ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
УДК 378 . 14
Разнообразие степеней бакалавриата Великобритании
Предстоящий переход российской высшей школы на ФГОС четвертого поколения без сомнения потребует нового осмысления концепции подготовки бакалавров на основе собственного опыта, а также опыта тех стран, в которых такая подготовка осуществляется наиболее успешно . В статье описана система подготовки бакалавров в Великобритании, являющаяся одной из лучших в мире. Обращено внимание на те ее особенности, которые можно было бы использовать у нас для улучшения качества обучения в бакалавриате, более рационального использования трудовых ресурсов, повышения социального статуса и социальной защищенности молодежи
Ключевые слова: система образования, университет, степень, бакалавр, программа обучения, дисциплина, диплом, сертификат.
Введение
В России бакалавриат введен сравнительно недавно, в 1996 году, до сих пор вызывает противоречивое отношение к себе в среде работодателей и вузовских работников и находится в состоянии развития в условиях реформирования образовательных и создания профессиональных стандартов [4].
Реформирование высшей школы в России продолжается, предстоит переход на ФГОС четвертого поколения . И на этом пути следует многое учесть . Так, достаточно жесткая стандартизация направлений подготовки затрудняет подготовку бакалавров в междисциплинарных областях, являющихся в настоящее время наиболее перспективными с точки зрения появления новых прорывных технологий [6]
Большинство обладателей степени бакалавра в России предпочитает сегодня учиться дальше, либо не видя достойного применения своим силам в данном статусе, либо потому, что степень бакалавра пока еще не получила в нашей стране достаточного общественного признания Во многих случаях образовательные программы бакалавров в РФ недостаточно хорошо проработаны с точки зрения оп-
© Черников А .С ., 2016
А.С. Черников
ределения актуальных и практически достигаемых в процессе обучения компетенций, а также с точки зрения соответствия содержания обучения поставленным целям [2; 4].
Таким образом, та ниша, которая существует в стране для специалистов этого уровня квалификации, часто занимается дипломированными специалистами или магистрами, что приводит к нерациональному использованию трудовых ресурсов. С другой стороны, значительный процент отчисляемых студентов, имеющих незаконченное высшее образование, при трудоустройстве не имеет приоритета перед людьми с более низким уровнем образования из-за отсутствия промежуточных квалификационных уровней, признаваемых государством и закрепленных соответствующими документами государственного образца . В этом смысле отмена существовавшего ранее в СССР диплома о неполном высшем образовании и дававшего определенный статус его обладателю, представляется ошибкой [1].
Действующие в России образовательные стандарты жестко определяют одну и ту же трудоемкость 240 кредитов для всех направлений подготовки бакалавров, хотя в академической среде достаточно хорошо известно, что на-укоемкость или, например, инженерно-технологический базис различных областей деятельности, для которых готовятся кадры, в той или иной степени отличаются . Этот фактор, в частности, послужил одной из основных причин сохранения квалификации дипломированного специалиста (инженера) в ряде отраслей, где квалификация бакалавра оказывается недостаточной
С учетом вышеизложенного очень важно чтобы новые реформы в сфере высшего образования позволили учесть недостатки предыдущих, повысить качество подготовки и востребованность бакалавров работодателями, повысить их конкурентоспособность в условиях глобализации экономики, интегрировать присуждаемые в РФ степени и саму систему подготовки в мировое образовательное пространство Требуется также поднять статус бакалавра и интерес молодежи к такой форме обучения, максимизировать число успешно завершивших обучение в существующих условиях «демографической ямы» и дефицита квалифицированных кадров . Таким образом, разработка ФГОС четвертого поколения без сомнения потребует нового осмысления концепции подготовки бакалавров на основе собственного российского опыта, а также опыта тех стран, в которых такая подготовка осуществляется наиболее успешно [6].
Система подготовки бакалавров в Великобритании находится на высоком уровне и по праву считается одной из лучших в мире Степень бакалавра получила признание государства, работодателей и дает возможность соответствующего трудоустройства ее обладателю В этой связи изучение положительного британского опыта подготовки бакалавров представляет значительный интерес Данная статья является первой в запланированной серии статей по высшей школе Великобритании, сотрудничество с которой автор осуществляет в течение более чем 25 лет.
