ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 1
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Е.М. Мчедлова, докт. социол. наук, ст. науч. сотрудник Института социально-политических исследований РАН*
РАЗНОАСПЕКТНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОССИЯН (2010-2012)
M.M. Mchedlova
DIFFERENTIATION OF ASPECTS OF POPULATION'S RELIGIOSITY IN RUSSIA RESEARCH
В статье рассматриваются различные подходы к изучению религиозности населения России (на материалах авторского исследования 2010—2012 гг.). Они включают: характеристику социальной группы верующих, их отношение к религии, церкви, ее духовной, а также социально-политической жизни; что думают верующие, как существуют, работают и общаются, как относятся к научным достижениям, принимают ли участие в жизни собственного государства, патриотичны, толерантны ли, как относятся к людям иной национальности и вероисповедания. Дается прогнозная оценка ситуации.
Ключевые слова: социальная группа верующих, религиозность и религиозное сознание, взгляды, поведение, образ жизни, права человека и толерантность, политика церкви.
In article it analyses different aspects of Russian people's religiosity (using the results of autor's research 2010—2012). Positions are: attitude of beliefs to religion and church, their life and socio-political activity; what the beliefs thing, how they exist, work and communicate, percept a scientific progressing; a participation in socio-political state-life, human rights and tolerance among other people etc. Autor shows the situation and prognostic of this social group.
Key words: beliefs, religion and religiosity, religious conscience, behavior, modification of life, HR and tolerance, church politics.
Исследование было проведено силами Отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН в 14 субъектах РФ, 33 регионах; выборка составила 2201 человек. Приведем некоторые социально-демографические характеристики респондентов. Прежде всего, исследованная в ходе опроса и анализа группа — люди верующие, но ведущие в основном светский образ жизни. Женщин среди респондентов было немного
* Мчедлова Елена Мирановна, e-mail: [email protected]
больше, чем мужчин, причем всех возрастов (чуть больше пожилых). Что касается образования, то здесь ситуация выглядит следующим образом: образование 7 классов и ниже — 1,7% респондентов, незаконченное среднее — 2,9, среднее — 20,2, среднее специальное — 38,8, незаконченное высшее — 7,7, высшее — 27,6, имеют ученую степень — 0,7, два высших — 0,5, отказ от ответа — 0,5%.
Показательно также то, что многие верующие уже давно освоили интернет, постоянно его используют и не только в трудовой деятельности. Итак, 60,6% опрошенных верующих постоянно используют интернет, 25,6% — не менее двух раз в неделю. Здесь проблемы вероисповедания отходят на второй план. Возникают вопросы для дискуссии: помогает ли верующим их вера в работе с интернетом или нет? А в деловой коммуникации?
Современные верующие менее коммуникабельны, практически не занимаются физической культурой и спортом. Большинство опрошенных верующих занимаются умственным трудом. Среди современных верующих мало многодетных: очевидно, существующие риски, в том числе экономические, оказывают свое негативное влияние.
В культовых практиках большинство опрошенных участвуют крайне редко. Стало быть, их можно отнести к невоцерковленным, пассивно верующим. В связи с этим трудно судить о степени религиозности населения, ее возрастании или убывании в тот или иной период. Прежде всего, как нам представляется, из-за ее латентности.
Изучению подверглись как вера в бога, так и другие аспекты религиозности: воцерковленность, культовые практики, религия как своего рода культурный пласт, верующие как активная социальная группа, религиозная образованность и образование, социально-экономические и социально-политические установки верующих россиян и их жизненное кредо, конфессиональные особенности.
Один из главных показателей религиозности — вера. Всякая религия основана на вере в бога (в разных конфессиях называется по-разному), в высшие силы, способные управлять миром. Научное знание базируется на фактах — природных, но получивших объяснение учеными с использованием научных терминов, оно конкретное и точное. Знание же религиозное — эфемерное. Оно объясняется не фактами, а обыденностью и при этом не подвергается сомнению (в отличие от науки, где сомнение лишь стимулирует постановку и дальнейшее решение проблемы). В него верят безапелляционно. Религиозное знание является в свою очередь источником повышенного внимания как тех же ученых, так и простого, но верующего населения. Для людей науки представляет интерес возникновение веры и верований, культурное наследие, историческая преемственность и т.д. Для людей, верящих в прови-128
дение, высшие силы, бога, вера — это мировоззрение, состояние души, психологический настрой и одновременно своего рода способ жизни. Что есть предмет веры? Мы не можем это точно сформулировать и познать.
