Научная статья на тему 'РАЗНОВИДНОСТИ ИСЛАМСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ'

РАЗНОВИДНОСТИ ИСЛАМСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / УГРОЗЫ / THREATS / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / FIGHTING / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Надежда Леонидовна, Пермякова Ирина Игоревна

В статье отражены сущность, специфика и практические способы организации социально-культурной профилактики экстремизма в современной России, в зависимости от взаимоотношений с обществом и государством, характера и степени вовлечения в политический процесс всех мусульман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Varieties of Islamic religion

The article reflects the essence, of the specific and practical ways of organizing socio-cultural prevention of extremism in modern Russia, depending on the relationship with society and the state, the nature and extent of involvement in the political process all Muslims.

Текст научной работы на тему «РАЗНОВИДНОСТИ ИСЛАМСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ»

РАЗНОВИДНОСТИ ИСЛАМСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

ВАСИЛЬЕВА Надежда Леонидовна,

кандидат юридических наук, преподаватель государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России, майор полиции;

ПЕРМЯКОВА Ирина Игоревна,

кандидат юридических наук, преподаватель государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России, капитан полиции. E-mail: taurus1006@mail.ru

Краткая аннотация: в статье отражены сущность, специфика и практические способы организации социально-культурной профилактики экстремизма в современной России, в зависимости от взаимоотношений с обществом и государством, характера и степени вовлечения в политический процесс всех мусульман.

The article reflects the essence, of the specific and practical ways of organizing socio-cultural prevention of extremism in modern Russia, depending on the relationship with society and the state, the nature and extent of involvement in the political process all Muslims.

Ключевые слова: экстремизм; угрозы; противодействие; безопасность; вероисповедание.

Extremism; threats; fighting; safety; religion.

Экстремизм занимает особое место в иерархии социальных проблем. Представляя собой чрезвычайное социальное явление, он может повлечь серьезные последствия для государства, общества и личности. Особую опасность представляет экстремистское поведение в религиозной среде. Учитывая, что в последнее время в исламском мире радикальные настроения только усиливаются, необходимость в комплексном научном осмыслении сущности, специфики и практических способов организации, социально-культурной профилактики экстремизма в современной России становится более, чем очевидной.

Отправной точкой в таком процессе является выявление различий в понимании и исповедании ислама между мусульманами, поскольку это позволит яснее понять причину существующих радикальных настроений и проявления экстремистского поведения в исламском мире.

Так, в зависимости от взаимоотношений с обществом и государством, характера и степени вовлечения в политический процесс всех мусульман условно можно разделить на следующие категории.

Для первой категории верующих - ислам не более чем образ жизни. Исполнение немногих обрядов и элементов культа не выходит за рамки следования привычной бытовой практики, сложившейся в веках и унаследованному от предков стилю жизни. Это - «народный ислам», далекий от интеллектуальных полемик, как по теологическим, так и по ре-

лигиозно политическим проблемам. Политика для этой части верующих, которых обычно именуют традиционалистами или представителями «народного» (бытового) ислама - сфера далекая от религиозной жизни. Это самая многочисленная часть Дагестанских мусульман - не менее 70%.

Вторую категорию образуют приверженцы суфийских тарикатов.

Мусульмане, которые, как и в Саудовской Аравии, предпочитают называть себя Салафитами (от салаф - «предки», «предшественники»), которые ориентируются на образ жизни и благочестие создателей мусульманской общины «Праведных предков». В быту, по телерадиовещанию и в периодической печати Салафитов называют «Ваххабитами», по имени Мухаммеда ибн Абд аль - Ваххаба ат Тамими, арабского богослова, выступившего в XVIII в. с проповедью возрождения «чистоты» ислама.

Все позднейшие нововведения в религиозной догматике или в культовой практике, не говоря о любых новшествах, заимствованных у Запада, Салафиты объявляют «недозволенным греховным заблуждением». Наряду с рядом других средневековых теологов аль-Ваххаб и его последователи, идеологи ассоциации «Братья мусульмане», созданной в Египте в 1928 г. шейхом Хасаном аль-Банной. В научной литературе для характеристики идеологии Салафитов используется термин «Исламский фундаментализм» (чтобы отделить его от «христианского» или «индусского»

История учений о праве и государстве

фундаментализма). Салафиты или фундаменталисты ратуют за строгое соблюдение предначертанных Аллахом религиозных требований, которые якобы действовали в период раннего, праведного ислама, но были искажены под влиянием позднейших этнокультурных и религиозных заимствований.

К наслоениям, искажающим идеи первоначального ислама, они относят:

1. Культ святых, столь распространенный среди тарикатистов.

2. Национальные элементы в Исламе.

Салафиты принципиальные противники суфийских орденов и использования адата - обычного мусульманского права в исламской судебно-правовой системе.

Программа фундаменталистов - «Ваххабитов» помимо возвращения к истинному исламу включает положение о построении исламского теократического государства в виде Халифата и регулирование всех сфер жизни общества «социально-экономической» деятельности человека исключительно на основе Корана и шариата.

В социальном смысле фундаментализм -своего рода коллективная ностальгия, жажда возродить мир в виде простых объединений и общинных отношений. В политическом плане - это процесс, имеющий целью создать жесткие пределы, в рамках которых возможно было бы сохранить собственную политическую систему Халифата - воплощение идеала исламского государства.

