Научная статья на тему 'РАЗМЫШЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ВЫХО-ДОМ В СВЕТ ПОСЛЕДНЕГО ТОМА «ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЕЙ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА'

РАЗМЫШЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ВЫХО-ДОМ В СВЕТ ПОСЛЕДНЕГО ТОМА «ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЕЙ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мартин Хайдеггер / «Черные тетради» / фе-номенология / германская философия ХХ в. / современная герман-ская философия / Martin Heidegger / Black Notebooks / phenomenolo-gy / twentieth-century German philosophy / modern German philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

В статье рассматривается 102 том Полного со-брания сочинений Мартина Хайдеггера, «Черные тетради» (1963–1970 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections on the publication of the last volume of Martin Heidegger’s Black Notebooks

The 102nd volume of Martin Heidegger’s Complete Works, Black Notebooks 1963-1970 has been published.

Текст научной работы на тему «РАЗМЫШЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ВЫХО-ДОМ В СВЕТ ПОСЛЕДНЕГО ТОМА «ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЕЙ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА»

УДК: 141.3

DOI: 10.31249/rphil/2024.02.03

ПОГОРЕЛЬСКАЯ С.В.* РАЗМЫШЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ В СВЕТ ПОСЛЕДНЕГО ТОМА «ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЕЙ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА

Аннотация. В статье рассматривается 102 том Полного собрания сочинений Мартина Хайдеггера, «Черные тетради» (1963— 1970 г.).

Ключевые слова: Мартин Хайдеггер; «Черные тетради», феноменология; германская философия ХХ в.; современная германская философия.

POGORELSKAYA S.V. Reflections on the publication of the last volume of Martin Heidegger's Black Notebooks

Abstract. The 102nd volume of Martin Heidegger's Complete Works, Black Notebooks 1963-1970 has been published

Keywords: Martin Heidegger; Black Notebooks; phenomenology; twentieth-century German philosophy; modern German philosophy.

Для цитирования: Погорельская С.В. Размышления в связи с выходом в свет последнего тома «Черных тетрадей» Мартина Хайдеггера // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 : Философия. - 2024. - № 2. - С. 47-60. -DOI: 10.31249/rphil/2024.02.03

С публикацией в конце 2022 г. 102 тома Полного собрания сочинений Мартина Хайдеггера франкфуртское издательство «Витторио Клостерман» завершило уникальный издательский

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии ИНИОН РАН.

проект, известный как «Черные тетради»1. Проект, столь же спорный, сколь и необходимый, позволяющий, как полагают многие, увидеть многие из тех сокрытых путей, которыми шла философская мысль Хайдеггера. Издание Собрания сочинений еще не завершено, но «Черные тетради», по крайней мере официально, заканчиваются публикацией данного тома. Как известно, сам философ, говоря об издании своего Собрания сочинений, предлагал издать записки, содержавшиеся в общих тетрадях черного цвета, не вплетенными в хронологический контекст, а вместе, в самом конце издания. Однако издатели решили иначе.

Полное собрание сочинений начало издаваться почти сразу после смерти Хайдеггера, первый том вышел в 1973 г. Первые тома выходили под редакцией ученых, лично знавших Хайдеггера, работавших и учившихся у него. Руководящую роль при этом играл бывший студент, а впоследствии личный ассистент Хайдегге-ра, профессор философии Фрайбургского университета Фидрих-Вильгельм фон Геррманн, которому сам философ в последние годы жизни поручил контролировать публикацию его Собрания сочинений. Однако ряд томов ПСС, охватывающих так называемые «Черные тетради», было поручено редактировать до того малоизвестному в мире хайдеггерианцев вуппертальскому профессору Петеру Травни2. Этот, чисто личный, фактор сыграл, как показало дальнейшее развитие, немалую роль в скандалах, сопровождавших публикацию первых томов «Черных тетрадей». Сам же Травни за годы издания «Черных тетрадей» приобрел репутацию одного из ведущих хайдеггероведов мира.

