Научная статья на тему 'Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как среда личностного развития взрослого человека'

Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как среда личностного развития взрослого человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА / КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / NON-FORMAL EDUCATION / ADULT EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT / MULTI-AGE COMMUNITY / CULTURAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илакавичус Марина Римантасовна

В статье рассматриваются образовательные эффекты разновозрастных сообществ неформального образования, значимые для личностного развития взрослого человека. Проблема рассматривается в контексте задачи консолидации современного общества, налаживания культурной преемственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илакавичус Марина Римантасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the effects of multi-age educational communities non-formal education are important for personal development adult. The problem is considered in the context of the task of consolidation of modern society, the establishment of cultural continuity.

Текст научной работы на тему «Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как среда личностного развития взрослого человека»

Section 7. Pedagogy

— стимулирование у детей интереса к переносу полученных знаний в различные виды детской деятельности (игровую, конструирование, рисование, аппликацию и т. п.).

При правильном руководстве просмотром телепередач со стороны взрослых телевидение приобретает позитивную роль: ребенок «впитывает» новую информацию, знакомится с разнообразными видами искусств, получает эстетическое, нравственное, умственное воспитание, у него формируется способность ориентироваться в окружающем мире.

Вышесказанное позволяет сделать вывод: на сегодняшний день несформированность телевизионной культуры у детей, является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, её отсутствие не позволяет детям сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, формировать вывод из увиденного. Правильному восприятию телевизионного искусства нужно учить так же, как и восприятию произведений музыкального и художественного творчества. Главное это чёткий и продуманный контроль со стороны взрослых.

Список литературы:

1. Авдеева, Н. Н., Фоминых, Н.А Психологическое воздействие телерекламы на детей//Психологическая наука и образование. 2004.-№ 4. [Электронный ресурс].

2. Балаховская, Т. Н. Три назначения мультимедиа//Компьютер пресс. 1995. - № 2.- С. 37-39.

3. Бойко, Е. И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии//Советская педагогика. 1955. - № 1 - С. 41 -54.

4. Казакова, Н. Мы любим рекламу!//Обруч. 1999. -№ 1. -С. 29-30.

5. Маховская, О. Проблемы психологического обоснования и экспертизы содержания программ для до-школьников//Дошкольное воспитание.2010.-№ 12.- С. 83-91.

6. Мишанина, В. И. Развитие познавательной активности дошкольников средствами телевидения в условиях семьи//диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1996. - 152 с. [Электронный ресурс].

7. Подковко, Е. Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты//Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс].

8. Рыжова, Н. Играем в. рекламу//Обруч. 1998. - № 3. -С. 28-29.

9. Сыч, В. Д. Технические средства обучения в детском саду//Книга для работников дошкольных учреждений. - М., 1989 г. -С. 95.

10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»/Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

11. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-на-Дону, 1995.С.-275.

Ilakavichus Marina Rimantasovna, Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education (St. Petersburg), candidate of pedagogical sciences, senior researcher E-mail: rim_9921@rambler.ru

Multi-age practices cultural practice of non-formal education as an environment of personal development of adult

Abstract: The article examines the effects of multi-age educational communities non-formal education are important for personal development adult. The problem is considered in the context of the task of consolidation of modern society, the establishment of cultural continuity.

Keywords: non-formal education, adult education, personal development, multi-age community, cultural continuity.

114

Секция 7. Педагогика

Илакавичус Марина Римантасовна, Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

E-mail: rim_9921@rambler.ru

Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как среда личностного развития взрослого человека

Аннотация: В статье рассматриваются образовательные эффекты разновозрастных сообществ неформального образования, значимые для личностного развития взрослого человека. Проблема рассматривается в контексте задачи консолидации современного общества, налаживания культурной преемственности.

Ключевые слова: неформальное образование, образование взрослых, личностное развитие, разновозрастные сообщества, культурная преемственность.

Современный человек входит в самые разные социальные общности: принадлежность к одним воспринимается как тяжкая обязанность; иные становятся кругом единомышленников, третьи предоставляют среду для личностного развития, раскрытия полноты самореализации. Образовательные общности могут быть отнесены к каждой из перечисленных разновидностей. Их значимость общепризнанна и закреплена в триаде непрерывного образования — формальном, неформальном и информальном его секторах. Россия третьего тысячелетия выстраивает свою систему образования на основании принципа непрерывности. Одним из ориентиров данного процесса является государственная поддержка частных образовательных инициатив, целой области неформального образования. В данной статье рассматривается разновозраст-ность в неформальных образовательных практиках общекультурного направления как фактор личностного развития взрослого человека.

