Научная статья на тему 'Размышления о современном философском образовании'

Размышления о современном философском образовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
367
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / УЧЕБНИК / PHILOSOPHY / EDUCATION / TEACHING / UNDERSTANDING / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шелковников Андрей Юрьевич

Статья посвящена проблемам современного философского образования. Проблема состоит в том, что все имеющиеся современные учебники по курсу философии не отвечают высоким требованиям изучения философии. Целью статьи является привлечение внимания к дореволюционным учебникам по философии (отечественным и зарубежным), тщательное осмысление которых необходимо для возрождения традиции написания качественных учебных пособий. Результаты настоящего исследования обнаруживают себя в рекомендации конкретных изданий в определенной последовательности. Новизна авторского подхода состоит в философскометодологических основаниях, состоящих в реконструкции философских систем В. Вундта и Г. И. Челпанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of the contemporary teaching philosophy. the problem is that all modern textbooks on philosophy do not meet the high requirements of philosophy study. the aim of the article is to attract the attention to pre-revolutionary philosophy textbooks (domestic and foreign ones), thorough understanding of which is necessary for the revival of the tradition of writing textbooks of high quality. the results of this study are revealed in the recommendation of the particular books in a certain sequence. the novelty of this approach is the author's philosophical and methodological grounds, representing the reconstruction of the philosophical systems of W. Wundt and G. i. Chelpanov.

Текст научной работы на тему «Размышления о современном философском образовании»

► философия ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

REFLECTiONS ON MODERN TRAiNiNG iN PHiLOSOPHY

Шелковников Андрей Юрьевич

Профессор кафедры философии Института Социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, доктор философских наук, доцент e-mail: shelkovnikov71@mail.ru

Shelkovnikov Andrey Yu.

Professor at Philosophy Department, the institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU), ScD in Philosophy, Associate Professor e-mail: shelkovnikov71@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам современного философского образования. Проблема состоит в том, что все имеющиеся современные учебники по курсу философии не отвечают высоким требованиям изучения философии. Целью статьи является привлечение внимания к дореволюционным учебникам по философии (отечественным и зарубежным), тщательное осмысление которых необходимо для возрождения традиции написания качественных учебных пособий. Результаты настоящего исследования обнаруживают себя в рекомендации конкретных изданий в определенной последовательности. Новизна авторского подхода состоит в философско-методологических основаниях, состоящих в реконструкции философских систем В. Вундта и Г. И. Челпанова.

Abstract. The article is devoted to the problems of the contemporary teaching philosophy. The problem is that all modern textbooks on philosophy do not meet the high requirements of philosophy study. The aim of the article is to attract the attention to pre-revolutionary philosophy textbooks (domestic and foreign ones), thorough understanding of which is necessary for the revival of the tradition of writing textbooks of high quality. The results of this study are revealed in the recommendation of the particular books in a certain sequence. The novelty of this approach is the authofs philosophical and methodological grounds, representing the reconstruction of the philosophical systems of W. Wundt and G. i. Chelpanov.

Ключевые слова: философия, образование, преподавание, понимание, учебник.

Keywords: philosophy, education, teaching, understanding, textbook.

Преподавание философии в современных высших учебных заведениях находится в состоянии глубокого кризиса. Один из факторов этого кризиса - отсутствие нормальных современных учебников по философии. Если обратимся к учебникам 2016 г., которые соответствуют всем современным требованиям преподавания дисциплины «Философия» в академическом бакалавриате, рекомендованные УМО ВО (с грифами научных школ Института философии, МГУ и др.), обнаружим, что, во-первых, они не соответствуют элементарным, самым средним нормам русского литературного языка.

Они не прошли через нормальную (среднестатистическую) редактуру и корректуру. (Советские учебники в этом отношении были практически безупречны.) Они изобилуют языковыми ошибками (и опечатками) различного характера - пунктуационного, стилистического, грамматического, речевого и пр. Кроме того, встречаются фактические ошибки и опечатки. И в целом они не соответствуют высоким критериям культуры речи, обязательным для произведений подобного жанра.

