УДК 371.5
Кондрашова Я.К. студент 2 курса Владимирский государственный университет
Россия, Владимир Москвина И.В. студент 3 курса Владимирский государственный университет
Россия, Владимир
РАЗНИЦА СОВЕТСКОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ С СУЩЕСТВУЮЩИМ СЕГОДНЯ
Аннотация: в статье рассказывается об образовании в СССР, его достоинствах и недостатках. Какие особенности являлись ключевыми в образовательных учреждениях того периода. Как те или иные аспекты в преподавании повлияли на поколения. Особое внимание уделяется ученикам, их вовлеченности в процесс обучения и тому, как она изменилась с течением времени.
Ключевые слова: образование, СССР, идеология, система, мотивация, развитие, учебный подход.
Kondrashova Y.K. 2nd year student Vladimir state University Russia, Vladimir Moskvina I. V. 3rd year student Vladimir state University Russia, Vladimir
THE DIFFERENCE BETWEEN THE SOVIET APPROACH TO EDUCATION AND THE EXISTING ONE TODAY
Summary: The article describes education in the USSR, its advantages and disadvantages. What features were key in educational institutions of that period. How certain aspects of teaching have affected generations. Special attention is paid to students, their involvement in the learning process and how it has changed over time.
Keywords: education, USSR, ideology, system, motivation, development, educational approach.
«Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков -специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, - такова теперь задача».28
Советская школа подготовила огромное количество молодых людей, которые смогли освоить сложную боевую технику в кратчайшие сроки, что стало одной из причин победы Советского Союза во Второй Мировой войне.
Запад неоднократно отмечал успехи и достижения советского образования, особенно в конце 50-х годов. В мае 1959 года доктор Исследовательской Службы Конгресса США Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР».
"Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечается дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, широко распространялась неграмотность, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает себе равных в
"29
современной истории... 29
Образование, конечно, во многом не соответствовало мировым критериям. Но теперь-то мы хорошо понимаем, что это проблема «стандартов». Наше современное образование так же строиться по стандартам, но проблема кроется сугубо в самой системе.
Нам до сих пор не понятно, действительно ли систему образования в СССР можно считать лучшей в мире. Все-таки есть место губительного влияния идеологических принципов. Без сомнения, пропаганда существовала, но в том числе благодаря пропаганде в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным. Поговорим о качестве обучения: это достояние советского прошлого любят сравнивать с качеством обучения в современном обществе.
Одним из главных достоинств советской системы, бросавшихся в глаза, являлось его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года). Существовала четкая ступенчатая система (начальная, средняя школа, техникум, вуз, аспирантура, докторантура).
28 И.В. Сталин, Речь на VIII съезде ВЛКСМ, 1928.
29 Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР, 1959.
Знания синхронизировались, факты узнаваемые учениками на уроках физики, пересекались со сведениями, полученными при изучении химии и математики, благодаря чему знания были структурированы, а, следовательно, формировалась целостная картина мира. Но складывалось это посредством идеологии, что, в конечном счете, приводило к тому, что эта самая картина мира, которую получает ученик во время учебы, является идеологизированной. К тому же знания по сути своей были больше теоретическими и к реальной практике в жизни значения не имели. Существование такого понятия как «философия работы» не существовало как тогда, так и сейчас. Считалось неуместным вникать в проблему и суть той или иной отрасли, все сводилось к чисто теоретической и книжной информации.
В советское время была сильна мотивация к учебе. Существовала так называемая система шефства и опеки, когда отличник брал под свое крыло двоечника и занимался с ним до видимых результатов. Хотя данное явление подразумевало деление не только учеников, но и целых классов на умных и своего рода «отстойников». Так, в 70-х сложилась практика скрытой сегрегации, когда наиболее способные дети попадают в «А» и «Б» классы, а
30
неуспевающие этой чести не имеют.30
Существовали равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Знаний, полученных в школе, хватало для поступления в ВУЗ. Но нежелательным явлением было обязательное распределение после института на работу, а вот здесь уже имело значение родителей и связей. Уже к 70-ым более «равными» стали дети партократии — «те, кто равнее». Сюда же можно отнести то, что система среднего образования в позднем СССР деградировала. Пытаясь обрести всеобщую занятость, в ПТУ (профессиональное техническое училище) брали учеников, неуспевающих и закончивших школу с горем пополам, что рождало сознание нерадивости выпускников их низкий уровень образованности.
Весьма посредственное внимание уделялось изучению иностранных языков. Не было необходимого числа учебников и аудио материалов, из-за чего произношение страдало не меньше умения изъясняться на другом языке. На данный момент этот аспект приобретает более позитивные черты, но все-таки подход к обучению, например, английского языка, недостаточно хорош и продуктивен.
