IV. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 321.01:321.64
В. Н. Ембулаев1
РАЗНООБРАЗИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
В истории становления, развития и укрепления коммунистического движения в России наблюдалась борьба против внедрения оппортунизма и мелкобуржуазной идеологии в рабочее движение. Отсюда и в традициях левого движения наблюдается многолетняя борьба между близкими течениями и взглядами, оттенками социализма и сторонниками различных представлений о тактике: большевики и меньшевики, сталинисты и троцкисты, державники и либералы и т.д. В современной Компартии РФ тоже выделяются два основных крыла — консервативно-государственнические и современно-социалистические.
Ключевые слова: коммунистическая партия, буржуазная партия, левое движение, консервативно-государственнические и современносоциалистические взгляды.
1 © Владимир Николаевич Ембулаев, профессор кафедры Математики и моделирования Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].
- 143 -
В капиталистических государствах неизбежно возникают условия для появления коммунистических партий, деятельность которых направлена на борьбу против эксплуатации трудящихся способом ликвидации власти буржуазии. Это вытекает из основного закона развития капиталистического общества, основанного на получении максимальной прибыли путём жестокой эксплуатации трудящихся, что и приводит к антагонистическому противостоянию между трудом и капиталом, и которое устраняется только единственным способом — ликвидацией власти буржуазии.
Жестокая эксплуатация трудящихся в целях получения капиталистами высокой прибыли вынуждают массы искать силу, способную защитить трудового человека от тягот, невзгод и лишений. И такую силу они находят в коммунистических партиях, которые ставят своей главной целью построение социализма в стране, что обеспечит более высокие социально-экономические отношения в сравнение с капитализмом.
Чтобы не допустить народ к участию в достижении главной цели коммунистических партий, владельцы частной собственности всеми средствами пытаются расколоть единство народа и не дать ему возможность объединиться. Именно поэтому капиталисты не жалеют денег на подкупы различных предателей и приспособленцев в левом движении. Создают всевозможные партии-обманки с целью недопущения основной массы людей на совместные действия с компартиями. Финансируют деятельность, как правило, двух основных буржуазных партий, которые от выборов до выборов поочерёдно лишь обещают улучшить положение трудящихся в условиях сохранения основ капитализма в стране: лейбористы и консерваторы в Великобритании, республиканцы и демократы в США и т.д.
На всём протяжении истории становления, развития и укрепления коммунистического движения в России наблюдалась борьба против внедрения оппортунизма и мелкобуржуазной идеологии в рабочее движение. Отсюда и в традициях левого движения наблюдается многолетняя борьба между близкими течениями и взглядами, оттенками социализма и сторонниками различных представлений о тактике: большевики и меньшевики, сталинисты и троцкисты, державники и либералы и т. д.
Не секрет, что в настоящее время в рядах КПРФ и среди её сторонников встречаются люди с весьма разнообразными политическими взглядами — от левых консерваторов до правых социал-демократов. Именно в отношении понимания государственных интересов в условиях «мирного» развития капиталистического общества
в Компартии тоже выделяются два основных крыла — консервативно-государственнические (КГ) и современно-социалистические (СС).
Сторонники КГ-направления, не всегда различая понятия «страна» и «государство» и не всегда учитывая, что характер государства с 1991 года резко изменился — из социалистического оно превратилось в капиталистическое, — на первый план выдвигают государственные дела. Они считают, что если хорошо будет в государстве, то хорошо будет и народу. Именно поэтому они убеждены, что чем больше членов КПРФ и её сторонников будет избрано в парламенты разных уровней, тем самым появляется возможность больше принимать законов в интересах людей труда, и, как следствие, быстрее мы придём к социалистическому обществу. Сторонники же СС-направления под государственными интересами понимают, прежде всего, интересы людей, граждан России. Они считают, что парламентский путь завоевания власти без поддержки народных масс снизу — это политический бред, и что представления о государственных интересах, как отличных от интересов людей труда, получить поддержку снизу без предварительного внесения социалистического сознания (!) в массы практически невозможно.
Как поясняют аналитики, усиление КГ-направления — это курс на маргинализацию. И не случайно именно это направление поддерживается администрацией президента. И, напротив, только усиление СС-направления способно значительно поднять политический вес партии в обществе, вплоть до перспектив завоевания власти.
Сторонники КГ-направления оправдывают свой выбор, ссылаясь на два следующие основные момента.
Во-первых, с их точки зрения тактика жёсткой борьбы за чистоту идей и рядов в большевистской партии была связана с установкой на вооружённый захват власти и диктатуру пролетариата. Когда же главной установкой европейских левых стало мирное завоевание политической власти через увеличение своих представителей в парламентах, подобная тактика, мол, устарела. И поэтому в современных условиях стратегическая задача КПРФ — не столько определение идеологических противников, сколько умение найти союзников. Не искать чужих среди своих, а напротив, превращать в своих даже чужих. И при этом отмечают, что менять исторически сложившиеся традиции классовой борьбы вроде всегда трудно, но это необходимо, чтобы ускорить процесс становления социалистического общества в России на современном этапе.
Не буду доказывать, как далеки сторонники КГ-направления от учения марксизма-ленинизма, но отмечу, что своевременно сказано в докладе Д. Новикова на VI (июльском 2010 года) совместном пленуме
ЦК и ЦКРК о том, что «если мы стремимся быть не парламентской, а ленинской партией нового типа — авангардной партией, то учёба всех коммунистов обязательна... Общеполитическая подготовка должна охватывать все категории коммунистов, независимо от возраста, партстажа, уровня образования и профессиональной принадлежности». Эта установка говорит о том, что в центральном руководстве КПРФ понимают негативные последствия для партии существование КГ- и СС-направлений и ищут пути его преодоления.
