УДК 316.426.3 ББК66.1(2)
А.Н. Овшинов, Г.П. Кальдинова, Д.В. Амаева
Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1917) СПУСТЯ СТОЛЕТИЕ
В статье дан анализ генезиса марксизма как научной политической идеологии и распространения ее в России, что характеризуется длительной классовой борьбой.
На материалах экспресс-опросов россиян мы постарались показать объективную картину отношения и оценку значения Октябрьской революции.
На основе данных социологического опроса сделан вывод о том, что Октябрьская революция является закономерным «разрешением» ситуации, в которой оказалось общество России в 1917 году, т.е. нерешенности задач, связанных с буржуазно-демократическими преобразованиями, отягощенными внешнеполитическими проблемами февральского этапа революции.
Ключевые слова: самодержавие, политический экстремизм, революция, радикализм, классовая борьба, трагедия, триумф, большевики, меньшевики, эсеры, общественное мнение, респондент.
A.N. Ovshinov, G.P. Kaldinova, D.V. Amaeva
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
THOUGHTS ABOUT THE RUSSIAN OCTOBER REVOLUTION (1917)
A CENTURYLATER
The article analyzes the origin of Marxism as a scientific political ideology and its spread across Russia. Class struggle plays a central role in Marxism.
We tried to get a real picture of the attitude and the assessment of the values of the Russian October revolution based on the results of express polls of contemporary residents of the Russian Federation.
Based on the data of the sociological survey, the researchers came to the conclusion that the Russian revolution was a consequence of the situation in Russian society in 1917. Some problems contributed to the revolution: the unsolved problems associated with bourgeois-democratic transformations and foreign policy problems of the February stage of the revolution.
Key words: autocracy, political extremism, revolution, class struggle, tragedy, triumph, the Bolsheviks, the Mensheviks, Socialist-Revolutionary, respon.
1. Введение
В настоящее время выделяются два основных взгляда на события Октябрьской революции - это трагедия, совершенная партией большевиков, или объективная историческая закономерность? Предстояло ответить на вопрос: какой из них более объективен и соответствует реальной действительности?
Отвечая на этот вопрос, необходимо четко представлять сущность марксизма как идейного течения второй половины XIX - начала XX вв., традиционно связанного с концепцией развития общества в ходе Октябрьской революции.
2. Материалы и методы
2.1. В качестве источников привлечены дореволюционные и современные историографические свидетельства революционного движения в России конца XIX - начала XX вв. и развития революционного кризиса в стране в феврале - июле 1917 г., а также данные ВЦИОМ.
2.2. Решение исследовательских задач рассматривается на основе исторического и социологического методов.
3. Обсуждение и результаты
3.1. Марксизм - научная политическая идеология.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о значении Октябрьской революции (1917 г.), распространении марксизма в России, необходимо хотя бы в общих чертах охарактеризовать теоретическое содержание марксизма как научной политической доктрины.
Карл Маркс выдвинул на первый план общественной жизни производственные отношения и выработал нетрадиционную концепцию общества, его истории. Согласно его пониманию, эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается ростом богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Революция которого станет революцией большинства для всех и, прежде всего, трудящихся классов [1].
Таким образом, основной политической идеей Маркс называет идею о положении и роли классовой борьбы в истории, месте пролетариата и его партии в условиях про-мышленно развитого общества, государстве как диктатуре класса, смене буржуазной формации и создании новой [3,с.234].
Марксизм - это научная политическая идеология, основанная на материалистическом понимании истории, диалектическом характере развития мира, искоренении частной собственности, пролетарской революции как пути разрешения противоречия между трудом и капиталом, достижения коммунистического идеала как цели общественного развития [2, с.571].
Рассматривая исторический опыт стран «реального социализма», мы наблюдаем несостоятельность некоторых марксистских трактовок, однако марксистское учение в области политики составляет серьезный фундаментальный научный пласт в всемирной социально-политической мысли, без которого невозможно представить истинную картину жизни общества XIX и XX вв.
3.2. Распространение марксизма в России.
Главная задача марксистов в России 70 гг. XIX в. - доказать, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, используя критику идей либерального народничества и идеи о том, что пролетариат станет движущей силой революции, а не крестьянство.