Социологический опрос, проведенный нами на территории России, помог определить процент тех, кто действительно верит в бога, он составил 65—66%. Что же получается? Не все религиозно настроенные люди верят в бога истинно, до глубины души, всего две трети респондентов верят истинно. Есть и колеблющиеся (таковых 16—18%), и не верящие (9,5%), и те, кто верит во что-то другое. Значит, не только вера в бога позволяет нынешним верующим относить себя к данной категории. Очевидно, сюда можно отнести некоторую долю участия непосредственно в религиозной жизни (не без психоэмоционального вмешательства) — обрядах, постах и т.п., а также чтение специфической литературы, посещение "воскресной школы", проповедей (для определенных конфессий), наблюдение за деятельностью священнослужителей, церковных и поместных соборов и пр. Молодежь иногда интересуется верой, верить порой просто модно, но истинной верой молодежь себя не "загружает" (возможно, это психологическая защита от сегодняшних реалий, метаморфоз). Те кто рос в истинно религиозной семье, с устоявшимися обычаями, традициями и принципами, могут быть действительно верующими, по крайней мере они будут следовать религиозным обычаям, традициям и принципам в своей повседневной жизни.
Исходя из данных, представленных в табл. 1, можно понять, насколько глубока вера респондентов.
Таблица 1
Вопрос Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Знаете ли вы Символ веры — молитву "Верую", для мусульман — "щахада"? Не знаю, что это такое 43,3-50
Не знаю по содержанию 29,6
Знаю, но слабо (не все помню, не все понимаю) 17,8
Знаю по содержанию и могу объяснить другому, но наизусть не помню 5,6
Знаю наизусть 3,8
Получается, половина из тех, кто верит, не знает предмета своей веры, не знает специфического языка, на котором написаны священные книги и читаются молитвы. Какая-то часть из них не понимает, что написано, как это интерпретировать и т.п. Таким образом, вера — это просто вера, большинство респондентов не вдается в то, в чем ее суть, ее существование никак не выделяется.
Вера — проявление индивидуального и массового сознания. При этом индивидуальное сознание в настоящее время более не выражает открыто свое мировоззрение. Вера уходит как бы в глубь сознания, оставаясь личным делом каждого. Во многом это объясняется социализацией, желанием быть такими же, как все, а не сумасшедшими, маргиналами и т.д. Массовое сознание демонстрирует веру при значительных событиях, происходящих в стране именно в религиозной сфере (например, религиозные праздники для верующих различных конфессий, для православных — появление святынь (Пояс Богородицы, Дары Волхвов), имеющих и религиозное, и мировое культурное значение).
Из потенциально верующих (а их, напомним, две трети) мало кто посещает религиозную общину (или приход), более того — не хотят, что видно из табл. 2.
Таблица 2
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Участвуете ли вы в жизни какой-либо религиозной общины (прихода)? Да, участвую постоянно 8,2
Да, участвую иногда 14,4
Нет, но чувствую к ней принадлежность 9,3
Нет 63,1
Затрудняюсь ответить 5
Хотели бы вы участвовать в жизни религиозной общины? Да 7
Нет 77,9
Затрудняюсь ответить 15,1
Как часто вы посещаете храм (мечеть и т.д.)? Не посещал никогда 15,8
Очень редко, не каждый год 23,8
Раз в год 19,1
Несколько раз в год 24,9
Раз в месяц и чаще 7,6
Затрудняюсь ответить 8,8
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Как часто вы Никогда 43,2
исповедуетесь и причащаетесь? Редко, раз в несколько лет 25,9
Раз в год обязательно 9,6
Несколько раз в год 7,9
Раз в месяц и чаще 1,4
Затрудняюсь ответить 11,9
Молитесь ли вы Не молюсь вообще 31
Богу? Какими молитвами? Иногда, чаще своими молитвами 46,2
Иногда, чаще церковными молитвами 11,6
Молюсь церковными молитвами почти каждый день 5,7
Стараюсь читать утреннее или вечернее правило (или другой канон) 1,1
Затрудняюсь ответить 4,4
Соблюдаете ли вы Не соблюдаю 60,2
религиозные посты? Иногда, нерегулярно 25,9
Некоторые соблюдаю, некоторые — нет 7,1
Стараюсь соблюдать все большие посты 2,5
Соблюдаю все, большие в особенности 1,1
Затрудняюсь ответить 3,3
Почему те, кто позиционирует себя как верующие, не желают ничего этого делать, посещать молельные заведения, вообще не участвуют в практиках? Нет времени или по идейным соображениям? Ответы на этот вопрос могут быть разные: возможно, просто нет потребности или людям достаточно просто верить, либо никак себя не проявляя, либо проявляя, но как-то по-другому. Немногие, судя по данным табл. 2, общаются с другими верующими,
так или иначе приобщаясь именно к религиозной жизни (менее четверти опрошенных). Скорее всего, так происходит в патриархальных регионах. Значительно число тех, кто затруднился ответить, хотел бы он участвовать в деятельности общин, хотел бы видеть себя среди таких же верующих и всецело следовать правилам общины. Большинство не желает подобной формы общения, да и существования, и они довольно категоричны в своем выборе. Возможно, данная группа верующих респондентов знает, что творится в общинах, и ей это не нравится, либо она просто не приемлет сообщества по религиозным мотивам. Снова вопрос для дискуссии. Важна ли религия для этой группы респондентов? И да, и нет. Можно сказать, что в целом верующие пассивны в том, что касается соблюдения обрядов, жизни в общине и т.п.
