Разрабатывается первый профессиональный стандарт специалиста по логистике на транспорте
О. Н. Покусаев,
заместитель директора Института управления и информационных технологий, старший преподаватель кафедры «Логистика и управление транспортными системами», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Ы. Э. Ташбаев,
канд. техн. наук, доцент кафедры логистики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, директор по развитию Отраслевого портала «Логистика» Logistics.ru
Проблема несоответствия квалификации выпускников вузов требованиям работодателей всегда была и остается одной из самых актуальных. Полностью устранить разрыв между требованиями практики и возможностями образовательных учреждений невозможно уже в силу того, что рынок и технологии на современном этапе развития меняются гораздо быстрее, чем может измениться механизм федеральной системы образования. Однако бездействовать тоже нельзя, иначе государственные цели по модернизации экономики останутся мечтами о светлом будущем.
Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты поручено разработать 800 профессиональных стандартов.
Известно, что вузы в своей деятельности руководствуются государственными образовательными стандартами, которые определяют требования к программам высшего профессионального образования, в том числе к составу профессиональных компетенций, которыми должен овладеть студент. Вместе с тем образовательные стандарты не определяют, что должен уметь делать специалист той или иной профессии и уровня квалификации на рабочем месте. Они являются регулятором образовательного процесса
и указывают вузау как, в какой последовательности, в какой структуре преподавательскому составу необходимо передать студентам знания в рамках учебной программы.
Профессиональный же стандарт должен содержать актуальное описание профессиональной деятельности того или иного работника, определив в обобщенном виде полный перечень трудовых функций, действий, знаний и умений, необходимых работнику для успешного выполнения трудовых обязанностей. В этом смысле профессиональный стандарт отражает мнение профессионального сообщества относительно требований к профессии в зависимости от уровня квалификации и представляет собой основу для разработки образовательных стандартов, а в сегодняшней ситуации - для их последующей корректировки. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями професси-
онального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [1].
Вообще разработка профессиональных стандартов - задача не новая. Она имеет свою историю. Еще в 2006 г. на базе РСПП был создано Национальное агентство развития квалификаций, которое разработало макет и положение о профессиональных стандартах и затем -первые стандарты. Однако в масштабах государства для выполнения задачи требуются и решения на соответствующем уровне, и административный ресурс. В настоящее время эта работа закреплена за Министерством труда и социальной защиты РФ, в ее поддержку принят целый ряд документов. Отметим, что с недавних пор понятие «профессиональный стандарт» появилось и в Трудовом кодексе РФ, который закрепляет этот документ в системе трудовых отношений [2].
Разработка профессиональных стандартов на современном этапе возведена на государственный уровень и движется сразу по нескольким путям: часть стандартов должны разработать крупные отраслевые государственные компании (за свой счет), различные ассоциации и объединения, часть заданий на разработку стандартов разыгрывается на открытом рынке через систему электронных аукционов. Железнодорожная отрасль не осталась в стороне от этой задачи. Широкий перечень стандартов сегодня разрабатывают непосредственно структуры холдинга «РЖД», среди них департамент по организации, оплате и мотивации труда и департамент управления персоналом ОАО «РЖД», Служба управления персоналом ОАО «ФПК» и др. Компании «РЖД» поручена разработка всех основных «железнодорожных стандартов», поскольку никто лучше самих железнодорожников не даст описание своей профессиональной деятельности. Вместе с тем ряд стандартов, близких к области работы железнодорожного транспорта, разыгрывается на открытом рынке. Так, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) выиграл разработку семи профессиональных стандартов по следующим профессиям:
• специалист по нанесению покрытий (алюминировщик, антикоррозий-щик, гальваник, оператор по нанесению покрытий, оцинковщик);
• специалист по логистике;
• слесарь-электрик;
• специалист по противопожарной профилактике;
• машинист крана;
• специалист по оперативному планированию и организации производства;
• монтажник гидросистем и пневмо-систем.
Следует отметить, что в МИИТ есть кафедры, которые ведут подготавливают кадры и выполняют научные исследования по этим направлениям.
Но не стоит опасаться, что на базе вуза профессиональные стандарты могут оказаться оторванными от реальной практики. Условия контракта обязывают разработчика привлечь к этому вопросу не менее 50 организаций, не менее 20 экспертов и не менее 100 специалистов в области применения стандарта.
Профессиональный стандарт «Специалист по логистике на транспорте» разрабатывается в целях реализации указов президента РФ от 07 мая 2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которыми для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста необходимо создать и модернизировать к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами [3, 4].
Как известно, логистика - деятельность, обладающая интегрирующим потенциалом, связывающая воедино и улучшающая взаимодействие между такими функциональными сферами предприятий, как снабжение, производство, маркетинг, распределение, продажи. Логистическая деятельность направлена на оптимизацию производственно-технологического цикла и характеристик продуктов. Рациональное управление запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате - улучшению конкурентных позиций предприятий.
В рамках данного стандарта рассматривается также определение понятия «цепь поставок»: это организационная структура, в рамках которой предприятие объединяет усилия со своими партнерами, чтобы эффективно доставлять свой товар до конечных потребителей.