Отцом русского марксизма является Г.В.Плеханов, считавший, что созревание в недрах капитализма необходимых социально-экономических и культурных предпосылок социализма являются наиглавнейшим условием, предваряющим революционный переворот. Согласно его трактовке, социалистическое переустройство общества представляет собой итог процессов трансформации «зрелого» капитализма. Плеханов отвергал идею о легитимности государственных переворотов как позитивной форме модернизации воли новой политической правящей элиты [4, с.338].
Другой представитель «марксистской теории социального развития», политический деятель Струве стремился подчеркнуть, что перспективы развития Российской действительности существуют в контексте мировой цивилизации, «в их отношении к прошлому и будущему» [5, с.34-36).
Направление российского либерализма - «легальный марксизм» (90-е гг. XIX в.) -возникло тогда, когда такие его представители, как П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. считали себя во многом учениками Маркса, а его учение «прекраснейшим созданием социальной науки нового времени» [7, С.4].
Марксизм ими истолковывался в форме «экономического материализма», где общественные изменения, особенно правовые и политические, ставились в непосредственную зависимость от экономики [6].
Идеологи «веховства» Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Б. А. Кистяковский, М.О.Гершензон и А.С.Изгоев, провозгласив отказ от идеалов русского радикализма, полагали, что «с большей остротой эти идеалы проявились в социал-демократическом движении, прежде всего, в большевизме, стержнем идеологии которого стала идея осуществления пролетарской революции» [8, с.311-324].
И.А.Ильин развивал и отстаивал традиции и принципы русской философской мысли [9, с.40-44] «либерального консерватизма», задачей которого было добиться органического единства ценностей русского народа. Каковыми были, как он считал, «близость к Богу, живая вера в совесть, в семью, Родину, духовную силу народа, органическое единство с природой - с оправданием свободы личности и значимости социального творчества» [10].
В 1901-1902 гг. сложилась партия социалистов-революционеров - эсеры, основными лидерами которых являлись Н.Д.Авксентьев, В.М.Чернов, Б.В.Савинков» [11, Т.5, с.191-195.]. Они считали, что в России должна произойти социалистическая революция, главной силой которой станет крестьянство. Н.Д.Авксентьев характеризовал большевизм «как разрушение творческих сил социализма, уничтожение отечества» [11, Т.4, с. 622].
В 1904 г. «Союз земских конституционалистов» и более радикальный «Союз освобождения» обострили критику самодержавия, что свидетельствовало о приближающемся кризисе политического режима.
Становление и формирование идеологии большевизма непосредственно связано с именем В.И.Ленина, его теоретической и практической деятельностью. Им было опубликовано значительное количество произведений по вопросам политики, власти, государства [11, Т.4, с.453-470].
Провозглашая в своих статьях идею об исторической неизбежности революционных преобразований, Ленин призвал к беспощадной борьбе с буржуазной демократией, реформизмом и либерализмом, которые, по его мнению, затушевывают общественные противоречия.
Развитие капиталистических отношений, которые создавали и обостряли социально-классовые конфликты в начале XX в., привело к объективной необходимости перехода от самодержавия к демократии.
В 1905 г. после Манифеста 17 октября, «провозгласившего необходимость введения в России принципов неприкосновенности личности, свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, состоялся учредительный съезд конституционно-демократической партии. Позднее она стала именоваться «Партия народной свободы» [11, Т.5, с.202-206), стали формироваться охранительные партии, крупнейшими из которых были «Союз русского народа» (В.М.Пуришкевич). Основную массу этих партий составляли мелкая буржуазия, крестьяне и городские деклассированные элементы.
События 1905 г. и последовавшая за ними революция вызвали испуг у многих сторонников либеральной оппозиции, продемонстрировав им, что революционные процессы неизбежно связаны с насилием. Свидетельством этого является пересмотр русским либерализмом своего идейного багажа и окончательный отказ от увлечения марксизмом.
