Научная статья на тему 'Разные жизни в одной судьбе'

Разные жизни в одной судьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разные жизни в одной судьбе»

К 90-ЛЕТИЮ В.В. КРАЕВСКОГО

Е.В. Бережнова

РАЗНЫЕ ЖИЗНИ В ОДНОЙ СУДЬБЕ

В статье представлены основные события в жизни и профессиональной деятельности В.В.Краевского, которые он выделял как значимые в своей биографии. Показаны три периода, связанные с местами его проживания: куйбышевский (самарский), волгоградский, московский.

Ключевые слова: академическая профессия, автобиографический метод, педагогика, методология педагогики, опыт документальной автобиографии.

В настоящее время, когда происходит трансформация академической профессии, все чаще звучат вопросы: каким должен быть ученый? Каким должен быть преподаватель высшей школы? Поиски ответов на эти вопросы могут осуществляться разными способами. Один из них-анализ автобиографий известных педагогов, чьи имена вписаны в историю педагогики, чьи книги являются для многих из нас настольными. Факты автобиографии становятся источниками формирования идеалов долженствования, определяющего жизненные и профессиональные стратегии педагогов. Сегодня наши взоры обращены к судьбе и педагогической деятельности В.В.Краевского, академика Российской академии образования.

Известно, что для автобиографии человек отбирает из множества событий своей жизни только те, которые считает значимыми. Мы можем видеть автобиографию В.В. Краевского как документ, хранящийся в личном деле организаций, в которых он работал. Но, кроме этого, у нас есть счастливая возможность прочесть его книгу «Следы на песке», которую автор представлял как опыт документальной автобиографии [8]. Следует заметить, что долгое время Володар Викторович отказывался от просьб друзей написать мемуары. Между тем он был прекрасным рассказчиком, увлекательно с чувством юмора описывал некоторые эпизоды своей жизни, что приводило в восторг слушателей. Но писать только о себе было неинтересно. Он всегда ощущал острую сопричастность к судьбе большой страны. Возникла идея рассказать о себе через проживание событий истории родины. Наверное, были мысли о том, что переживания отдельного человека могут исчезнуть без следа. Это предположение связано с рисунком, который тщательно В.В. Краевский выбирал для обложки книги. На обложке маленький муравей смотрит на следы жизни, которые скоро будут смыты рекой времени. Наверное, так и будет. Но в наших силах некоторые следы замечательной жизни сохранить.

В.В. Краевский родился 23 июня 1926 года в г. Куйбышеве (Самаре).

Как он писал, в семье служащего, впоследствии - партийного работника Краевского Виктора Леоновича. В 1933 году семья переехала в г. Сталинград, где отец был на партийной работе - секретарем парткома завода «Баррикады», впоследствии работал в областном комитете партии, в Сталинградском областном книгоиздательстве. В 1938году был репрессирован, в 1956году был реабилитирован и восстановлен в партии (посмертно).

За этими скупыми строками и большая радость - радость общения с близким человеком, что важно для становления ребенка; и большое горе - потеря отца в юные годы. В личном архиве В.В. Краевского сохранилась одна фотография (1936 г.), на которой отец и сын вместе. В своей книге он приводит много документов, показывая, что такое горе было у миллионов людей. Для него важно было понять: почему это произошло? Практически никому он не рассказывал: сколько усилий нужно было приложить матери и ему самому, чтобы узнать о том, что произошло с отцом, и получить документ о реабилитации. Боль от потери отца он пронес через всю жизнь. Именно эта боль и оценка событий, которые ее вызвали, определили его жизненные нормы: неприятие клеветы, насилия, культа личности. В работах последних десятилетий, когда активно осуществлялись реформы образования, В.В.Краевский часто писал о необходимости демократизации общества и школы, гуманизации образования и гуманитаризации содержания учебного материала.

Мама - Надежда Тимофеевна Краевская (1900-1985) прожила долгую жизнь, была персональным пенсионером союзного значения. Ее юность выпала на начало ХХ века. Она была активной комсомолкой, которая вместе с другими под руководством И. Альтмана (впоследствии ведущего театрального критика, редактора журнала «Театр» и газеты «Советское искусство») в городе Балаково принимала участие в создании комсомольской организации (1919 г.). О своей матери и ее родителях В.В. Краевский писал как о добрых и заботливых людях. Он считал ее героиней, поскольку ей пришлось пережить практически все тяготы ХХ столетия, выстоять самой и сохранить жизнь сыну. По воспоминаниям А.Я. Расторгуевой (его двоюродной сестры), мать была самым строгим критиком. Критику он не любил, но прислушивался и старался относиться к ней конструктивно. Возможно, благодаря влиянию матери Володар Викторович постоянно работал над собой, был отзывчивым человеком, готовым оказать помощь другим в трудную минуту.