Мысль Хайдеггера вневременна, и в силу этого она была и остается частью современного не только философского, но и преподавательского, т.е. университетского процесса. Разгоравшиеся время от времени дискуссии о взаимоотношениях Хайдеггера с теорией и практикой национал-социализма, в частности, о его ректорской работе, неизбежно предполагавшей сотрудничество с правящей партией НСДАП и членство в ней, о его роли в травле его

1 Martin Heidegger. Hinweise und Aufzeichnungen.Vorläufiges I-IV. Bd. 102. Schwarze Hefte 1963-1970 / Martin Heidegger. Gesamtausgabe. Hrsg. von Peter Trawny. - Frankfurt am Main : Klostermann, 2022. - 441 S.

2 Причиной был назван тот факт, что фон Геррманн был против их издания.

бывшего учителя, профессора Гуссерля и т.д., касаясь личности философа и его повседневных жизненных установок в контексте исторических реалий, не затрагивали тем не менее его философских концепций. «Черные тетради», не только как тексты с определенным содержанием, но скорее как тексты, части содержания которых были еще до их публикации, в выдержках и цитатах, определенным образом преподнесены издателем философскому миру в его собственном исследовании, чуть было не повлекли ис-тарификацию всего философского наследия Хайдеггера по тем же схемам, что и философов национал-социализма. К счастью, всемирный формат мыслителя перевесил сиюминутность оценочных мнений «публичной сферы».

Отдел философии ИНИОН в своих реферативных, обзорных и аналитических публикациях исследовал оригинальное немецкое издание «Черных тетрадей» и западную дискуссию вокруг него. Завершение издания дает повод бросить заключительный взгляд

как на издание, так и на прошедшие споры.

***

В послевоенных тетрадях в начале «Замечания IV» Хайдег-гер цитирует знаменитые слова Лейбница: «Кто знает меня только из моих публикаций, тот не знает меня»1, что хорошо характеризует значение «Черных тетрадей»2. Они представляют собой записи для себя, подспорье в своем собственном творческом процессе, которые философ начал вести где-то с 1931 г. и вел практически до конца жизни. «Тетради» пронумерованы римскими цифрами и состоят из «Размышлений» (14 тетрадей), «Замечаний» (9 тетрадей), «Четырех тетрадей» (которых на самом деле две), «Знаков» (две тетради), «Vigiliae» (две тетради), «Notturno» (одна тетрадь) и «Предварительного» (четыре тетради), изданием которых в 2023 г. и завершился весь цикл.

1 Heidegger M. Anmerkungen I-V. Bd. 97. - Frankfurt am Main, 2015. - 530 S.; здесь - с. 225.

2 Хайдеггер объединял их исключительно по цвету тетрадей, в которых он их вел, броское название «Черные тетради» придумано издателем.

49

Еще в большей мере, чем в других ранее не публиковавшихся работах, они позволяют понять мышление Хайдеггера по ту сторону гнёта формальностей, или, как сейчас сказали бы, по ту сторону меняющейся политкорректности. «Черные тетради» - размышления, отрывки будущих работ, свидетельства эпохи, преломленные через личное восприятие философа, с определенным эмоциональным циклом, различным в разные жизненные фазы философа - от воодушевленных или гневных записок 1930-1940-х годов до безмятежности (знаменитой «Gelassenheit») позднего Хайдеггера. Они отнюдь не заслуживают более пристального критического внимания, нежели иные его труды, и интересны исключительно своей новизной. Особый резонанс в мире философии и жесткие дискуссии в «публичной сфере» они вызвали лишь в силу так называемых «антисемитских пассажей», содержащихся в записках периода национал-социализма, на которых их издатель, Петер Травни, построил свою собственную концепцию «бытийно-исторического антисемитизма» Хайдеггера.

