Научная статья на тему 'Разноуровневый подход к обучению студентов по математике в аграрном вузе'

Разноуровневый подход к обучению студентов по математике в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT / MULTILEVEL TRAINING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DIFFERENTIATION OF INSTRUCTION / TECHNOLOGY TRAINING / СТУДЕНТ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якобюк Л.И., Виноградова М.В.

В данной статье рассматривается разноуровневое обучение при подготовке конкурентоспособных специалистов аграрного профиля. Предложены три уровня дифференциации. Учитывая индивидуальные особенности каждого студента и то, что студенты одной и той же группы могут показать разный результат по определенной теме, указанные три уровня подвижны по своему составу. Для каждого уровня преподаватель определяет, что студент на данном уровне должен знать, уметь, и чем владеть. Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе занятия. Авторы приходят к выводу что разноуровневый подход даёт возможность уделять больше времени отстающим студентам, не упуская из виду более сильных, создавая благоприятные условия для развития каждого в соответствии со своими способностями и возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILEVEL APPROACH TO EDUCATING STUDENTS IN MATHEMATICS AT AN AGRARIAN UNIVERSITY

The work discusses what multi-level training in the preparation of competitive specialists of agricultural profile is. Three levels of differentiation are proposed. Taking into account the individual characteristics of each student and the fact that students of the same group can show different results on a particular topic, these three levels are mobile in their composition. For each level, the teacher determines what the student at this level should know, be able to, and what to own. The use of the multi-level approach in teaching is possible at any stage of the lesson. The authors come to the conclusion that the multi-level approach makes it possible to devote more time to lagging students, without losing sight of the stronger ones, creating favorable conditions for the development of each in accordance with their abilities and capabilities.

Текст научной работы на тему «Разноуровневый подход к обучению студентов по математике в аграрном вузе»

различные направления характерного танца, осваивает традиции танцевальной культуры народов мира. Другой творческий коллектив из Мирного «Диаданс» реализует в своем творчестве различные направления современного танца, в том числе и бальный танец, осуществляет интересные постановки в стиле джаз и модерн. Кроме того, в Мирном работает и старейший ансамбль якутского народного танца «Кустук», имеющий в своем репертуаре самобытный танцевальный репертуар, созданный на основе якутских бытовых танцев.

В отличие от танцевальных коллективов, расположенных в городах и крупных промышленных районных центрах, сельские творческие коллективы в своем репертуаре в основном ориентированы на традиционные виды и жанры танцевального творчества. Хотя в последние годы ими активно осваиваются и современные направления танцевального творчества. В репертуаре известных творческих коллективов Намского и Хангаласского районов «Нюргусун», «Мичээр», «Молодость Эркэни», «Северяночка» представлены образцы якутского, русского народного танцев, танцы народов мира, современный танец и др. В Вилюйском, Сунтарском и Нюрбинском районах творчество танцевальных ансамблей представлено деятельностью народных коллективов «Булуу долгуннара», «ОГуор», «ТуГулгэ», «Эрчим», которые развивают в своем репертуаре различные направления якутского фольклорного танца. Аналогичные тенденции характерны и для ряда других районов.

В Заречной группе районов танцевальные коллективы помимо традиционных танцев активно осваивают современные виды и жанры танцевального творчества. Одним из лидеров в этом направлении является народный ансамбль танца «Кыталык» из Мегино-Кангаласского улуса, в репертуаре которого помимо якутского танца, представлены танцы народов мира, современный и бальный танец. Творческие коллективы «Кэлукэчэн» из Чурапчинского улуса, «Кэнчээри» из

Библиографический список

Усть-Алданского, «Дружба» из Таттинского сохраняют и развивают танцевальные традиции якутского народного танца, осваивают современные формы и жанры хореографического искусства.

