корректировать и совершенствовать стиль делового поведения. При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом создания имиджа фирмы. Именно от приема, который будет оказан потенциальному партнеру на другом конце провода, от того, как сложится предварительный разговор, во многом зависит, не станет ли он последним. От умения сотрудников вести телефонные переговоры, в конечном счете, зависит репутация самой фирмы. Отсюда следует вывод, что знание телефонного этикета и рациональных правил телефонного общения необходимо каждому цивилизованному деловому человеку [4, с.110 - 111].
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Этикет делового телефонного разговора // Развитие предприятий, отраслей, регионов России. Сборник статей IV Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. С. 48 - 50.
2. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя: Пособие для менеджеров, бизнесменов и политиков / В.Г. Деркаченко. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2004. - 368 с.
3. Красовский Б.П. Разговор по телефону // Социол. исслед. 2000. - N 2. -С.110 - 114.
4. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.
Закирова С.И.
магистр Фищенко Р.Р. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
РАЗНОВИДНОСТИ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные разновидности делового письма. Богатство и разнообразие форм деятельности при ведении бизнеса неизбежно порождает соответствующее многообразие деловых писем.
Ключевые слова: деловое письмо, разновидности делового письма, признаки делового письма, деловая переписка, правила составления делового письма.
Одним из важнейших факторов, определяющих успех делового общения, является умение вести деловую документацию, соблюдение этических норм в сборе, обработке и распространении служебной информации. Сегодня расширение многогранной деятельности любого предприятия, организации или отдельного руководителя невозможно представить без работы с документами. Подсчитано, что на составление служебных документов и работу с ними у некоторых категорий работников аппарата управления тратится от 30 до 70% рабочего времени [1, с.80]. В
данной статье мы рассмотрим различные виды деловых писем.
Выделяют следующие разновидности деловых
писем, в основе которых лежат различные классификационные признаки:
♦ по функциональному признаку деловые письма можно разделить на две группы:
- письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и др.).
♦ по структурным признакам деловые письма делятся также на две группы:
- регламентированные (стандартные) - письма, решающие типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуемые в виде стандартных синтаксических конструкций.
- нерегламентированные - деловые письма, представляющие собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического повествования или этикетного текста.
♦ По тематическому признаку проводится условное разделение на деловую и коммерческую корреспонденцию. Принято считать, что переписка, касаемая экономических, правовых, финансов ых и всех других форм деятельности предприятия, называется деловой корреспонденцией, а переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции.
♦ по признаку адресата деловые письма делятся: на обычные и циркулярные. Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов.
♦ по композиционным особенностям деловые письма делятся: на одноаспектные и многоаспектные. Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, один вопрос, а многоаспектное - несколько. Также многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения и предложения [3].
Деловые письма подразделяются на следующие виды:
Письмо-просьба. В таком письме излагается какая-либо просьба, при этом подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении. Сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо составляется при отправке адресату
документов или материальных ценностей. Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительны е разъяснения к приложенному документу.
Письмо-сообщение. В таком деловом письме дается какая-либо информация, которая не требует ответа или подтверждения со стороны.
Письмо-
подтверждение. Содержит сообщение о получении какого-либо отправления, о том, что ранее составленный документ остается в силе, подтверждает факт либо действие.
Письмо-напоминание. Такое письмо
направляется в тех случаях, когда нет возможности получить ответ с помощью телефонных переговоров или личных встреч.
Письмо-приглашение. Пишется в том случае, когда одна организация хочет пригласить другую организацию на какое-либо торжество или мероприятие. В таком деловом письме необходимо указывать время, место и дату проведения мероприятия.
Письмо-благодарность. В данном виде делового письма выражается благодарность за выполнение какого-либо рода деятельности.
Гарантийное письмо. Составляется
с целью подтверждения определенных обязательств и адресуется организации, либо отдельному лицу
Инициативное письмо. Письмо, требующее ответа. Большая часть таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату о решении каких-либо вопросов [3, 4].
Новым видом делового письма сегодня является электронная деловая переписка. Электронная почта - совершенно особый вид коммуникаций XXI века. Она позволяет общаться в диалоговом режиме, в режиме телеконференций и т.п. и представляет как
огромные возможности, так и большие трудности из-за специфики ведения электронной переписки. С точки зрения вышеперечисленной классификации электронные письма
почти ничем не отличаются от своих обычных предшественников -бумажных писем [3].
На что обратить внимание при деловой переписке:
> важный момент для любого делового письма - обращение к конкретному лицу, с правильным написанием ФИО, должности, названия фирмы;
> независимо от того, пишете вы электронное деловое письмо или бумажное - оно должно быть на бланке фирмы со всеми реквизитами;
> этика, корректность и уважение - единственно допустимый тон для деловых писем.
> письмо должно быть выдержано в сухом, деловом стиле - лучше избегать эмоциональных оборотов из обычной речи [5].
Деловое письмо, написанное с учетом этих нюансов, произведет лучшее впечатление о своем отправителе. А в мире бизнеса это поможет открыть нужные двери.
В заключение отметим, что написание делового письма - это своего рода искусство. Деловое письмо должно быть безукоризненным во всех отношениях: даже незначительное отступление от правил может сделать его неправомочным с юридической точки зрения. Правильно оформленное юридически, написанное хорошим языком на фирменном бланке,
однозначное по смыслу деловое письмо - один из залогов успеха вашего дела [2, с.125]. Деловые письма подготавливают заключение сделок, важные встречи, содержат служебную информацию, претензии, предложения и т.д., т.е. при помощи деловой корреспонденции, представляющей собой письменный диалог юридических лиц, решаются важнейшие вопросы экономико-правовой деятельности организаций. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении стационарных и мобильных телефонов, пейджеров, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции официальной передачи информации вне зависимости от способа передачи - телефакс, электронная почта, обычное почтовое отправление.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Служебная переписка как составная часть деловой коммуникации.// Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. - в 2-х частях. - ч 1. - Саратов, Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2012. - С.79 - 81.
2. Игебаева Ф.А. Деловая документация в управленческой деятельности //Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции. - 12 декабря 2014. в 2-х частях, Ч.1. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С.124 - 125.
3. http://evrovektor.com/article/Vidy-delovogo-pisma-Trebovanija-k-napisaniju
4. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pismo.html
5.http://womanadvice.ru/vidy-delovyh-pisem#ixzz409zBvWTR
Закирова С.И. магистрант 1 курс Фищенко Р.Р. магистрант 1 курс ФГБОУВО «Башкирский государственный
аграрный университет» РБ, г. Уфа
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ
Аннотация: Государственным языком в России принято считать русский язык. Это универсальный язык и на нем выражены и зафиксированы важнейшие знания и о мире, и об обществе.
Ключевые слова: государственный язык, Федеральный закон, система образования, русский язык, государственный образовательный стандарт, языковая политика.
Государственный русский язык в России является основным средством общения народов России, способствует их сближению, обеспечивает связь с международным сообществом, с мировой культурой. Выполняя важную роль в российском обществе, русский язык является одной из главных основ