Научная статья на тему 'РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЬДАРА МИКАИЛЗАДЕ'

РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЬДАРА МИКАИЛЗАДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
художник / Эльдар Микаилзаде / разносторонность / творчество / живопись / декоративно-прикладное искусство / каллиграфия / ковер. / artist / Eldar Mikailzade / versatility / creativity / painting / arts and crafts / calligraphy / carpet.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айтен Азад Гызы Эфендиева

Статья посвящена творчеству Народного художника Азербайджана Эльдара Микаилзаде. Отме-чается, что в творчестве Эльдара Микаилзаде можно наблюдать как последовательная эволюция сти-ля, сочетается с одновременным развитием разных художественных интересов и манер. При этом ма-стер, обладая истинно профессиональными практическими знаниями в рисунке и композиции, работает не только в живописи, представленной в разных жанрах – портрете, автопортрете, пейзаже, натюр-морте, сюжетной композиции, но и станковой графике. Будучи профессиональным художником по ковру Эльдар Микаилзаде особое внимание уделяет работам в декоративно-прикладном искусстве, в частно-сти художественном текстиле, представленном орнаментальными, сюжетными и портретными ков-рами. Разносторонность творчества художника аккумулирует в себе работы в области дизайна бонов и орденов, архитектурного декора и исламской каллиграфии. Актуальные, а не абстрактно концепту-альные произведения – это основа творчества Эльдара Микаилзаде. Пластические цветовые либо мо-нохромные, ритмические композиции в его творчестве направлены и на пробуждение свободных ассо-циаций, на внеизобразительный эмоциональный эффект, и в то же время просто самодостаточны по смысловому контенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY OF THEARTISTIC CREATIVE WORKS OF ELDAR MIKAYILZADEH

It is noted that in the work of Eldar Mikailzadeh can be observed as a consistent evolution of style, com-bined with the simultaneous development of different artistic interests and manners. At the same time, the mas-ter, possessing truly professional practical knowledge in drawing and composition, works not only in painting, presented in different genres portrait, self-portrait, landscape, still life, subject composition, but also in easel graphics. As a professional carpet artist, Eldar Mikailzade pays special attention to works in decorative and applied art, in particular artistic textiles, represented by ornamental, subject and portrait carpets. The versatil-ity of the artist's creativity accumulates works in the field of design of booms and orders, architectural decor and Islamic calligraphy. Actual, not abstract conceptual works are the basis of Eldar Mikailzade's creativity. Plastic color or monochrome, rhythmic compositions in his work are aimed at awakening free associations, at an extravagant emotional effect, and at the same time are simply self-sufficient in semantic content.

Текст научной работы на тему «РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЬДАРА МИКАИЛЗАДЕ»

АКТ

УДК 745/749

Айтен Азад гызы Эфендиева докторант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств РР1: 10.24412/2520-6990-2022-2125-6-8 РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЬДАРА МИКАИЛЗАДЕ

Ayten Azad gizi Efendieva

Post-graduated student of the Azerbaijan State

Academy of Arts

VARIABILITY OF THEARTISTIC CREATIVE WORKS OF ELDAR MIKAYILZADEH

Аннотация.

Статья посвящена творчеству Народного художника Азербайджана Эльдара Микаилзаде. Отмечается, что в творчестве Эльдара Микаилзаде можно наблюдать как последовательная эволюция стиля, сочетается с одновременным развитием разных художественных интересов и манер. При этом мастер, обладая истинно профессиональными практическими знаниями в рисунке и композиции, работает не только в живописи, представленной в разных жанрах - портрете, автопортрете, пейзаже, натюрморте, сюжетной композиции, но и станковой графике. Будучи профессиональным художником по ковру Эльдар Микаилзаде особое внимание уделяет работам в декоративно-прикладном искусстве, в частности художественном текстиле, представленном орнаментальными, сюжетными и портретными коврами. Разносторонность творчества художника аккумулирует в себе работы в области дизайна бонов и орденов, архитектурного декора и исламской каллиграфии. Актуальные, а не абстрактно концептуальные произведения - это основа творчества Эльдара Микаилзаде. Пластические цветовые либо монохромные, ритмические композиции в его творчестве направлены и на пробуждение свободных ассоциаций, на внеизобразительный эмоциональный эффект, и в то же время просто самодостаточны по смысловому контенту.

Abstract.

It is noted that in the work ofEldar Mikailzadeh can be observed as a consistent evolution of style, combined with the simultaneous development of different artistic interests and manners. At the same time, the master, possessing truly professional practical knowledge in drawing and composition, works not only in painting, presented in different genres - portrait, self-portrait, landscape, still life, subject composition, but also in easel graphics. As a professional carpet artist, Eldar Mikailzade pays special attention to works in decorative and applied art, in particular artistic textiles, represented by ornamental, subject and portrait carpets. The versatility of the artist's creativity accumulates works in the field of design of booms and orders, architectural decor and Islamic calligraphy. Actual, not abstract conceptual works are the basis of Eldar Mikailzade's creativity. Plastic color or monochrome, rhythmic compositions in his work are aimed at awakening free associations, at an extravagant emotional effect, and at the same time are simply self-sufficient in semantic content.