Можно выделить еще одну группу респондентов, которые не верят в бога, чертей, сатану, а верят в кого-то или во что-то еще или просто в высшие силы (в приметы, гадания, гороскопы). К этой группе относятся 33,9% опрошенных, т.е. 1/3. В данном случае можно говорить только об индивидуальном, а не массовом подходе. Люди, относящиеся к этой группе, в случае какой-либо необходимости пойдут не в церковь и даже не в гражданские структуры, а к магам, колдунам, вещателям, знахарям и пр. Не нанесут ли тем самым эти люди вред себе, может быть, даже непоправимый вред? Однако большинство верующих не подвержено подобного рода верованиям, они более трезвы и рациональны, что вселяет надежду на лучшее. Об этом же свидетельствуют и данные табл. 3.
Таблица 3
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Верите ли вы в магию, колдовство? Да 38,4
Нет 52,1
Затрудняюсь ответить 9,6
Верите ли вы в астрологию, гороскопы? Да 33,9
Нет 55,4
Затрудняюсь ответить 10,6
Верите ли вы в приметы? Да 50
Нет 41,4
Затрудняюсь ответить 8,6
Большее число респондентов верят в приметы, нежели в проявления потусторонних сил. Данные табл. 3 показывают, что подобные воззрения либо вообще не связываются с какой бы то ни было религией, верой, либо люди не обращают на них внимания, не придают им никакого значения.
Обратимся теперь к следующему аспекту исследования религиозности. Очевидно, что верующим необходимо каким-то образом передавать свои знания, опыт, создавать историческую преемственность. Один вариант — воспитывать детей в религиозном духе в семье, что не для всех современных молодых людей приемлемо. Еще один вариант — религиозное образование в специализированных учебных заведениях, что тоже не всегда и не для всех возможно. Судя по данным, приведенным в табл. 4, большинство верующих — сторонники светского образования.
Таблица 4
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Как вы считаете, учебный курс Основ религиозных культур Обязательным 18,9
Факультативным 49
должен быть... В школе не надо вводить предметы, рассказывающие о религии 17,8
Затрудняюсь ответить 13,8
Если потребуется Основы православной культуры 39,9
ввести предмет, то какой конкретно? Основы мусульманской культуры 10,4
Основы буддистской культуры 3,8
Основы иудейской культуры 2,7
Основы мировых религиозных культур 19,1
Основы светской этики 19,3
Не выбрал бы никакой из этих предметов, не вижу в них смысла 21,3
Затрудняюсь ответить 15,1
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Где детям получать знания о религиозной культуре? В семье 53,1
В школе 32,6
В воскресной школе, любой другой религиозной организации 15
Путем самообразования (из книг, СМИ, интернета) 6,3
Подобные знания не нужны 10,3
Затрудняюсь ответить 10
Сделать вывод о том, как можно было бы воспитывать детей в религиозном духе, позволяют данные табл. 5.
Таблица 5
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Знаете ли вы Не знаю 76,4
церковно-сла-вянский язык? Не знаю, но хотел бы выучить 14,1
Понимаю на слух и могу прочесть, если текст написан современным языком 7
Понимаю по церковно-славян-ски и умею читать 2,5
Есть ли в вашем Библия или только Евангелие 55,5
доме религиозная литература? Коран 10,6
Молитвослов 18,6
Помимо Молитвослова также Псалтырь, акафисты и каноны 5,6
Минея, Октоих и Триодь (постная и цветная) 0,3
Алмазная Сутра 0,1
Бхават Гита 0,2
Закон божий 0,1
Нет подобной литературы 3,1
Затрудняюсь ответить 28,4
Вопросы Варианты ответов Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Читаете ли вы Евангелие (Коран, либо другие священные тексты)? Никогда 38,8
Когда-то давно читал 36,3
Читал или перечитывал недавно 10,1
Читаю регулярно 7,9
Раз в месяц и чаще 1,4
Затрудняюсь ответить 11,9
Посещали ли вы или ваши дети занятия по основам той или иной религиозной культуры? Да, я посещаю 8,3
Да, посещали мои дети 9,5
Нет 72,9
Затрудняюсь ответить 9,3
Очевидно, что родители, не разбирающиеся в предмете, мало чему могут научить своих детей в этом смысле. В подобных случаях родители либо сознательно выбирают обучение детей в специализированных школах, либо им гораздо проще отдать детей в светское учебное заведение, нежели самим учить старый церковный язык и читать литературу, чтобы затем передать эти знания и навыки своим детям.