Под «антисемитскими пассажами» подразумевался ряд онтологических рассуждений периода 1930 - 1940-х годов, в которых просматривается указание на «иудея» (Jude)1, в силу врожденной рациональности особенно предрасположенного к пути развития, который Хайдеггер называет «Machenschaft» («машине-рия»2) и, в силу характера своей расы, не просто дальше всех остальных народов удалившегося от Истоков Бытия, но и, в своей обустроенности там и в заботе о том, чтобы эта обустроенность не нарушилась, мешающего народам Окцидента вернуться к Истокам. Самыми известным были пассаж из Размышлений XII, XIV 96 т.

1 Немецкое слово «Jude» буквально подразумевает «иудея», т.е. религиозную принадлежность, однако по факту, по крайней мере в те времена, когда Хайдеггер создавал свою онтологию, подразумевало не только и не столько вероисповедание, сколько этнические характеристики, принадлежность к народу.

2 Напомним, что в истории Бытия (под которым подразумевается вне-онтологичное, изначальное бытие, «Seyn») Хайдеггер видит два начала (первое начало: идея, машинерия (Machenschaft) и второе начало: событие (Ereignis)) и один конец, манифестирующийся в технической машинерии, в технизации сущего. Эта машинерия должна исчезнуть, чтобы могло случиться Другое. На рубеже 1941 г. Хайдеггер полагает, что весь империализм манифестировался в высшей степени рационализации и технизации. Именно в этом контексте употребляется здесь слово «техника».

[Heidegger, Bd. 96, 2014, c. 56, 236], а также фрагмент из т. 97 [Heidegger, 2015, с. 20]1.

Фон Геррманн, предыдущий издатель ПСС, указал, что угол зрения, под которым «публичной сферой», а за ней и философским миром были восприняты «Черные тетради», был задан целенаправленно2. «Антисемитские пассажи» попали в прессу до публикации соответствующих томов ПСС и, будучи вырваны из исторического и текстового контекста и прокомментированы «научными журналистами» на уровне современных взглядов, вызвали нездоровый резонанс. Фон Геррманн выразил широко распространенное среди критиков Петера Травни мнение, что таким образом Травни обеспечил продажу своих собственных книг3.

Таким образом, дискуссия по «Черным тетрадям» изначально шла по трем направлениям:

- Критика их издателя. Философ Петер Травни, основавший в 2012 г. при Вуппертальском университете Институт Мартина Хайдеггера, не бесспорен. После хабилитации4, дающей право на профессуру, он не смог получить университетской профессорской кафедры, т.е. постоянного рабочего места. Как и у большинства современных немецких гуманитариев, научная, профессиональная биография Травни была так называемая Patchwork-биография (биография «лоскутного одеяла»): контракты, гранты для научных проектов, гонорарная работа. Поэтому к академической университетской репутации он особого пиетета не имел и мыслил практично. К этому следует добавить, что ученые, ведущие подобную нестабильную в профессиональном отношении жизнь, являясь, с одной стороны, в силу разнообразия мест работы и направлений

1 Погорельская С.В. «Черные тетради». Новое измерение философии М. Хайдеггера : аналитический обзор / РАН, ИНИОН, Центр гуманит. науч.-ин-форм. исслед., Отд. философии ; отв. ред. Г.В. Хлебников. - Москва, 2019. - 88 с.

2 Herrmann F.W., von, Alfieri, F. Martin Heidegger. Die Wahrheit über die Schwarze Hefte. - Berlin : Duncker & Humblot, 2017. - 335 S., здесь с. 18

3 «Вместо вдумчивого анализа разностороннего содержания рукописей как целого, содержание 34 тетрадей было заклеймено одним единственным броским и унизительным словом - все для того, чтобы возбудить интерес немецкой и мировой общественности и поднять шум», - возмущается фон Геррманн (там же).

4 Хабилитация - в немецкой системе науки и высшей школы так называется вторая диссертация, эквивалентная российской докторской диссертации.

исследований очень хорошими экспертами, в то же время озлоблены и чувствуют себя недооцененными профессиональным сообществом. Издание «Черных тетрадей» - возможность, данная ему издательством «Клостерманн» - оказалась шансом, и он использовал его1.