Еще одно классическое определение цепи поставок - линейно упоря-
доченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибуторов, складов ответственного хранения и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика начального уровня до конечного потребителя.
В общем случае логистика включает следующие виды деятельности:
• обслуживание клиентов,
• управление запасами,
• грузопереработку,
• обработку заказов,
• коммуникации,
• поставкк запасных частей и поддержка клиентов,
• выбор места расположения,
• закупки,
• упаковку,
• управление возвратами,
• переработку брака,
• транспортировка и распределение,
• складирование.
Транспортировка, в частности, включает в себя следующие виды перевозок: автомобильные, водные (морские и речные), воздушные, железнодорожные, мультимодальные, трубопроводные.
В связи с широчайшим охватом видов деятельности в рамках данного профессионального стандарта рассматривается вид профессиональной деятельности - перевозки (транспортировка) в цепях поставок с участием и при взаимодействии различных видов транспорта.
При разработке профессионального стандарта руководствуются следующим:
• логистика является межотраслевым, или «сквозным», процессом;
• профессии в области логистики должны иметь межотраслевой характер, с возможностью установления дополнительных отраслевых требований;
• профессиональный стандарт должен коррелировать с государственными образовательными стандартами и образовательными программами и служить основой для их разработки с учетом лучших мировых практик, таких как World Skills International;
• профессиональный стандарт должен обеспечивать возможность проведения сертификации персонала;
• профессиональный стандарт должен использоваться в целях удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах.
№ 5 (48) 2013
«Транспорт Российской Федерации» | 75
Профессиональный стандарт разработан также для обеспечения единства требований к оценке профессиональной компетентности работника.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по 5-8 квалификационному уровню, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Основной целью данной области профессиональной деятельности являются:
• перевозка грузов в цепи поставок;
• организация логистического процесса перевозки груза в цепи поставок;
• контроль над операционными и финансовыми результатами логистической деятельности по перевозке груза в цепи поставок;
• разработка стратегии в области логистической деятельности по перевозкам грузов в цепях поставок.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
• широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов предприятий, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
• процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочение видов трудовой деятельности и пр.);
• оценка и сертификация квалификации граждан;
• формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт «Специалист по логистике на транспорте» может быть использован работодателем:
• для выбора квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче; для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;
• обеспечения качества труда персонала и соответствия выполняемых пер-
соналом трудовых функций установленным требованиям;
• обеспечения профессионального роста персонала;
• поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
• повышения мотивации персонала к труду в своей организации;
• повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт «Специалист по логистике на транспорте» является основой для работника в следующих направлениях:
• определения собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
• эффективного функционирования на предприятии;
• обеспечения собственной востребованности на рынке труда и сокращения сроков поиска подходящей работы;
• карьерного роста и увеличения доходов.
Профессиональный стандарт «специалист по логистике на транспорте» необходим и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
Направления деятельности, не вошедшие в настоящий профессиональный стандарт, будут учтены при дальнейшей разработке профессиональных стандартов по видам логистики.
Для разработки профессионального стандарта в сентябре 2013 г. в МИИТ была сформирована рабочая группа по разработке профессиональных стандартов.
Этапы разработки профессионального стандарта:
• анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области логистики
• разработка проекта профессионального стандарта
• обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, до-
работка проекта с учетом поступивших замечаний.
Анализ квалификационных требований, проведенный рабочей группой, показал:
• тарифно-квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), не в полной мере отражают современный уровень развития логистики и управления цепями поставок;
• в ЕТКС отсутствуют профессии, востребованные работодателями, по современным процессам и функциям логистики;
• отдельные профессии в ЕТКС не соответствуют общепринятой мировой практике в части функциональных обязанностей и требуют пересмотра;
• направления и уровень подготовки специалистов по логистике в образовательных организациях не отвечает современным требованиям (итоги опросов работодателей подтвердили этот вывод).
В ходе подготовки выяснилась необходимость разработки профессионального стандарта по технологическому принципу путем установления требований по группе процессов. Разработка стандартов по каждой отдельной функции логистики (управлению запасами, закупкам, и др.) признано нецелесообразным, т.к. это приведет к увеличению числа профессий, затруднению образовательного процесса и усложнению процесса выбора работодателем работников требуемой квалификации. Однако профессиональный стандарт не должен препятствовать установлению работодателем специализированных квалификационных требований к специалисту по логистике (например, специализации работника только на организации перевозок грузов с взаимодействием железнодорожной и автомобильной перевозки). □
Литература
1. Постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 22 января 2013 г.
№ 23 «О Правилах разработки, утвер-
ждения и применения профессиональ-
ных стандартов».
2. Трудовой кодекс РФ.
3. Указ президента Российской Федера-
ции от 7 мая 2012 г. № 5 97 «О меро-
приятиях по реализации государствен-
ной социальной политики».
4. Указ президента РФ от 7 мая 2012
№ 5 96 «О долгосрочной государствен-
ной экономической политике».