Научная статья на тему 'Размышления о социальном статусе детей военного тыла'

Размышления о социальном статусе детей военного тыла Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
414
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ТЫЛ / ВЕТЕРАН ВОЙНЫ / МОБИЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ТРУД / КНИГА ПАМЯТИ / ДЕТИ ВОЙНЫ / WAR / REAR AREA / WAR VETERAN / MOBILIZATION / CHILD LABOUR / BOOK OF CONDOLENCE / WAR CHILDREN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьев Виктор Степанович

В статье обосновывается необходимость создания новой серии республиканской Книги Памяти, посвященной жизни, учебе, работе детей военного тыла, их участию в помощи фронту, их вкладу в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соловьев Виктор Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thinking about Social Status of Children of Rear Areas

The author sounds an opinion on the publication of the Republican Book of Condolence, dedicated to life, learning at school and work of children who lived in rear areas during the war, their contribution to the front and the victory of the Soviet people in the 1941–1945 Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Размышления о социальном статусе детей военного тыла»

УДК 355.01:316.346.32-053.2

В. С. Соловьев V. S. Solovyov

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Размышления о социальном статусе детей военного тыла Thinking about Social Status of Children of Rear Areas

В статье обосновывается необходимость создания новой серии республиканской Книги Памяти, посвященной жизни, учебе, работе детей военного тыла, их участию в помощи фронту, их вкладу в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

The author sounds an opinion on the publication of the Republican Book of Condolence, dedicated to life, learning at school and work of children who lived in rear areas during the war, their contribution to the front and the victory of the Soviet people in the 1941-1945 Great Patriotic War.

Ключевые слова: война, тыл, ветеран войны, мобилизация, детский труд, Книга Памяти, дети войны.

Key words: war, rear area, war veteran, mobilization, child labour, Book of Condolence, war children.

Война... Безобразнейшее явление на земле. Самое дикое, несуразное, презренное, гадкое порождение человечества. И самая зловещая из них — Вторая мировая война. Но почему же, когда речь идет о Великой Отечественной войне, которая является частью этой Второй мировой, наши сердца наполняются гордостью за Родину, благородным чувством патриотизма? Почему мы с благодарностью чествуем ветеранов войны? Потому что война, которую вел советский на -род, по сути, была войной против войны, войной за уничтожение войны. На битву с фашизмом поднялся тогда весь народ: мужчины и женщины, стар и млад, рабочие, колхозники и интеллигенция, все нации и народности. Война стала народной, Священной, Отечественной. В ней советские люди проявили высочайшую любовь к Отчизне, величайший героизм, несгибаемую волю к Победе, свои лучшие моральные, духовные качества.

Время все дальше относит нас от тех страшных дней, пелена той войны никак не сползает с плеч нашего народа. Более того, чем дальше уходят те страшные и героические годы, чем больше меняется жизнь, тем контрастнее и нагляднее видятся те лишения, боль, страдания, что выпали тогдашнему поколению, тем ярче сияет подвиг, совершенный советским народом, тем величественнее предстает Великая Победа. Так это должно видеться, во всяком случае.

Накануне 68-й годовщины Великой Победы в Марий Эл завершено издание многотомной (49 томов) Книги Памяти республики, посвященной вкладу жителей Марийской АССР в разгром гитлеровского фашизма, вкладу фронтовиков и тружеников тыла, бойцов и командиров, рабочих, колхозников, интеллигенции. В них имена всех земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, имена всех фронтовиков, вернувшихся с полей боя к мирному

труду, имена всех тружеников марийского тыла — женщин, стариков, подростков. Имена всех ветеранов войны нашей республики — имена более 400 тысяч человек.

