Научная статья на тему 'Разнообразие и состояние цветочно-декоративных растений в озеленении пришкольных территорий центральной части г. Минска'

Разнообразие и состояние цветочно-декоративных растений в озеленении пришкольных территорий центральной части г. Минска Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
601
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТЕНИЯ МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЯНИСТЫЕ / ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ / АССОРТИМЕНТ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР / СОСТОЯНИЕ РАСТЕНИЙ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бурганская Тамара Минаевна, Козлова Мария Владимировна, Тырина Екатерина Михайловна, Одинец Анна Игоревна

Объектами исследования в 2013-2014 гг. являлись элементы цветочно-декоративного оформления детских учреждений образования г. Минска. Методика работ базировалась на проведении литературного поиска по теме исследований, детальных натурных обследованиях, фотофиксации наиболее характерных цветочно-декоративных композиций. Изучен ассортимент элементов цветочно-декоративного оформления детских учреждений образования г. Минска. Оценено состояние культур односезонного и многолетнего использования в цветочно-декоративных композициях. Декоративность элементов озеленения на пришкольных территориях центральной части г. Минска обусловлена использованием наряду с однолетними цветочными культурами многолетних видов растений. В цветочном оформлении пришкольных территорий доминируют многолетние культуры весенне-летних сроков цветения и цветущие во второй половине лета. Ограничен ассортимент растений, цветущих весной и осенью. Выявлено использование достаточно редко встречающихся в озеленении г. Минска многолетних культур. Выявлены тенденции увеличения площадей под цветочными культурами и разнообразие однолетних и многолетних культур, что свидетельствует о росте интереса к цветочно-декоративному оформлению территорий школ. В целом потенциальные возможности цветочных многолетников в плане обеспечения непрерывности цветения, долговечности в посадках, разнообразия форм реализованы не в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бурганская Тамара Минаевна, Козлова Мария Владимировна, Тырина Екатерина Михайловна, Одинец Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разнообразие и состояние цветочно-декоративных растений в озеленении пришкольных территорий центральной части г. Минска»

УДК 712.422

Т. М. Бурганская, М. В. Козлова, А. И. Одинец, Е. М. Тырина

Белорусский государственный технологический университет

РАЗНООБРАЗИЕ И СОСТОЯНИЕ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ В ОЗЕЛЕНЕНИИ ПРИШКОЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. МИНСКА

Объектами исследования в 2013-2014 гг. являлись элементы цветочно-декоративного оформления детских учреждений образования г. Минска. Методика работ базировалась на проведении литературного поиска по теме исследований, детальных натурных обследованиях, фотофиксации наиболее характерных цветочно-декоративных композиций. Изучен ассортимент элементов цветочно-декоративного оформления детских учреждений образования г. Минска. Оценено состояние культур односезонного и многолетнего использования в цветочно-декоративных композициях. Декоративность элементов озеленения на пришкольных территориях центральной части г. Минска обусловлена использованием наряду с однолетними цветочными культурами многолетних видов растений. В цветочном оформлении пришкольных территорий доминируют многолетние культуры весенне-летних сроков цветения и цветущие во второй половине лета. Ограничен ассортимент растений, цветущих весной и осенью. Выявлено использование достаточно редко встречающихся в озеленении г. Минска многолетних культур. Выявлены тенденции увеличения площадей под цветочными культурами и разнообразие однолетних и многолетних культур, что свидетельствует о росте интереса к цветочно-декоративному оформлению территорий школ. В целом потенциальные возможности цветочных многолетников в плане обеспечения непрерывности цветения, долговечности в посадках, разнообразия форм реализованы не в полной мере.

Ключевые слова: растения многолетние травянистые, цветочно-декоративные композиции, ассортимент цветочных культур, состояние растений, декоративность.

