УДК 341
Нуцалханов Г.Н., доцент, кандидат юридических наук доцент кафедры конституционного права Северо-Кавказский институт (филиал) ФГБОУВО «Всероссийский государственный
университет юстиции (РПА Минюста России)» Россия, г. Махачкала РАЗОРУЖЕНИЕ: СРЕДСТВА И ЗНАЧЕНИЕ Аннотация: статья посвящена исследованию разоружения, рассмотрению практических шагов в деле ядерного разоружения, а также различных форм разоружения. Разоружение имеет важное значение для поддержания международного мира и безопасности. С другой стороны, военное сотрудничество государств в соответствии с принципами международного права является важной составляющей для обеспечения национальной, региональной и универсальной безопасности.
Ключевые слова: безопасность, ядерное оружие, ядерные испытания, договор, разоружение.
Nutsalkhanov G. N., associate Professor, candidate of legal sciences,
associate Professor of constitutional law North-Caucasian Institute (branch) «ALL-Russian state University of justice (RLA of the Ministry ofjustice of Russia)»
Russia, Makhachkala DISARMAMENT: MEANS AND SIGNIFICANCE Abstract: the article is devoted to the study of disarmament, consideration of practical steps in nuclear disarmament, as well as various forms of disarmament. Disarmament is important for the maintenance of international peace and security. On the other hand, military cooperation of States in accordance with the principles of international law is an important component for ensuring national, regional and universal security.
Key words: security, nuclear weapons, nuclear tests, treaty, disarmament.
Ядерное разоружение означает процесс сокращения, ограничения и полной отмены ядерного оружия государствами безъядерного мира16. Как правило, разоружение предполагает полную ликвидацию оружия массового уничтожения (ОМУ), которое включает ядерное оружие, биологическое оружие и химическое оружие17. В Заключительном документе первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН) всеобщее и полное разоружение определяется как
16 См.: Elli Louka, Nuclear Weapons, Justice and the Law // Edward Elgar Publishing Ltd, 2007. - Р. 7.
17 См.: UNODA - United Nations Office for Disarmament Affairs (Nuclear Weapons Home) https:www.un.org/disarmament/WMD/Nuclear accessed 26 January 2015 (дата обращения: 05.07.2019)
«сбалансированное сокращение вооруженных сил и обычных вооружений, основанное на принципе не нанесения ущерба безопасности сторон в целях содействия или укрепления стабильности, учитывающий необходимость всех государств защищать свою безопасность».
Разоружение влечет за собой процесс принятия мер по контролю над вооружениями, особенно в отсутствие универсальных процедур проверки18.
Концепция разоружения существовала до событий Первой мировой войны. В ходе Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 годов участники и правительственные делегаты вели дискуссию о разоружении и создании международного суда, наделенного юрисдикцией выносить решения по вопросам разоружения. Такой международный суд был сочтен необходимым, поскольку было ясно, что ни одно государство не будет добровольно осуществлять разоружение. Было общее убеждение, что причина войны состоит в увеличение вооружения великих держав в предыдущие полвека.
Следовательно, Версальский договор 1919 года смог эффективно заставить Германию разоружить свой обычный арсенал с пунктом, который в равной степени призвал великие державы постепенно разоружать свое вооружение в течение определенного периода времени. В 1921 году, до заключения пакта, Лига Наций учредила временную Смешанную комиссию по вооружениям. Эта комиссия изучила возможности для разоружения с предложениями, начиная от отмены химического оружия и стратегических бомбардировок гражданского населения в целях ограничения обычных
" 19
вооружений19.
Самым ранним успешным достижением в области разоружения был Вашингтонский военно-морской договор (также известный как Договор о пяти державах) 1922 года. Это был договор, ратифицированный Британской Империей, Японией, Францией, Королевством Италии и Соединенными Штатами Америки, был направлен на то, чтобы не допустить продолжения строительства капитальных судов и ограничение судов другой классификации до 10 000 тонн перемещение20. Начиная с Договора о частичном запрещении ядерных испытаний 1963 года по 1996 год, год подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, были подписаны различные договоры, направленные на сокращение или полный запрет испытания и накопление ядерного оружия.
Практические шаги в направлении ядерного разоружения.
18 См.: Robert Muggah, «No Magic Bullet: A Critical Perspective on Disarmament, Demobilization and Reintegration (DDR) and Weapons Reduction in Post-Conflict Contexts» // The commonwealth Journal of International Affairs. 2005. № 94 (379). - Р. 247.
19 См.: Michael Ranner, «Budgeting for Disarmament: The Cost of War and Peace» // World Watch Paper №. 122, 2004. Wold watch Institute Washing DC.
