DOI: 10.30842/ielcp2306901528073
О. В. Осипова
МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия. [email protected]
«РАЗНООБРАЗИЕ» (П01К1Л1А) В «ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ» ДИОДОРА СИЦИЛИЙСКОГО
Рассматриваются особенности композиции «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского в контексте характерного для литературы I в до н. э. энциклопедизма. Отмечается, что Диодор Сицилийский использует различные способы организации огромного разно -образного материала, чтобы представить его в удобном для читателей формате: сочетание тематического и хронологического принципов изложения, использование отступлений и элементов рамочного текста, чередование детализированных описаний и суммирующих обозначений событий внутри отдельных книг. Делается вывод, что в «Исторической библиотеке» Диодор Сицилийский не только использует фактографический материал своих предшественников, но и объединяет композиционные приемы, применяемые в разных направлениях древнегреческой историографии, достигая таким образом «разно -образного» представления повторяющихся эпизодов в соответствии с требованиями риторики.
Ключевые слова: древнегреческие историки, эллинистическая литература, всеобщая история, композиция, риторика
O. V. Osipova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. [email protected] "Variegation" (noiKiXia) in Diodorus Siculus' Bibliotheke
This contribution analizes the structure of Diodorus Siculus' Bibliotheke, a typical Hellenistic encyclopaedic literary workr. The intention of Diodorus Siculus was obviously to present his universal history in an accessible and easy-to-read literary form, and he most likely conformed his vast material to a standard structure. The paper demonstrates how Diodorus Siculus combined two seemingly contradictory structural principles in his Bibliotheke: variegation (лотаИа) and symmetry. Within separate books of his work, various ways of organising historical material can be shown: the combination of thematic, namely geographical, and chronological presentation, the alternation of detailed descriptions and summaries, the interruption of the narrative with digressions, the use of paratextual elements, which contribute to the organisation of the coherent narrative. It is possible to conclude that Diodorus Siculus in his Bibliotheke does not only use the factual material from the works of his predecessors, but also applies structural principles of various sub-genres of Greek
historiography to a "variegated" presentation of recurring narrative units in order to meet the requirements of the Hellenistic rhetoric.
Keywords: Ancient Greek historians, Hellenistic literature, universal history, literary structure, rhetoric
Слово «пестрота» (ло1кШ,а) и родственные с ним используются в древнегреческой литературе, начиная с Гомера, прежде всего для описания визуального эффекта, создаваемого сочетанием различных цветов и материалов в природе (растения, животные) или в изготовленных человеком предметах (ткани, здания), а также для указания на составной характер предметов или явлений (Grand-Clément 2015; Rinaudo 2009). В эпоху эллинизма «пестрота», или «разнообразие», считается достоинством содержания и формы литературных произведений, как поэтических, так и прозаических, в том числе исторических сочинений, что становится предметом ряда исследований: проанализирована лексика, связанная с «пестротой», в «Географии» Страбона (Raschieri 2016), рассмотрены способы достижения «разнообразия» на материале «Аргонавтики» Аполлония Родосского (Nishimura-Jensen 1998) и «Римских древностей» Дионисия Галикарнасского (Oakley 2019: 128-130). Отмечено, что «разнообразие» как композиционный принцип сохраняется и в античной литературе последующих веков, например, в произведениях Элиана «Пестрые рассказы» (По1к1^п штор(а) и «О природе животных» (Hindermann 2016).
В трактатах Дионисия Галикарнасского, написанных в I в.1, «разнообразие» (noiKiMa) считается важным для исторических сочинений достоинством как «содержания» (лрауцаикод TÔnoç), к которому относятся выбор темы (ùnôBsoiç, Dion. Hal. Pomp. 3, 6, Thuc. 7) и техника изложения (е^руао1а, Dion. Hal. Pomp. 3, 4, 5) (Fornaro 1997: 196-198), так и «стиля» (^sktikoç TÔnoç), включающего приемы соединения слов (owBsoiç ovo^arav, Dion. Hal. Comp. 19, Thuc. 23, 53). В предлагаемой статье рассматриваются способы достижения «разнообразия» композиции в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского, старшего современника Дионисия Галикарнасского2.
1 Здесь и далее все даты — до н. э.