Объединив те тома ПСС, которые содержали записки из черных тетрадей, броским и интригующим названием «Черные тетради», Травни уже сделал путь к повышению количества продаж. Но, готовя тексты философа к публикации, он одновременно писал по этим, еще не увидевшим свет текстам, свои собственные книги про то, что гарантированно найдет сбыт не только у философов, но и у падкой до скандалов общественности - про «антисемитизм» Хайдеггера.

В стиле классической интриги в прессу были сделаны умелые вбросы о чем-то страшном, разоблачительном, что грядет с публикацией «Черных тетрадей». Со знанием дела Травни не производил эти вбросы сам - он всего лишь, «любезности ради», переслал в 2013 г. гранки готовящихся к публикации «Черных Тетрадей» коллегам-хайдеггерианцам во Франции (где Хайдеггер имел, пожалуй, даже больше сторонников, чем в Германии) для ознакомления с «антисемитскими» пассажами и с настоятельной просьбой обращаться с гранками бережно. Как отмечал несколько позже в связи с французскими контактами Травни французский семиотик Франсуа Растье, во Франции Травни «знает самые значительные места, в которые нужно наступить, чтобы породить международное эхо»2.

Вскоре после отсылки гранок «антисемитские цитаты» появились в «Nouvel Observateur»; ему последовало Radio France Culture. Публицистическая дискуссия, запущенная под совершенно определенным углом зрения, разгорелась до выхода в свет самого предмета дискуссии. Была подготовлена почва как для продаж «Черных тетрадей», так первой книги Травни про хайдеггеровский

1 См. подробнее: Погорельская С.В. Случай Травни. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 : Философия. - 2018. - № 1. - С. 164-167. - Рец. на кн.: Der Fall Trawny / Hrsg. Co-hen-Halimi M., Cohen F. - Wien ; Berlin : Turia+Kant, 2016. - 94 S.

2 Rastier F. Die Freiheit zum Irren, mit Heidegger. 28.10.2015 / HOHE LUFT Magazin, - URL: www.hoheluft-magazin.de

«бытийно-исторический антисемитизм». Она вышла одновременно с «Черными тетрадями» под броским названием «Хайдеггер и миф всемирного еврейского заговора»1. С вопросами к себе Трав-ни столкнулся после того, как публицистический и общественный ажиотаж утих, и научная дискуссия вновь вступила в свои права.

Антисемит ли Хайдеггер? Должен ли он быть историфици-рован как философ национал-социализма? Эта дискуссия корнями своими уходила еще в западногерманские времена, однако публикация «Черных тетрадей» дала ей новую пищу и качественно изменила. Здесь решающий вклад внес сам Травни со своими бестселлерами о «бытийно-историческом антисемитизме». Будучи убежденным, что жизнь философа развивается вокруг его научных трудов, Травни полагал, что Хайдеггер создал антисемитизм нового типа (с. 126) - «бытийно-исторический». Он пронизывает его мышление, и этот факт бросает новый свет как на его философию в целом, так и на ее интерпретации. Однако бытийно-исто-рический антисемитизм Хайдеггера не означает антисемитизма -всего его бытийно-исторического мышления как такового, он лишь эпизод в нем (с. 133). «Бытийно-исторический антисемитизм» Травни подразделяет на три типа. Все эти три типа он открыл в «Черных тетрадях». Первый тип - в котором «иудей» соединяется с машинерией и махинациями, второй - где иудеи упрекаются в том, что дольше других народов жить по законам расы, и третий, где речь идет о «мировом иудействе».

Итальянский исследователь Мессинезе, анализируя тезисы Травни и его толкование вышеназванных отрывков в их соотношении с полными текстами «Черных тетрадей», показывает, что на самом деле высказывания Хайдеггера о евреях лежат в той же плоскости, что и его же высказывания об американцах или о большевиках, однако о «бытийно-историческом антиамериканизме» или же «бытийно-историческом антибольшевизме» речи не идет2. Из цитируемых мест вообще не видно, пишет Мессинезе, чтобы Хайдеггер предписывал еврейскому народу как таковому

1 Trawny P. Heidegger und der Mythos der jüdischen Weltverschwörung. -Frankfurt am Main : Vittorio Klostermann Verlag, 2015. - 144 S.