Направленность программ бакалавриата
В Великобритании существует много степеней бакалавра как с точки зрения объема, содержания, структуры программ обучения, так и с точки зрения иерархии присваиваемых степеней . В отличие от России, где правом выдачи собственного диплома обладают только два вуза: Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет, в Великобритании — каждый университет выдает свой собственный диплом . Британские вузы обладают широкой автономией и самостоятельно определяют направленность и содержание образовательных программ . В Великобритании отсутствует единый кодификатор направлений подготовки и соответствующие ему государственные образовательные стандарты, аналогичные российским
Это порождает большое содержательное разнообразие присуждаемых степеней, например: бакалавр искусств или гуманитарных наук (BA), бакалавр естественных наук (BSc), бакалавр технических наук (BEng), бакалавр права (LLB), бакалавр медицины (BM) и др. Причем зачастую такие степени отражают подготовку бакалавров в междисциплинарных областях В этом случае образовательная программа содержит дисциплины различных направлениях в определенных пропорциях Существуют также интегрированные степени бакалавра — BAI . Такие степени более характерны для технических направлений подготовки Структуры образовательных программ рассчитаны на непрерывную моноуровневую подготовку магистров MAI в течение пяти лет с промежуточным выходом бакалавров BAI после четвертого года обучения [9; 12].
Эти программы по структуре и содержанию очень похожи на российские программы подготовки дипломированных специалистов (инженеров) . Разновидности такого подхода предлагали сохранить после перехода на Болонскую систему некоторые ведущие технические университеты России [3; 5].
Названия степеней в разных университетах могут отличаться . Существуют и исключения из правил В некоторых шотландских университетах обладатель первой степени в гуманитарных науках — магистр (МА), а не бакалавр (ВА). В некоторых университетах, включая Оксфорд и Кембридж, степень бакалавра искусств (ВА) присваивается по гуманитарным и естественным наукам, квалификации бакалавра естественных наук (BSc) в Кембридже и в Оксфорде нет, зато в обоих университетах есть квалификации магистра естественных наук (MSc) [19; 20].
Продолжительность обучения
Продолжительность обучения на степень бакалавра составляет, как правило, 3—4 года . На некоторых специальностях (например, медицинских) обучение длится дольше Это связано с особенностью профессии, стажировками, студенческими обменами
В Шотландии на степень бакалавра надо учиться 4 года . В Англии, Северной Ирландии и в Уэльсе — 3—4 года . Есть бакалаврские программы (их называют «сэндвичами»), которые включают полгода или целый год оплачиваемой стажировки в промышленности [11].
На таких программах срок обучения, соответственно, увеличивается . На некоторых программах (медицина, архитектура) обучение может быть еще дольше — до 7 лет. Но продолжительность обучения на большинстве бакалаврских программ — 3 года!
Разновидности дипломов бакалавра
В отличие от российской системы, которая предлагает три варианта завершения образования в бакалавриате — диплом с отличием, обычный диплом и отчисление с выдачей академической справки, британская система более гибко учитывает способности и возможности студентов и предлагает целую иерархию дипломов (степеней) бакалавра В результате обучения в бакалавриате студент получает одну из академических степеней, то есть диплом определенного качества в зависимости от его успехов, объема и сложности выполненной работы . Дипломы бакалавра бывают следующих видов [7; 23]:
С отличием (Honours, сокращенно — Hons) — простые и комбинированные:
• первого класса (First Class Honours);
• второго высшего класса (Upper Second Class Honours или 2:1);
• второго низшего класса (Lower Second Class Honours или 2:2);
• третьего класса (Third Class Honours) .
Без отличия — простой диплом об окончании (Ordinary degree. Pass) .
Наличие отличия (Honours) в дипломе зависит от ряда самых разных факторов . Если в подавляющем большинстве университетов Англии, Уэльса и Северной Ирландии срок обучения на бакалавра составляет 3 года, то в Шотландии диплом бакалавра с отличием (Honours) можно получить только за 4 года Вместе с тем, из-за высокой автономности университетов и разнообразия подходов к подготовке бакалавров в Великобритании иногда в одном и том же университете можно встретить как 3-годичные, так и 4-годичные программы обучения бакалавров
Разнообразию программ подготовки бакалавров способствует и тот факт, что традиционно в Великобритании университеты — это автономные самоуправляемые учреждения, выдающие собственные дипломы и имеющие собственные представления о качестве учебных программ, основанные на собственном опыте подготовки специалистов в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими поставщиками образовательных услуг
Бакалаврские степени и соответствующие им дипломы имеют достаточно гибкую градацию по уровню и создают хорошую платформу для выбора в соответствии с целями, амбициями, способностями и трудолюби-
ем студентов. При этом дипломы любого качества официально признаны в государстве и дают возможность их обладателю трудоустроиться .