2 Отметим, что в «Исторической библиотеке» насчитывается сорок шесть случаев употребления прилагательного noiKÎXoç 'пестрый', 'разнообразный', двенадцать — наречия noraXœç 'пестро', 'разно-
«Историческую библиотеку» исследователи анализируют как произведение, в котором энциклопедизм сочетается с мора-лизаторскими рассуждениями, что характерно для литературы I в. Энциклопедический характер сочинения Диодора Сицилийского отражен в названии «Библиотека», подразумевающем собирание и хранение источников по истории и смежным областям знания, например, географии (Engels 2018: 138, 147). Таким образом, «разнообразие» содержания исторического сочинения связано с выбором темы — всеобщей истории, предполагающей максимально широкий пространственно-временной охват событий, как, например, в произведении Диодора Сицилийского — начиная с мифологических времен и заканчивая временем жизни автора — серединой I в. (Diod. 1.3.6)3.
«Историческая библиотека» представляет собой компиляцию — новую авторскую комбинацию отрывков из более ранних произведений (Diod. 1.3.7-8), объединяющую все виды исторических сочинений, которые столетием ранее выделяет Полибий, исходя из их темы (Pol. 9.1.5): изложение мифологии (Diod. 4.1.4), рассказы об основании городов, военно-политическую историю разных государств, а также локальную историю (Diod. 1.3.5) и биографии правителей (Diod. 16.1, 17.1). Диодор Сицилийский сам делит «Историческую библиотеку», состоящую из сорока книг, на мифологическую и историческую части (Diod. 1.4.6-7)4.
Он подчеркивает, что он создает произведение, «способное доставить читателям наибольшую пользу и наименьшее не-
образно', десять — существительного логаМа 'пестрота', 'разнообразие', из них один применительно к композиции произведения, о чем будет сказано далее, пять — глагола лотаНю 'разукрашивать', два — глагола каталотаНю 'разукрашивать', один — прилагательного уршолотаХто<; 'пестро расшитый золотом', итого семьдесят шесть.
С. Уилер указыает на сходство содержания двух энциклопедических сочинений: «Метаморфоз» Овидия и «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, сравнивая вступления (Ov. Met. 1.3-4, Diod. 1.3.6), в которых авторы заявляют тему произведений, — история от начала мира до современности (Wheeler 2002: 166-167).
4 Список историков, упоминаемых Диодором Сицилийским в исторической части произведения, приводит Ф. Шаму (Chamoux 1993: XXIV-XXV). Обзор источников мифологической части «Исторической библиотеки» дает О. П. Цыбенко (Tsybenko 2022: 435-453).
удобство» (üno08Giv ioTopiKqv... x^v л^ешта цеу юфеА^оаг Suva^ev^v, еМхшта 5s тоид avayiv®GKovTag ¿vox^^oouoav, Diod. 1.3.5), а польза для читателей, по его мнению, состоит в том, чтобы узнать как можно больше самых разных фактов (л^ештад ка! лошХютатад лерштаоец, Diod. 1.3.2) (Achilli 2012: 132)5. Следует добавить, что Дионисий Галиканасский также считает полезным для читателей (лaоav ... ^s^ernv nepisxei) разнообразие содержания (ло^uцорфоv т^д ураф^д), отличающее сочинения историка Феопомпа, в которых, помимо хронологического изложения событий, рассказывается об основании городов, жизни царей, обычаях народов (Dion. Hal. Pomp. 6). Таким образом, «разнообразное содержание» связано прежде всего с сочетанием в произведении нескольких разных, но взаимосвязанных тем.
Изложение разнообразного материала, очевидно, требует от автора использования разных приемов. Анализируя отрывки из «Исторической библиотеки», основанные на материале различных источников, Л. И. Хау выделяет в произведении четыре типа повествователя в зависимости от содержания конкретной части и типа авторских комментариев: в мифологической части это «компилятор», сообщающий сведения, но не анализирующий их (Diod. 1.10-29), или «путешественник-исследователь», как Геродот (Diod. 3.2-55), в исторической — «скрытый повествователь», лишь указывающий на переходы от одного эпизода к другому (Diod. 12.41-74), и «моралист», размышляющий о неожиданном повороте судьбы и вмешательстве божества в события (Diod. 19.102-21.16.5) (Hau 2018: 285-299). Она заключает, что разные образы повествователя в «Исторической библиотеке» соответствуют типам повествования в разных направлениях древнегреческой историографии, которые Диодор Сицилийский объединяет в своем произведении (Hau 2018: 301).