2 Messinese L. Die Juden-Frage in den Schwarzen Heften im Lichte der „Kritik an der Metaphysik" // Hermann F.W., Von, Alfieri F. Martin Heidegger. Die Warheit über die Schwarze Hefte. - Berlin : Duncker & Humblot, 2017. - S. 262-280

какую-то особую негативную роль в истории Бытия, а лишь то, что он в историческом и культурном анализе рассматривает этот народ в числе прочих народов (с. 272).

Известная итальянская исследовательница Донателла ди Че-заре1 тоже считала «антисемитизм» Хайдеггера «философским», но не «бытийно-историческим», а «метафизическим», т.е. не выводила его за пределы западной традиции.

Значительный (с точки зрения не смыслов, а оценок) вклад в этот сегмент дискуссии внесли СМИ. Их роль может быть темой отдельного исследования.

Уже в ходе непродуктивных, скандальных дискуссий критические исследователи отмечали несоответствие поднятой в СМИ и перенесенной в философский мир шумихи об «антисемитизме» Хайдеггера реальному объему высказываний философа по «еврейскому вопросу». Итальянка К. Гуалдана с возмущением пишет о ди Чезаре: «Она излагает лишь крохотную часть тетрадей, но так, как будто именно эта часть - ключ не только ко всем тетрадям, но и ко всему мышлению автора «Бытия и Времени»2. При таком подходе мышление Хайдеггера превращается в «метафизику антисемитизма» (с. 285). По следам дискуссий вышел ряд исследовательских работ, большая часть из которых получила отражение в рефератах и рецензиях ИАЖ (РЖ) «Философия».

В итоге после поспешных реакций и перестановок в Обществе Мартина Хайдеггера3 исследования его философии начали возвращаться в философское, научное русло, разумеется, с учетом того нового, что предоставляли исследовательскому процессу всё новые тома «Черных тетрадей».

1 Di Cesare D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt am Main : Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S.

2 Gualdana C. Zur Medienwirksamen instrumentalisierung der „Schwarzen Hefte" in Italien // Herrmann F.W., von, Alfieri F. Martin Heidegger. Die Wahrheit über die Schwarze Hefte . - Berlin : Duncker & Humblot, 2017. - S. 281-328.

3 Общество Мартина Хайдеггера - Martin-Heidegger-Gesellschaft (осн. в 1985 г.) - одно из самых крупных философских объединений Германии, имеющее своей целью популяризацию трудов и мышления знаменитого философа. Проводит регулярные научные конференции, в сотрудничестве с его наследниками издает Полное собрание сочинений М. Хайдеггера, а также две серии исследований его трудов.

Принявший от ушедшего в отставку Гюнтера Фигала1 руководство обществом в 2016 г. профессор Гаральд Зойберт, немецкий философ и публицист, родом из баварской Франконии, пишет добротные христианско-консервативные исследования, в которых сохраняется дистанция как от правых апологетов Хайдеггера, так и от его левых критиков. «Ничто не следует умалять, но ничто не следует и возвеличивать лишь только потому, что оно принадлежит Хайдеггеру», - эта цитата Хельмута Феттера, взятая эпиграфом книги Зойберта «Интерпретации»2, вполне может охарактеризовать его отношение к философу. «Черные тетради» следует исследовать, как любое другое произведение философа - в научном ключе, по ту сторону полемики с его мыслями или же их апологии.