Во-вторых - содержание. Оно может быть охарактеризовано такими качествами, как тенденциозность, субъективизм, отсутствие определенной философско-методологи-ческой базы, публицистичность, методический схематизм, педагогическая некомпетентность. Мы хорошо знаем, что коммерческие книгоиздательства, выпускающие учебники для вузов, преследуют не научные, педагогические и просветительские цели, а именно коммерческие.

Как в таких условиях быть преподавателям и студентам, действительно интересующимся философией, желающих научиться и научить? Конечно, помимо рекомендуемых учебников есть и другие, более серьезные и глубокие возможности постижения философии. Но означает ли это, что учебник вообще не нужен? Неужели сама идея учебника настолько себя дискредитировала? Или это касается только учебников по философии (и некоторых других гуманитарных учебных пособий)?

Все равно мы обязаны рекомендовать студентам какие-то базовые современные издания. Многие считают, что это - чистая формальность. (Формально рекомендуем, а на деле, то есть в учебной практике, обходимся без них.) Все же, если мы заботимся о совершенствовании образования, мы должны пытаться как-то исправить эту ситуацию, оптимизировать ее. Чистых условностей в концепции преподавания курса должно становиться все меньше и меньше. Другой вопрос - как сформировать качественное содержание?

Надо признать, что в нашей стране в постсоветский период так и не сформировалась философская культура. На смену идеологической определенности марксизма-ленинизма пришел некий неопределенный плюрализм, в рамках которого даже не вырисовывается теория, методология, школа, а главное, не актуализируется философское мышление. Есть основания предполагать, что наилучшим выходом из сложившегося положения может быть обращение к дореволюционной философской культуре, в пределе - возрождение этой традиции.

В этой связи крайне привлекательным выглядит переоткрытие и тщательное изучение наследия Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936), замечательного русского философа и психолога, прекрасного педагога. Среди его учеников - А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шлет, П. П. Блонский и др.

Г. И. Челпанов - автор очень хорошего учебника «Введение в философию» [1]. Примечательно, что в предисловии к своему учебнику Г. И. Челпанов пишет о наличии на русском языке других учебников с таким же названием (он упоминает учебники Паульсе-на, Вундта, Кюльпе, Ерузалема, Корнелиуса, Струве), но тут же сообщает, что эти пособия не являются введениями, так как предполагают определенную философскую базу либо демонстрируют авторскую философскую концепцию. «На русском языке есть целый ряд "Введений в философию" (Паульсена, Вундта, Кюльпе, Ерузалема, Корнелиуса, Струве и др.). Казалось бы, что еще одно "Введение" является совершенно излишним. Если я, однако, при таком богатстве у нас "Введений в философию", решаюсь присоединить к ним еще одно - свое, то это вытекает из моего убеждения, что указанные "Введения" не достигают своей цели, как введения: они в большинстве случаев не "вводят" в философию. Самое лучшее из них, "Введение в философию" Паульсена, есть собственно "система" философии, только из скромности названная "Введением". Блестяще изложенное, оно знакомит главным образом со взглядами самого Паульсена, лишено при этом должной объективности и местами недоступно для понимания начинающих. "Введение в философию" Вундта отнюдь не может быть названо "Введением": его может изучать только тот, кто уже хорошо знаком с философией. Книга Кюльпе изложена настолько сжато, что скорее представляет объяснение философских терминов, чем разъяснение проблем. Я не стану перечислять недостатки других "Введений", именно как введений, а замечу только, что наблюдение над изучением философии среди студентов привело меня к убеждению, что у нас нет сочинения по философии, которое было бы "введением" в собственном смысле, т. е. которое могло бы в доступной форме познакомить начинающих с основными философскими проблемами. Отсутствие такого сочинения является очень серьезным пробелом в нашей литературе» [1, с. XXI].