«Ваххабиты» и «братья мусульмане» стремятся к достижению полного единообразия внутри исламского сообщества. Это означает ликвидацию национальных различий. Идеологи «Ваххабизма» утверждают, что в исламе нет национальностей, есть одна нация - мусульманская. На этой основе созданы разные исламские фонды, как например, «Центральный фронт освобождения Дагестана» (ЦФОД), возникший под началом одного из главарей чеченских боевиков, иорданского араба Хаттаба. На таких же идеях строит свою деятельность «Исламский джамаат Дагестана» (ИДД). Обе организации призваны объединить исламистов Дагестана и Чечни независимо от их этнической принадлежности. Они сыграли большую роль в обострении политической обстановки в Дагестане и второй чеченской войны 1999-2002 гг.

Появление «Ваххабизма» в Дагестане и в Чечне в 80-е гг. ХХ в. в значительной мере связано с деятельностью Саудовских миссионеров.

Четвертая категория, которая наряду с местными и зарубежными идеологами фундаментализма - "Ваххабизма» включает и представителей светской интеллигенции, стоит за соединение ислама и власти, т.е. фактически за воссоздание теократического государство.

Это крыло, которое действует в рамках правил политической борьбы, создали в июне 1990 г. Дагестанское отделение «Исламской партии возрождения». Во главе ее встал аварец Ахмед - Кади Актаев, выходец из Центральной Азии.

Впервые заявил о себе как об общероссийской партии «Союз мусульман России» (СМР), возникший в 1995 г. Его председатель Надиршах Хачила-ев участвовал до этого в создании религиозной организации лакского народа «Джамаат вал Хурриат».

Пятая категория - «Джихад под знаменем "Ваххабизма». Для местных фундаменталистов, с которыми, отождествляют всех «Ваххабитов», вооруженный джихад (газават) - представляется необходимым и оправданным средством достижения единого исламского государства от Каспия до Черного моря. Главный метод - сила, основное средство -использование оружия. Эту часть политических исламистов логически именовать религиозными экстремистами как, например, экстремистов вооруженного крыла Ирландской республиканской армии.

Шестая категория - «Бедный Ваххабизм».

Отношение к религиозно нравственным требованиям приверженцев «Ваххабизма» различаются в зависимости от их социально-экономического положения.

Дагестанский социолог Э. Кисриев на основе социально-экономического критерия и культурно-образовательного условия выделяет несколько категорий «Ваххабитов».

Первая социальная категория «Ваххабитов» -беднота, обнищавшее крестьянство отдаленных высокогорных районов республики. Им импонирует простота и ясность религиозно идеологических постулатов, они обретают идейный и религиозный смысл бытия в этике духовного богатства и единения всех мусульман, в строгом соблюдении морально-этических требований ислама, в возможности отказаться от ставших разорительными еще при советской власти псевдотрадиционных «народных» обычаев и обрядов. Одновременно «Ваххабизм» придает их существованию смысл, возвышает над суетностью бытия, укрепляя в правоте помыслов и одновременно удерживая от от-

чаяния перед лицом возникших в последние десять лет материальных проблем. Но вместе с тем «Ваххабизм» взращивает ненависть к разбогатевшим односельчанам и властям. Эта часть Салафитов проживает в основном в Цумадинском, Боткихском и Ахвах-ском, Кокуспаринском и Рутюньском районах.

Седьмая категория «Богатый Ваххабизм».

Вторая категория исламских фундаменталистов. Это понятие распространяется на несколько крупных сельских джамаатов, которые смогли вписаться в новые экономические условия благодаря удобному расположению общин (поблизости от основных промышленных и транспортных центров, которые джамааты снабжают сельскохозяйственной продукцией и для которых перевозят грузы), предприимчивости, трудолюбию и солидарности конфессиональных общин. Они находятся главным образом в предгорных и равнинных регионах и включают аулы Кадарского джамаата (Кадар, Казамахи, Чабапмакан, Губдеп, Чанкурбе и несколько аварских переселенческих деревень на равнине). Эта категория «Ваххабитов» и в советское время отличалась зажиточностью благодаря стремлению к достижению коммерческого успеха, прочности моральных и религиозных устоев, осознанию своих корпоративных интересов.

Богатые «Ваххабиты» поддерживают радикальное исламское движение, видят в нем залог сохранения своего социально экономического положения и религиозно нравственных ценностей.

Восьмая категория «Интеллектуальный

Ваххабизм».

В третью категорию включаются представители интеллектуального «Ваххабизма», т.е. мусульманские идеологи и алины. К ним относятся Ахмад-кади Ахтаев, алиматы Аюбн Астраханский, братья Аббас и Багаутдин Кабедовы (Багаутдин Магомад) и другие, а также молодые обладатели дипломов о высшем образовании, полученных в зарубежных и отечественных исламских университетах. Эти образованные молодые люди при всем внешнем соблюдении кавказских обычаев уважения к старшим, внутренне весьма скептически относятся к почтенным служителям культа, которые явно уступают молодежи по уровню знаний.

Девятая категория «Ваххабитов» - «Неофиты».

Из числа дагестанской технической и особенно гуманитарной интеллигенции. Они обратились к «Ваххабизму» как к духовной опоре, которая наиболее соответствует их образовательному уровню и моральным представлениям.

Подводя итог, необходимо отметить, что в XXI в. религиозный экстремизм, особенно исламского толка, превратились в одну из самых сложных социальных проблем. Данные явления стали частью политики и инструментом проведения внешнеполитической деятельности для достижения геополитических целей отдельных держав, сил и движений на мировой арене. Уже по этой причине актуальность данных вопросов в России не вызывает никаких сомнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.