Научная статья на тему 'Разработка агрегатов для стрижки овец на базе малогабаритных транспортных средств'

Разработка агрегатов для стрижки овец на базе малогабаритных транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
733
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЦА / СТРИЖКА / МОБИЛЬНЫЙ ПУНКТ / СТРИГАЛЬНАЯ МАШИНКА / SHEEP / SHEARING / MOBILE STATION / MACHINE SHEARS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Мирзоянц Юрий Ашотович, Фириченков Вилорий Ефимович, Лебедев Дмитрий Сергеевич, Барабошкин Андрей Михайлович

Рассматриваются вопросы использования автономных мобильных стригальных пунктов, позволяющих проводить стрижку овец непосредственно в местах их расположения в широком диапазоне поголовья от десятков до нескольких тысяч голов, а также одновременную доставку технологического оборудования и обслуживающего персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Мирзоянц Юрий Ашотович, Фириченков Вилорий Ефимович, Лебедев Дмитрий Сергеевич, Барабошкин Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working out of sheep shearing units on the basis of small-sized vehicles

The paper discusses the issues of using autonomous mobile woolsheds allowing to shear sheep directly in places of their keeping for a wide range of head stock from tens up to several thousands; the problem of simultaneous transporting of technological equipment and operators is also touched upon here.

Текст научной работы на тему «Разработка агрегатов для стрижки овец на базе малогабаритных транспортных средств»

УДК 677.057.612.2: 636.3

Ю.А. Мирзоянц, доктор техн. наук

В.Е. Фириченков, канд. техн. наук Д.С. Лебедев, канд. техн. наук А.М. Барабошкин

Костромская государственная сельскохозяйственная академия

РАЗРАБОТКА АГРЕГАТОВ ДЛЯ СТРИЖКИ ОВЕЦ НА БАЗЕ МАЛОГАБАРИТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Овцеводство — одна из экономически выгодных отраслей животноводства. Кроме шерсти и мясной продукции от овец получают меховые и шубные овчины, молоко, каракулевые смушки, сырье для парфюмерии и медицины. Хозяйства, имеющие овец, эффективнее работают с земельными угодьями, используя под пастбища участки, непригодные для возделывания сельскохозяйственных культур и выпаса крупного рогатого скота и других видов животных [1, 2].

Для восстановления в результате непродуманного реформирования АПК утраченных позиций овцеводства в России необходимо, наряду с другими мероприятиями (например, восстановление паритета цен реализуемой продукции сельского хозяйства и приобретаемых товаров промышленности, горючего и смазочных материалов и электроэнергии), поднять на начальном этапе уровень механизации технологических процессов, который до рыночных реформ не уступал ведущим овцеводческим странам мира. Это позволит значительно снизить затраты на получаемую от овцеводства продукцию с последующей реальной перспективой ее роста и снижения себестоимости при условии дальнейшего развития отрасли на основе внедрения достижений науки, новых технологий и технических средств, передового опыта, учитывающих своеобразие и специфические условия содержания овец в определенной природно-климатической зоне.

Из перечня получаемой в овцеводстве продукции один из значимых видов — шерсть. Качество и количество получаемой шерсти во многом зависит от того, как организуется процесс работы при машинной стрижке овец, какие применяются технология и технические средства.

В настоящее время в хозяйствах нашей страны для машинной стрижки овец используют целый ряд установок, которые по технологическим, эксплуатационным, технико-экономическим показателям классифицируются: на стационарные ЭСА-6/200, ЭСА-12Г, КТО-24, АСТ-36 и др.; переносные ЭСА-1Д, ЭСА-1ДИ, ЭСА-1/200; автономные мобильные стригальные пункты ПСП-12/200-ТСХИ, ПСКЦ-12/200-ТСХИ, АМСП-12/200-ТСХУ, ВСЦ-24/200, АМГСП-4...12-КГСХА и др. [1, 3, 4].

Из перечисленных технических средств машинной стрижки овец высокопроизводительное оборудование, как правило, ориентированное на работу со значительным количеством овец и в стационарных условиях, в современной России востребовано крайне мало из-за резкого сокращения как овцепоголовья, так и его концентрации, и изменения структуры отрасли. Переносные агрегаты частично решают задачу механизации стрижки, но только малого поголовья, в том числе и из-за отсутствия в их комплекте заточного устройства. Наиболее эффективными, на взгляд авторов, применительно к складывающейся ситуации с преобладанием хозяйств с относительно небольшим поголовьем являются автономные мобильные стригальные пункты.