Для Зойберта Хайдеггер, несмотря на спорность его трудов, последний фундаментальный мыслитель ХХ в. Поэтому целью своей, по сути программной, для главы общества Мартина Хайдег-гера работы «Хайдеггер - конец философии или начало мышле-ния»3 Зойберт назвал попытку «документировать его пути, а не его труды», показать незавершенность этих путей в связи с постоянным личным развитием философа. С философом, находившимся в пути, не следует обращаться как с догматиком, завершившим свой путь и почившим на лаврах завершенных теорий, какими бы они ни были. Постоянно находящаяся в движении мысль философа делает относительным многое из написанного ранее или даже иначе интерпретирует его. Произведения Хайдеггера - это не тексты, это - пути, полагал Зойберт. Под его руководством общество про-

1 Гюнтер Фигал, известнейший исследователь М.Хайдеггера, заведовавший знаменитой кафедрой философии Фрайбургского университета (так называемой кафедрой Мартина Хайдеггера), в 2015 г. объявил о невозможности для себя представлять и популяризировать философа после публикации первого тома «Черных тетрадей», в связи с разгоревшейся дискуссией об антисемитизме философа. Ди Чезаре, итальянская профессор левой политической ориентации и автор бестселлера об антисемитизме Хайдеггера, была не согласна с позицией курато-риума, сопротивлявшегося, по ее мнению, критическим исследованиям в свете «Черных тетрадей». См. подробнее: Погорельская С.В. Мартин Хайдеггер. Актуальная дискуссия // Человек: образ и сущность. - 2019. - № 4 (39). - С. 39-57.

2 Seubert H. (Hrsg.) Auslegungen. - Freiburg : Verlag Karl Alber, 2018. - 365 S.

3 Seubert H. Heidegger - Ende der philosophie oder anfang des denkens. -Freiburg : Karl Alber, 2019. - 568 S.

должило свою регулярную работу, издавая труды и ежегодники, один из которых, в частности, занимался герменевтикой «Черных тетрадей», а другой был целиком посвящен обсуждению дискуссий вокруг них1.

***

Между тем «Черные тетради» продолжали выходить. Они уже не вызывали того фурора, который последовал за изданием первых четырех томов. Последовавшие в 2018 и 2019 гг. 98 и 99 тома привлекли внимание философов, но не журналистов. Это и к лучшему - как справедливо писал Ф.-В. фон Геррманн в своем труде «Правда о Черных тетрадях», философские изыскания станут возможными лишь после того, как схлынет публицистическая и идеологическая пена, поднявшаяся в связи с публикацией первых томов. В издательских комментариях к этим двум томам проскальзывают следы груза, свалившегося на Травни после того, как сообщество хайдеггерианцев, деморализованное после публикации его бестселлеров про антисемитизм, опомнилось и ударило в ответ. Интересно упоминание издателя, что гранки 99 тома были вычитаны не только им, но и «адвокатом Арнульфа Хайдеггера» (с. 187) - это показывает, насколько разошлись пути Травни и семьи философа после издания первых томов ЧТ. Им последовали в 2020 г. том 100 («Вигилии и нотурно»), охвативший период 19521957 гг. Названия «Vigiliae I и II» и «Notturno» подразумевают ночь, в которой философ может сконцентрироваться, наблюдать и мыслить. В них уже заметен тот покой или, вернее, «безмятежность» (Gelassenheit), который характеризовал стиль позднего Хайдеггера. Том 101 («Волны» I и II, Die Winke I und II) охватывают период до конца 1950-х годов.

Последний том «Черных тетрадей», как и предыдущие, не несет с собой более ничего скандального. Всё, что можно было сказать о «Черных тетрадях», о Хайдеггере в связи с новыми особенностями его мировоззрения, да и по личности самого Травни с

1 Heidegger-Jahrbuch. Band 12. Jenseits von Polemik und Apologie: Die „Schwarzen Hefte" in der Diskussion / Hrsg.: A. Denker, H. Zaborowski. - Freiburg ; München : Verlag Karl Alber, 2020. - 240 S.

его самопиаром на наследии великого философа, выплеснулось в яростной философской дискуссии 2016-2020 гг. и в основном было представлено русскоязычному читателю в рецензиях и в рефератах, опубликованных в ИАЖ (РЖ) «Философия».

