Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ РЕКАТИВНОЙ МОЩНОСТИ'

РАЗРАБОТКА АКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ РЕКАТИВНОЙ МОЩНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ / КОМПЕНСАЦИЯ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кувшинов Н. Е.

В статье рассматриваются способы компенсации реактивной энергии, разработана активная система компенсации реактивной мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ACTIVE SYSTEM OF COMPENSATION OF RECEIVE POWER

Brief abstract: The article considers methods of reactive power compensation, developed an active system for reactive power compensation.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ РЕКАТИВНОЙ МОЩНОСТИ»

Использованные источники:

1.Мисбахов Р.Ш., Мизонов В.Е. Моделирование кинетики застывания жидкой капли при охлаждении. // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ. - 2016.- №6 (76). - С. 72-74.

2.Москаленко Н.И., Мисбахов Р.Ш., Ермаков А.М., Гуреев В.М. Моделирование процессов теплообмена и гидродинамики в кожухотрубном теплообменном аппарате. // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. - 2014. - № 11-12. - С. 75-80.

3.Misbakhov R.Sh., Moskalenko N.I., Gureev V.M., Ermakov A.M. Heat transfer intensifiers efficiency research by numerical methods. // Life Science Journal. -2015. - Т. 12. № 1S. - С. 9-14.

4.Гуреев В.М., Гортышов П.Ю., Калимуллин Р.Р. Развитие научно-технической базы экспериментальных исследований теплогидравлических характеристик отопительных приборов. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2010. - № 3. - с. 46-49.

5.Тонконог В.Г., Бакоуш А.М. Моделирование условий зарождения паровой фазы в потоке жидкости. //Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. - 2006. - № 4. - С. 47-49.

6.Мисбахов Р.Ш., Мизонов В.Е. Ячеечная модель фазового перехода в сферической капле при охлаждении. // Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. 2015. Т. 58. № 8. С. 71-74.

7.Лаптев А.Г., Мисбахов Р.Ш., Лаптева Е.А. Численное моделирование массопереноса в жидкой фазе барботажного слоя термического деаэратора. // Теплоэнергетика. 2015. № 12. С. 76.

УДК 621.316.71

Кувшинов Н.Е.

инженер научно-исслед. лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань Kuvshinov N.E. engineer laboratory "FHPE" Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

РАЗРАБОТКА АКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ РЕКАТИВНОЙ МОЩНОСТИ

Краткая аннотация: в статье рассматриваются способы компенсации реактивной энергии, разработана активная система компенсации реактивной мощности.

Ключевые слова: реактивная мощность, компенсация реактивной мощности, коэффициент мощности.

DEVELOPMENT OF ACTIVE SYSTEM OF COMPENSATION OF RECEIVE POWER

Brief abstract: The article considers methods of reactive power compensation, developed an active system for reactive power compensation.

Keywords: reactive power, reactive power compensation, power factor.

По оценкам специалистов доля электроэнергии составляет 30-40% в стоимости продукции. Поэтому энергосбережение является весьма существенным фактором в экономии ресурсов и достижении конкурентного преимущества.

Одним из направлений по энергосбережению является снижение реактивной мощности (увеличение соэф), т.к. реактивная мощность приводит к росту потерь электроэнергии. При отсутствии устройств компенсации реактивной мощности, потери могут составить от 10 до 50% от среднего значения.

Основные потребители реактивной мощности - асинхронные электродвигатели, которые потребляют совместно с бытовыми и собственными нуждами 40% всей мощности; электрические печи 8%;

преобразователи 10%; трансформаторы всех ступеней трансформации 35%; линии электропередач 7%.

В электрических машинах переменный магнитный поток, создаваемый за счет протекания тока в сетевых обмотках, существенно зависит от напряжения сети и нагрузки, которая имеет переменный характер.

Вследствие этого в обмотках при протекании переменного тока индуктируются реактивные э.д.с. обуславливающие сдвиг по фазе (ф) между напряжением и током. Этот сдвиг по фазе обычно увеличивается, а cosф уменьшается при снижении нагрузки. Например, если cosф двигателей переменного тока при полной нагрузке составляет 0,75-0,85, то при малой нагрузке он уменьшится до 0,20-0,40. Малонагруженные трансформаторы также имеют низкий коэффициент мощности (cosф).

Применение систем компенсации реактивной мощности обеспечивает снижение потребляемого из сети тока при одной и той же потребляемой активной мощности, соответственно уменьшается нагрев проводящих проводов и старение изоляции. Кроме этого, реактивная мощность наряду с активной мощностью учитывается поставщиком электроэнергии, а, следовательно, подлежит оплате по действующим тарифам, поэтому составляет значительную часть счета за электроэнергию.

Существующие устройства и методы компенсации реактивной мощности эффективно используются для систем с высокой мощностью.