Градация степеней и дисциплин по уровням
Руководящим документом, действие которого распространяется на все высшие учебные заведения Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия), и устанавливающим академические стандарты в высшем образовании, является Кодекс Качества (Quality Code) .
Он не имеет статуса закона, но соответствует требованиям законодательства, действует на территории всей Великобритании и обязателен для исполнения всеми университетами Следит за соблюдением выполнения требований данного Кодекса Агентство по обеспечению качества QAA (Quality Assurance Agency), которое периодически осуществляет аудит деятельности университетов с последующей публикацией результатов [17]. Оценки деятельности, полученные в процессе аудита, влияют на дальнейшее финансирование университета
Вместе с тем, несмотря на объединяющую роль QAA, центральное правительство Великобритании занимается скорее не столько управлением образованием, сколько координацией образования, а основную ответственность за образование и его развитие несут национальные правительства Англии, Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии . Это является причиной различий в классификации квалификационных уровней, разных требований к программам подготовки, а в ряде случаев и к разным срокам обучения [8; 10; 18; 22] .
В Великобритании существуют три параллельно действующие Квалификационные системы высшего образования, используемые при присуждении степеней [13; 14; 16]. Они отражены в таблице 1, приведенной ниже. Одна из них — FQHEIS (The Framework for Qualifications of Higher Education Institutions in Scotland) введена в 2001 году и используется в Шотландии, другая — FHEQ (The Framework for Higher Education Qualifications) введена в 2001 году и используется в Англии и Северной Ирландии, третья — CQFW (Credit and Qualifications Framework for Wales) введена в 2003 году и используется в Уэльсе, причем она полностью включает в себя требования FHEQ Каждая система устанавливает свою иерархию квалификационных уровней для степеней и отдельных дисциплин
По Квалификационной таблице FQHEIS степени бакалавра с отличием соответствует уровень 10, степени бакалавра — 9, по FHEQ все бакалаврские степени относятся к уровню 6
Помимо диплома бакалавра к уровню 6 (или 9 по FQHEIS) относятся квалификации, соответствующие Профессиональному выпускному сертификату в области образования — PGCE (Professional Graduate Certifcate in Education) для Англии, Уэльса и Северной Ирландии, а также Выпускные дипломы (Graduate diplomas) и Выпускные сертификаты (Graduate sertificates) [15].
Таблица 1
Квалификационные уровни для высшего образования в Великобритании и странах Европы
1 Typical higher education qualifications within each level 2 FHEQ Levela 3 SCQF levelb 4 England/ NI 5 Scotland 6 Wales 7 ECTS credit ranges from the QF-EHEA
Bachelor's degrees with honours (eg, BA/BSc Hons) 10 360 (90 at FHEQ level 6) 480c (90 at SCQF Level 10) 360 (90 at FHEQ level 6 and a max of 30 at CQFW level 3) 180-240 ECTS credits
Bachelor's degrees 9 300 (60 at FHEQ level 6) 360 (60 at SCQF Level 9) 300 (60 at FHEQ level 6 and a max of 30 at CQFW level 3)
Professional Graduate Certificate in Education (PGCE) 6 NA 60 (40 at FHEQ level 6) NA 120 (90 at FHEQ level 6 and a max of 30 at CQFW level 3)
Graduate diplomas 9 80 ( 80 FHEQ level 6) 120 (at SCQF Level 9 or above) 120 (90 at FHEQ level 6 and a max of 30 at CQFW level 3)
Graduate certificates 40 (40 FHEQ level 6) 60 at SCQF Level 9 or above 60 (40 at FHEQ level 6 and a max of 20 at CQFW level 3)
Foundation degrees (eg, FdA, FdSc) 8 240 (90 at FHEQ level 5) NA 240 (90 at FHEQ level 5 and a max of 30 at CQFW level 3) Approximately 120 ECTS credits
Diplomas of Higher Education (DipHE) 5 8 240 (90 at FHEQ level 5) 240 (90 at SCQF Level 8 or above) 240 (90 at FHEQ level 5 and a max of 30 at CQFW level 3)
Higher National Diplomas (HND awarded by DABsd in England, Wales and NI under licence from Pearson) NA 240 (90 at FHEQ level 5) NA 240 (90 at FHEQ level 5 and a max of 30 at CQFW level 3)
Как видно из приведенной таблицы, для получения степени бакалавра с отличием в Шотландии студенту надо зачесть 480 британских или CATS — кредитов (240 кредитов ECTS), без отличия — 360 британских кредитов (180 кредитов ECTS) .
