Научная статья на тему 'Разновидности электронного бизнеса'

Разновидности электронного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова С. В., Серебряник И. А.

Чтобы вовремя найти новые возможности своего электронного бизне­са, предприятия собирают больше информации, чем когда бы, то ни было раньше. Но без подходящих инструментов обработка огромного потока документов, почтовых сообщений, баз данных и Web-страниц становится непосильной задачей. Для решения проблемы управления информацией было испробовано множество подходов, – от внедрения систем управления документами до перестроения целых корпораций. Сейчас ряд новейших технологий позволяет найти решения для более эффективного управления бизнесом. Технологии не работают сами по себе, их работа задействована в такой сфере, как электронный бизнес. Электронный бизнес – это способ ведения бизнеса, посредством элек­тронных устройств. Существует еще одно определение электронного бизнеса: электронный бизнес – это предоставление услуг или конечного продукта через электронные средства. Телевидение, телефон, Интернет являются таковыми. Чаще, говоря об электронном бизнесе, подразумевают бизнес через Интернет – электронную коммерцию. Электронный бизнес – новое понятие для России. Существует множество проблем, которые не позволяют использовать все его преимущества. Тем не менее, несмотря на обилие проблем, заниматься электронным бизнесом в России все же стоит вследствие наличия неплохих предпосылок для его развития. В частности, к ним можно отнести многолетние устойчивые связи между участниками рынка, масштабные многолетние инвестиции предприятий в построение инфраструктуры сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разновидности электронного бизнеса»

РАЗНОВИДНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА © Федорова С.В.*, Серебряник И.А.

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

Чтобы вовремя найти новые возможности своего электронного бизнеса, предприятия собирают больше информации, чем когда бы, то ни было раньше. Но без подходящих инструментов обработка огромного потока документов, почтовых сообщений, баз данных и Web-страниц становится непосильной задачей. Для решения проблемы управления информацией было испробовано множество подходов, - от внедрения систем управления документами до перестроения целых корпораций. Сейчас ряд новейших технологий позволяет найти решения для более эффективного управления бизнесом. Технологии не работают сами по себе, их работа задействована в такой сфере, как электронный бизнес.

Электронный бизнес - это способ ведения бизнеса, посредством электронных устройств. Существует еще одно определение электронного бизнеса: электронный бизнес - это предоставление услуг или конечного продукта через электронные средства. Телевидение, телефон, Интернет являются таковыми. Чаще, говоря об электронном бизнесе, подразумевают бизнес через Интернет - электронную коммерцию.

Электронный бизнес - новое понятие для России. Существует множество проблем, которые не позволяют использовать все его преимущества. Тем не менее, несмотря на обилие проблем, заниматься электронным бизнесом в России все же стоит вследствие наличия неплохих предпосылок для его развития. В частности, к ним можно отнести многолетние устойчивые связи между участниками рынка, масштабные многолетние инвестиции предприятий в построение инфраструктуры сбыта.

Электронный бизнес представляет собой огромный набор компаний различных направлений деятельности, которые перешли в цифровой формат и теперь работают в Internet. Сегодня причисление компании к тому или иному виду электронного бизнеса определяются спецификой деятельности данной компании, а не используемой технологией. Со временем все больше компаний перейдут в цифровой формат, даже если сегодня это кажется немыслимым.

Электронная коммерция (e-commerce) - все формы торговли товарами и услугами благодаря использованию электронных средств, в том числе и средств Internet.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией понимают такую модель ведения бизнеса, в которой Internet является основным или единственным средством коммуникации, используя этот канал, конечный пользователь может: найти нужный товар, заказать и оплатить его (после чего покуп-

* Доцент кафедры «Мировая экономика», кандидат технических наук, доцент.

ку доставят на дом), а так же получить, при необходимости, техническую и консультационную поддержку в дальнейшем. Причем весь этот процесс осуществим в пределах одного помещения. Преимущества для покупателей в этой связи очевидны.

Одним из наиболее эффективных средств ведения электронного бизнеса и решения как внешних, так и внутренних задач предприятия является корпоративный сайт.

Корпоративный сайт - это Internet-представительство компании, фирмы, предприятия (даже частного предпринимателя), т.е. конкретного бизнеса, идентифицирующее владельца корпоративного сайта в Internet и созданное с определенной целью (рис. 1).

Рис. 1. Модель корпоративного сайта

Основные цели корпоративного сайта:

Предоставлять посетителям сайта своевременную и достоверную информацию о деятельности компании;

Поддерживать и развивать созданный компанией имидж. Сайт должен быть продолжением системы идентификации компании;

Обеспечивать поддержку предоставляемых услуг и способствовать росту популярности среди избранной аудитории Internet;

Получать обратную связь от посетителей, в том числе от клиентов, пользующихся услугами компании;

Оптимизировать бизнес-процессы внутри компании для взаимодействия различных ее подразделений.

Выполнять коммерческие функции - демонстрировать и предлагать к продаже продукцию или услуги.

Корпоративный сайт состоит из ряда структурных элементов. При создании конкретного сайта те или иные элементы могут быть удалены или добавлены, но обычно присутствуют следующие:

- главная страница;

- система навигации по сайту;

- информация о компании;

- информация о продукции, товарах и услугах;

- прайс-лист;

- информационный раздел (общая информация);

- система регистрации и авторизации;

- раздел для партнеров;

- система online-заказа и его обработки;

- новости компании;

- раздел для общения с клиентами;

- разделы конкурсов, розыгрышей призов и рекламных акций.