20 См.: The League and Disarmament: A Story of Failure // https:www.johndclare.net/league_of_nations4 (дата обращения: 07.07.2019)
В Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года нашло отражение положение о том, что все подписавшие его стороны должны вести переговоры в духе доброй воли о разоружении. На конференции 2000 года по рассмотрению и продлению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, государства-участники договора согласовали «13 практических шагов» по актуализации их обязательства в отношении ядерного разоружения21. Эти «13 практических шагов» объясняются следующим образом:
1. Вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) - государства должны безотлагательно и в кратчайшие сроки подписать и ратифицировать ДВЗЯИ. Как было отмечено в предыдущих наших публикациях, ДВЗЯИ, который запрещает все испытания ядерного оружия, был открыт для подписания в 1996 году. Соединенные Штаты и Китай подписали, но не ратифицировать договор. Северная Корея, Индия и Пакистан еще не подписали. Вступление в силу ДВЯЗИ явится похвальным шагом в деле комплексного подхода к разоружению.
2. Мораторий на ядерные испытания - соглашение о моратории было заключено государствами и касается испытательных взрывов ядерного оружия, до вступления в силу ДВЗЯИ. Все государства, обладающие ядерным оружием, соблюдают это соглашение с тех пор, как оно было согласовано в 2000 году. Однако Северная Корея все же вышла из ДНЯО в 2003 году и провела серию ядерных испытаний с 2006 по 2018 год. Мораторий на ядерные испытания укрепляет уверенность в возможности ядерного разоружения в обозримом будущем.
3. Договор о запрещении производства расщепляющегося материала (ДЗПРМ) - конференции по разоружению необходимо провести переговоры по недискриминационному, многостороннему и поддающемуся эффективной проверке ДЗПРМ в течение пяти лет для запрещения производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. Этот Договор включал бы запрещение высокообогащенного урана и плутония для целей ядерного оружия. Запрет этих материалов - правильный целевой подход на уменьшение возможности производства большего количества ядерного оружия.
4. Конференция по разоружению. В результате мандата Конференции по разоружению Генеральная Ассамблея ООН 7 июля 2017 года приняла резолюцию 71/257 для переговоров по договору о запрещении ядерного оружия. Этот договор, если в конечном итоге вступит в силу, реализует статью VI ДНЯО о проведении добросовестных переговоров в целях полного разоружения.
21 cm.: The Final Document of the 2000 Review Conference of the Parties to the Treaty of the Non-proliferation of Nuclear Weapons (NPT/CONF. 200/28 part I and II).
5. Необратимости процесса сокращения ядерного государства -участники ДНЯО, единодушно и решительно согласились не обращать вспять ядерное разоружение, и осуществлять меры по контролю над вооружениями и их сокращению. Многие государства предпочел принцип гибкости принципу необратимости. Но, в качестве многостороннего соглашения, они обязаны соблюдать принцип необратимости как обязательство по разоружению.
6. Ликвидация ядерных арсеналов - государства, обладающие ядерным оружием, обязаны по Статье VI ДНЯО стремиться к полной ликвидации своих ядерных арсеналов, ведущую к ядерному разоружению. Это предполагает, что государства, обладающие ядерным оружием, продемонстрируют свою приверженность разоружению путем ликвидации своих ядерных арсеналов в качестве оправдания для других государств, обладающих возможностью разработки ядерного оружия.
7. Осуществление договора СНВ-2, СНВ-3 и Договора по противоракетной обороне - государства-участники ДНЯО должны предпринять все действия для вступления в силу договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ II) и полностью осуществить его в кратчайшие сроки.
8. Реализация трехсторонней инициативы - Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) должны договориться о завершении и реализации их трехсторонней инициативы. Эта трехсторонняя инициатива началась в 1996 году и направлена на разработку методов и мер МАГАТЭ для обеспечения безопасности и проверки мирного статуса избыточных ядерных материалов оружейного класса в Соединенных Штатах и России.
9. Международная стабильность - все государства, обладающие ядерным оружием и государства, не обладающие ядерным оружием, незамедлительно должны начать процесс ядерного разоружения таким образом, чтобы содействовать международной стабильности. Это включает сокращение их ядерных арсеналов, абсолютную прозрачность об их потенциале в области ядерного оружия, о материальных средствах и транспортных средствах их доставки, односторонняя инициатива по сокращению нестратегических ядерных вооружений; дальнейшее снижение оперативного статуса существующих систем ядерного оружия; уменьшение роли ядерного оружия в политике безопасности и вовлечение надлежащим образом в процессе, ведущем к полному разоружению. Международная стабильность рассматривается в качестве дальнейших решительных усилий со стороны государств, обладающих ядерным оружием, чтобы уменьшить их ядерные запасы безоговорочно и в одностороннем порядке в рамках процесса разоружения.
10. Использование ядерной энергии в мирных целях - государства, обладающие ядерным оружием. Добровольно поставили часть своей
ядерной деятельности под гарантии МАГАТЭ. Это обеспечивает, чтобы такой расщепляющийся материал постоянно оставался вне сферы военного использования и военных ядерных программ.
