Научная статья на тему 'Разрабатывается первый профессиональный стандарт специалиста по логистике на транспорте'

Разрабатывается первый профессиональный стандарт специалиста по логистике на транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЛОГИСТИКА / EDUCATIONAL STANDARD / OCCUPATIONAL STANDARD / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покусаев О.Н., Ташбаев Ы.Э.

Отмечена потребность российского образования не только в образовательных, но и в профессиональных стандартах. Рассмотрен опыт разработки профессионального стандарта «Специалист по логистике на транспорте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покусаев О.Н., Ташбаев Ы.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the first occupational standard for transport logistics specialist

The paper points out the need of Russia’s education system in not just educational standards but also occupational ones, which consist of systematic description of requirements for the worker’s professional qualification, and describes the experience of development of the professional standard for a transport logistics specialist.

Текст научной работы на тему «Разрабатывается первый профессиональный стандарт специалиста по логистике на транспорте»

Разрабатывается первый профессиональный стандарт специалиста по логистике на транспорте

О. Н. Покусаев,

заместитель директора Института управления и информационных технологий, старший преподаватель кафедры «Логистика и управление транспортными системами», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Ы. Э. Ташбаев,

канд. техн. наук, доцент кафедры логистики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, директор по развитию Отраслевого портала «Логистика» Logistics.ru

Проблема несоответствия квалификации выпускников вузов требованиям работодателей всегда была и остается одной из самых актуальных. Полностью устранить разрыв между требованиями практики и возможностями образовательных учреждений невозможно уже в силу того, что рынок и технологии на современном этапе развития меняются гораздо быстрее, чем может измениться механизм федеральной системы образования. Однако бездействовать тоже нельзя, иначе государственные цели по модернизации экономики останутся мечтами о светлом будущем.

Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты поручено разработать 800 профессиональных стандартов.

Известно, что вузы в своей деятельности руководствуются государственными образовательными стандартами, которые определяют требования к программам высшего профессионального образования, в том числе к составу профессиональных компетенций, которыми должен овладеть студент. Вместе с тем образовательные стандарты не определяют, что должен уметь делать специалист той или иной профессии и уровня квалификации на рабочем месте. Они являются регулятором образовательного процесса

и указывают вузау как, в какой последовательности, в какой структуре преподавательскому составу необходимо передать студентам знания в рамках учебной программы.

Профессиональный же стандарт должен содержать актуальное описание профессиональной деятельности того или иного работника, определив в обобщенном виде полный перечень трудовых функций, действий, знаний и умений, необходимых работнику для успешного выполнения трудовых обязанностей. В этом смысле профессиональный стандарт отражает мнение профессионального сообщества относительно требований к профессии в зависимости от уровня квалификации и представляет собой основу для разработки образовательных стандартов, а в сегодняшней ситуации - для их последующей корректировки. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями професси-

онального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [1].

Вообще разработка профессиональных стандартов - задача не новая. Она имеет свою историю. Еще в 2006 г. на базе РСПП был создано Национальное агентство развития квалификаций, которое разработало макет и положение о профессиональных стандартах и затем -первые стандарты. Однако в масштабах государства для выполнения задачи требуются и решения на соответствующем уровне, и административный ресурс. В настоящее время эта работа закреплена за Министерством труда и социальной защиты РФ, в ее поддержку принят целый ряд документов. Отметим, что с недавних пор понятие «профессиональный стандарт» появилось и в Трудовом кодексе РФ, который закрепляет этот документ в системе трудовых отношений [2].

Разработка профессиональных стандартов на современном этапе возведена на государственный уровень и движется сразу по нескольким путям: часть стандартов должны разработать крупные отраслевые государственные компании (за свой счет), различные ассоциации и объединения, часть заданий на разработку стандартов разыгрывается на открытом рынке через систему электронных аукционов. Железнодорожная отрасль не осталась в стороне от этой задачи. Широкий перечень стандартов сегодня разрабатывают непосредственно структуры холдинга «РЖД», среди них департамент по организации, оплате и мотивации труда и департамент управления персоналом ОАО «РЖД», Служба управления персоналом ОАО «ФПК» и др. Компании «РЖД» поручена разработка всех основных «железнодорожных стандартов», поскольку никто лучше самих железнодорожников не даст описание своей профессиональной деятельности. Вместе с тем ряд стандартов, близких к области работы железнодорожного транспорта, разыгрывается на открытом рынке. Так, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) выиграл разработку семи профессиональных стандартов по следующим профессиям:

• специалист по нанесению покрытий (алюминировщик, антикоррозий-щик, гальваник, оператор по нанесению покрытий, оцинковщик);

• специалист по логистике;

• слесарь-электрик;

• специалист по противопожарной профилактике;

• машинист крана;

• специалист по оперативному планированию и организации производства;

• монтажник гидросистем и пневмо-систем.

Следует отметить, что в МИИТ есть кафедры, которые ведут подготавливают кадры и выполняют научные исследования по этим направлениям.

Но не стоит опасаться, что на базе вуза профессиональные стандарты могут оказаться оторванными от реальной практики. Условия контракта обязывают разработчика привлечь к этому вопросу не менее 50 организаций, не менее 20 экспертов и не менее 100 специалистов в области применения стандарта.

Профессиональный стандарт «Специалист по логистике на транспорте» разрабатывается в целях реализации указов президента РФ от 07 мая 2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которыми для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста необходимо создать и модернизировать к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами [3, 4].