Важное значение для понимания заметок этого тома, которые, судя по всему, Хайдеггер рассчитывал каким-то образом довести до читателя еще в те годы, когда писал их, дает их название «Предварительное» (Vorläufiges), поясняемое как «Предварительное / для немногих / потерянных/ вернувшихся» (с. 5). В него входит и новая для издателей тетрадь «Борозды», которую бывший ассистент Хайдеггера Фридрих-Вильгельм фон Геррманн передал управляющим наследием философа для публикации лишь в 2020 г.; она публикуется приложением (с. 369-431). Сам Хайдеггер описывает содержимое этой тетради как «езду по всемирной пашне языка» (с. 375), не претендуя быть понятым, поскольку «непонятность кроется не в недоступности этого мышления, а в изгибе (die Kehre) мыслимого Пред-Назначающегося (Zu-Denkenden), ускользающего от понимания, так что понимаемость уже не проникает в сферу истинности этого мышления» (с. 384-385). Для специалистов по языковым изысканиям Хайдеггера это приложение бесспорно будет представлять интерес, для переводчиков оно станет вызовом их способностям.

В остальном, в записях 1960-х годов повторяются многие мотивы и темы, уже звучавшие ранее, но получающие новые акценты. Заметно восприятие и осмысление философом общества, как всё более технизирующегося, ищущего технические решения во всех сферах своего функционирования, что наполняет его пессимизмом. Так, отзываясь на актуальные в те годы размышления о «кризисе образования», он считает, что речь идет не об образовании, а об обучении, конкретнее, о нехватке «политехнического и экономического воспитания» (с. 201) в то время, как искусство, стихосложение и мышление остаются уделом немногих.

И в этом томе встречаются отрывки, где философ заочно полемизирует с коллегами или оценивает тех или иных современников. Снова встречается критика Ясперса, проблема которого, с точки зрения Хайдеггера, заключалась в том, что он не задавался вопросом о смысле бытия, и, следовательно, мыслил недостаточно самостоятельно и радикально (с. 265). Еще одна заметка, четко

характеризующая отношение Хайдеггера к Ясперсу, видимо, представляет собой ответ на заданный ему вопрос о труде Ясперса «Великие философы», изданном в 1957 г.: «Все, что Карл Ясперс рассказывает о великих метафизиках - облекая свои мысли в форму морализирующе-экзистенциальной психологии философии -настолько правильно, что никогда не может быть правильным», являясь «раскрывающе-сокрывающим» (с. 206). Упоминается и Лёвит, в связи с изучением им когда-то ботаники: «Лёвит и ныне все еще ботаник - он собирает плоды чтения» (с. 22). Интересно замечание о Гюнтере Грассе, который спародировал стиль Хайдег-гера в одном из пассажей своего романа «Собачьи годы» (1963 г.). Хайдеггер сожалеет, что «репортёра такого формата, как Гюнтер Грасс, считают художником высокого уровня» и восхищаются им (с. 23). Сатира Грасса являет пустоту мысли, а за «плохо сидящей маской антифашизма» кроется «грубый и деструктивный нигилизм» (с. 26).

Хайдеггер негативно относился к социологии1, набиравшего в те годы популярность Адорно он считал «всего лишь социологом». Эта неприязнь к «эмпирической социологии» отражена и в записках тех лет: «Ослепление мышления социологией, взгляд на правду как на верифицированную истину. Универсальность такого взгляда позволяет безграничное скопление эмпирического материала, своего рода склад по заказу, для планирования общества и управления им, при одновременном исключении как излишества любого другого мнения о предназначении людей» (с. 224). Верифицируемое высказывание, несомненно, уступает в его глазах «стихослагающему изречению», которых, к слову, в его поздних записках более чем достаточно, например, когда нетипичное применение понятия ведет в парадокс: «Событие не событийствует» (с. 226). Здесь же он снова поясняет «изреченное» как «стихосло-женное», полагая различие мышления и стихосложения принадлежащим к метафизике и отвлекающим «определение мышления из

1 Это отмечает, в частности, его биограф Лоренц Йегер в недавно вышедшей работе «Хайдеггер. Немецкая жизнь» (Jäger L. Heidegger. Ein deutsches Leben. -Berlin : Rovolt, 2021. - 592 S.), которая рецензировалась в ИАЖ: Погорельская С.В. Хайдеггер - три биографии. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3 : Философия. - 2021. - №

4. - С. 190-193.