11. Всеобщее и полное разоружение - государства-участники ДНЯО подтвердили стремление к цели всеобщего и полного разоружения всех государств под эффективным международным контролем. Хотя, прогресс в ядерном разоружении идет медленно, но предпринимаются согласованные многосторонние усилия по полному ядерному разоружению в обозримом будущем.
12. Отчетность - все государства-участники ДНЯО будут регулярно докладывать об их осуществлении обязательств в рамках положений статьи VI ДНЯО. Регулярные доклады о ходе работы и недостатки, связанные с рамками разоружения, укрепили бы обзор процесса разоружения в целом.
13. Соблюдение - все государства-участники ДНЯО будут развивать проверку возможности обеспечения соблюдения соглашений о ядерном разоружении, создание и поддержание мира, свободного от ядерного
оружия.127 Контроль является важнейшим аспектом разоружения и
22
международного контроля над вооружениями22.
Различные формы разоружения.
Существует пять различных форм или видов разоружения. Эти формы разоружения заключаются в следующем:
1. Одностороннее разоружение - односторонний подход к разоружению предполагает, что ядерное оружие вызывает существующую напряженность, и его отсутствие фактически приведет к отсутствие ядерного кризиса. Многие государства практиковали одностороннее разоружение. Среди стран, которые поддерживают принципы одностороннего разоружения можно назвать Швейцарию, Швецию, Германию Нидерланды.
2. Категорическое разоружение - категорическое разоружение означает ликвидацию определенных категории оружия, как биологическое, химическое и ядерное оружие. Женевская конвенция 1925 года была более ранним правовым документом, который запрещал использование газового и биологического оружия. Однако появление договора, запрещающего ядерное оружие является важнейшим шагом ядерного разоружения.
3. Разоружение путем переговоров - разоружение путем переговоров реализуется двусторонними или многосторонними соглашениями, существующими между двумя или более государствами на условиях необходимо для разоружения. Все инструменты контроля над вооружениями и различные договоры по оружию являются формами разоружения на основе переговоров. Концепция переговоров по
22 См.: United Nations Global Issues/Disarmament // http:www.un.org/en/globalissues/disarmament (дата обращения: 08.07.2019)
разоружению считается более обязательной и взаимной, чем одностороннее разоружение.
4. Сокращение вооружений. Сокращение вооружений является одной из форм разоружения, поскольку оно направлено на сокращение количества и видов существующего оружия которые считаются катастрофическим для человека и окружающей среды. Различные типы соглашений между Соединенными Штатами и Россией (а раннее и Советским Союзом) о стратегических переговорах по сокращению и контролю над их вооружениями является примером сокращения вооружений как формы разоружения.
5. Географическое сокращение. Географическое сокращение как форма разоружения сосредоточена на конкретных географических местоположениях или районах в качестве безъядерных зон. Цель географического сокращения состоит в минимизации ядерной
23
напряженности в таких районах23.
С самого начала процесса разоружения цели Организации Объединенных Наций в области многостороннего разоружения и контроля над вооружениями имеют центральное значение для поддержания международного мира и безопасности. Эти цели варьируются от сокращения до окончательной ликвидации всего ядерного оружия, укрепления запрета на биологическое оружие и прекращение распространения противопехотных мин, стрелкового оружия и легких вооружений. ООН решительно поддерживает различные региональные договоры о запрещении ядерного оружия в Антарктике, Америке и Карибском бассейне, южной части Тихого океана, Юго - Восточной Азии, в Африке и Центральной Азии.
Использованные источники:
1. Elli Louka, Nuclear Weapons, Justice and the Law // Edward Elgar Publishing Ltd, 2007. - Р. 7.
2. Michael Ranner, «Budgeting for Disarmament: The Cost of War and Peace» // World Watch Paper №. 122, 2004. Wold watch Institute Washing DC.
3. Robert Muggah, «No Magic Bullet: A Critical Perspective on Disarmament, Demobilization and Reintegration (DDR) and Weapons Reduction in Post-Conflict Contexts» // The commonwealth Journal of International Affairs. 2005. № 94 (379). - Р. 239 - 252.
4. The League and Disarmament: A Story of Failure // https:www.johndclare.net/league_of_nations4 (дата обращения: 07.07.2019)
5. The Final Document of the 2000 Review Conference of the Parties to the Treaty of the Non-proliferation of Nuclear Weapons (NPT/CONF. 200/28 part I and II).
23 См.: Disarmament and Arms Control/LevelTypes of Disarmament/Process of Disarmament/ Barriers to Disarmament // https:martinslibrary.blogspot.com/2014/08/disarmament-and-armscontrol.html (дата обращения: 08.07.2019)
6. United Nations Global Issues/Disarmament // http:www.un.org/en/globalissues/disarmament (дата обращения: 08.07.2019)
7. UNODA - United Nations Office for Disarmament Affairs (Nuclear Weapons Home) https:www.un.org/disarmament/WMD/Nuclear accessed 26 January 2015 (дата обращения: 05.07.2019)