Как известно, логистика - деятельность, обладающая интегрирующим потенциалом, связывающая воедино и улучшающая взаимодействие между такими функциональными сферами предприятий, как снабжение, производство, маркетинг, распределение, продажи. Логистическая деятельность направлена на оптимизацию производственно-технологического цикла и характеристик продуктов. Рациональное управление запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате - улучшению конкурентных позиций предприятий.

В рамках данного стандарта рассматривается также определение понятия «цепь поставок»: это организационная структура, в рамках которой предприятие объединяет усилия со своими партнерами, чтобы эффективно доставлять свой товар до конечных потребителей.

Еще одно классическое определение цепи поставок - линейно упоря-

доченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибуторов, складов ответственного хранения и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика начального уровня до конечного потребителя.

В общем случае логистика включает следующие виды деятельности:

• обслуживание клиентов,

• управление запасами,

• грузопереработку,

• обработку заказов,

• коммуникации,

• поставкк запасных частей и поддержка клиентов,

• выбор места расположения,

• закупки,

• упаковку,

• управление возвратами,

• переработку брака,

• транспортировка и распределение,

• складирование.

Транспортировка, в частности, включает в себя следующие виды перевозок: автомобильные, водные (морские и речные), воздушные, железнодорожные, мультимодальные, трубопроводные.

В связи с широчайшим охватом видов деятельности в рамках данного профессионального стандарта рассматривается вид профессиональной деятельности - перевозки (транспортировка) в цепях поставок с участием и при взаимодействии различных видов транспорта.

При разработке профессионального стандарта руководствуются следующим:

• логистика является межотраслевым, или «сквозным», процессом;

• профессии в области логистики должны иметь межотраслевой характер, с возможностью установления дополнительных отраслевых требований;

• профессиональный стандарт должен коррелировать с государственными образовательными стандартами и образовательными программами и служить основой для их разработки с учетом лучших мировых практик, таких как World Skills International;

• профессиональный стандарт должен обеспечивать возможность проведения сертификации персонала;

• профессиональный стандарт должен использоваться в целях удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных кадрах.

№ 5 (48) 2013

«Транспорт Российской Федерации» | 75

Профессиональный стандарт разработан также для обеспечения единства требований к оценке профессиональной компетентности работника.

Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций по 5-8 квалификационному уровню, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.

Основной целью данной области профессиональной деятельности являются:

• перевозка грузов в цепи поставок;

• организация логистического процесса перевозки груза в цепи поставок;

• контроль над операционными и финансовыми результатами логистической деятельности по перевозке груза в цепи поставок;

• разработка стратегии в области логистической деятельности по перевозкам грузов в цепях поставок.

Основными сферами применения профессионального стандарта являются:

• широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов предприятий, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);

• процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочение видов трудовой деятельности и пр.);

• оценка и сертификация квалификации граждан;

• формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

Профессиональный стандарт «Специалист по логистике на транспорте» может быть использован работодателем:

• для выбора квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче; для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;

• обеспечения качества труда персонала и соответствия выполняемых пер-

соналом трудовых функций установленным требованиям;

• обеспечения профессионального роста персонала;

• поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

• повышения мотивации персонала к труду в своей организации;

• повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, и высоких экономических результатов.

Профессиональный стандарт «Специалист по логистике на транспорте» является основой для работника в следующих направлениях:

• определения собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;

• эффективного функционирования на предприятии;

• обеспечения собственной востребованности на рынке труда и сокращения сроков поиска подходящей работы;

• карьерного роста и увеличения доходов.

Профессиональный стандарт «специалист по логистике на транспорте» необходим и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.

Направления деятельности, не вошедшие в настоящий профессиональный стандарт, будут учтены при дальнейшей разработке профессиональных стандартов по видам логистики.

Для разработки профессионального стандарта в сентябре 2013 г. в МИИТ была сформирована рабочая группа по разработке профессиональных стандартов.

Этапы разработки профессионального стандарта:

• анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области логистики

• разработка проекта профессионального стандарта

• обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, до-

работка проекта с учетом поступивших замечаний.

Анализ квалификационных требований, проведенный рабочей группой, показал:

• тарифно-квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), не в полной мере отражают современный уровень развития логистики и управления цепями поставок;

• в ЕТКС отсутствуют профессии, востребованные работодателями, по современным процессам и функциям логистики;

• отдельные профессии в ЕТКС не соответствуют общепринятой мировой практике в части функциональных обязанностей и требуют пересмотра;

• направления и уровень подготовки специалистов по логистике в образовательных организациях не отвечает современным требованиям (итоги опросов работодателей подтвердили этот вывод).

В ходе подготовки выяснилась необходимость разработки профессионального стандарта по технологическому принципу путем установления требований по группе процессов. Разработка стандартов по каждой отдельной функции логистики (управлению запасами, закупкам, и др.) признано нецелесообразным, т.к. это приведет к увеличению числа профессий, затруднению образовательного процесса и усложнению процесса выбора работодателем работников требуемой квалификации. Однако профессиональный стандарт не должен препятствовать установлению работодателем специализированных квалификационных требований к специалисту по логистике (например, специализации работника только на организации перевозок грузов с взаимодействием железнодорожной и автомобильной перевозки). □

Литература

1. Постановление Правительства Россий-

ской Федерации от 22 января 2013 г.

№ 23 «О Правилах разработки, утвер-

ждения и применения профессиональ-

ных стандартов».

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Указ президента Российской Федера-

ции от 7 мая 2012 г. № 5 97 «О меро-

приятиях по реализации государствен-

ной социальной политики».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Указ президента РФ от 7 мая 2012

№ 5 96 «О долгосрочной государствен-

ной экономической политике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.