Создание Книги Памяти — результат большой организационной работы органов власти на местах, бескорыстного творческого труда работников архивов, подразделений соцзащиты, военкоматов, средств массовой информации, культпросветработников, учителей, учащихся, ветеранов войны и тыла, краеведов. Начало работы над Книгой Памяти было положено еще при Советской власти в соответствии с постановлением ЦК КПСС. 24 июля 1991 года было принято постановление Президиума Верховного Совета Марийской ССР об образовании республиканской редакционной коллегии по подготовке и изданию Книги Памяти, посвященной воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, утверждена рабочая группа, созданы рабочие органы на местах. Определили содержание издания, ее формат, оформление.

В Книгу Памяти были занесены имена всех наших земляков, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести — более 76 тысяч имен. Это бойцы и командиры, пехотинцы и моряки, летчики и артиллеристы, танкисты и саперы, партизаны и ополченцы, разведчики и подпольщики, военврачи, медсестры, санитары. В этом издании имена и тех, кто погиб в фашистских лагерях, и тех, кто смыл своей кровью вину в штрафбатах. В ней имена тех, кто проявил героизм в ратном деле, и тех, кто пал в первые минуты боя. Все вместе они совершили то, что мы сегодня называем бессмертным подвигом советского народа.

К 50-летию Победы — 9 мая 1995 года было завершено издание Книги Памяти республики. Было издано 16 томов, в том числе 15 районных и город-

ских и один республиканский (сводный) том, который был издан после выпуска всех районных томов и включил в себя имена тех, кто по разным причинам не был включен в книгу своего района, города.

После выпуска Книги Памяти Правительство Республики Марий Эл приняло решение об издании серии, посвященной фронтовикам, прошедшим горнило войны и вернувшимся к мирному труду. Эту серию назвали «Они защищали Родину». В ней, как и в предыдущей серии, 16 томов, в которых имена 68 тысяч фронтовиков. В них имена не только тех, кто родился и призывался в армию из республики, но и тех, кто приехал к нам после войны, жил и трудился в республике, похоронен здесь.

«Они защищали Родину» — это книга о тех, кто после колоссального напряжения военных испытаний, не отдохнув, не излечив раны, не оправившись от контузии, не поправив здоровье, вновь пришли на фронт — трудовой: в цеха заводов и фабрик, на поля и фермы, на стройки, в учреждения и организации, в студенческие аудитории и даже за школьные парты. Они пришли туда в опаленной войной шинелях, выцветших гимнастерках, стоптанных на фронтовых дорогах сапогах, на костылях, протезах, с пустым рукавом, в шрамах. На всех участках мирного строительства, как и в годы войны, в первых рядах тружеников были фронтовики. Это их трудом Советский Союз залечил раны, нанесенные войной, и за короткое время стал великой державой, с которой считался весь мир.

Серию изданий, посвященных участию жителей республики в великой битве за Родину, за продолжение жизни страны, ее будущее, заключает книга, которую назвали «Они ковали Победу». В ней имена 255 тысяч человек, своим самоотверженным трудом внесших неоценимый вклад в поддержку нашей армии, сохранивших родные очаги, жизненные корни народа. Сегодня, оценивая их дела, мы с гордостью говорим «тыл». А что он собой представлял этот тыл? Старики, женщины, подростки, пацаны, девчушки да изувеченные на фронте, отвоевавшиеся солдаты — вот и весь славный тыл. Пахали на коровах (многие исхудавшие от бескормицы лошади висели на лямках), а то и сами женщины впрягались за плуг. Ели лебеду, щавель, конский щавель, желуди, сныть, диг-ли, хвощ, побеги сосен и елей, заячью капусту, крапиву, ботву, торф, глину. Так было везде. Голодали, мерзли, болели, надрывались, постоянно тревожились за родных на фронте, оплакивали погибших, трудились за тех, кто ушел воевать. Было мучительно трудно физически, неимоверно тяжело психологически. Однако не только выдержали, выжили, но и справлялись с заданиями, перекрывали нормы, выполняли и перевыполняли планы.