Ленин и большевики считали, что революция 1905-1907 гг. стала «генеральной репетицией революции 1917 г.». Но главное ее значение в том, что она принудила самодержавие ввести важнейшие политические свободы. В докладе В.И. Ленина
«О задачах пролетариата в данной революции» («Апрельские тезисы») ставилась задача перехода ко второму этапу революции (социалистический этап революции и установление диктатуры пролетариата), который должен передать власть пролетариату и беднейшему крестьянству, о переходе всей власти к Советам [15].
Созданное усилиями В.И. Ленина учение о социализме, канонизированное Сталиным как ленинизм, стало основным идеологическим ориентиром жизни СССР (и других социалистических стран) на долгие годы. Это стало определяющим на многие десятилетия, вплоть до преодоления советско-партийной системы в конце XX в. историю общества «и начала поиска новых идей и путей для постсоциалистических преобразований» [12, С. 30].
Таким сложным и противоречивым был путь распространения и реализации марксизма в России. И как результат - Октябрьская революция (1917 г.), которая продолжает сегодня иметь всемирно-историческое значение.
Взгляды Ленина на власть, государство и политику, в особенности на «технологию» осуществления политического господства, оказали решающее влияние на развитие теории и практики большевизма, воплощенного в результате Октябрьской революции 1917 г. в России в практику государственного строительства.
3.3. Россияне об Октябрьской революции (1917 г.) спустя столетие: мнения, оценки
Вспоминая об Октябрьской революции, ВЦИОМ провел с 25 по 28 октября 2002 г. репрезентативный экспресс-опрос россиян, который проводился в 83 населенных пунктах 33 регионов страны, статистическая погрешность составила 3,8%.
Оценки последствий Октябрьской революции с 1990 по 2002 г. значительным образом изменились. Рассмотрение этого вопроса на примере различных социально-демографических групп показывает следующую специфику: у молодежи и людей с высоким уровнем образования мнение о негативных последствиях революции встречается в 2-3 раза чаще, чем у лиц из старшей возрастной группы и с образованием ниже среднего. Но в целом амплитуда колебания общественного мнения незначительная.
Россиянам-респондентам в числе других вопросов был задан, на наш взгляд, довольно оригинальный и в известной степени для них неожиданный вопрос: «Представьте себе, что Октябрьская революция происходит на ваших глазах, что бы вы сделали?».
Проанализировав ответы респондентов, ВЦИОМ пришел к следующим выводам: прослеживается четкая прямо пропорциональная зависимость: с возрастом число готовых к активной поддержке большевиков увеличивается. «Если среди молодежи (возрастной группы 18-23) число сторонников большевиков 12%, то среди возрастной группы 70 лет и старше - уже 43%.» [13, С. 11]. Такого же рода зависимость наблюдается и среди людей с различным уровнем достатка. Чем выше уровень благосостояния, тем меньше готовности поддержать большевиков и тем больше желание уехать за границу.
Следующий вопрос «Как вы думаете, что произошло бы с нашей страной, если бы большевики не смогли захватить власть в 1917 году?» для некоторых респондентов стал несколько неожиданным. Они просто оказались не готовы к вопросу именно в такой постановке. Дело в том, что россияне совершенно не допускают возможности подобного разворота событий.
В зависимости от того, как тот или иной респондент относится к революции, так же он относится и к ее вождю. По данным ВЦИОМ на 2005 г., Октябрьскую революцию почти 60% россиян воспринимают скорее со знаком «плюс». Примерно столько же (50%) испытывают симпатию к Ленину [13, с.12]. Отношение к Ленину в
разных возрастных группах существенно дифференцированно. «В целом положительно оценивают эту личность респонденты старше 35 лет, особенно пожилые люди (64%). Среди молодежи число тех, кому он нравится и не нравится, практически одинаково (по 38-39%). Ленин вызывает симпатию у 50% опрошенных, а антипатию - у 32%» [13, с. 12]. Возможно, в сознании россиян он воспринимается как собиратель державы и основатель новой российской государственности.