Следующий факт автобиографии - эвакуация из Сталинграда в Казахстан в связи с наступлением немецко-фашистских войск. В с.Песча-ное Павлодарской области В.В. Краевский вместе с матерью находился с августа 1942 года до весны 1943 года. В городе на Волге, оборона которого коренным образом изменила ситуацию в Великой Отечественной войне,

проходило школьное обучение и взросление молодого человека. В памяти навсегда осталось имя приятеля Жени Степанятова, с которым гуляли по городу и философствовали до самой весны 1942 года. Женя был немного старше и поэтому был призван оборонять Сталинград, когда немцы подошли совсем близко. Воевал всего один день и погиб. В.В. Краевский считал, что избежал такой участи только потому, что был немного моложе.

Школьный период оставил яркое воспоминание об увлечении английским языком. В.В. Краевский прочел в городской библиотеке полное собрание сочинений Джека Лондона. Но его беспокоило, что он не понимал букв, которые были на титульных листах книг. В своих воспоминаниях В.В.Краевский писал, что ему трудно давалось изучение географии и английского языка, поскольку в их постижении не видел логики. Но любопытство и настойчивость помогли в течение лета самостоятельно освоить школьный материал и удивить учительницу своими знаниями. Увлечение английским языком в дальнейшем определило выбор профессии. А ученая степень доктора позволила совершенствовать английский язык в общении с зарубежными коллегами в ходе методологических семинаров, стажировок, конференций и в публикациях своих научных трудов. Он бывал в разных странах и городах, изучая географию уже не по школьному учебнику. Многократно приезжал в Волгоград. И каждый раз обязательным в его программе пребывания в городе было посещение школы. Сохранилась фотография школьного класса на фоне школы (1940). В последний раз Володар Викторович был у стен школы в 2009 году, через много лет после того памятного фотографирования. Это особое отношение к школе находило отражение в научных работах. Он справедливо считал, что школа -единственный социальный институт, через который проходит вся нация. И от того, какая школа, будет зависеть - какой будет нация. Практически все результаты научных исследований В.В. Краевского направлены на совершенствование школьного образования.

После возвращения из Казахстана жизнь В.В.Краевского была вновь связана с г. Куйбышевом, где он успешно окончил среднюю школу, а в 1950 году - Куйбышевский педагогический институт, факультет иностранных языков. Ему были присвоены квалификация и звание учителя средней школы. В 1948 году, еще обучаясь в институте, он поступил на работу учителем английского языка в среднюю общеобразовательную школу № 39 железной дороги (ст. Куйбышев). Упоминание об этой школе в автобиографии не случайно. Мечтал он, конечно, не о карьере учителя, а о карьере переводчика. Эти мечты пришлось оставить. Работа в школе, которая относилась к железной дороге, давала ряд льгот учителям, что помогало им выживать в трудные послевоенные годы. К своему удивлению, В.В. Краевский обнару-

жил, что званию соответствует (сумел увлечь ребят изучением английского языка) и что стал чуть ли не передовым педагогом (выступал в Москве с докладом из опыта работы и получил грамоту). Сохранилась тетрадь с этим докладом. Видимо, доклад произвел впечатление, поскольку его еще раз пригласили в Москву. Телеграммой заместитель министра путей сообщения просил командировать для участия в педагогических чтениях при Академии педагогических наук РСФСР Краевского, «представленный доклад которого одобрен и будет заслушан на чтениях». Это было первое знакомство с Академией педагогических наук. За этим последовала и первая публикация в 1952 году в журнале «Иностранные языки в школе» [1].

Позже к своему докладу он относился критически. В своих воспоминаниях он писал о том, что послали в Москву «с докладом из опыта, который я в меру сил оснастил научным аппаратом» [8, с. 77]. Что значит «оснастил»? Под описание своего успешного опыта подвел теоретическое обоснование, цитаты из психологии, дидактики, методики обучения иностранным языкам. Возвращаясь мысленно к этому событию, он позже предупреждал молодых педагогов о том, что перейти от практики к науке непросто. Такой переход «нередко понимается как плавное движение, в котором, к примеру, хороший учитель, пополнив свой запас научных знаний, как бы автоматически становится хорошим исследователем. Подобные иллюзии опасны тем, что могут привести начинающего исследователя к напрасной трате времени, которое уходит не на получение нового знания, а на привлечение уже бытующих в разных науках истин для подтверждения эффективности практической работы, проведенной без научного обоснования, на базе интуиции и личного мастерства» [4, с.72]. Такое обоснование - постфактум - можно довольно часто видеть и сегодня. Между тем в ходе своего докторского диссертационного исследования В.В. Краевский рассматривал научное обоснование как способ реализации опережающей функции науки по отношению к практике. Именно такое обоснование, считал ученый, продуктивным.