В северной группе районов хореографические коллективы ориентированы на освоение самобытной хореографической культуры народов Севера. Это ансамбль танцев народов Севера «Радость тундры» в Момском улусе, ансамбль эвенского танца «Нонгдан» в Абыйском, ансамбль юкагирского танца «Лондол» в Верхнеколымском, ансамбль песни и танца «Моруол», эвенский ансамбль «Солинга» в Томпонском, эвено-юкагирский ансамбль «Нэривдэн» и чукотский народный ансамбль «Ярар» в Нижнеколымском, ансамбли северного танца «Нэргэдэй» в Верхоянском улусах. Фольклорный ансамбль «Россоха» сохраняет традиции исполнения северно-русской танцевальной культуры. В Оймяконском улусе ансамбль народного танца «Золотника» осваивает различные жанры современного и характерного танца.

Анализ репертуара многих танцевальных коллективов позволяет отметить, что наряду с традиционными жанрами, активно осваиваются различные жанры современного, в частности эстрадного танца. При этом, не всегда техническая и пластическая основа танца, по мнению специалистов, соответствует высоким профессиональным и эстетическим критериям. Среди лучших коллективов эстрадного танца можно выделить крупные ансамбли со стабильным составом и разнообразными сюжетными композициями. Это «Сюрприз», «Тетрис», « Калейдоскоп», «Диаданс», «Мидэнс» и др.

В целом, многие танцевальные коллективы ориентируются на создание массовых композиций, меньше внимания уделяют развитию камерных дуэтных и сольных номеров, поиску и развитию локальных вариантов исполнения традиционных народных танцев.

1. Уразгильдеев РХ. Проблемы становления и развития Кыргызской хореографии. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Москва, 1995.

2. Бурцева РХ. Творчество ГС. Баишева в этнокультурном пространстве Якутии. Вестник СПбГУКИ. 2017; Выпуск 3(32): 30 - 33.

3. Концепция государственного театра коренных малочисленных народов Севера. Якутск, 2014.

4. Лукина А.Г Региональный компонент в художественном образовании в контексте воспитания личности. Материалы научно практической конференции «Художественное пространство в культурном пространстве Арктики», 1-3 ноября, Якутск, 2012.

5. Никитина Л.А. Пути сохранения и развития традиционной танцевальной культуры народов Севера Республики Саха (Якутия). Материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта, Якутск: АГИКиК, 2014: 308 - 310.

References

1. Urazgil'deev R.H. Problemy stanovleniya irazvitiya Kyrgyzskojhoreografii. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Moskva, 1995.

2. Burceva R.H. Tvorchestvo G.S. Baisheva v 'etnokul'turnom prostranstve Yakutii. VestnikSPbGUKI. 2017; Vypusk 3(32): 30 - 33.

3. Koncepciya gosudarstvennogo teatra korennyh malochislennyh narodov Severa. Yakutsk, 2014.

4. Lukina A.G. Regional'nyj komponent v hudozhestvennom obrazovanii v kontekste vospitaniya lichnosti. Materialy nauchno prakticheskoj konferencii «Hudozhestvennoe prostranstvo v kul'turnom prostranstve Arktiki», 1-3 noyabrya, Yakutsk, 2012.

5. Nikitina L.A. Puti sohraneniya i razvitiya tradicionnoj tanceval'noj kul'tury narodov Severa Respubliki Saha (Yakutiya). Materialynauchno-tvorcheskojkonferenciis mezhdunarodnym uchastiem, 22 marta, Yakutsk: AGIKiK, 2014: 308 - 310.

Статья поступила в редакцию 18.11.18

УДК 378.1

lakobiuk L.I, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

MULTILEVEL APPROACH TO EDUCATING STUDENTS IN MATHEMATICS AT AN AGRARIAN UNIVERSITY. The work discusses what multi-level training in the preparation of competitive specialists of agricultural profile is. Three levels of differentiation are proposed. Taking into account the individual characteristics of each student and the fact that students of the same group can show different results on a particular topic, these three levels are mobile in their composition. For each level, the teacher determines what the student at this level should know, be able to, and what to own. The use of the multi-level approach in teaching is possible at any stage of the lesson. The authors come to the conclusion that the multi-level approach makes it possible to devote more time to lagging students, without losing sight of the stronger ones, creating favorable conditions for the development of each in accordance with their abilities and capabilities.