Работа в этом направлении велась ранее в составе научно-производственного творческого коллектива в Туркменском сельскохозяйственном институте им. М.И. Калинина под руководством профессора П.Л. Полозова, где были спроектированы, изготовлены и прошли широкую производственную проверку автономные мобильные стригальные пункты ПСП-12/200-ТСХИ, ПСКЦ-12/200-ТСХИ, АМСП-12/200-ТСХУ [1]. В перечисленных мобильных стригальных пунктах в качестве энергоисточника использовалась электростанция СНТ-12А, навешиваемая на трактор класса 14 кН. В ходе многолетних производственных наблюдений за работой электро-стригальных агрегатов с машинками с электрическим приводом были выявлены такие недостатки:

• сложность эксплуатации, так как требуется высокая квалификация обслуживающего персонала для эксплуатации в полевых условиях электрического оборудования (генератор с аппаратурой управления и защиты, преобразователь при использовании высокочастотных машинок, электродвигатели, сеть с разъемами и выключателями);

• электрический привод — источник повышенной опасности, поэтому требуется устройство надежного заземления (вероятность поражения электрическим током в полевых условиях резко возрастает при высокой влажности и осадках).

35

Все это послужило основанием для выбора альтернативного привода технологического оборудования стригального пункта, в том числе использование гидравлического привода, который был реализован в работе аспиранта Д.С. Лебедева (Костромская государственная сельскохозяйственная академия). На базе АМСП-12/200-ТСХУ был спроектирован и изготовлен модернизированный с гидравлическим приводом автономный мобильный стригальный пункт АМГСП-4...12-КГСХА на количество рабочих мест от 4 до 12, который позволяет в качестве вторичного энергоисточника использовать гидравлическую систему трактора, тем более что ряд их конструкций имеет гидравлическую систему отбора мощности — ГСОМ [4]. При невозможности непосредственно задействовать гидросистему трактора, в том числе и по причине недостаточной производительности насоса для приведения в действие составляющих стригального пункта, предусмотрена отдельная насосная станция с приводом от ВОМ.

Применение гидропередач улучшает решение многих технических задач, в частности, значительно упрощает механизацию и автоматизацию производственных процессов и повышает качество машин, относительно безопасно и хорошо освоено механизаторами на селе в ходе многолетней повседневной эксплуатации тракторов и сельскохозяйственной техники. Также есть возможность обеспечить работу двигателя на пониженном скоростном режиме, что повышает эксплуатационную и экономическую эффективность использования тракторного агрегата [4].

Общий недостаток перечисленных автономных мобильных стригальных пунктов на базе трактора и прицепа заключается в невозможности одновременно транспортировать технологическое оборудование и стригальщиков. При использовании данной группы технологического оборудования необходимо дополнительно привлекать транспорт для доставки к месту стрижки обслуживающий персонал, что связано с дополнительными затратами [1, 3, 4].

Решить проблему на данном этапе в овцеводческой отрасли по машинной стрижке овец, на взгляд авторов, возможно, используя автономные мобильные стригальные агрегаты на базе малогабаритных транспортных средств, которые могут одновременно доставить технологическое оборудование и обслуживающий персонал непосредственно в места нахождения овцепоголовья.

Анализ показал, что для выполнения этой задачи может быть востребован малотоннажный автомобиль высокой проходимости. Из отечественных машин наиболее приемлем автомобиль «Газель» ГАЗ-33023 в грузопассажирском исполнении, имеющий кабину на шесть человек (вместе с во-

36

дителем), что дает возможность создать мобильный пункт до шести рабочих мест стригальщиков. При этом автомобиль привлекается только на период сезона стрижки, а в остальное время используется по прямому назначению [3].

Мобильный стригальный пункт МСПА-4...6-КГСХА на базе автомобиля (4.6 рабочих мест) позволяет проводить стрижку овец в любом удобном для хозяйства месте, в том числе в местах непосредственного выпаса, что исключает перегоны животных и необходимость их значительной концентрации на одном месте. В пункт входят (рис. 1): автомобиль 1 ГАЗ 33023, бензиновая электростанция (генератор) 12 модели Вепрь АБП 3-230 ВБ, преобразователь частоты тока 13 марки ИЭ-9401, точильный аппарат 20 марки ТА-1, электростригальные машинки 5 марки МСУ-200, выключатели стригальных машинок 3, оборудование для монтажа столешницы 6 рабочих мест стригальщиков, стол мастера-наладчика 10, распределительный щит 8, электроарматура 14, электрические разъемы 19, универсальные изгороди 9, загоны овец нестриженых 15 и остриженных 16, устройство для монтажа стригальных столов, электрическая сеть с аппаратурой управления и защиты. Перед выездом на стрижку технологическое оборудование пункта размещается в кузове автомобиля, не нарушая габаритных размеров.