Для того, чтобы представить огромный и разнообразный материал «Исторической библиотеки» в удобном для читателей
5 Нужно отметить, что Диодор Сицилийский иногда объясняет включение в «Историческую библиотеку» каких-либо событий пользой для читателей ф^. 1.3.2, 1.3.5, 1.69.2, 5.77.8), а в некоторых случаях даже обращается к ним, предупреждая их возможные сомнения в правдивости его изложения (Б^. 3.33.7, 3.52.2, 4.1.1, 4.8.3).
формате, Диодор Сицилийский использует различные способы достижения «разнообразия» при изложении повторяющихся эпизодов, из которых состоит повествование: в мифологической части произведения это мифы о культурных героях (Sulimani 2011: 158-162), а в исторической — «шаблонные ситуации» (stock situations, Hau 2014: 246-250), к которым относятся, в частности, описания сражений или народных собраний. Рассмотрим особенности техники изложения (s^spyaoia) в полностью сохранившихся 11-20 книгах исторической части сочинения Диодора Сицилийского.
Прежде всего, следует указать на соединение в «Исторической библиотеке» двух принципов изложения, которым следовали авторы более ранних исторических сочинений: хронологического (анналистического) и географического. Выстраивая повествование по годам, Диодор Сицилийский внутри каждого года распределяет события географически, подобно тому, как в мифологической части произведения он излагает греческие мифы локальными циклами 6 . В книгах 11 -20, охватывающих события 480-302 г., упоминаются Греция в целом и разные области Балканского полуострова и острова Эгейского и Ионического морей, города Сицилии, Рим и Италия, Азия (Персия и государства, возникшие после распада державы Александра Македонского), а также Египет и Карфаген. Диодор Сицилийский описывает события «от начала до конца» (npa£,sig aüxoxs^sig an' архл? цехРг тои xs^oug, Diod. 16.1.2 — ср. Diod. 5.1.4), и каждая книга исторической части произведения, обрамленная авторскими вступлением и послесловием, содержит законченный рассказ о событиях нескольких лет. Если из-за следования хронологии повествование может стать «разорванным» ^vcs^sig, Diod. 16.1.2), он ее
нарушает (Diod. 11.67.1, 14.63.4, 15.39.3, 16.1.6, 19.49.1).
Признавая трудности в изложении событий, происходящих одновременно в разных местах (Diod. 20.43.7), Диодор Сицилийский, с одной стороны, отмечает начало и окончание рассказа о событиях в каждом регионе (например, Diod. 11.20, 15.66.6,
6 О сочетании в произведениях древнейших греческих историков, с одной стороны, интереса к мифографии с рассказом о событиях недавнего прошлого, с другой — локального с универсальным пишет И. Е. Суриков ^ип^ 2024: 92).
19.65.1, 20.37.7), с другой — всегда указывает на начало и конец описываемого года и отмечает их краткими хроникальными заметками, прерывающими повествование, но не нарушающими его связности (например, Diod. 11.26.8, 12.43.1, 13.34.1, 14.12.1, 15.14.1), избегая таким образом недостатка анналистического изложения, «разорванного на маленькие отрывки» (eig цжрад катакерцат^оцеуп тоцад), на что указывает Дионисий Галикарнасский при анализе композиции «Истории» Фукидида (Dion. Hal. Thuc. 9). Итак, совмещение анналисти-ческого и географического принципов изложения можно отнести к способам внести изменение (^raßo^) для достижения «разнообразия однородного» (r^v sv тоТд бцоегЗеог яогкШау, Dion. Hal. Comp. 19) и, следовательно, к приемам создания «разнообразия» композиции произведения7.
Еще одним способом избежать однообразного изложения повторяющихся эпизодов является чередование детализированных описаний событий и их суммирующих обозначений (Hindermann 2016: 81-85). В «Исторической библиотеке», в которой материал более ранних произведений большей частью сокращается, последних гораздо больше. Так, описания сражений могут состоять только из формул — стереотипных фраз: битва оказывается ожесточенной (картерад, ш%ирад, Diod. 11.7, 11.19.2 и др.), ее исход неясен (шорролод), противники храбро ведут бой (Аяцлрюд, лробицюд), как и полководец, который, «отважно сражаясь, окончил жизнь, как герой» (Аяцлрюд äyюvшац8vоg ^рюгкюд катеотреуе tov ßfov, Diod. 12.3.4, 12.29.3, 15.17.1, 15.33.6 и др.). Содержание речей Диодор Сицилийский передает кратко, указывая, была ли она подходящей (ошешд, äрцоZ6vтюg) и обдуманной (лeфроvтшц8vюg), или отмечая, что оратор произнес ее «с гуманностью» (ф1,А^9рюл1а, елшкеш) (Sacks 1990: 98-101).
