит проследить весь ход обучения студента с учетом психологической поддержки на каждой стадии работы системы с обучаемыми.

Алгоритм работы данной системы представлен в виде системной модели в форме блок-схемы. Данная модель отражает структуру системы и включает два блока:

1. Блок регистрации обучаемого, необходимых данных о нем, об успеваемости и выявления психологических качеств конкретного обучаемого и его психотип личности (рис. 1).

2. Блок управления качеством обучения студентов за рубежом, в форме рекомендаций по выбранной предметной области или других управленческих действий (рис. 2).

На стадии регистрации выявляются следующие индивидуальные качества обучаемого:

1. уровень мотивации к обучению,

2. уровень перспективности студента,

3. уровень подготовки (знаний),

4. уровень владения иностранного языка.

5. уровень организации учебного процесса,

6. уровень организации свободного время.

7. уровень адаптации в новой среде,

Эти данные позволят создать исчерпывающую психологическую картину, помогающую реализовать управление качеством обучения студентов за рубежом с учетом их психологических особенностей.

Для решения проблем психологического характера, с которыми студент может сталкиваться во время процесса обучения за рубежом, предназначен второй блок ИС УКО - блок управления качеством обучения студентов за рубежом. После получения результатов успеваемо-

сти студентов тестируется уровень успеваемости и эмоционального состояния обучаемого, и выдаются рекомендации по принятию решений в проблемных ситуациях.

Начало

і : Зарегистрировать студента

Занести

результатов

успеваемости

студента

Определить

психотип

личности

Рис. 1. Первый блок ИС УКО

Рис. 2. Второй блок ИС УКО

Предлагаемый алгоритм работы ИС УКО, включает в себя в качестве основных блоки выявления психологических качеств обучаемого, регистрации и необходимой информации о нем и является основой для дальнейшей разработки ИС УКО.

В работе используются методы системного анализа, теории принятия решений, моделирования, объектно-ориентирован-ный подход к проектированию системы, методы инженерии знаний и искусственного интеллекта, методы математической статистики, методы психодиагностического тестирования.

При построении модели ИС УКО, чтобы проводить сравнительную характеристику системы и функционирование ее внутреннего механизма была сформулирована комбинированная модель, которая является достаточно сложной за счет учета ее компоненты, которые: включают в себя (рис. 3):

1. Системные модели, выделяющие 4 актора, взаимодействующих с ИС УКО.

2. блок управления качеством обучения студентов за рубежом.

Для удобства мы условно объединим включающие перечисленные компоненты комбинированной модели ИС УКО в 3 группы:

• Пользователи (иностранные деканаты, студенты, психологи в бюро культуры, сотрудник по работе со студентами в бюро культуры и ЛПР);

• Варианты использования системы:

Иностранные деканаты:

о Занести информации об успеваемости, и посещаемости студентов, о возникающих проблемах, а также о психологических состояниях студентов;

о Просмотреть допускаемую информацию о студентах; Студенты:

о Ознакомиться с тестами, на которые нужно отвечать; о Выбрать тест и тестирование; о Сохранить результаты тестирования в БД.

Психологи в Бюро культуры: о Занести новые тесты; о Удалить или изменить тест; о Найти студента;

о Просмотреть информацию о студентах.

Рис. 3. Комбинированная модель ИС УКО

Сотрудник по работе со студентами в Бюро культуры: о Добавить нового пользователя; о Изменить атрибут пользователя; о Найти пользователя; о Удалить пользователя; о Посмотреть журнал; о Приготовить отчеты.

ЛПР:

о Управленческие воздействия (Грант, Наказание, Рекомендация, Испытательный срок и вызов студента на ковёр).

------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шолохов И.А. Научная статья «Психологические проблемы адаптации учащейся молодежи за рубежом». // Развитие личности. - М., 1999, № 2. - С. 72-85. - 0,9 п. л.

2. Шолохов И.А. Проблемы адаптации учащейся молодежи за рубежом. // Личность на пороге XXI века. Тезисы международной конференции психологов, педагогов, историков, философов, филологов, культурологов. - М.: Прометей, 2001. - С. 307-311. - 0,3 п. л.

3. Шолохов И.А. автореферат «Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом» Год: 2002 к.п.н. - М.: 2002. - 235 с. ШГЛ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -----------------------------------------------

Ташани Нахед Абдулфаттах - факультет магистратуры, n_tashani@hotmail. com

Фомичева Ольга Евгеньевна - доцент, кандидат технических наук, Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.