На наш взгляд, Челпанову действительно в полной мере удалось создать «Введение в философию», избежав распространенных грехов вводных курсов - поверхностности, схематизма, упрощенного дидактизма, примитивизма. В предисловии Г. И. Челпанов делает еще одно очень важное замечание. Он полагает, что курсу изучения философии должно предшествовать изучение логики и психологии, то есть студент, приступая к изучению философии, должен обладать элементарными знаниями в области логики и психологии. Г. И. Челпанов подчеркивает, что «для изучения настоящей книги необходимо предварительное знакомство с элементами логики и психологии. Для ознакомления с логикой и психологией рекомендуются мои учебники Психологии и Логики. Для ознакомления с общими вопросами психологии рекомендуется моя книга: "Мозг и душа"» [1, с. XXIV]. Г. И. Челпанов - автор замечательных учебников и по этим дисциплинам [2]. В проекции на нашу образовательную ситуацию это могло бы выглядеть следующим образом - на 1-м курсе бакалавриата студенты изучают логику, начинают изучать психологию, а на 2-м -приступают к изучению философии. К настоящему времени переизданы многие произведения философа [3-8].

Следует помнить, что Г. И. Челпанов был учеником и последователем великого немецкого философа и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Освальд Кюльпе (1862-1915), также выдающийся немецкий философ и психолог, ближайший ученик Вундта, в своей

книге «Очерки современной германской философии» [9] размышляет о том, кто является современным Лейбницем (конец XIX в.). Он выбирает между четырьмя крупнейшими немецкими идеалистами - Густавом Теодором Фехнером (1801-1887), Германом Лотце (18171881), Эдуардом фон Гартманом (1842-1906) и Вильгельмом Вундтом. И останавливается на последнем.

По его убеждению, «Вундтовская метафизика должна быть рассматриваема как самая импозантная, систематически наиболее зрелая форма современного идеализма, которая по методу и содержанию, пожалуй, наиболее отвечает научным требованиям. Его система философии, написанная изящным и естественным языком, прежде всего, может быть рекомендована для изучения всем, кто желает достигнуть более глубокого понимания характера и направления современной философии. Наше уважение и удивление перед этим трудом и его автором не умаляется разнообразными сомнениями в верности и вероятности тех или иных утверждений или допущений, как бы они не были фундаментальны. Разве только кантианцы способны оценить и признать величие и значение Канта, а гербартерианцы - Гербарта?

Соприкосновение с отдельными науками в их совокупности, столь характерное для развития и для особенностей современной философии, достигло у Вундта наибольшего размера и наибольшей близости. Только Конт и Спенсер могут в этом отношении быть сравниваемы с ним. Но первый, как принадлежащий более раннему периоду, не идет в расчет в данном сопоставлении; Спенсер же, руководимый односторонней схемой философских дисциплин, в которой науки о духе не получили должного значения, имеет подобные заслуги только в биологии и социологии. Что касается Эдуарда Гартмана, о котором еще можно было бы подумать здесь, то он не вступил сам в сферу специально-научных исследований и работ; у него часто сильно чувствуется недостаток той тесной связи с ними, какую мы встречаем у Вундта на каждом шагу и которая изобличает в нем не только знатока, но и самостоятельного исследователя. Таким образом, Вунд, как кажется, больше всего заслуживает почетного звания современного Лейбница: как и Лейбницу, ему не чужда ни одна область человеческого знания, как и Лейбниц, он пытается в своем миросозерцании принять в расчет и удовлетворить все тенденции и требования формальных и реальных наук. Так же, как Лейбниц, он пришел к монадологической системе, которая, правда, на место единиц представления субституирует единицы волевые и превращает спокойное соседство скалы монад в деятельное сообщество и взаимоопределение творческих существ» [9, с. 122-123].

Вундту принадлежит блестящее, может быть, лучшее «Введение в философию» [10]. В предисловии философ пишет о других «Введениях», принадлежащих Паульсену, Кюль-пе и Ерузалему, отмечая, что они являются введениями в их собственные философские системы, а не в философию вообще. В отличие от них, Вундт предлагает вниманию читателя историческое введение в философию.

«Введение» Челпанова, в отличие от вундтовского, имеет не исторический, а проблемно-теоретический характер (история философии там тоже присутствует). Как отмечает ученый, «сведущий читатель легко заметит, что план и цель настоящего "Введения в философию" в существенном отличается от весьма ценных, вышедших за последние годы

под тем же названием, работ Паульсена, Кюльпе и Ерузалема. В то время, когда перечисленные произведения, то в виде изложения собственных воззрений, то преимущественно в форме критического освещения различных точек зрения, главным образом, дают изображение настоящего состояния философии, данное произведение исключительно избирает исторический путь. Оно стремится показать, как возникли сама философия и философские проблемы с целью через это подготовить к систематическому изучению этой науки в ее настоящем положении.