Детализированные описания сражений и пространные прямые речи в книгах 11-20 «Исторической библиотеки» также имеются. Диодор Сицилийский сам указывает на необходимость «разнообразия» композиции исторических сочинений (офеЛоиопд уар т^д штор1ад т^ лотМа кекооцпо9а1, Diod.
7 Й. Хиндерманн рассматривает роль географического принципа изложения в создании «разнообразия» композиции сочинения Элиана «О природе животных» (Hindermann 2016: 86-88).
20.2.1): по его мнению, речи следует вводить в изложение «важных и значительных тем» (^syà^œv ral ^a^npœv töv ùnoBéosœv oùoœv), если речь «достойна упоминания и полезна для истории» (та цг^цп? ral Tfi íoropía кsкpaтnц8vnv 8%ovTa rrçv шфе^шу), иными словами, служит объяснением излагаемых событий. Это рассуждение можно сравнить с критикой Дионисием Галикарнасским техники изложения (s^spyaoía) в «Истории» Фукидида: о важных и значительных, по мнению автора трактата, сражениях и речах историк сообщает слишком кратко, а о второстепенных — подробно (Dion. Hal. Thuc. 1314, 16-18). В книгах 11-20 «Исторической библиотеки» можно найти двадцать три детальных описания сражений, среди которых битвы при Фермопилах (480 г., Diod. 11.6-10), Саламине (480 г., Diod. 11.16-19), Мантинее (363 г., Diod. 15.84-87), Гранике (334 г., Diod. 17.18-21), и четыре прямые речи большого объема (Diod. 13.20-27, 13.28.2-32, 13.52-53, 14.6569). Если подробные описания сражений создают «разнообразие», замедляя темп конспективного изложения, то немногочисленные прямые речи играют роль в создании симметричной композиции всего произведения (Baron 2018: 494-497).
«Разнообразие» композиции достигается также включением в произведение экскурсов — отступлений от хронологического порядка изложения событий. О необходимости отступлений в исторических сочинениях пишут Полибий (Pol. 39.1.9) и Дионисий Галикарнасский (Dion. Hal. Thuc. 7, Pomp. 3, 6) (Fornaro 1997: 199, 241). Если использовать предлагаемую исследователями древнегреческой историографии классификацию экскурсов, исходя из тематики и функций в произведении, то немногочисленные и в основном краткие отступления в «Исторической библиотеке» можно разделить по содержанию на географические, исторические и биографические, а по мотивировке включения их в повествование — на объяснительные, добавляющие информацию, необходимую для понимания излагаемых событий, и оценочные (Hau 2016: 10, 30). Биографические отступления содержат морализаторские рассуждения, например, похвалу Павсанию, Фемистоклу и Гелону (Diod. 11.23) или Эпаминонду и его современникам (Diod. 15.88), похвалу Ферону и порицание Фрасибула (Diod. 53.2-3), похвалу Диону и порицание Дионисия (Diod. 16.9.3) (Hau 2016: 81 -83); исторические и географические экскурсы относятся к
объяснительным, например, о законах Харонда в Фуриях (Diod. 12.11.4-19.3) и Залевка в Локрах (Diod. 12.20-21), об Акраганте (Diod. 13.81.4-84.6) и истории Дельфийского оракула (Diod. 16.26). Таким образом, отступления создают необходимые паузы в последовательном изложении событий.
Итак, Диодор Сицилийский создает «Историческую библиотеку» из отдельных, не связанных между собой фрагментов древнегреческой историографии как многоуровневую структуру, в которой разные темы сочетаются с «разнообразием» техники изложения стандартных элементов древнегреческих исторических сочинений. Можно заключить, что в «Исторической библиотеке» Диодор Сицилийский не только использует фактографический материал более ранних произведений, но и объединяет композиционные приемы, применяемые в разных направлениях древнегреческой историографии.