В информационном обществе все находится в движении. Товары, стратегии, цены - все зависит от потребностей клиентов. Все аспекты деятельности компании переориентированы на потребителя. Запросы клиента напрямую влияют на дизайн товаров, маркетинговые стратегии, ценообразование. Большинство деловых людей используют (или планируют вскоре использовать) всемирную паутину в качестве эффективного средства маркетинга.

Электронный маркетинг представляет собой технологию осуществления маркетинга с помощью систем и сетей. Это комплексный подход к управлению производством, реализацией продукции и сервисом, требует выполнения большого числа функций, описываемых алгоритмами и реализуемых техническим обеспечением и программным обеспечением (ПО) систем, локальных сетей и территориальных сетей. В перечень этих функций, в первую очередь, входят:

- разработка и производство продукции;

- определение видов и форм сервиса;

- исследование рынка;

- обеспечение передачи данных и их обработки;

- реклама продукции и предоставляемого сервиса;

- определение и регулирование цен;

- развертывание служб сервиса.

Как показал пример Internet и электронной коммерции, электронная революция потрясла саму основу существующих систем маркетинга. Сейчас уже можно утверждать - без наличия представительства организации в сети Internet система маркетинга бизнеса является неполной.

Основа электронного маркетинга - электронные публикации. Компании могут размещать маркетинговые материалы, от обычной рекламы до

виртуальных брошюр, на серверах, входящих в Internet. В современных условиях глобального рынка оперативная и надежная информация становится насущной необходимостью для получения большинством компаний каких-либо конкурентных преимуществ.

Существует множество видов Internet-маркетинга, среди которых:

Обмен ссылками. Сама концепция World Wide Web подразумевает наличие на web-страницах ссылок на другие сетевые ресурсы. Поэтому обмен ссылками существует практически с момента появления всемирной паутины. Принцип достаточно прост: Вы помещаете у себя ссылку на дружественный сайт (как правило, сходный по тематике) и взамен на Ваш ресурс также ставят ссылку. Текстовая ссылка с положительной аннотацией часто работает гораздо эффективнее, чем баннер.

E-mail-маркетинг. К данному виду Internet-маркетинга относят: списки рассылки. В Internet существует множество списков рассылки, которые посвящены самым различным тематикам. Ведут их, как правило, люди, хорошо осведомленные в данном вопросе, регулярно рассылая по e-mail очередные выпуски. Получатели подобных писем собственноручно подписались на список, и в любой момент у них есть право и возможность отменить свою подписку. Существуют открытые рассылки (для всех желающих), закрытые (для людей определенного круга), бесплатные (существующие за счет энтузиазма создателей, спонсорской поддержки, платных рекламодателей), платные. Так как список рассылки обычно представляет собой средство вещания для определенной целевой группы и часто имеет тысячи подписчиков, он является действительно эффективным инструментом маркетинга.

Дискуссионные листы. Дискуссионные листы создаются для обмена информацией, обсуждения вопросов на определенную тематику. В отличие от списков рассылки писать в лист могут не только непосредственно его создатели, но и все участники. Как правило, перед тем, как сообщение рассылается все участникам листа, оно проходит верификацию. Модератор листа (им может быть либо основатель листа, либо авторитет, выбранный участниками) исключает сообщения, не относящиеся к тематике листа (off-topic).

Индивидуальные почтовые сообщения. Рассылка индивидуальных писем - весьма трудоемкое занятие, требующее довольно большого количества времени, и ему предшествует кропотливая работа по сбору этих адресов. С другой стороны, письмо попадет именно тому человеку, в чьем внимании Вы в наибольшей степени заинтересованы. Посылать письма с предложениями можно и нужно только тем пользователям, которым Ваше предложение будет действительно интересно.

E-mail автоответчики. В настоящее время используются довольно редко. Раньше их основное применение было в обслуживании пользователей, не имеющих доступа к Internet. E-mail автоответчик отвечал на письма, посылая часть информации, представленной на сервере, и направлял копию запроса администратору web-сайта.

В настоящее время автоответчики целесообразно использовать в следующих случаях:

- если у Вас нет времени оперативно отвечать на поступающую корреспонденцию (вообще на e-mail принято отвечать в течение 24 часов), Ваш автоответчик может оперативно отсылать что-нибудь типа: «Спасибо за Ваше сообщение, мы ответим Вам в течение ... часов / суток / месяцев»;

- если Вы уехали в командировку и у Вас не будет доступа к Сети на протяжении, скажем, недели, автоответчик может проинформировать об этом людей, пославших Вам письма.

Конференции Usenet (группы новостей) и Web-конференции. Конференции Usenet, web-конференции не используют электронную почту как средство вещания, но близки ей по своей сути и, соответственно, здесь рекомендовано использовать идентичные методы при проведении рекламных мероприятий.

Реклама на досках объявлений. Доски объявлений сгруппированы по тематикам и работают по принципу газет бесплатных объявлений. В отличие от дискуссионных листов, конференций на досках объявлений можно и нужно публиковать именно рекламу, непосредственно для этого они и были созданы. Следует отдать предпочтение наиболее посещаемым доскам объявлений, которые имеют отношение к Вашей рекламе.

Список литературы:

1. Эймор Даниэл. Электронный бизнес. Эволюция и / или революция. -М.: Вильямс, 2001.

2. Соколова А.Н., Теращенко Н.И.Электронная коммерция: мировой и российский опыт. - М.: Открытые системы, 2000.

БИОТОПЛИВО - РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Шпак А.С.*, Беляков С.А.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Рассматривается одна из наиболее перспективных отраслей экономики - биоэнергетическая отрасль. Выделены биологические виды топлива, как одно из решений в области энергетической безопасности.

* Старший преподаватель кафедры Экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса, кандидат экономических наук.

* Старший преподаватель кафедры Менеджмента производственных и социальных технологий, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.