Ключевые слова: художник, Эльдар Микаилзаде, разносторонность, творчество, живопись, декоративно-прикладное искусство, каллиграфия, ковер.

Keywords: artist, Eldar Mikailzade, versatility, creativity, painting, arts and crafts, calligraphy, carpet.

«Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями, и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет, в течении долгого времени между многими...» Джорджо Вазари [1, с. 163].

Говорить о творчестве Народного художника Азербайджана Эльдара Микаилзаде нелегко. Искусство исполняет функцию консервации, которая призвана несколько приукрасить потускневшие, даже несколько погасшие представления. Исполнения эту функцию искусство связывает различные эпохи. Помня об этом и зная об общей пользе искусства, следует быть снисходительным к самому

художнику, даже когда он на всю жизнь остаётся ребёнком, длящемся долгое время, т.е. будучи в той позиции, когда он становится обладателем творческих, художественных инстинктов. Художники подсознательно хотят, чтобы все верили в их овладевших их вдохновение, внезапное озарение. И действительно, хороший творец, будь то художник или мыслитель, обладающий фантазией, постоянно создает. Это может быть чем-то выдающимся, талантливым, или же посредственным, непривлекательным. Настоящий творец, обладающий определенным опытом, вкусом, осуществляют необходимую селекцию. При этом четко выверенный и организованный художественный замысел превалирует над художественной импровизацией.

«шушетим-лштмак» #21121), 2022 / лят

7

Небезызвестно, что великие гении были трудоголиками и экспериментаторами, в неустанном поиске стремящиеся к обновлению. В этом случае в восприятии произведения искусства проявляется завышенная самооценка зрителя. Существует расхожее суждение, что если художественное произведение производит впечатление, потрясает зрителя, то художник так же как и его работа являются действительно выдающимися. Однако, это является преимуществом субъективных мнений, суждений и ощущений, которые требуют доказательств. Так часто чувства и экзальтация вытесненная образованием из религиозной сферы укрепляется в искусстве.

Эльдар Микаилзаде своими работами в живописи и графике, а также декоративно-прикладном искусстве как бы подчеркивает приоритет самовыражения в визуализации мысли и чувства, некой изо-сублимации при непременной свободе художника и главное при обязательном наличии философского кредо у художника. Это искусство человеческое и, следовательно, это искусство кинетическое, коммуникативное, информативное, требующее лишь адекватного прочтения, ни много, ни мало. Слово - язык, код, средство общения...

Мы, вполне естественно, ищем в искусстве активное начало, информативность, и когда обнаруживаем эти качества, признаём найденное за искусство. Развитие способности к распознаванию и оценке - свойство человека. Мера искусства человека - определённо организованное время. Время в активном искусстве обретает форму. А если предположить некоммуникативное, акинетическое, вневременное искусство. Если предположить искусство, основанное не на действии или воздействии, а на некоем отклике подобным эху, не на передаче информации, а именно на отзвуке.

В творчестве Эльдара Микаилзаде можно наблюдать как последовательная эволюция стиля, сочетается с одновременным развитием разных художественных интересов и манер. При этом мастер, обладая истинно профессиональными практическими знаниями в рисунке и композиции, работает не только в живописи, представленной в разных жанрах - портрете, автопортрете, пейзаже, натюрморте, сюжетной композиции, но и станковой графике. Будучи профессиональным художником по ковру Эльдар Микаилзаде особое внимание уделяет работам в декоративно-прикладном искусстве, в частности художественном текстиле, представленном орнаментальными, сюжетными и портретными коврами. Разносторонность творчества художника аккумулирует в себе работы в области дизайна бонов и орденов, архитектурного декора и исламской каллиграфии. Актуальные, а не абстрактно концептуальные произведения - это основа творчества Эльдара Микаилзаде. Пластические цветовые либо монохромные, ритмические композиции в его творчестве направлены и на пробуждение свободных ассоциаций, на внеизобрази-тельный эмоциональный эффект, и в то же время просто самодостаточны по смысловому контенту.

В целом, азербайджанской школе живописи по ряду исторически обусловленных причин свойственно эпигонство и попытки приобщиться к «культурной глобализации», причём далеко не всегда оправданные.

Однако меньше всего следует полагать Эль-дара Микаилзаде только представителем азербайджанской школы живописи. В творчестве своем он гражданин мира.

В определённой мере, художник функционально, лишь передатчик с тем либо иным допуском искажения передающий, трансформирующий и деформирующий поступающий извне сигнал. Внутреннее в художнике воздействующее на трансформацию, либо деформацию сигнала - это смесь воспитания, психологии, физиологии с очевидной привязкой к законам физических и химических процессов. Аберрация, поверхностное натяжение, сообщающиеся сосуды. Нет сигнала извне, нет и работы передатчика.

Своеобразным этапом, воздействующим на художников, стало движение к «мегакосмосу» культурной глобализации от идеологических рамок «макрокосма» былого союза, через «микрокосм самости» в национальных границах.