Литература
Achilli, I. 2012: Il Proemio del Libro 20 della Biblioteca Storica di
Diodoro Siculo. Lanciano. Baron, C. 2018: The Road Not Taken: Diodoros' Reasons for Including the Speech of Theodoros. In: L. I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.), Diodoros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. Leuven, 491-504. Chamoux, F. 1993: Introduction générale. In: F. Chamoux, P. Bertrac (eds.), Diodore de Sicile. Bibliothèque historique. Livre I. Paris, VII- LXXVI.
Engels, J. 2018: From 'Icxopiai to ВгЗХюблкп and 'IcxopiKà 'Ynouv^uaxa. In: L. I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.), Diodoros of Sicily: Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. Leuven, 131-147.
Fornaro, S. 1997: Epistola a Pompeo Gemino. Introduzione e commento. Stuttgart; Leipzig.
Grand-Clément, A. 2015: Poikilia. In: P. Destrée, P. Murray (eds.), A
Companion to Ancient Aesthetics. Chichester, 406-421. Hau, L. I. 2014: Stock Situations, Topoi and the Greekness of Greek Historiography. In: D. L. Cairns (ed.), Defining Greek Narrative. Edinburgh, 241-259. Hau, L. I. 2016: Moral History from Herodotus to Diodorus Siculus. Edinburgh.
Hau, L. I. 2018: Narrator and Narratorial Persona in Diodoros' Bibliotheke (and their Implications for the Tradition of Greek Historiography). In: L.I. Hau, A. Meeus, B. Sheridan (eds.), Diodoros of Sicily:
Historiographical Theory and Practice in the Bibliotheke. Leuven, 277-301.
Hindermann, J. 2016: Aelian und die П01К1Л1А. Ordnung und Unordnung
in De natura animalium. Rheinisches Museum 159, 71-98. Nishimura-Jensen, J. 1998: The Poetics of Aethalides: Silence and Poikilia
in Apollonius' Argonautica. Classical Quarterly 48.2, 456-469. Oakley, S. P. 2019: The Expansive Scale of the Roman Antiquities. In: R. Hunter, C. C. de Jonge (eds.), Dionysius of Halicarnassus and Augustan Rome: Rhetoric, Criticism and Historiography. Cambridge, 127-160. Raschieri, A. A. 2016: Il mondo variopinto di Strabone: la poikilia nella geografia. In: F. Cantarelli, L. Venezia (eds.), Dai paesaggi antichi alla storia; Dalle indagini geostoriche, filologiche e archeologiche alla tutela nei territori attuali: Atti del Convegno internazionale di Milano. Vol. I. Bergamo, 49-63 Rinaudo, M. 2009: Sviluppi semantici e ambiti d'uso di потаХод e derivati, da Omero ad Aristotele. In: E. Berardi, F. L. Lisi, D. Micalella (eds.), Poikilia: variazioni sul tema. Acireale; Roma, 25-63. Sacks, K. S. 1990: Diodorus Siculus and the First Century. Princeton; Oxford.
Sulimani, I. 2011: Diodorus' Mythistory and the Pagan Mission: Historiography and Culture-Heroes in the First Pentad of the Bibliotheke. Leiden; Boston. Surikov, I. E. 2024: "Praottsy istorii". Drevneyshie predstaviteli antichnoy istoricheskoy mysli. T. 1. Obshchie voprosy ["The Forefathers of History". The Earliest Figures of Ancient Historical Thought. Vol. 1. General Issues]. St.-Petersburg.
Суриков, И. Е. 2024: «Праотцы истории». Древнейшие представители античной исторической мысли. Т. 1. Общие вопросы. СПб.
Tsybenko, O. P. 2022: [Diodorus Siculus: a Historian and a Compiler of a Library]. In: O.P. Tsybenko (ed.), Diodor Sitsiliyskiy. Istoricheskaya biblioteka. Tom I [Diodorus Siculus. Bibliotheke. Vol. I\. St.-Petersburg, 401-482.
Цыбенко, О. П. 2022: Диодор Сицилийский: историк и составитель библиотеки. В сб.: О. П. Цыбенко (ред.). Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Том I. СПб., 401-482. Wheeler, S. 2002: Ovid's Metamorphoses and Universal History. In: D. S. Levene, D. Nelis. (eds.), Clio and the Poets: Augustan Poetry and the Traditions of Ancient Historiography. Leiden, 163-189.