Британские кредиты как единица измерения трудоемкости достижения определенных результатов обучения введены в соответствии со Схемой Накапливания и Перевода Кредитов CATS (The Credit Accumulation and Transfer Scheme), утвержденной британским Советом по Национальным Академическим Наградам (The Council for National Academic Awards — CNAA), которая приравнивает 1 кредит 10 условным часам [21].
В Англии, Северной Ирландии и в Уэльсе, как правило, для получения степени бакалавра с отличием требуется 360 британских кредитов (180 кредитов ECTS), без отличия — 300 британских кредитов (150 кредитов ECTS) При этом для получения каждой степени требуется не просто сумма кредитов, но и предъявляются требования к их сложности (уровням) . Так, например, для получения степени бакалавра с отличием в Англии требуется, чтобы из 360 набранных кредитов как минимум 90 кредитов соответствовали 6-му уровню, а для степени бакалавра без отличия 6-му уровню должны соответствовать как минимум 60 из 300 кредитов .
Квалификационные дескрипторы устанавливают общие качества и свойства или компетенции, характерные для обладателя степени определенного типа Квалификационные дескрипторы описывают пороговые значения академических стандартов в терминах знаний, пониманий и умений для обладателей различных квалификационных уровней
Градация дипломов по итоговым оценкам
Получение той или иной степени бакалавра зависит от итоговой (за весь период обучения) средневзвешенной оценки студента, то есть от того, насколько успешно учился студент и насколько глубоко освоил набор дисциплин заданной сложности Итоговая средневзвешенная оценка рассчитывается исходя из того, что каждая дисциплина программы бакалавра имеет свой вес, зависящий от ее объема и сложности Требования к уровням успеваемости, необходимым для получения диплома того или иного класса, изложены ниже [7]:
• отличие первого класса (First Class Honours, First or 1st) — получают лучшие выпускники, итоговая оценка которых находится в пределе от 70% до 100% (обычно около 10% от общего числа выпускников бакалаврских программ в Великобритании);
• отличие второго высшего класса (Upper Second Class Honours или 2:1) — получают успешные выпускники, получившие итоговые оценки выше среднего уровня — в пределе от 60% до 69% (около 45% от общего числа выпускников бакалаврских программ в Великобритании);
• отличие второго низшего класса (Lower Second Class Honours или 2:2) — получают успешные выпускники, закончившие программу с оценками в пределе от 50% до 59% (около 30% от общего числа выпускников бакалаврских программ в Великобритании);
• отличие третьего класса (Third Class Honours, Third или 3rd) — получают выпускники, закончившие программу бакалаврской подготовки и получившие итоговые оценки ниже среднего уровня — в пределе от 40% до 49% (около 5% от общего числа выпускников бакалаврских программ в Великобритании);
• без отличия — простой диплом об окончании (Ordinary degree . Pass) — получают выпускники, закончившие программу бакалаврской подготовки, но получившие итоговые оценки от 35% до 40%;
• неудовлетворительно (Fail) — получают выпускники, не сумевшие успешно закончить программу бакалаврской подготовки, как следствие, не получают соответствующую степень
Таким образом, уровень бакалаврской степени, присваиваемой выпускнику в Великобритании, зависит от трех необходимых условий:
• от объема выполненной работы (количество британских кредитов (tariff points) или кредитов (credits) по системе ECTS;
• от степени сложности выполненной работы (уровни освоенных студентом кредитов в соответствии с квалификационными таблицами FHEQ, SCQF, CQFW);
• от успехов студента в освоении программы обучения (итоговая средневзвешенная оценка по дисциплинам программы обучения)
Нарушение хотя бы одного из указанных условий ведет к понижению класса отличия степени
С другой стороны, в большинстве университетов существуют некоторые возможности повышения класса отличия для бакалаврской степени студента по отношению к заявленной . Если в процессе обучения его средневзвешенная оценка оказывается близкой к более высокому классу, то, при условии, что студент успешно выполнит определенный дополнительный объем работы, относящейся к этому классу, ему может быть присвоена более высокая бакалаврская степень . Это является хорошим стимулом для студента, который, может быть, первоначально недооценил свои возможности, но за счет проявленных способностей и трудолюбия смог достичь более высоких результатов, чем планировал
Утешительные степени
В большинстве британских университетов студентам, успешно выполнившим программу обучения одного и более лет, но по тем или иным причинам не желающим завершать бакалаврскую программу, могут быть присвоены промежуточные квалификации:
• «Сертификат о высшем образовании» (Higher Education Certificate) или «Высший национальный сертификат» (Higher National Certificate) после полностью завершенного года обучения;
• «Диплом о высшем образовании» (Diploma of Higher Education) или «Высший национальный диплом» (Higher National Diploma) после полностью завершенных двух лет обучения .