Сохраняя симпатию к Ленину, позитивно относясь к Октябрьской революции, большая часть россиян полагает, что страна при нем двигалась в неправильном направлении. Так считают «42% опрошенных, тогда как доля уверенных в том, что вектор развития был выбран верно, чуть больше 39%» [13, с.13]. Этот парадокс массового сознания объясняется, по всей видимости, тем, что идеалы, провозглашенные Лениным и партией большевиков, в последующем либо были забыты, либо извращены. Среди продолжателей идеалов Ленина относительно высокой популярностью пользуются Ф.Дзержинский, к которому позитивно относятся 44% россиян (возможно в связи с его вкладом в решение проблемы беспризорности и борьбой с бандитизмом), а также И. Сталин (37%), однако и антипатию к нему испытывают 47% респондентов.
Большинство россиян продолжают воспринимать революцию как позитивное историческое событие. По данным опроса ВЦИОМ на 2005 г., 32% опрошенных считают, что она «открыла новую эру в истории народов России и всего мира». 28% уверены, что революция «дала толчок социальному и экономическому развитию России». С негативной оценкой Октября согласны чуть больше 28% опрошенных. 18% респондентов: «Октябрь затормозил социально-экономическое развитие народов России», 11% - «катастрофа». 60% сторонников Октября составляют не только представители старшего поколения, воспитанные при коммунистах. Во многом такая оценка - это следствие разочарования деятельностью «демократов», которые своей неоправданной европоцентристской, прозападной политикой лишь усугубили тяжелое социально-экономическое положение в стране, спровоцировали политический и экономический кризисы, довели страну до стагнации в производстве и серьезно подорвали национальную политику, веру в социальную справедливость и возможность политических преобразований в стране.
Большинство опрошенных россиян (54%) определили революцию как закономерный результат тяжелого положения народа, а также слабость тогдашних властей (21%). Около 7% видит в событиях Октября обычный экстремизм политических авантюристов. Еще меньше тех, кто придерживается мнения «заговора против русского народа» со стороны масонов или германского правительства» - 5% [13, с. 232-233].
В ноябре 2012 г. ВЦИОМ повторно изучил общественное мнение россиян по поводу оценки Октябрьской революции 1917 г. Респонденты должны были ответить на вопросы о том, что главным образом привело к ней, как относятся они к революции в принципе.
Согласно материалам этого экспресс-опроса россияне через 95 лет после свершения Октябрьской революции 1917 года склонны видеть скорее ее положительные последствия. Так, 27% полагают, что эти события «дали толчок социальному развитию» (против 32% в 2005 году), 21% - что революция «открыла новую эру в истории России» (против 25% в 2002 году). Однако за последние десять лет такие оценки стали менее популярны. С 10 до 18% возросло количество респондентов, которые считают революцию катастрофой для нашей страны, а также препятствием на пути социально-экономического развития. Так считают примерно 17%. Результаты опроса показали,
что позитивно оценивать последствия революции склонны, прежде всего, сторонники КПРФ (37 и 32% соответственно). Этот результат был предсказуем, как и то, что негативно оценивают приверженцы непарламентских партий и абсентеисты (22%).
Решающим фактором свершения Октябрьской революции 1917 г.в нашей стране было тяжелое положение народа (43%). Еще 17% из числа опрошенных говорят о слабости правительственной власти, 11% - о политическом авантюризме. Число респондентов, разделяющих мнение о политическом авантюризме за последние годы возросло на 4% (с 7% в 2005 г. до 11% в 2012 г.), заговоре (с 5% до 10%). Стали чаще говорить о стихийной природе революции (с 5% до 7%), а тезис о слабости правящей партии сегодня для россиян стал менее значимым фактором (с 21% до 1.7%).
По вопросу оценки революции как исторического явления наблюдается разброс мнений: 40% анкетированных считают революцию неизбежностью, имеющей как свои достоинства, так и недостатки, а 37% считают, что оправдать революцию невозможно.
Но есть и другое мнение: за семь лет с 10% до 15% возросло количество респондентов, положительно относящихся к революции. В общем количестве респондентов, позитивно оценивающих революцию, сторонники ЛДПР составляют 23% и КПРФ 26%.
Большинство россиян (78%) убеждены, что переворот в нашей стране сегодня нельзя допустить. В наибольшей степени это мнение разделяют те, кто считает любую революцию трагическим событием (89%), сторонники «Единой России» и непарламентских партий (86%), а также те, кто одобряет деятельность президента (83%). Лишь 13% опрошенных полагают, что России нужна революция. Так думают, в основном, те, кто считает переворот шансом общества на обновление (31%), а также приверженцы ЛДПР (32%), КПРФ (27%) и респонденты, критически отзывающиеся о деятельности главы государства (27%).