По прибытии на место стрижки овец оборудование разгружается и выполняется его расстановка и сборка. Устройство для монтажа рабочих мест стригальщиков навешивается на борта 2 автомобиля и состоит: из винтовой стяжки (талреп) 18 с планками 25, что обеспечивает жесткость и взаимную разгрузку бортов; поворотного петельного устройства 17 с пальцем 11 и вертикальной опорной стойки 4 с регулировочными по высоте отверстиями 21; поворотного петельного устройства 23 с пальцем 22 и опорной балкой 24; столешницы 6 рабочего места стригальщика с элементами 5 фиксации овцы; винтовой стяжки (талреп) 7 для регулировки положения по горизонтали столешницы 6 после ее установки на требуемую высоту. Из переносных изгородей 9 собирают загоны для овец нестриженых 15 и остриженных 16.

Технологическое оборудование размещается согласно схем, показанных на рис. 1в, г, д.

Электрическая сеть с разъемами 19 позволяет подключать распределительный щит 8, выключатели 3 и стригальные машинки 5. На расстоянии 15.20 м от автомобиля устанавливают силовую установку.

После опробования технологического оборудования (работа на холостом режиме) процесс стрижки протекает следующим образом. Овцы загоняются в загоны 15 нестриженых овец, откуда

11

25

18

12 8

«Як

17

4

21

6

24

7

23

22

10

18 25 17

щ( 1

4

21

г

23 24 6 5

Г

б

14 13 1

20

10

18

2

15

- в= > в= >

19 - —

5 \

р -®= £

16

17

9 6 4 м 1 ■ ^ 1 ' С ! 5 Г С\Г=

—Н 11^ —Ь

6 3 5 2

////// //////V// /7/ /// /У/ /// /////7 ///////// ///УуУ//////?/////////// 7//'/// ///~777

д

Рис. 1. Автономный мобильный стригальный пункт:

а, б — устройство для монтажа рабочих мест стригальщиков — транспортное и рабочее положение соответственно; в — в развернутом положении (вид сверху); г — в развернутом положении (вид сзади);

д — в развернутом положении (вид сбоку)

2

а

в

6 8

Рис. 2. Схема мобильного электростригального агрегата ЭСАМ-2/200-КГСХА на базе мотоцикла:

а — транспортное положение; б — развернутое положение

по одной подаются к рабочему месту стригальщика. Стригальщик овцу остригает и выпускает ее в загон 16 остриженных овец, а шерсть складывает в специально предусмотренную тару. При затуплении режущей пары ее заправляет мастер-наладчик, по совместительству — заточник. В завершение стрижки всех овец технологическое оборудование демонтируется, размещается в кузове и автомобиль вместе со стригальщиками следует к новому месту стрижки другой группы овец.

Общее время на монтаж пункта и пусконаладочные работы составляет 3.4 чел.-ч, демонтаж — 2.3 чел.-ч.

Мобильный электростригальный агрегат ЭСАМ-2/200 КГСХА на базе мотоцикла (на два рабочих места) предназначен для стрижки овец в фермерских и частных подсобных хозяйствах с малым поголовьем.

Оборудование для стрижки (рис. 2) размещается в пристроенном боковом прицепе 2 тяжелого трехколесного мотоцикла 1 «ИЖ-Планета-5» (возможно использование мотоциклов «Урал^еаг ир», «Днепр-16»). В выпускаемый заводом боковой прицеп (люлька с местом третьего пассажира) на время стрижки вносятся изменения. Люлька демонтируется, и вместо нее устанавливается специально изготовленная платформа-основание, на которой размещаются ящик 9 для транспортирования технологического оборудования (генератор 3 — бензиновая электростанция модели ЕЬЕМАХ 8НХ 1000 DX, распределительный щит 4, преобразователь частоты тока 5 марки ИЭ-9403, точильный аппарат 6 для заточки режущих пар стригальных машинок конструкции ВНИИОК, электростригальные машинки 12 марки МСУ-200 для стрижки овец, электрическая сеть с разъемами и аппаратурой управления, в том числе выклю-

38

чатели 8), два рабочих стола 7 для стрижки овец, универсальные изгороди 10 для загонов 11 нестриженых овец и 13 — остриженных. Уложенные и закрепленные на платформе составляющие стригального агрегата в транспортном положении не выходят за габариты мотоцикла.