В куйбышевский период жизни произошло еще одно событие, которое Володар Викторович характеризовал как шоковое, - его назначение инспектором в Отдел учебных заведений Управления Куйбышевской железной дороги. В этой должности он проработал несколько лет. Сохранилась выписка из приказа начальника от 28 марта 1952 года «О присвоении персональных званий среднему начальствующему составу Куйбышевской железной дороги». Согласно этой выписке В.В. Краевскому было присвоено звание «инженер - лейтенанта административной службы».

Дальнейшая жизнь уже продолжалась в Москве. В 1954 году В.В.Краевский поступил в аспирантуру НИИ методов обучения Академии педагогических наук. С этого года и до последнего он был

связан с Академией педагогических наук, правопреемницей которой стала Российская академия образования. В течение этих долгих лет В.В. Краевский получил разнообразный профессиональный опыт. Он работал по окончании аспирантуры редактором, заместителем ответственного редактора журнала «Иностранные языки в школе»; затем старшим редактором редакции учебной литературы на английском языке издательства «Просвещение». С января 1966 года официально в штате НИИ общей педагогики АПН СССР. Работал переводчиком сектора «Современная педагогика и школа за рубежом»; старшим научным сотрудником. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию.

В течение четырнадцати лет с 1970 по 1984 год заведовал лабораторией общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. И это особый факт биографии. С высоты уже следующего, ХХ1 века мы можем говорить о значительном вкладе В.В.Краевского в педагогическую науку как руководителя и участника исследовательской группы, создавшей культурологическую концепцию содержания общего среднего образования и процесса обучения. В своих воспоминаниях он тепло писал о своих коллегах и о том, как непросто шла работа [8, с.128-131]. Особенное отношение было к М.Н. Скаткину, которого Володар Викторович считал своим наставником [7]. В 1977 году защитил докторскую диссертацию. Ее основное содержание было опубликовано в монографии «Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ» [2]. Разработанные им в этот период положения стали методологической основой коллективной работы и нашли отражение в монографиях «Теоретические основы содержания общего среднего образования» [10], «Теоретические основы процесса обучения в школе» [11]. Эти книги хорошо знакомы исследователям, ведущим научную работу в области педагогики. Они представляли интерес, поскольку были предпосылками к становлению новой методологии педагогики, отличающейся от марксистско-ленинской. В.В. Краевский вспоминал: «Методология была для нас не абстрактной, не далекой от реальности сферой, доступной лишь избранным, а вполне конкретной системообразующей основой организации работы. Конкретным результатом была упомянутая выше, получившая известность и поныне оказывающая влияние на науку и практику теоретическая концепция содержания образования и процесса обучения» [8, с. 129]. Много лет спустя в документальной автобиографии напишет: «Сегодня в коллективе сотрудников, разрабатывающих проблемы дидактики, не осталось никого из первоначального состава, но работа по развитию разработанной в те времена концепции продолжается, особенно по вопросам содержания образования. Традиция не прерывается» [8, с. 130]. Для него было важно, что лаборатория дидактики сохраняет традицию и продолжает развивать

идеи культурологической концепции содержания образования. Следует заметить, что сегодня сотрудники лаборатории идут дальше и рассматривают возможность разработки следующей концепции содержания образования, учитывающей реалии современного глобализирующегося образования [9].

Между тем ряд работ В.В. Краевского остаются актуальными в настоящее время. Среди них монография «Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ» [2]. У этой книги особая роль. Она стала программой исследований для нескольких поколений ученых. Идеи, представленные в этой книге, неоднократно обсуждались на методологических семинарах в течение нескольких десятилетий, что способствовало развитию научного педагогического сообщества, формированию предпосылок для возникновения научных школ в области дидактики и методологии педагогики, расширению круга фундаментальных педагогических исследований. Следует заметить, что этот факт является значимым не только в биографии В.В.Краевского, но и в биографиях активных участников педагогического сообщества, проявлявших интерес к науке и стремившихся повысить уровень своей методологической культуры. Читать монографию и самостоятельно освоить материал педагог имел возможность только при наличии специальной подготовки. Такую подготовку В.В. Краевский осуществлял, возглавляя в течение ряда лет (1986-1992 гг.) кафедру педагогики Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования АПН СССР. Этот уникальный институт позволял преподавателям кафедр педагогики всех педагогических вузов Советского союза четыре месяца жить в Москве, слушать лекции ведущих педагогов-ученых, обмениваться опытом, работать в Российской государственной библиотеке, быть в курсе культурных событий. За это время некоторые успевали не только прослушать курс лекций В.В. Краевского, к каждой из которых необходимо было готовиться, но и разработать обоснование актуальности темы будущей диссертации, пережить коллективное обсуждение. Этот опыт повышения квалификации оставил след на всю жизнь у многих слушателей, к нему возвращался в своих воспоминаниях В.В. Краевский и радовался своим достижениям. Во-первых, он научился читать лекции доступно. До этого он часто слышал упреки в свой адрес, связанные с тем, что непонятно, сложно читает лекции. Это огорчало, он работал над собой и научился просто говорить о сложных проблемах методологии педагогики и с академиками, и со студентами, что свидетельствует о высоком уровне педагогического мастерства. Во-вторых, он написал, а позже опубликовал несколько книг по методологии педагогики [3], [4], [5]. Эти книги были востребованы, поскольку таких работ было очень мало.