При этом британские университеты относятся к выдаче подобных сертификатов и дипломов не как к утешительным призам для не справившихся с программой обучения, а как к заслуженным наградам студентов, успешно выполнивших определенный объем учебной работы .
Заключение
1 . В целом система подготовки бакалавров в Великобритании находится на высоком уровне и является одной из лучших в мире. Об этом свидетельствует большая популярность британского высшего образования, основанная на глубоких традициях и высоком качестве обучения
2 . В Великобритании отсутствует единая Квалификационная система высшего образования . Существуют три параллельно действующие системы: в Англии и Северной Ирландии — FHEQ, в Уэльсе — CQFW, в Шотландии — FQHEIS . Каждая из них устанавливает свою иерархию уровней, трудоемкости и сроков обучения
3 . На примере подготовки бакалавров видно, что британская система высшего образования, несмотря на ее изначальную близость к Болон-ской системе, интегрированность в европейскую систему подготовки кадров, сохраняет высокую степень автономности и ориентирована на свои национальные интересы
4. Сравнительный анализ объема и содержания программ показывает, что фундаментальная подготовка британских бакалавров ниже, чем российских, диапазон их знаний, за редким исключением, сосредоточен в достаточно узкой профессиональной области . Это улучшает их шансы в части трудоустройства и в краткосрочной перспективе создает предпосылки для успешной работы В долгосрочной же перспективе из-за ограниченности кругозора создает трудности карьерного роста и проблемы в смене профессии . Если оценивать в среднем, то уровень подготовки бакалавра в Великобритании не выше, а зачастую и ниже чем в России . Но это не должно быть поводом для успокоения, поскольку британская система подготовки бакалавров создавалась и совершенствовалась в течение очень длительного времени и накопила значительный положительный опыт, который, в частности, был использован при создании федеральных образовательных стандартов РФ, основанных на компетентностном подходе.
5 . Из-за особенностей законодательства, гибких образовательных стандартов британские университеты обладают высокой автономностью в части определения структуры и содержания программ бакалавров, созда-
ния новых программ обучения, в том числе на стыке наук, где наиболее часто происходят инновации, что позволяет им чутко реагировать на изменения спроса на рынке специалистов. Британские университеты не отвергают, но и не абсолютизируют Болонские соглашения . Поэтому выпускаемые ими бакалавры по содержанию и направленности обучения фактически покрывают весь многообразный спектр профессий . Это могут быть инженеры, технологи, дизайнеры, научные работники различных профилей, педагоги и т. д . То есть наряду с классическими бакалаврами, они фактически готовят и инженеров или в более широком понимании — дипломированных специалистов соответствующих уровней . Причем сочетание двухуровневых и моносхем обучения, позволяет им довольно успешно готовить как инженеров-эксплуатационников, так и инженеров-разработчиков новой техники или технологий, инженеров-исследователей . Опыт британской высшей школы лишний раз подтверждает необходимость сохранения программ подготовки дипломированных специалистов (инженеров) в России, особенно для тех областей, где другие формы подготовки оказываются менее эффективными
6 . Британские программы бакалавров отличаются значительным объемом дисциплин по выбору, удельный вес которых растет на старших курсах
7. Программы бакалавров Великобритании отличаются большим удельным весом самостоятельной работы студентов В совокупности с постановочным характером лекций и дискуссионным характером тьюто-ринга это воспитывает в студентах склонность к анализу, самостоятельному мышлению, приучает их больше работать с литературой, самостоятельно добывать и пополнять свои знания, то есть вырабатывать в себе компетенции, необходимые для дальнейшей практической деятельности