Еще один аспект религиозности, который был изучен в ходе нашего исследования, — конфессиональный (точнее, этноконфес-сиональный, т.е. затрагивающий определенные интересы и статус наций и национальностей, имеющих то или иное вероисповедание, или наоборот, независимо от них, см. табл. 6).
Интересно отметить следующее. Очевидно, что приверженцев православия — превалирующее большинство, и это свидетельствует о том, что Россия — страна преимущественно православная. Однако также очевидно, что Россия — страна многоконфессиональная. В то же время в регионах с религиозным уклоном в местной "государственности" — мусульманских, буддистских — вера проявляется более ярко, открыто, с чувством. Вероятно, так происходит потому, что религия ислама или буддизма — это философия жизни. Они изначально предполагают массовое участие верующих,
Таблица 6
Соотношение представителей религиозных конфессий, подвергшихся опросу
К какой из перечисленных ниже конфессий вы себя относите? Число респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа (в %)
Православие 72-84
Старообрядчество 5
Католицизм 1,5
Протестантизм 1
Ислам 5
Иудаизм 0,3
Ни к какой 8
Затруднились ответить 5
которые верят рьяно, не скрывая своей религиозной приверженности. Подобное отношение — повседневный образ жизни верующих. Религия и соответственно вера их сближает, сплачивает. Однако и в этой сфере начались изменения. Так, в обществе уже идет дискуссия, носить ли мусульманкам хиджабы в школах или в других государственных учреждениях, ведь по конституции государство носит светский характер. Является ли запрет на ношение хиджабов в государственных учреждениях дискриминацией, заставляющей верующих данной конфессии идти в обход своих исторически сложившихся традиций и обычаев, нарушать привычный уклад жизни? Помимо этого возникают и другие вопросы, требующие ответов. В подобных случаях необходимо сотрудничество религиозного сообщества и государства.
Праздники, которые на протяжении длительного времени считались сугубо религиозными, например православные Пасха, Рождество, перестают быть таковыми. Например, во время Масленицы в торговле блинами, сувенирными и подарочными товарами принимают участие не только православные, но и представители других конфессий России. Вероятно, в данном случае религиозность отходит на задний план. Настроение у всех участников дружелюбное. Предположим, что в случае угрозы государству люди, и верующие и неверующие, сплотятся вне зависимости от их религиозной принадлежности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кублицкая Е.А. Развитие процесса десекуляризации в мегаполисе (мониторинговые исследования) // Социология религии в обществе позднего модерна. Материалы IV международной конференции. Белгород, 2014 (Kublickaja E.A. Razvitie processa desekuljarizacii v megapolise (monitorin-govye issledovanija) // Sociologija religii v obshhestve pozdnego moderna. Ma-terialy IV mezhdunarodnoj konferencii. Belgorod, 2014).
Мчедлова Е.М. Что показывает социологическое исследование сознания верующих // Социология религии в обществе позднего модерна. Материалы IV международной конференции. Белгород, 2014 (Mchedlova E.M. Chto pokazyvaet sociologicheskoe issledovanie soznanija verujushhih // Sociologija religii v obshhestve pozdnego moderna. Materialy IV mezhdunarodnoj konferencii. Belgorod, 2014).
Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности России: православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян. М., 2006 (Sinelina Ju.Ju. Izme-nenie religioznosti Rossii: pravoslavnye i musul'mane. Suevernoe povedenie rossijan. M., 2006).
Синелина Ю.Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2012. № 1 (833) (Sinelina Yu.Yu. Religija v sovremennom mire // Jekspert. 2012. N 1 (833)).
Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности россиян 1989—2012 // Социология религии в обществе позднего модерна. Памяти Ю.Ю. Синелиной. Материалы III международной конференции. Белгород, 2013 (Sinelina Yu.Yu. Dinamika religioznosti rossijan 1989—2012 // Sociologija religii v obshhestve pozdnego moderna. Pamjati Yu.Yu. Sinelinoj. Materialy III mezhdunarodnoj konferencii. Belgorod, 2013.).
Яблоков И.Н. Социология религии. М., 2014 (Yablokov I.N. Sociologija religii. M., 2014).