Key words: student, multilevel training, educational technology, differentiation of instruction, technology training.

Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень,

E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень,

E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматривается разноуровневое обучение при подготовке конкурентоспособных специалистов аграрного профиля. Предложены три уровня дифференциации. Учитывая индивидуальные особенности каждого студента и то, что студенты одной и той же группы могут показать разный результат по определенной теме, указанные три уровня подвижны по своему составу. Для каждого уровня преподаватель определяет, что студент на данном уровне должен знать, уметь, и чем владеть. Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе занятия. Авторы приходят к выводу что разноуровневый подход даёт возможность уделять больше времени отстающим студентам, не упуская из виду более сильных, создавая благоприятные условия для развития каждого в соответствии со своими способностями и возможностями.

Ключевые слова: студент, разноуровневое обучение, педагогические технологии, дифференциация обучения, технология обучения.

В Российской педагогической практике разноуровневое обучение получило довольно широкое распространение как одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости. Однако, как у многих концепций, данная технология имеет как преподавателей сторонников, так и преподавателей, которые против разноуровнего обучения, обосновывая это тем, что данная технология снижает стандарты образования, группирует обучающихся, создает разные условия разным группам и является негуманным по отношению к слабоуспевающим учащимся. Здесь нет возможности дать развернутую характеристику и обосновать необходимость уровневого обучения. Рассмотрим положительные моменты при организации данной технологии. Основной идеей реализации разноуровнего обучения является адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого обучающегося, что является стимуляцией развития познавательных интересов и помогает студентам преодолевать трудности и учиться успешно. Перед обучающимися открываются широкие возможности самореализации, самопознания и саморазвития.

Если в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающегося, то такое обучение в педагогике принято считать разноуровневым. Деление на уровни обучения осуществляется на основе учета общего уровня об-ученности, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Успешное обучение студента, развитие его познавательной и научной активности основывается на разноуровневом подходе к обучению. Различные виды в обучении по уровням помогают создавать необходимые условия для активации у обучающихся приемов умственной деятельности. Успех в обучении по уровням ведет к желанию получать новые знания, появляется интерес к предмету [1, с. 35].

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации образовательного процесса, в рамках которой предполагается, разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна по группам уровней, что дает возможность каждому обучающемуся осваивать учебные материал по отдельным предметам образовательной программы на разных уровнях, но не ниже базовых, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Разноуровневое обучение базируется на концепциях развивающего обучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) и биологической обусловленности (природосообразности) человека (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небы-лицын): развитие осуществляется на базе обучения и в процессе деятельности, опирается на зону ближайшего развития; только активность и самостоятельность превращает обучающегося в субъект учебной деятельности; обучающийся должен знать собственные возможности и результаты учения [2, с. 526].

В настоящее время ведутся интенсивные исследования в области дифференцированного обучения и разрабатываются конкретные технологии разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение студентов осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией на различные требования к его усвоению.

Разноуровневое обучение (при определенных педагогических условиях) представляется адекватным средством поддержки личностного роста студента в образовательном процессе: учитывая личностный опыт студента, обретенный им в предшествующей образовательной деятельности, оно обеспечивает превентивную и оперативную помощь субъектам образовательного процесса в преодолении учебных и личностных трудностей, препятствующих личностному росту; создает ситуации, требующие проявления и наращивания личностных функций, активизируя процессы личностного роста [3, с. 316].

Причин, позволяющих считать разноуровневое обучение продуктивным в системе образования несколько:

Библиографический список

- повышается активность, работоспособность обучающихся;

- повышается мотивация к изучению предмета;

- улучшается качество знаний.