8 . Дипломы бакалавров, выпускаемых британскими университетами, диверсифицированы по уровням, характеризующим объем и сложность освоенных студентами программ обучения, а также глубину усвоения ими содержания предложенных программ Такой подход позволяет лучше стимулировать успеваемость и трудолюбие студентов, учитывать их способности, проблемы, связанные с возможностью обучения . Существует потенциальная возможность повысить статус диплома Для студентов, по тем или иным причинам не могущим выполнить программу в полном объеме, остается возможность получения бакалаврского диплома более низкого класса или диплома (сертификата) об образовании более низкого уровня . Любой из выдаваемых документов считается показателем успешности, признается в государстве и дает возможность трудоустроиться
9 . Выпускные квалификационные работы (диссертации) бакалавров, обучающихся в британских университетах, отличаются большим разнообразием, как по объему, так и по содержанию Это отражает как специфику подготовки разного рода специалистов (например, обучение дизайну
невозможно без создания, наряду с исследованием, реального прототипа объекта), так и прагматическое стремление кафедр максимально эффективно использовать студентов в своих научных исследованиях, реализации проектов, выполняемых по заказу промышленности
10 . Особенностью британских программ бакалавриата является включение дисциплин, развивающих личные качества студентов, способствующих воспитанию лидерства, привитию навыков коллективной работы Для достижения этих целей используются также развитые формы групповых лабораторных работ, групповых проектов, которые зачастую не ограничиваются только исследованиями, моделированием, расчетами и проектированием, а включают и практическое изготовление прототипа, измерение и верификацию его характеристик При этом предметом оценки могут являться такие показатели, как правильность выбора лидера группы, разделения функций между участниками проекта, сроки выполнения проекта Британские программы направлены в основном на формирование успешности выпускника в профессиональной деятельности или на передачу ему определенного объема знаний, в то время как российские образовательные стандарты обязательно включают общекультурные компетенции, направленные на гармоничное развитие личности, включая здоровый образ жизни (физкультура)
11 Основной и превалирующей формой контроля знаний в британских университетах, в отличие от российских университетов, является письменный экзамен длительностью 2—3 часа В отличие от многих российских университетов, переносящих центр тяжести в итоговой оценке по дисциплине на текущий контроль в течение семестра, в университетах Великобритании по-прежнему велик удельный вес экзамена и может достигать величины 50—90% от нее. Это говорит о том, что в британской высшей школе в первую очередь уделяется внимание не знанию студентом отдельных разделов дисциплины, а пониманию взаимосвязи между ними и тому, как эти знания можно использовать для дальнейшего углубления образования, проведения научных исследований или решения практических задач проектирования . В вузах России до сих пор большое распространение имеет устный экзамен, основанный на традициях русской школы и учитывающий менталитет наших студентов Использование системы внешних экзаменаторов позволяет сделать контроль знаний студентов более объективным
Некоторые выводы, сделанные в Заключении, будут более обстоятельно обсуждены и аргументированы в последующих статьях
Литература
1. Кузьминов Я. К 2018 году заработает система оценки профессиональных квалификаций . Известия . 27 июля 2016 . [Электронный ресурс] URL: http://izvestia . ru/news/623942#ixzz4Fau7PcW7 (дата обращения: 02 . 08 . 2016) .
2. Лаврентьева Е.А. Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 54—60 . [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka . ru/article/n/prikladnoy-bakalavriat-perspektivy-i-problemy (дата обращения: 02 . 08 . 2016) . 3 . Похолков Ю, Чучалин А., Боев О. Бакалавр-инженер: реальность и перспективы для России // Высшее образование в России . 2004. № 9. С. 3—14 . 4. Прахова М.Ю., Светлакова С.В. Подготовка магистров в инженерной области: отечественная модель // Высшее образование в России . 2014 . № 1 . [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka. ru/article/n/podgotovka-magistrov-v-inzhenernoy-oblasti-otechestvennaya-model-1 (дата обращения: 02 08 2016)
5 . Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России . 2004. № 2 . С . 3—11 .