В научном сообществе нет единого мнения по поводу определения термина «неформальное образование». Приставка НЕ — интенция описать данный феномен как оппозицию, противоположность формальному образованию. Фиксируя запрос на человекоцентрированность современного образования, понятие «неформальное образование» отталкивается от всего технократического, максимально открыто запросам своих участников. Их высокая мотивация — непреложная характеристика неформального образовательного взаимодействия, наиболее ярко проявляющаяся в курсах общекультурного направления. Востребованность личностно значимых образовательных эффектов, проявляющихся в них, обусловливает активацию социальной самоорганизации, являя частные инициативы самого широкого спектра предметной направленности. Современное

европейское государство крайне заинтересовано в их поддержке.

Стремление наладить социальные связи, консолидировать общество, восстановить доверие между его стратами реализуется на двух идеологических платформах: традиции и либерализма. Исторически первая основывается на знании о традиции как способе жизнеустроения всякой устойчивой во времени историко-культурной общности, обеспечивающем продление ее в веках (Е. Шацкий, Г. -Г. Гадамер). В Новое время произошло переосмысление традиции, ее переоценка. Курс на модернизацию обусловил интерпретацию традиции как прошлого, прошедшего, подлежащего преодолению (К. Маркс). Был взят курс на максимальную автономизацию индивида от сообщества, ее законодательное закрепление. В прошлом веке пришло понимание опасности подобного упрощенного противопоставления традиции и модернизации, традицонализма и либерализма для самой природы человека. Т. Адорно, Ж. Делез, Ю. Хабермас, М. Элиаде, Г. -Г. Гадамер — эти мыслители акцентировали значимую для общества регулятивную функцию традиции, ее роль в налаживании культурной преемственности. С ее помощью проходят становление сложнейшие процессы самоидентификации, самопонимания как личности, так и человеческой общности (Э. С. Маркарян, Ц. Б. Будаева, Ю. М. Лотман, К. В. Чистов, М. В. Захарченко). Именно традиция кодирует и транслирует все жизненно значимое как для личности, так и для общества, чем налаживает социальный порядок, воспроизводит легитимированное социальное поведение.

Анализ современной социокультурной практики позволяет говорить о предпринимаемых попытках интегрировать данные идеологические платформы: на рациональной основе конструируются площадки

115

Section 7. Pedagogy

для диалога поколений, диалога представителей разных социальных страт. Заинтересованность России в этом процессе определяет ее участие в ряде европейских образовательных проектов. После вхождения в Болонский процесс наряду с участием в программах ЕС «Tempus», «Erasmus Mundus» и «Erasmus Mundus External Cooperation Window», россияне задействованы в движениях «Молодежь в Действии» («Youth in Action»), «Гражданское общество и Местные инициативы» [1]. Все эти программы реализуют идеи коммуникативного и социального действия на основе морального сознания для достижения всеобщего благоденствия (в классическом понимании Ю. Хабермаса). Каждое осуществленное социальное действие рассматривается шагом в длинном пути становления гражданского общества. Объектная направленность области самоорганизации социального действия позволяет говорить о гражданских инициативах как инструменте своеобразного «самосканирования» общества на предмет выявления «точек недостач» социального развития и их ликвидации.

Показателен опыт социального действия, предъявленный в рамках национальной премии «Гражданская инициатива». «Градус» социальной самоорганизации в современной России можно оценить по их количеству: оргкомитет зарегистрировал более 500 претендентов из 72 регионов. Открытое интернет-голосование привлекло внимание около полумиллиона человек. Анализ предъявленных к общественной экспертизе практик позволяет отметить некоторые тенденции. Во-первых, на определенном этапе деятельности организаторы подавляющего числа проектов осознавали необходимость конструирования образовательного взаимодействия. Во-вторых, образовательные инициативы реализовывались как неформальные. В-третьих, они были связаны с осмыслением проблемы разрыва межпоколенческих связей, что активировало усилия по формированию площадки для диалога между поколениями. В-четвертых, подобная самоорганизация диалоговых площадок — попытка воссоздать генеральный метод традиции — личную встречу, в пространстве которой возможно нелинейное многоканальное протекание рефлексии и переживания объекта «передачи» идеалов и ценностей для нескольких поколений [подробнее — 2].

В психолого-педагогической литературе проблематика разновозрастных (детско-взрослых) сообществ достаточно разработана (В. А. Бахвалов, И. А. Зимняя, М. Р. Илакавичус, Т Г. Калуги-

на, О. Е. Лебедев, С. Б. Узденова, Г. А. Цукерман, И. Ю. Шустова, М. С. Якушкина). Объектом внимания стали разнообразные образовательные эффекты юных участников взаимодействия. Однако взрослые описываются как «большой маяк на море детей» (Г. С. Виноградов). Кроме того, в данной сфере продолжают доминировать представления о «психологической окаменелости» (Б. Г. Ананьев) взрослого человека как однажды и навсегда «ставшего», что входит в явное противоречие с человековедческими открытиями религии и искусства.