При изучении дисциплины «Математика» в высшей школе мы предлагаем выделить три уровня дифференциации с учетом обученности и профессиональной направленности:

- Достаточный уровень - дает нижнюю границу знаний по дисциплине с позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

- Средний уровень - расширяет материал первого уровня, увеличивает объем сведений и помогает глубже понять основной материал. Требует углубленного знания системы понятий и умение решать задачи в рамках изучаемой дисциплины с учетом профессиональной направленности.

- Высокий уровень - существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы развитию творческого мышления. Дает возможность студенту проявить себя в решении и самостоятельном составлении задач профессиональной направленности в рамках изучаемой дисциплины.

Математическое образование - это не только освоение способов, норм математической деятельности и профессиональных ценностей, но и приобщение к математической культуре как части общечеловеческой, развитие интеллекта, формирование духовно-нравственных идеалов и ценностно-смысловых ориентиров [4, с. 162].

Изменение отношения молодых людей к математике и знанию в целом заставляет преподавателей и исследователей искать новые подходы к обучению. Необходимо сместить акцент в методике преподавания математики в аграрном вузе с теоретической составляющей, которая так тяготит студентов, на практическое применение знаний [5, с. 106].

Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому обучаемому организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание преподавателя на работе с различными категориями обучающихся.

Учитывая индивидуальные особенности каждого студента и то, что студенты одной и той же группы могут показать разный результат по определенной теме, указанные три уровня подвижны по своему составу. Для каждого уровня преподаватель определяет, что студент на данном уровне должен знать, уметь, и чем владеть. Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе занятия.

Разноуровневое обучение предполагает такие формы работы как: групповую и индивидуальную. Цель разделения на группы состоит в том, чтобы привести требования к обучающимся в соответствии с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать переходу его из одной группы в другую.

Использование разноуровневой технологии позволяет каждому студенту принимать активное участие в познавательной деятельности на занятии, в группах, подобранных по уровням, создаются благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей обучающихся.

Таким образом, если индивидуальные особенности обучающихся не учитывать и не осуществлять разноуровневое обучение, то у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к обучению исчезнет, что приведет к снижению академической успеваемости. Многие преподаватели давно осознали необходимость разноуровнего подхода к обучению, чтобы иметь возможность уделять больше времени отстающим студентам, не упуская из виду более сильных, создавая благоприятные условия для развития каждого в соответствии со своими способностями и возможностями.

1. Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО. Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2016 г Москва: Буки-Веди, 2016: 35 - 37. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700

2. Королькевич Н.П. К вопросу о понятии «Разноуровневое обучение». Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия. Под редакцией Козловой А.Г, Мара-лова В.Г, Гавриловой М.С., Буденной И.О. 2006.

3. Руденко А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студента средствами разноуровневого обучения. Знание. Понимание. Умение. 2011; 3: 315 - 318.

4. Бирюкова Н.В. Модель формирования личностного смысла изучения математики у студентов непрофильных направлений. Агропродовольстеенная политика России. 2017; 12 (72): 161 - 164.

5. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». Агропродоволь-стеенная политика России. 2017; 9 (69): 104 - 108.

References

1. Zvereva N.A. Raznourovnevoe i differencirovannoe obuchenie kak faktor povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa v SPO. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. Moskva, iyun' 2016 g. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 35 - 37. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700

2. Korol'kevich N.P. K voprosu o ponyatii «Raznourovnevoe obuchenie». Kul'tura povedeniya v paradigme pedagogiki nenasiliya. Pod redakciej Kozlovoj A.G., Maralova V.G., Gavrilovoj M.S., Budennoj I.O. 2006.

3. Rudenko A.N. Pedagogicheskaya podderzhka lichnostnogo rosta studenta sredstvami raznourovnevogo obucheniya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011; 3: 315 - 318.

4. Biryukova N.V. Model' formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov neprofil'nyh napravlenij. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 12 (72): 161 - 164.

5. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya». Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 9 (69): 104 - 108.

Статья поступила в редакцию 16.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.