Вообще, становление живописца с поставленным рисунком, академически грамотного, работающего в реалистической манере, требует огромного труда и прилежания. Естественно, многие местные художники среднего и младшего поколения, в своём творчестве обращаются всё более к «свободным» иррационалистическим направлениям, ставшим конъюнктурны-ми, да и значительно сокращающими трудозатраты, причём с аморфностью в критериях оценки произведений. Сейчас смелостью стала работа реалиста классика. Эльдар Ми-каилзаде хранит верность реальным ценностям, подлинному наследию, будь то портреты и пейзажи, композиции религиозно-мифологического содержания, эскизы ковров, наград, бонов, оформление интерьера мечетей.

Композиции Эльдара Микаилзаде привлекательны насыщенной гаммой, чёткостью исполнения, внутренней динамикой, особо ярким, оптимистическим звучанием, жизнеутверждающей трактовкой темы и впечатляющим цветовым решением. Образный ряд многих его работ, где в качестве единственно возможного инструмента используется символ, который оставляет простор для многочисленных умозрительных спекуляций.

В разностороннем творчестве Эльдара Ми-каилзаде изначально ощущается некая гармония, то равновесие внешней и внутренней сокровенной красоты, которое так известно в японской эстетике. Используя академические художественные средства, художник в своих живописных произведениях придерживается четких линий и выверенной композиции, а также отличающихся декоративностью плоских контур фигур.

Вполне естественно, что творчество Эльдара Микаилзаде производит неоднозначное впечатление. Наряду с явным успехом, картинами, написан-

ными в уверенной, зрелой манере, работами мастера, передающими глубоко личное восприятие и переживание темы, есть немало работ художника как дизайнера с обусловленной стилизацией. Естественно, что в значительной мере эстетика визуального восприятия работ современного художника ориентирована на искушённое элитарное проникновение в тему. Духовное погружение, а не извержение - вот одна из основ творчества даровитого художника. Именно духовность, поиск и осмысление доминируют в произведениях Эльдара Микаил-заде во всем широком и разностороннем диапазоне его творческих возможностей. Тому примером живописные работы художника на религиозную тему, с использованием литературных сюжетов, и даже портретов.

Характерной чертой его творчества, будь то живописные работы или произведения коврового искусства, является успешное использование арабской каллиграфии, которая получила развитие в силу существующего в исламской культуре анико-низма, т.е. «запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще», как «средство сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране» [2].

Будучи знатоком этой каллиграфии, Эльдар Микаилзаде смело вводит в свои произведения ко-раническую надпись, которая в мусульманском

УДК 745/749

мире испокон веков считалась божественным украшением. Зачастую, художник преподносит свои образы в виде витиеватой каллиграфии. Примером тому оригинальная ковровая работа «Sэcdэ» -«Поклонение», в которой Эльдара Микаилзаде путем использования уникальной каллиграфии создает ассоциацию с образом верующего в прострации.

Многовекторное, разностороннее творчество Эльдара Микаилзаде изобилует неким философским видением в сложившийся на протяжении столетий декоративный стиль, стремясь придать смысл всем изобразительным элементам, включенным в свои различные по виду искусства, технике, жанру и манере исполнения произведениям.

Литература

1. Вазари Джорджо «Жизнеописание наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» в 2-х томах. - М-Л.: Академия. 1933. т. 2 XVII «Жизнь Рафаэля да Урбино».

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1 %80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B 0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB %D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D 0%B8%D1%8F

Турал Юсиф оглы Агаев Докторант Азербайджанской Государственной Академии Художеств РР!: 10.24412/2520-6990-2022-2125-8-10 РОЛЬ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА, СКУЛЬПТОРА АРИФА ГАЗИЕВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ

ИСКУССТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

Tural Yusif oglu Aghayev

Doctoral student of Azerbaijan State Academy of Arts

FOLK ARTIST, SCULPTOR ARIF GAZIYEV'S ROLE IN AZERBAIJANI FINE ART

Аннотация.

Скульптура - один из важнейших видов изобразительного искусства, на протяжении всей истории человечества был запечатлён в воспоминаниях благодаря своему уникальному влиянию на художественно-эстетическую и психологическую жизнь людей. Скульптуры, которые использовались в древние времена как тотем, спустя некоторое время отображали историю и передавали ее будущим поколениям, а позже в процессе эволюции, стали отражать эстетический вкус, чувства и эмоции жизни людей. В статье описывается жизнь и творчество Народного художника Азербайджана, профессора Арифа Газиева. Дана подробная информация о его роли, труде и месте в изобразительном искусстве Азербайджана. А также, были проанализированы своеобразные особенности творчества Арифа Газиева.

Abstract.

Sculpture, one of the most important types offine art, has been captured in memories throughout the history of mankind due to its unique influence on the artistic, aesthetic and psychological life ofpeople. Sculptures, which were used in ancient times as a totem, after some time reflected history and passed it on to future generations, and later in the process of evolution, began to reflect the aesthetic taste, feelings and emotions ofpeople's lives. In this article People's Artist of the Azerbaijan, professor Arif Gaziyev's life and work has been investigated. His trace, roles and efforts in the fine arts of Azerbaijan were widely reported. Also, the peculiarities of Arifs art were analyzed and detailed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.