Данные экспресс-опроса за 2012 г. можно экстраполировать и на последующие годы, безусловно, с учетом допустимой поправки на погрешность. Такой вывод подтверждают материалы мониторинга, проведенного ИС РАН в мае 2017 г.
Для нынешнего поколения россиян, как показывают результаты исследования ИС РАН, революция 1917 г. - это история, отношение к которой носит размытый, зачастую неоднозначный характер. Так, на вопрос о том, чего больше принесла стране Октябрьская революция - пользы или вреда, 37% респондентов затруднились ответить. Почти столько же (29%) выбрали «обтекаемый» ответ «пользы и вреда примерно в равной мере». Те, у кого есть четкое мнение об этой революции, поделились почти пополам: 21% полагают, что «больше пользы», а 19% - «больше вреда» [13, С. 7].
Феномен «разрыва исторической памяти» проявился в ответах и на вопросы о конкретных обстоятельствах жизни предков: большая часть нынешнего поколения россиян ничего не знает о том, что делали их предки и какую позицию они занимали в революции. По результатам мониторинга получилась противоречивая картина. С одной стороны, 25% опрошенных знают, что их предки поддерживали «красных», а 22% - что они получили в СССР образование и работу. С другой стороны, 24% помнят, что их предки пострадали от репрессий, 13% - от террора в гражданскую, 6% помнят предков, с оружием в руках воевавших против большевиков. Все это свидетельствует о размытости трактовок значимости Октябрьской революции 1917 года.
В связи этим оправдан вывод, сформулированный ученым-историком искусства С. Ямщиковым: «Наиболее страшным ...я считаю то, что за это время нас заставили потерять память» [14, с. 94-95].
Несмотря на существующую определенную политическую конъюнктуру в оценке значения Октябрьской революции, россияне отмечают ее мощный толчок в развитии страны, открывший новую эру в ее истории, и считают, что именно Ленин и большевики спасли Россию, предоставили землю крестьянам, смогли организовать новое общество. Во всем этом, по их мнению, бесспорная заслуга Ленина и большевиков перед российским народом. Они оказали огромное влияние на ход истории XX века. Революция стала важной исторической вехой, обозначившей качественный сдвиг в мировом раскладе сил. Влияние революции на Россию и мир определяет ее общую оценку, ее всемирно-историческое значение.
Заключение
1. Обстоятельства исторического, политического и культурного характера в современной России делают столетний юбилей Октябрьской революции 1917 г. актуальным и в XXI веке. Для российской истории 1917 год навсегда останется Рубиконом, так как инициировал в стране резкую смену социально-политического строя и общественных устоев. Несмотря на весь трагизм последующих событий, именно Октябрьская революция 1917 года очертила начало одной из наиболее масштабных по идейному потенциалу попыток во всемирной истории, предложив проект переустройства миропорядка в одной взятой стране на принципах социальной справедливости и гуманного миропорядка.
2. Следует помнить и давать оценку событиям российской истории столетней давности; важно было выявить степень актуализации революционных событий и стремиться извлечь из них уроки, необходимые и полезные обществу в современных условиях.
3. Мониторинг общественного мнения раскрыли феномен «разрыва памяти», который проявился в ответах на вопрос о конкретных обстоятельствах жизни предков: большая часть нынешнего поколения россиян (56-60%) ничего не знает о том, что они делали и какую позицию занимали в период революции и Гражданской войны. Это вполне коррелирует с разностью трактовок о значимости Октября.
4. В оценке значения Октябрьской революции (1917 г.) имеют место альтернативные концепции. Одна утверждает, что революция произошла в силу объективных причин, к которым вела вся российская история предшествующих десятилетий [12, с.36]. Другая, что это результат заговора неких сил (заговора, проплаченного Западом, масонами и пр.).
5. Происходит смещение некогда актуальных исторических событий в зоны с менее пристальным общественным вниманием и в так называемые зоны умолчания: на фоне возросших современных вызовов и угроз нашей стране и всему цивилизованному миру.