T. M. Burhanskaya, M. V. Kozlova, A. I. Odinetz, E. M. Tyryna

Belarusian State Technological University

DIVERSITY AND STATE OF THE ORNAMENTAL PLANT IN A GREEN OF SCHOOL GROUNDS CENTRAL PART OF MINSK

The objects of study in 2013-2014 years are elements of ornamental decoration of children's educational institutions of Minsk. The technique works are based on conducting literature search on the subject of research, detailed field surveys, photographic images most characteristic ornamental compositions. Range of elements ornamental design of children's educational institutions of Minsk is studied. The condition of crops monogrades and long-term use in ornamental compositions is assess. Decorative elements of landscaping on the school grounds of the central part of Minsk due to the use, along with annual flower seeds perennial plant species. The perennial crops spring-summer timing of flowering and flowering in late summer dominate in flower decoration of school territories. Range of plants, flowering in spring and autumn, limited. It is revealed a sufficiently rare perennial crops in planting of Minsk. The trends of increasing the area under flower crops and a variety of annual and perennial crops are identified, which it is indicates about of growing interest in the flower design of school grounds. In general, the potential of flower perennials in terms of ensuring the continuity of flowering, durability in crop diversity of not implemented in full.

Key words: perennial herbaceous plants, ornamental composition range of flower crops, the state of plants, decorative.

Введение. В 2013-2014 гг. детально изучены 32 цветочно-декоративные композиции, расположенные на территории шести школ и гимназий г. Минска. Исследования базировались на использовании методики, разработанной Н. А. Макознак, Т. М. Бурганской, М. В. Сидоренко [1].

Основная часть. Проведенные исследования показали, что в цветочно-декоративном оформлении пришкольных территорий цен-

тральной части г. Минска используется разнообразный ассортимент цветочных культур. Основу ассортимента 2014 г. составляли многолетние растения (56% от встречаемости всех культур, используемых в создании цветников) и красивоцветущие растения односезонного использования (20%). Декоративно-лиственные растения односезонного использования и ковровые растения применяют в 2% и 3% соответственно от общей встречаемости видов. Также

216

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 1. Лесное хозяйство

используют многолетние растения, не зимующие в открытом грунте (3%). Вьющиеся летники не встречались. Древесные растения составляют 16%. На рис. 1 показано соотношение разных групп декоративных растений в оформлении территорий детских учреждений образования г. Минска.

3% 3% 2% 4 5 6

гГЙШИвйч/... 56%

2

Рис. 1. Соотношение групп декоративных растений, использованных в оформлении территорий детских учреждений образования г. Минска в 2014 г.: 1 - цветочные многолетники, зимующие в открытом грунте; 2 - красивоцветущие летники; 3 - древесные растения; 4 - ковровые растения;

5 - цветочные многолетники, не зимующие в открытом грунте;

6 - декоративно-лиственные летники

Ассортимент многолетних цветочных культур в озеленении территорий детских учреждений образования г. Минска представлен краси-воцветущими и декоративно-лиственными растениями. Наибольшую ценность представляют культуры, отличающиеся стабильностью декоративных признаков на протяжении вегетативного периода: хоста, лилейник, бадан и др.

Процентное соотношение декоративных растений по производственным группам в ассортименте цветочно-декоративных композиций на изученных в 2014 г. объектах озеленения представлено на рис. 2.

22%

3 \

1

...---■-■ :. - --■■/.. 40%

38% 2

Рис. 2. Соотношение разных групп декоративных растений в цветочно-декоративном оформлении территорий детских учреждений образования г. Минска в 2014 г.: 1 - травянистые растения односезонного использования; 2 - травянистые растения многолентней культуры; 3 - древесные растения

Представленные на рис. 2 данные свидетельствуют, что в озеленении территорий детских учреждений образования г. Минска для оформления цветников применяются примерно в равной степени травянистые растения односезон-ного (40%) и многолетнего использования (38%). Древесные растения составляют 22% обследованных цветочно-декоративных композиций.