В советское время большое значение имели педагоги и их вклад в общество. Быть учителем считалось почётно. Сейчас нельзя себе представить ребенка, который в будущем хотел бы стать учителем. После перестройки стала меняться ситуация с зарплатой учителям - она стала падать.
30 Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923— 1941 гг. М.: Палладиум, 2010.
А теперь стоит разобрать отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением. Малая физическая развитость детей. Отсутствие подвижных игр. Если во время Советского союза на переменах девочки играли в свои извечные скакалки или резиночки, а мальчики играли в салки или «соловья-разбойника», то сейчас, за редким исключением, это явление невероятно редко. Зато появляется вечно пребывающий рядом телефон, без которого не может обойтись теперь не только взрослый занятой человек, но и молодежь. Дети играют на мобильнике по дороге в школу и домой, на переменах, на уроках. А что происходит, если учитель просит убрать телефон или, что еще хуже, отдать его до конца уроков? Тогда дети злятся и раздражаются, а это уже зависимость с одними негативными последствиями.
Информация, которую дети получают из мобильников, кино и передач, да и от самих родителей, как правило, мало связана с обыденной жизнью. В советское время если уж и были мультики, то они несли большое количество информации о хозяйстве, труде, бытовых вещах, которые могли пригодиться в любой момент. А сейчас герои известных мультфильмов не работают, они «мир спасают».
Так же существует большая проблема чтения книг, то есть их нечитания. Как говорил Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас же дети не читают ничего. Взять, к примеру, известный роман «Три мушкетера», который из трех классов средней школы дай бог прочтут несколько человек. А в советское время это произведение читали буквально все, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным.
Мотивация к учебе у современных школьников сводиться лишь к выполнению домашнего задания и успешному написанию контрольных работ. О каких-либо дополнительных факультативных занятиях или профильных направлений речи не идет. Советский ученик не редко оставался после урока у преподавательского стола, желая что-то узнать дополнительно, засыпать учителя вопросами. Сейчас представить такой картины невозможно. Сразу после звонка дети, хватая рюкзаки и телефоны дружно, бегут к выходу31. Современные ученики просто не понимают, зачем им учиться хорошо. Возможно, это связанно с тем, что киноиндустрия навязывает нам определенные стереотипы получения в этой жизни благ. Предположим, есть некий мальчик (или девочка), который не обладает какими-либо особыми способностями или талантами. Он неудачник и откровенный лузер - бедный, некрасивый, одинокий. И вдруг неожиданно выясняется, что он избранный! Невероятным волшебным образом он обретает все - особые таланты, успех, дружбу, признание. Представить себе такого героя в советском кино невозможно. Там, чтобы что-то получить и
31 Константинов Н.А. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. - С. 204-205
добиться, нужно много трудиться, учиться, преодолевать трудности и лень. Тогда ничего никому просто так не доставалось. Только благодаря труду, преодолевая эгоизм и трусость можно обрести себя и стать героем, сделать себя самому. Может именно поэтому многие дети сейчас просто ждут подарка от судьбы, не прикладывая к этому каких-либо стараний.
Советская система образования всегда была конкурентоспособной. Благодаря ей СССР вышел в 1960-ых годах на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира.
Образование в Советском Союзе имело определённое значение -научить и воспитать нового человека, который должен в дальнейшем стать строителем нового общества - коммунистического, то есть влияние идеологии было не безосновательным.32 СССР старался дать как можно больше знаний, которые в дальнейшем можно будет использовать. Большое внимание уделялось техническим специальностям. Обучение математике и физике было, в некоторых местах, на вузовском уровне. На сегодняшний момент сохраняется еще один принцип советского образования -доступность и массовость.
Все возможно изменить, ведь нет вины детей в том, что они вынуждены учиться в это непростое и противоречивое время. Особую роль необходимо уделить влиянию родителей, которые должны помогать своим детям, а так же учителям. Создав нормальную продуманную учебную программу, дав педагогам качественный учебник и возможность работать, а не кучу бумажной волокиты, за которой не видно смысла в обучении -получится творить с детьми чудеса, разжигая в них стремление и любовь к учебе.
Использованные источники:
1. Прокофьев М.А. Народное образование в СССР. М.: Просвещение, 1967. 541 с.
2. Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923—1941 гг. М.: Палладиум, 2010.
3. Константинов Н.А. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 447 с.
4. И.В. Сталин, Речь на VIII съезде ВЛКСМ, 1928.
5. Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР, 1959.
32 Прокофьев М.А. Народное образование в СССР. М.: Просвещение, 1967. - С. 122