Компенсация реактивной мощности маломощных, особенно однофазных нагрузок (до 5 кВт) является более сложной задачей, так как динамика изменения нагрузки значительно выше, соответственно системы компенсации реактивной мощности требуют более высокого

быстродействия, кроме того однофазные фильтры менее эффективны, чем многофазные.

В данной статье представлены результаты разработки активной системы компенсации реактивной мощности на примере электропривода постоянного тока с питанием от однофазной сети переменного тока, так как этот вариант является наиболее сложной задачей, с точки зрения обеспечения устойчивости и быстродействия системы, сложности фильтрации тока, а результаты исследований достаточно просто использовать при разработке систем с другими типами нагрузок.

Активный метод заключается в том, что моменты отпирания и запирания силовых элементов усилителя мощности формируются в более ранние моменты времени (при активно-индуктивном характере нагрузки), таким образом, чтобы с учётом сдвига по фазе тока вносимого нагрузкой, ток потребляемый из сети совпадал с напряжением, а потребление реактивной энергии стремилось к нулю.

Активная система компенсации реактивной мощности предназначена для управления маломощными однофазными потребителями мощностью, так как количество однофазных потребителей постоянно растет и задача компенсации реактивной энергии принимает более актуальный характер.

Существующие методы повышения cosф основанные на использовании конденсаторных батарей, приводят к увеличению стоимости и габаритов устройства и разрабатываются для конкретного типа потребителя. Данная система может быть использована для достаточно широкого спектра нагрузок: от активно-емкостных до активно-индуктивных.

Настоящая статья посвящена разработке активной системы компенсации реактивной мощности, которая не требует использования реактивных элементов (ёмкостей, индуктивностей). Снижение потребляемой реактивной энергии обеспечивается за счёт применения усилителя мощности, реализованном на полностью управляемых активных элементах, который уже имеется в любой системе управления, и изменении закона управления силовыми элементами усилителя мощности. Дополнительные аппаратные затраты определяемые введением новых элементов системы вполне окупаются снижением потребления реактивной энергии до уровня близкому к нулю.

Рис. 1. функциональная схема активной системы компенсации реактивной мощности

На рис. 1. представлена функциональная схема активной системы компенсации реактивной мощности. Первый контур представляет собой классическую систему автоматического регулирования скорости вращения электродвигателя и содержит следующие блоки: УЗ - устройство задания;

ЭС - элемент сравнения; Ра - регулятор выходной координаты системы, в качестве которой может быть скорость вращении

электропривода, температура объекта управления и т.п.; СИФУ - система импульсно-фазового управления усилителем мощности, отличительной особенностью которой является то, что имеет два управляющих входа иф и иа; УМ - усилитель мощности, выполненный на полностью управляемых активных элементах; Н - нагрузка, объект управления, в качестве которого может быть электродвигатель постоянного, переменного токов и т.п.; УОС -устройство обратной связи, предназначено для преобразования выходной координаты (скорости вращения двигателя постоянного тока) в пропорциональный сигнал - напряжение обратной связи.

Второй контур - компенсации реактивной энергии содержит: ДТ -датчик тока, в качестве которого может быть использован трансформатор тока; БС - блок синхронизации; ГИ - генератор импульсов; ДНФС - датчик нулевого фазового сдвига, который включает в себя М - модулятор, И -интегратор с ключом КЛ в обратной связи, УВХ - устройство выборки и хранения; Рф - регулятор контура стабилизации коэффициента мощности. На основе функциональной схемы активной системы компенсации

реактивной мощности была разработана модель в среде Matlab, результаты исследования которой подтвердили высокую точность стабилизации коэффициента мощности на уровне близком к нулю.

Использованные источники:

1.Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Обоснование рациональной схемы управления тяговым электроприводом трамвая на основе разработки имитационной модели. // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 3. С. 19-22.

2.Иванов Д.А., Савельев О.Г., Мисбахов Р.Ш. Система мониторинга и количественного контроля гололедообразования на проводах воздушных линий электропередачи. // В сборнике: Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи материалы IV российской молодежной научной школы-конференции: в 2 томах. Томский политехнический университет. 2016. С. 334-336.

3.Москаленко Н.И., Мисбахов Р.Ш., Багаутдинов И.З., Локтев Н.Ф., Додов И.Р. Определение ингредиентного состава атмосферных выбросов продуктов сгорания турбореактивного двигателя методом тонкоструктурной спектрометрии. // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2016. № 3. С. 116-121.

УДК 1082

Кувшинов Н.Е.

инженер научно-исслед. лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань Kuvshinov N.E. engineer laboratory "FHPE" Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ТРЕХМЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЧИСЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Аннотация: В данной статье приведены результаты разработки алгоритмов и модуль программного продукта трехмерной визуализации данных для поддержки принятия технологических решений при разработки месторождений полезных ископаемых методом подземного выщелачивания.

Ключевые слова: подземное выщелачивание, полезный компонент, скважина, концентрация, критерия оптимизации, управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.