Процесс работы протекает следующим образом. По прибытии на место стрижки мотоциклист и пассажир заднего сиденья (они же стригальщики, совмещающие наладку стригальных машинок и заточку режущих пар) разгружают и монтируют технологическое оборудование для стрижки овец и размещают его на местности (см. рис. 2). Устанавливаются рядом с мотоциклом генератор 3, распределительный щит 4, преобразователь 5 и заточное устройство 6. В пределах 10.15 м размещаются рабочие столы 7 для стригальщиков, из универсальных изгородей 10 собираются загоны для овец: 11 — нестриженых и 13—остриженных, монтируется с помощью штепсельных разъемов силовая сеть. После опробования (работа на холостом режиме) процесс стрижки протекает как на описанном ранее пункте МСПА-4.6-КГСХА.

По завершении стрижки проводится демонтаж, погрузка технологического оборудования и переезд к следующему месту расположения поголовья овец.

Общее время на монтаж пункта и пусконаладочные работы составляет 1.1,5 чел.-ч, демонтаж — 0,5.1 чел.-ч.

Выводы

Использование автономных мобильных агрегатов на базе малогабаритных транспортных средств позволяет:

• организовать стрижку овец непосредственно в местах их расположения в широком диапазоне их численности — от десятка и нескольких сотен (ЭСАМ-2/200-КГСХА) и до нескольких тысяч голов (МСПА-4.6/200-КГСХА);

• совместную доставку к месту стрижки технологического оборудования и обслуживающего персонала;

• значительно сократить продолжительность переезда, монтажа и демонтажа пункта;

• совмещать стригальщику обязанности заточника режущей пары и мастера-наладчика стригальной машинки;

• рационально использовать транспортные средства (они привлекаются на сезон стриж-

ки, а в остальное время работают по прямому назначению).

Список литературы

1. Мирзоянц, Ю.А. Перспективные технологии и технические средства машинной стрижки и ветеринарно-санитарной обработки овец / Ю.А. Мирзоянц // Тр. ГНУ ГОСНИТИ. Т. 100. — М., 2007. — С. 132-138.

2. Манелля, А.И. Сельское хозяйство в России в 2008 году / А.И. Манелля // Экономика сельского хо-

зяйства и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 5. — С. 18-28.

3. Мобильный стригальный пункт на базе малотоннажного автомобиля повышенной проходимости / Ю.А. Мирзоянц [и др.] // Тр. ВНИИМЖ. Т. 18. Ч. 2. — Подольск, 2008. — С. 184-190.

4. Фириченков, В.Е. Автономный мобильный гид-рофицированный стригальный пункт / В.Е. Фириченков, Д.С. Лебедев, Ю.А. Мирзоянц // Тр. ВНИИМЖ. Т. 16. Ч. 2. — Подольск, 2006. — С. 122-130.

УДК 631.43

С.И. Старовойтов, канд. техн. наук Н.Н. Чемисов

Брянская государственная сельскохозяйственная академия

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ ПОЧВЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почва, в зависимости от влажности и механического состава, может обладать свойствами вязкоупругого хрупкого (рис. 1а) [1], вязкоупругого пластичного (рис. 1б), вязкоупругого тела (рис. 1в) [2, 3].

В данных моделях присутствует упругий элемент, позволяющий учитывать упругие деформации, которые выражаются модулем упругости 1-го рода.

Известна методика определения модуля упругости 1-го рода [4], в основе которой лежит определение технической частоты колебаний при динамическом воздействии малой интенсивности.

Для определения технической частоты колебаний/было изготовлено устройство для взятия образцов почвы ненарушенной структуры (рис. 2, 3) и сама установка (рис. 4).

Основным элементом пробоотборника является нож, выполненный в виде цилиндра, разрезанного пополам. Это дает возможность извлечь образец почвы, не нарушив его целость. Внедре-

а б в

Рис. 1. Физические модели почвы:

а — модель Пойтинга-Томсона; б — модель Барджерса; в — модель Фойгта

ние ножа в почву осуществлялось с помощью винтового домкрата.

Установка для определения технической частоты колебаний включает металлическую под-

Рис. 2. Пробоотборник

Рис. 3. Образец грунта ненарушенной структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.