6. Чучалин А.И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов // Высшее образование в России . 2015 . № 4. [Электронный ресурс] URL: http:// cyberleninka . ru/article/n/obrazovatelnye-standarty-veduschih-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 02 . 08 . 2016) .
7. Beyond the honours degree classification, The Burgess Group final report (PDF) . Publication date October 2007. Universities UK Woburn House . Retrieved 4 December 2010 . URL: http://www. hear, ac ,uk/sites/default/files/Burgess_final2007. pdf (дата обращения: 20 . 07. 2016) .
8 . European Centre for the Development of Vocational Training . [Электронный
ресурс] URL: http://www. cedefop . europa. eu/ (дата обращения: 10 . 01 . 2016) . 9. Integrated Mechanical & Electrical Engineering . University of Bath. Official website. [Электронный ресурс] URL: http://www.bath. ac.uk/study/ug/ prospectus/subject/integrated-mechanical-electrical-engineering/ (дата обращения: 14. 10 . 2015) .
10 . Lester S. The UK qualifications and credit framework; a critique . Journal of
vocational education and trainin. 2011 . Vol. 63 . № 2 . P 205—216 . [Электронный ресурс] URL:http://www. sld. demon.co .uk/qcf.pdf (дата обращения: 16 . 12 . 2015) .
11 . Sandwich Courses in Higher Education . A report on current provision and analysis
of barriers to increasing participation, July 2011 . [Электронный ресурс] URL: www.educationforengineering.org.uk (дата обращения: 16 . 12 . 2015).
12 School of Egineering Trinity College Dublin The University of Dublin Official website. [Электронный ресурс] URL: http://www.tcd.ie/Engineering/ undergraduate/baiyear1/ (дата обращения: 16 . 12 . 2015) .
13 . Scottish Credit and Qualifications Framework. [Электронный ресурс] URL:
http://scqf. org.uk/ (дата обращения: 15 . 10. 2015).
14 . The framework for higher education qualifications in England, Wales and Northern
Ireland. QAA. August 2008 . [Электронный ресурс] URL: http://www. qaa . ac .uk/ en/Publications/Documents/Framework-Higher-Education-Qualifications-08. pdf (дата обращения: 12 .10 . 2015) .
15 . The Frameworks for Higher Education Qualifications of UK Degree-Awarding
Bodies . Part A: Setting and Maintaining Academic Standards . UK Quality Code for Higher Education. October 2014. P 45—46. [Электронный ресурс] URL: http://www. qaa . ac . uk/en/Publications/Documents/qualifications-frameworks . pdf (дата обращения: 12 . 10 . 2015).
16 The framework for qualifications of higher education institutions in Scotland QAA. June 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www. qaa. ac .uk/en/ Publications/Documents/FQHEIS-June-2014.pdf (дата обращения: 12 . 10. 2015).
17. The UK Quality Code for Higher Education. [Электронный ресурс] URL: http://www qaa ac uk/assuring-standards-and-quality/the-quality-code (дата обращения: 15 . 08 . 2016) . 18 . United Kingdom — European inventory on NQF 2014. European Centre for the Development of Vocational Training . [Электронный ресурс] URL: http:// www cedefop europa eu/en/publications-and-resources/country-reports/united-kingdom-european-inventory-nqf-2014 (дата обращения: 15 . 08 . 2016) . 19. University of Cambridge . Official website . [Электронный ресурс] URL: http:// www. cam . ac . uk/ (дата обращения: 22 . 08 . 2016) .
20 . University of Oxford . Official website . [Электронный ресурс] URL: www. ox. ac .
uk/ (дата обращения: 22 . 08 . 2016) .
21 . University of Warwick . Teaching Quality. Credit and Module Framework . [Элек-
тронный ресурс] URL:http://www2 warwick ac uk/services/aro/dar/quality/ categories/courseapproval/credit/ (дата обращения: 22 08 2016)
22 . Welsh Government. Review and evaluation of the impact of the credit and
qualifications framework for Wales (CQFW), 2014 . [Электронный ресурс] URL: http://wales . gov. uk/statistics-and-research/evaluation-impact-credit-qualifications-framework-wales/?lang=en (дата обращения: 15 . 08 . 2016) .
23 . Wikipedia . Bachelor's degree . [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia .
org/wiki/Bachelor%27s_degree#cite_note-2 (дата обращения: 23 . 07. 2016) .