6. Историческая отдаленность от октябрьских событий 1917 г. на целое столетие обусловливает снижение противостояния в обществе по данному вопросу и создает благоприятную почву для объективного, научно взвешенного подхода к анализу процессов отечественной истории [12, с. 34].
7. Обращение к исторической памяти народа - закономерная особенность современного этапа российской реальности. Идейно-политический ракурс Октябрьской революции (1917 г.) показал определенное снижение его революционного пафоса и уровень симпатии к этому историческому феномену давно минувших лет; эволюционизируются умонастроения российских граждан - они становятся более консервативными.
8. Для многих представителей нынешнего поколения россиян, по результатам мониторинга ИС РАН (май 2017 г.), Октябрьская революция 1917 г. это история, которая носит размытый характер.
Большинство респондентов едины во мнении о том, что Октябрьская революция и Страна Советов показали всему миру возможность принципиального переустройства жизни людей, доказали ее реальность и показали путь построения государства нового типа. Этот вывод подтверждает пророческое высказывание В.И. Ленина, произнесенное им на праздновании 4~й годовщины Октябрьской революции: «Мы это дело начали. Когда именно, в какой срок, пролетариат какой нации это дело доведут до конца - вопрос несущественный. Существенно то, что лед сломан, что путь открыт, дорога показана» [14, с. 150].
Однако мы твердо убеждены: история обязательно рассудит, несмотря на то, что «время, увы, не приближает нас к истине, и чем дальше, тем труднее выработать самостоятельную, научно взвешенную оценку этой революции» [11, с.26]. Это амальгама социальных смыслов и фактов, включающих в себя множественность ее оттенков, среди которых есть все самое лучшее, что может быть в человеке, и все самое низкое, вместилищем чего он также является [16, С. 223-247).
Проанализировав данные социологического опроса, мы пришли к выводу о том, что Октябрьская революция является закономерным «разрешением» ситуации, в которой оказалось общество России в 1917 году, т.е. нерешенности задач, связанных с буржуазно-демократическими преобразованиями, отягощенными внешнеполитическими проблемами февральского этапа.
Список литературы
1. Большой толковый социологический словарь. Т.1 / Пер. с англ. Н.Н.Марчук. -М.: Вече, АСТ, 1999. - 544 с.
2. Основоположник научного коммунизма. Тезисы к 100-летию со дня рождения К. Маркса: Тезисы ЦК КПСС. - М., 1969. - 64 с.
3. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятель-ностно-структурная концепция. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. - 567 с.
4. Антология мировой политической мысли в 5 т. - М.: Мысль, 1997. - Т.1У - 829 с.
5. Струве П.Б. Размышления о русской революции (фрагменты из работ). - М.: Знание, 1991. - 64 с.
6. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1894. - 291 с.
7. Струве, 1906 - Струве П.Б. Марксистская теория социального развития. Киев: Изд. Б. Яковенко и М. Власенко, 1905. - 62 с.
8. Франк С.Л. //Ое рго&п^ Из глубины. Сборник статей о русской революции. -М: Изд-во Московского университета, 1990. - 298 с.
9. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / статьи 1948-1954 гг. - М: Рарог, В 2 т. Т.1. М., 1992. - 616 с.
10. Ильин, Русская идея, 1992 - Ильин И.А. Россия есть живой организм // Русская идея. М., Сост. М.А.Маслин. - М.: Наука, 1992. - 450 с.
11. Антология мировой политической мысли в 5 т. - М.: Мысль, 1997. - Т.У - 766 с.
12. Круглый стол: 1917 год - революция и современность // Социс, 2017. - №9. -С. 22-39.
13. Политический словарь нашего времени. - М.: ЦСП, 2006. - 456 с.
14. Ярикова О.И. Юрий Поляков - последний советский писатель. М.: Молодая гвардия, 2017. - 1054 с.
15. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - М.: Политиздат, 1962. - Т.44. - 725 с.
16. Кармадонов О. А. Круглый стол: 1917 год - революция и современность // Социс, 2017. - №9. - С.22-39.