Во-вторых, сторонники КГ-направления ссылаются на мировой опыт, что, мол, во всём мире левые политические движения опираются, прежде всего, на интеллигенцию и молодёжь, на знаменитых и хорошо известных в обществе людей, даже если они не являются членами партии, а всего лишь её сторонники. Именно, мол, интеллигенция и молодёжь в обществе обычно реагируют не столько на то, что говорят, сколько на то, как говорят, т.е. реагируют на внешний эффект, на артистичность. Именно по стилю речи и поведения эти группы в обществе отмечают своих от чужих, доверяя первым и отказывая в доверии вторым. Именно поэтому, мол, в современной России в целях поднятия политического веса КПРФ в обществе необходимо опираться на интеллигенцию и молодёжь, и что новый экономический и политический курс власти возможен лишь в результате создания широкого блока левых и патриотических сил, представляющих интересы как наёмных работников, так и высокотехнологического социально-ориентированного бизнеса.
Трудно не согласиться с этим, если мы хотим видеть парламент любого уровня не как арену классовой борьбы со своими идеологическими противниками, направляя туда членов КПРФ с твёрдыми знаниями марксистско-ленинского учения, а как путь соглашательства с нынешним режимом, создавая как бы ещё одно молодёжно-интеллигентского объединение наподобие клубов «известных и знаменитых», «весёлых и находчивых» и т.д. А затем трубить во все фанфары, что в парламентских фракциях КПРФ имеются представители от всех слоёв общества, будто в этом и заключается главная задача оппозиционной партии в использовании трибуны буржуазного парламента в своих целях.
Однако сторонники КГ-направления в партии не хотят обращать внимания на поучительные примеры в истории коммунистического движения о том, как некогда влиятельные в народе партии коммунистов, сбившись с курса непримиримой к буржуазному строю оппозиции, переставали существовать. Это, например, случилось с Итальянской коммунистической партией (ИКП). Не будем раскрывать все причины её трагедии, но главную причину следует выделить — это стремление
руководства ИКП превратить её в ведущую силу страны исключительно через победу на выборах. И этому было подчинено всё.
Для притока новых интеллектуальных сил ставка делалась на молодую интеллигенцию, студенчество, которые, в отличие от рабочих, людей производства, знают жизнь преимущественно по книгам. Отбросили понимание, что в политической деятельности лучше иметь «белоголовых», чем «пустоголовых». В результате произошло свёртывание работы в рабочей среде, прервалась преемственность поколений и, что хуже всего, размылась накопленная политическая культура. Был предан забвению важнейший ленинский постулат, что политическая борьба в парламенте есть классовая борьба. Именно в парламенте итальянские коммунисты положили начало своей идеологической трансформации — пошли на союз с некоммунистическими политическими силами, что в конце концов привело компартию к заключению пакта с либералами. Генсек Энрике Берлингуэр назвал его «историческим соглашением». На самом деле это было соглашательство с политическими силами крупного капитала.
Началось идеологическое разоружение итальянских коммунистов, провозгласивших еврокоммунизм (ревизионизм новейшего времени) новой идеологической доктриной. Резкий поворот в политике партии её вожди объясняли необходимостью сформировать её новый, более современный облик, притягательный для широкой электоральной среды. Подменив социальную базу коммунистов (рабочий класс в первую очередь) «электоратом», границы которого всегда размыты, неустойчивы, ИКП уже не отличалась от противостоящих ей правых политических партий. В погоне за голосами избирателей её вожди стремились войти в политический истеблишмент страны, чтобы быть на равных с известными буржуазными парламентариями. И немало в этом преуспели.
Финал известен: имея самые лучшие стартовые позиции на выборах (треть всех избирателей отдавали голоса за коммунистов), постепенно ИКП оказалась на задворках политической жизни, и к концу 80-х прошлого века её уже не было в парламенте. Парадокс: став парламентской партией, она шла на выборах от поражения к поражению. Такова была расплата за политическое и идеологическое отступничество, за неправильное использование парламентской трибуны как оппозиционной партии. ИКП к 1991 году сменила название, но ничего не могло спасти её: партия Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти перестала существовать.
По той же дороге еврокомунизма пошли коммунистические партии Франции и Испании — одни из сильнейших некогда
коммунистических партий в Западной Европе. К сегодняшнему дню они превратились в периферийные политические партии.
Эти примеры есть поучительные уроки для настоящего и будущего коммунистов, для сторонников КГ-направления в КПРФ, утверждающих, что в настоящее время устарела тактика жёсткой борьбы за чистоту идей и рядов в коммунистической партии, что надо опираться в основном на интеллигенцию и молодёжь, на знаменитых и известных людей, и что необходимо добиваться включения представителей всех слоёв общества, — и не обязательно членов КПРФ, — в партийный список в качестве кандидатов в депутаты парламентов различных уровней.
В своё время Ленин, обращаясь к коммунистическим партиям Западной Европы, говорил, что буржуазному парламентаризму они обязаны противопоставить парламентаризм коммунистический. Теперь эта задача стоит и перед коммунистами России. Именно поэтому руководителям партии необходимо в корне пересмотреть своё отношение и к подбору кандидатов в депутаты от КПРФ при составлении партийного списка, и к работе депутатов-коммунистов в буржуазных парламентах всех уровней. И помнить, что социалистическими методами капитализм невозможно лечить.