При этом эта книга, несмотря на свой в основных чертах исторический характер, избегает ближе касаться той стороны истории философии, которая, по мнению автора, составляет ее специфическую особенность, именно, отношения к развитию научного мышления вообще, как оно проявляется в истории положительных наук. Это отношение остается здесь на заднем плане или только выдвигается в общих штрихах для того, чтобы яснее оттенить внутреннюю связь философского развития мысли и через это будущие задачи философии.

Напротив того, настоящее "Введение" принципиально исключает из своей области все то, что принадлежит философии как цельной системе миросозерцания или ее отдельным дисциплинам. Оно желает вести только до порога философии, но само отказывается переступить через этот порог настолько, по крайней мере, насколько следствия, извлеченные относительно будущего из до сих пор добытого и достигнутого, не принуждают его непроизвольно переступить через поставленную границу» [10, с. 14-15].

В наше время также переизданы учебники Ф. Паульсена [11], О. Кюльпе [12], Г. Кор-нелиуса [13]. Пристального внимания заслуживает «Философия в систематическом изложении» В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха и Т. Липпса [14].

Проработка, систематическое изучение этих работ позволит создать некую платформу, благодаря которой станет возможно написание хороших учебников в будущем. Сейчас же мы вынуждены «довольствоваться» тем, что есть, если говорить об организованном процессе изучения философии в вузе. Но помимо официального высшего и среднего образования существует образование как таковое, не опредмеченное какими-то формальными знаками отличия. Мы говорим об изучении какого-либо предмета ради него самого, из чистого интереса. В этом смысле изучение философии не связано с различного рода аттестациями, профессией, хотя иногда может и совпадать с какой-либо социальной необходимостью. Такое образование и требует в первую очередь педагогического осмысления. Перечисленные выше источники могут сослужить хорошую службу начинающим свое философское образование.

По сути дела, мы размышляем сейчас о самообразовании. Несомненно, лучше, если начинающий энтузиаст возьмет в руки учебник Вундта или Челпанова, чем, например, Спиркина или Канке. Конечно, можно возразить, что лучше начинать с Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля... Да, многие начинают с великих классиков (или великих ниспровергателей классики, таких как Ницше), но рано или поздно наступает момент, когда читатель понимает, что ему чего-то не хватает для понимания философских текстов, и тогда актуальным становится добротное «Введение в философию». Естественно, мы предлагаем

здесь один из возможных вариантов. За всем сказанным скрывается и некоторый философский тезис манифестационного характера.

Выход из антропологического кризиса мышления, который мы сегодня имеем «счастье» наблюдать, видится в некоторой обращенности философского зрения вспять, а именно «Назад к Вундту!» Но, поскольку мы живем и мыслим в России, своеобразным введением в такую ретроспективу может послужить возвращение к Г. И. Челпанову.

Список литературы

1. Челпанов, Г. И. Введение в философию: С приложением вопросника и конспективного обзора истории философии [Текст] / Г. И. Челпанов; вступ. ст. И. В. Журавлева. - Изд. 8-е, доп. - М.: Либроком, 2010. - 584 с.

2. Челпанов, Г. И. Учебник логики [Текст] / Г. И. Челпанов; вступ. ст. Б. В. Бирюкова.

- Изд. 16-е. - М.: Ленанд, 2016. - 264 с.

3. Челпанов, Г. И. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе [Текст] / Г. И. Челпанов; вступ. ст. В. В. Умрихина. - Изд. стереотип.

- М.: Либроком, 2015. - 336 с.

4. Челпанов, Г. И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности [Текст]: Представление пространства с точки зрения психологии / Г. И. Челпанов. - Изд. 2-е. - М.: Ленанд, 2014. - 408 с.

5. Челпанов, Г. И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности: Представление пространства с точки зрения гносеологии [Текст] / Г. И. Челпанов. - Изд. 2-е. - М.: Ленанд, 2014. - 440 с.