Примерно 28% композиций созданы с использованием многолетних цветочных культур, дополняемых ежегодно посадками культур однолетнего использования; в состав большинства цветочно-декоративных композиций (31%) входят цветочные культуры однолетнего, многолетнего использования и древесные растения. Встречаются композиции только из многолетних культур (2 композиции, или 6%) и только из однолетних (7 композиций, или 22%). Таким образом, при создании цветников используются различные комбинации культур односезонного и многолетнего использования, часто вводятся в композиции древесные растения (14 композиций, или 44%).

Однолетние культуры в композициях на территориях детских учреждений образования г. Минска отличаются продолжительным цветением, которое длится с июня по октябрь (агератум мексиканский, бегония всегдацветущая, петуния гибридная, сальвия сверкающая, др.). Ассортимент многолетних цветочно-декоративных культур довольно разнообразен и представлен преимущественно видами растений летних сроков цветения (гвоздика перистая, нивяник наибольший, колокольчик карпатский и др.).

Изучение композиций по количеству цветочных культур показало, что в оформлении территорий детских учреждений образования г. Минска наиболее широко встречаются композиции из десяти и более культур (31%), а также из 3-5 и 6-10 культур (по 25%). Значительно реже в композициях используются монокультуры растений односезонного использования (6% композиций) и сочетание двух цветочных культур (13% композиций) (рис. 3).

31%

6% 1

25%

Рис. 3. Соотношение изученных цветочно-декоративных композиций п

0 количеству цветочных культур на пришкольных

территориях г. Минска в 2014 г., шт.:

1 - 1; 2 - 2; 3- от 3 до 5; 4 - от 6 до 10; 5 - более 10

5

2

Площади под цветочными культурами в оформлении пришкольных территорий центральной части г. Минска в 2013-2014 гг.

Наименование объекта Площадь под цветочными культурами, м2

однолетними многолетними

2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.

ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска» 19,0 35,1 18,0 168,7

ГУО «Гимназия № 40 г. Минска» 83,5 91,0 94,6 99,2

ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска» 19,5 24,4 30,5 51,3

ГУО «Средняя школа № 47 г. Минска» 22,5 135,8 29,5 113,7

ГУО «Гимназия № 17 г. Минска» 13,0 46,4 13,0 207,1

ГУО «Средняя школа № 189 г. Минска» 9,0 34,0 12,5 69,0

Всего 166,5 366,7 198,1 709,0

Большинство обследованных композиций (59%) на территории детских учреждений образования г. Минска созданы с участием преимущественно красивоцветущих и декоративно-лиственных цветочных многолетников, таких как хоста гибридная, гвоздика перистая, гейхера кроваво-красная, бадан толстолистный и др. Из числа многолетних культур, не зимующих в условиях открытого грунта, наибольшее распространение в цветочно-декоративных композициях получили канна садовая; единично используются горшечные вечнозеленые растения - хлорофитум, плектрантус, пеларгония. Чаще других в цветочно-декоративном оформлении изученных объектов использованы однолетние культуры - бегония, цинерария, тагетес, сальвия, которые встречаются в 25% композиций. Относительно редко в обследованных композициях представлены ан-тирринум и колеус.

Распределение площадей под цветочными культурами в оформлении территорий детских учреждений образования г. Минска представлено в таблице.

Сравнительный анализ цветочно-декоративных композиций, проведенный на изученных объектах озеленения в 2013-2014 гг., показал тенденцию к увеличению в 2014 г. площадей под однолетние цветочные культуры в 2-6 раз (67% школ) и под многолетние культуры в 216 раз (83% школ). Только на территории ГУО «Гимназия № 40 г. Минска» площадь под цветочными культурами увеличилась незначительно. В целом, площади под цветочными однолетниками в 2014 г. увеличились в 2 раза, под многолетниками - в 4 раза, что свидетельствует о росте интереса к цветочно-декоративному оформлению территорий школ (рис. 4).

На территории изученных учреждений образования по занимаемой площади доминировали цветочные культуры многолетнего использования по причине их долговечности и относительной неприхотливости. Культуры односезонного использования преобладали в

оформлении территории только в одной из изученных школ (средняя школа № 47), где был создан ряд ярких тематических композиций с применением бегонии, цинерарии, сальвии, канны.