события» (с. 225). Как постметафизический мыслитель он спотыкается о различие между мышлением и стихосложением и пытается направить философию туда, где они бы вновь сомкнулись. «Мыслящее стихосложение» не нуждается ни в предназначении, ни в реализации, поскольку оно указывает на то, куда любому пониманию истины, основанному на ее верификации, не попасть никогда (с. 226).

Так завершен масштабный издательский проект. Он изменил подход к изучению и пониманию философии Хайдеггера в той мере, в которой делает это каждая новая публикация сокрытого ранее наследия, но, несмотря на дискуссии в публичной сфере, не умалил всемирности мыслителя и его философской величины.

Список литературы

1. Der Fall Trawny / Hrsg. Cohen-Halimi M., Cohen F. - Wien ; Berlin : Turia+Kant, 2016. - 94 S.

2. Di Cesare D. Heidegger, die Juden, die Shoah. - Frankfurt am. Main : Vitorio Klostermann, 2016. - 440 S.

3. Heidegger M. Hinweise und Aufzeichnungen.Vorläufiges I-IV. Bd. 102. Schwarze Hefte 1963-1970 / Martin Heidegger. Gesamtausgabe. Hrsg. von Peter Trawny. -Frankfurt am Main : Klostermann, 2022. - 441 S.

4. Heidegger M. Anmerkungen I-V. Bd. 97. - Frankfurt am Main, 2015. - 530 S.

5. Heidegger-Jahrbuch. Band 12. Jenseits von Polemik und Apologie: Die „Schwarzen Hefte" in der Diskussion / Hrsg.: A. Denker, H. Zaborowski. - Freiburg ;: München : Verlag Karl Alber , 2020. - 240 S.

6. Herrmann F.W., von, Alfieri F. Martin Heidegger. Die Wahrheit über die Schwarze Hefte. - Berlin : Duncker & Humblot, 2017. - 335 S.

7. Jäger L. Heidegger. Ein deutsches Leben. - Berlin : Rovolt, 2021. - 592 S.

8. Messinese L. Die Juden-Frage in den Schwarzen Heften im Lichte der, Kritik an der Metaphysik" // Hermann F.W., Von, Alfieri F. Martin Heidegger. Die Warheit über die Schwarze Hefte. - Berlin : Duncker & Humblot, 2017. - S. 262-280.

9. Messinese L. Die Juden-Frage in den Schwarzen Heften im Lichte der „Kritik an der Metaphysik" // Hermann F.W., Von, Alfieri F. Martin Heidegger. Die Warheit über die Schwarze Hefte. - Berlin : Duncker & Humblot, 2017. - S. 262-280.

10. Seubert H. (Hrsg.) Auslegungen. - Freiburg : Verlag Karl Alber, 2018. - 365 S.

11. Seubert H. Heidegger - Ende der philosophie oder anfang des denkens. - Freiburg : Karl Alber, 2019. - 568 S.

12. Trawny P. Heidegger und der Mythos der jüdischen Weltverschwörung. - Frankfurt am Main : Vittorio Klostermann Verlag, 2015. - 144 S.

13. Погорельская С.В. «Черные тетради». Новое измерение философии М. Хайдеггера : аналитический обзор / РАН, ИНИОН, Центр гуманит. науч.-

информ. исслед., Отд. философии ; отв. ред. Г.В. Хлебников. - Москва, 2019. -88 с.

14. Погорельская С.В. Мартин Хайдеггер. Актуальная дискуссия // Человек: образ и сущность. - 2019. - № 4 (39). - С. 39-57.

15. Погорельская С.В. Случай Травни. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2018. -№ 1. - С. 164-167. - Рец. на кн.: Der Fall Trawny / Hrsg. Cohen-Halimi M., Cohen F. - Wien ; Berlin : Turia+Kant, 2016. - 94 S.

16. Погорельская С.В. Хайдеггер - три биографии. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2021. - № 4. - С. 190-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.