6. Челпанов, Г. И. Неогеометрия и ее значение для теории познания. Об априорных элементах познания (понятие числа, времени, причинности, пространства) [Текст] / Г. И. Челпанов. - Изд. 2-е. - М.: Ленанд, 2016. - 184 с.

7. Челпанов, Г. И. О памяти и мнемонике: Популярный этюд [Текст] / Г. И. Челпа-нов. - Изд. 2-е. - М.: Ленанд, 2016. - 128 с.

8. Челпанов, Г. И. Психология и школа [Текст] / Г. И. Челпанов. - Изд. 2-е. - М.: Ле-нанд, 2016. - 216 с.

9. Кюльпе, О. Очерки современной германской философии [Текст]: пер. с нем. / О. Кюльпе; вступ. ст. И. В. Журавлева. - Изд. стереотип. - М.: Либроком, 2016. - 152 с.

10. Вундт, В. Введение в философию [Текст]: пер. с нем. / В. Вундт; под ред. А. Л. Субботина. - М.: ЧеРо: Добросвет, 1998. - 354 с.

11. Паульсен, Ф. Введение в философию [Текст]: пер. с нем. / Ф. Паульсен; под ред. В. П. Преображенского. - Изд. 5-е. - М.: Либроком, 2011. - 464 с.

12. Кюльпе, О. Введение в философию [Текст]: пер. с нем. / О. Кюльпе; под ред. С. Л. Франка; вступ. ст. И. В. Журавлева. - Изд. 4-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - 384 с.

13. Корнелиус, Г. Введение в философию [Текст]: пер. с нем. / Г. Корнелиус; под ред. и с предисл. Н. Н. Ланге. - Изд. 2-е. - М.: КомКнига, 2011. - 328 с.

14. Философия в систематическом изложении. - М.: Территория будущего, 2006. -440 с. - (Сер.: Унив. б-ка Александра Погорельского).

References

1. Chelpanov G. I. Vvedenie v filosofiyu: S prilozheniem voprosnika i konspektivnogo obzora istorii filosofii. Moscow: Librokom, 2010. 584 p.

2. Chelpanov G. I. Uchebnik logiki. Moscow: Lenand, 2016. 264 p.

3. Chelpanov G. I. Mozg i dusha: Kritika materializma i ocherk sovremennykh ucheniy o dushe. Moscow: Librokom, 2015. 336 p.

4. Chelpanov G. I. Problema vospriyatiya prostranstva v svyazi s ucheniem ob apriornosti i vro-zhdennosti: Predstavlenie prostranstva s tochki zreniya psikhologii. Moscow: Lenand, 2014. 408 p.

5. Chelpanov G. I. Problema vospriyatiya prostranstva v svyazi s ucheniem ob apriornosti i vrozhdennosti: Predstavlenie prostranstva s tochki zreniya gnoseologii. Moscow: Lenand, 2014. 440 p.

6. Chelpanov G. I. Neogeometriya i ee znachenie dlya teorii poznaniya. Ob apriornykh elemen-takh poznaniya (ponyatie chisla, vremeni, prichinnosti, prostranstva). Moscow: Lenand, 2016. 184 p.

7. Chelpanov G. I. O pamyati i mnemonike: Populyarnyy etyud. Moscow: Lenand, 2016. 128 p.

8. Chelpanov G. I. Psikhologiya i shkola. Moscow: Lenand, 2016. 216 p.

9. Kulpe O. Ocherki sovremennoy germanskoy filosofii. Moscow: Librokom, 2016. 152 p. (In Russian)

10. Wundt W. Vvedenie v filosofiyu. Moscow: CheRo: Dobrosvet, 1998. 354 p. (In Russian)

11. Paulsen F. Vvedenie v filosofiyu. Moscow: Librokom, 2011. 464 p. (In Russian)

12. Kulpe O. Vvedenie v filosofiyu. Moscow: Izd-vo LKI, 2011. 384 p. (In Russian)

13. Cornelius H. Vvedenie v filosofiyu. Moscow: KomKniga, 2011. 328 p. (In Russian)

14. Filosofiya v sistematicheskom izlozhenii. Moscow: Territoriya budushchego, 2006. 440 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.