В 1993 году В.В. Краевский был избран на должность академика-секре-

таря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. Конечно, были и другие достойные кандидатуры, но ему коллеги оказывали доверие неоднократно, в этой должности он проработал одиннадцать лет. Среди различных направлений его деятельности в этот период - дальнейшее развитие методологии педагогики. Он инициировал предложение о возобновлении Всероссийского методологического семинара, работа которого была прервана в трудные для всей страны 90-е годы ХХ в. Общее собрание РАО поддержало это предложение. Для него это было важно. Следует отметить, что В.В. Краевский был одним из участников формирования традиций методологического семинара 70-х гг. ХХ столетия и прилагал большие усилия к тому, чтобы передать их педагогам следующих поколений.

Представители педагогической науки, в круг интересов которых входили проблемы методологии педагогики, вновь собрались на свой семинар в сентябре 2001 года. Было подготовлено и проведено десять семинаров в разных городах, из них девять под руководством В.В. Краевского. Полезно было бы, хотя бы в краткой форме, перечислить их тематику: «Педагогическая наука и ее методология в контексте современности» (Москва, 2001), «Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования» (Тула, 2002), «Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации» (Волгоград, 2003), «Фундаментальные и прикладные аспекты научной работы в области образования» (Санкт-Петербург, 2004), «Парадигма педагогики в контексте развития научного знания» (п.Хоста, 2006), «Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки» (п. Хоста, 2007), «Язык педагогики в контексте современного научного знания» (п. Хоста, 2008), «Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины» (п.Хоста, 2009), «Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований» (Москва, 2010), «Педагогическая наука сегодня: философско-ме-тодологические проблемы» (Москва, 2011).

Педагогам, ведущим педагогическую деятельность, вполне понятно, что не так просто воспитать вкус к обсуждению теоретических вопросов, но Володару Викторовичу это удалось. Постепенно семинар приобретал популярность, образовался постоянный состав участников, стали говорить о научной школе В.В. Краевского. Он вновь подтвердил звание Учителя, теперь уже наставника следующего за ним поколения ученых. По словам Б.И.Пружинина, Володар Викторович создал не просто школу, а целое методологическое движение на огромной территории России и за ее пределами.

Ученый опубликовал более 350 научных работ, главные из них были переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Болгарии,

Чехословакии, Польше, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, США, Канаде, Греции, Австралии, Китае.

Трудовая деятельность В.В. Краевского была отмечена наградами:

• юбилейная медаль «За доблестный труд» (1970),

• медаль «Ветеран труда» (1984),

• нагрудный знак «Отличник просвещения СССР» (1986),

• медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996),

• почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2002),

• медаль К.Д. Ушинского - «За особые заслуги в области педагогических наук» (2003),

• золотая медаль «За достижения в науке» РАО (2006).

8 апреля 2010 года перестало биться сердце В.В. Краевского. Он был активен и работал до последнего дня, звонил на радио и высказывал свое мнение относительно событий, происходящих в городе; вносил дополнения в книгу, которую назвал «Следы на песке. Опыт документальной автобиографии»; ждал встречи с коллегами и составлял план работы методологического семинара, до которого не дожил пятнадцать дней.

Ученый оставил богатое педагогическое наследие, которое предстоит еще изучить и осмыслить до конца. Нужно потрудиться, чтобы его освоить.

Литература

1. Краевский В.В. Организация опроса на уроках иностранного языка: (из опыта работы в третьем, четвертом и пятом классах) / В.В. Краевский // Иностранные языки в школе. 1952. № 5. С. 50-58.

2. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.: Просвещение, 1977. 264 с.

3. Краевский В.В. Методология научного исследования. Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.

4. Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В.В. Краевский. Волгоград: Перемена, 1996. 85 с.

5. Краевский В.В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов / В.В. Краевский. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 248 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 256 с.

7. Краевский В.В. Михаил Николаевич Скаткин / В.В. Краевский // Имя твое - Учитель. М.: Центр «Школьная книга», 2010.

8. Краевский В.В. Следы на песке. Опыт документальной автобиографии / В.В. Краевский. М., 2010. 227 с.

9. Осмоловская И.М. Исследование современных проблем образования лабораторией дидактики / И.М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. - № 1. С. 46-52.

10. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.

11. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.