Все жизненные периоды связаны воедино устремлением к самосовершенствованию, ориентацией на культуросообразные идеалы. Эта вертикаль позволяет говорить об онтологической цели личностного развития — достижения полноты человеческого качества. Данное качество как результат процесса «делания» человеком самого себя — сакральное знание, хранимое мировыми религиями и искусством. Оно было предметом размышления классиков отечественной культуры, мыслителей А. А. Ухтомского, о. П. Флоренского, М. М. Бахтина, М. М. Мамардашвили. Развивая оформившуюся в их трудах традицию, современное знание о человеке определяет человеческое качество как взаимосвязь духовности и нравственности, проявляющемся в социальном взаимодействии возрастании личности по направлению к идеалам Истины, Добра и Красоты.

Разновозрастность является социальным микрофактором личностного развития, оказывающем непосредственное влияние в процессе тесного взаимодействия в микросоциуме — в семье, соседских отношениях, разнообразных организациях. В их среде происходит становление и развитие человеческого качества. Под влиянием негативных тенденций современной социокультурной ситуации претерпевает изменения традиционная модель системы агентов социализации. В течение жизни человек последовательно приобщается к разнообразным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности. Отчуждение представителей разных поколений как в социальном, так и в ценностном пространстве приводит к блокированию личностного развития, независимо от возраста индивида. Смена позиций, обусловленных возрастом, онтологически раскрывается как процесс освоения опыта предыдущих поколений (передачи опыта потомкам). Данная смена поддерживает культурную преемственность. Разновозрастная среда для взрослеющего — место социализации и самоидентификации. Для взрослого — место поддержа-

116

Секция 7. Педагогика

ния «помехоустойчивости» уже освоенных идеалов и ценностей культуры; место сверки личностного ценностно-смыслового континиума с ценностносмысловым континиумом культуры. Взаимодействие с представителями иных возрастных страт актуализирует рефлексию собственной жизни субъекта, оживляя образы себя в аналогичных периодах развития.

Практики неформального общекультурного образования для разновозрастных сообществ предоставляют взрослым участникам возможность актуализировать потребность самореализации в воспитательном взаимодействии, пусть и не с кровными потомками. В подобных практиках осуществляется другодоминантность — нерастраченные в кругу своей семьи

тепло и нежность, желание бескорыстно заботиться. В них человек получает возможность осуществлять личностные вклады в другого человека (А. В. Петровский), являя свою нравственность. «В разных точках эволюции человека не существует двух разных мудростей. Надо принять, стало быть, в качестве принципа нашей жизни то, что всегда было и будет принципом: выходя за пределы своего Я, отдавая добровольно и обязательно, мы не рискуем ошибиться. Пословица маори гласит: отдавай столько, сколько берешь, и все будет хорошо» [3, с. 208]. Поддержка частных инициатив по созданию образовательных разновозрастных сообществ — вклад государства в свое будущее.

Список литературы:

1. Стратегия сотрудничества ЕС с Россией (2007-2013)//[Электронный ресурс] http://www.delrus.ec.europa. eu. (дата обращения - 25 мая 2014 г.)

2. Илакавичус М. Р. Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности//Вестник ПСТГУ Педагогика. Психология. - 2014. -№ 2. - С. 33-42.

3. Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: «Восточная литература» РАН, 1996. - 360 с.

Ilyashenko Marina Vladimirovna Associate Professor of preschool and correctional pedagogy of Eletskii State University I. A. Bunin. E-mail: iv.sushkova@mail.ru

Narrative speech development of senior preschool children in the process of organizing their perception of genre-painting

Abstract: This article discusses the issues of development of coherent monologues of older preschoolers and the peculiarities ofperception of genre — painting of children. In this in this article suggests a special method of training preschool children compiling descriptive stories in the perception of genre painting.

Keywords: monologue, connected speech, description, descriptive speech, descriptivq story, genre-painting.

Ильяшенко Марина Владимировна доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики

ЕГУ им. И. А. Бунина E-mail: iv.sushkova@mail.ru

Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой живописи

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы развития связной монологической речи старших дошкольников. Раскрываются особенности восприятия детьми жанровой картины. Предлагается специальная методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов в процессе восприятия ими жанровой живописи.

Ключевые слова: монолог, связная речь, описание, описательная речь, описательный рассказ, жанровая живопись.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.