Рис. 4. Распределение площадей под цветочно-декоративными растениями на территориях детских учреждений образования г. Минска по годам исследований, м2

Состав культур односезонного использования в целом является традиционным и позволяет обеспечить длительную и стабильную декоративность цветников с весны до осени. Ассортимент цветочно-декоративных многолетних культур в 2014 г. отличался значительным разнообразием (61 культура) по сравнению с цветочными однолетниками. Наиболее распространенными типами композиций с участием травянистых многолетних растений были группы, миксбордеры и рокарии (рис. 5).

100

50

2013 2014

- культуры односезонного использования ■ - многолетние культуры

Рис. 5. Разнообразие цветочных культур на территориях детских учреждений образования г. Минска по годам исследований, шт.

0

218

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 1. Лесное хозяйство

Достаточно высокой декоративностью и хорошим состоянием характеризовались многолетние астры, бадан, барвинок, гейхера, чис-тец. В ряде случаев наблюдалось несоответствие экологических условий произрастания многолетних культур их требованиям к культуре.

В 2014 г. выявлено увеличение разнообразия однолетних культур на 10 видов в сравнении с 2013 г. Средние и высокие показатели оценки состояния и проективного покрытия цветочно-декоративных растений односезонно-го использования в композициях в данной ситуации обусловлены посадками на объекты озеленения уже сформировавшихся цветущих растений с земляным комом, в котором содержится оптимальное количество элементов минерального питания.

Заключение. Декоративность элементов озеленения на пришкольных территориях центральной части г. Минска обусловлена исполь-

зованием наряду с однолетними цветочными культурами многолетних видов растений. Посадки цветочных однолетников в целом характеризуются значительной выравненностью по комплексу декоративных признаков. Отклонения от сортовых признаков прослеживаются, как правило, по высоте растений, реже по окраске их цветков. Растения большинства многолетних культур различаются по размерам, высоте и габитусу куста, характеризуются неравномерностью цветения и плодоношения.

В цветочном оформлении пришкольных территорий доминируют многолетние культуры весенне-летних сроков цветения и цветущие во второй половине лета. Ограничен ассортимент растений, цветущих весной и осенью. В целом, потенциальные возможности цветочных многолетников в плане обеспечения непрерывности цветения, долговечности в посадках, разнообразия форм реализованы не в полной мере.

Литература

1. Макознак Н. А. Комплексный подход к оценке элементов цветочно-декоративного оформления городских пространств / Н. А. Макознак, Т. М. Бурганская, М. В. Сидоренко // материалы XIV международной конференции «Проблемы озеленения крупных городов» / Изд-во МВК ВВЦ. Москва, 2011. С. 106-109.

References

1. Makoznak N. A., Bourhanskaia T. M. [An integrated approach to the assessment of the elements ornamental design of urban spaces] Materialy XIV mezhdunarodnoy konferentsii (Problemy ozeleneniya Krupnykx gorodov) [Materials of XIV International Conference (Problems of gardening major cities)]. Moscow, 2011, pp. 106-109 (in Russian).

Информация об авторах

Бурганская Тамара Минаевна - кандидат биологических наук, заведующая кафедрой ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: tburganskaya@gmail.com

Козлова Мария Владимировна - магистрант кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: sone4ka-2009@mail.ru

Тырина Екатерина Михайловна - студентка. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: kafedralpsps@ gmail.com

Одинец Анна Игоревна - студентка. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: kafedralpsps@gmail.com

Information about the authors

Burhanskaya Tamara Minaevna - Ph. D. Biology, head of the Department of Landscape Design and Architecture. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: tburganskaya@gmail.com

Kozlova Maria Vladimirovna- graduate student, Department of Landscape Design and Architecture. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: sone4ka-2009@mail.ru

Tyryna Ekaterina Mikhaylovna - student. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: kafedralpsps@gmail.com

Odinetz Anna Igorevna - student. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: kafedralpsps@gmail.com

Поступила 23.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.