Имена этих простых, как правда, щедрых, как земля, чистых, как родник, добрых, как солнышко, абсолютно неприхотливых наших отцов и матерей, дедушек и бабушек, родных, знакомых и незнакомых

людей на вечные времена занесены в почетный реестр ветеранов войны. Они не думали о геройстве, о подвигах, просто постоянно, терпеливо, настойчиво, упорно, преодолевая огромные трудности, лишения, переживая душевные боли, трудились, подчиняя себя долгу, жертвуя личными интересами, здоровьем.

За годы войны в республике было построено 48 новых предприятий, работавших в режиме военного времени, было удвоено производство промышленной продукции. Для фронта в Марийской АССР выпускали:

- планеры, катера, аэросани;

- авиационные бомбы, артиллерийские снаряды;

- прожектора, оптические прицелы для танков, артиллерии, стрелковые оружия;

- техническое стекло, бутылки для зажигательной смеси, аптечную посуду;

- целлюлозу, техническую бумагу;

- лыжи, сани, телеги, конскую сбрую, снегоступы;

- приклады для оружия, тару для боевой техники, шпалы;

- теплую одежду, обувь, обмундирование, кожаные, вязаные изделия;

- лекарства, витамины и многое другое.

14 миллионов кубометров древесины дали лесорубы республики за годы войны. Это в среднем 30 кубометров от каждого жителя.

22 миллиона пудов хлеба поставили государству колхозники Марийской АССР (это в среднем по 50 пудов зерна от каждого жителя военного тыла республики), около 4 миллионов пудов картофеля, свыше 1 миллиона 340 тысяч пудов мяса, много молока, масла, яиц, овощей, шерсти, продукции льна, конопли, различного сырья.

В одном из юбилейных докладов в Кремле в советское время была дана такая оценка вкладу тружеников тыла в Победу: если бы были такие весы, на одной чаше которых можно бы было разместить вклад фронтовиков в Победу над врагом, а на другой — вклад тружеников тыла, то эти чаши стояли бы, не дрогнув, на одном уровне, как, не дрогнув перед противником, стоял советский народ. Таким был советский народ, сформированный Советской властью, Коммунистической партией.

Патриотизм. Он вырастает на идее, воспитывается на идеалах, формируется в действии. Было время, когда мы ориентировались на идеи, выработанные лучшими умами человечества в течение многих тысячелетий. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами (К. Маркс). Но оказалось, что человечество еще не готово не только воплощать, а даже воспринимать эти идеи (не Советский союз, а человечество). Кажется, наоборот, оно сегодня отдаляется от этого.

У советской молодежи были идеалы: Павка Корчагин, матрос Железняк, Чапаев, Котовский, Алексей Стаханов, Паша Ангелина, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Володя Дубинин, Юрий Гагарин, Валентина Гаганова, Юрий Власов, Любовь Орлова

и многие, многие славные сыны и дочери страны, явившие яркий пример беззаветного служения Родине, народу. Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, шахты Донбасса, целина, Братская ГЭС, Ангарск, Абакан-Тайшет, БАМ, комсомольские стройки, служба в армии были настоящей школой возмужания, нравственной закалки молодежи, формирования гражданской зрелости, гордого чувства сопричастности к свершениям, творимым в благородных целях. Энтузиазм, стремление трудиться старательно, служить честно, сделать лучше, больше для страны, народа — все это было в реальности, было недавно. Моральный фактор был мощным стимулом формирования патриотизма. На таком фундаменте держалась мощь государства.

Иное дело сегодня. На кого равняться молодежи? На какие идеи ориентироваться? Как служить в обворованной армии? Да разве только там проворовано? В наказание за украденные миллиарды (!) — домашний арест на зависть законопослушным россиянам: в центре Москвы квартира с бесчетным числом комнат, домработницей, личным поваром, личным врачом, личной охраной, личной маникюршей. А мы удивляемся: почему это молодые люди, не овладев родным языком, ударились штудировать инглиш, дойч, францезиш?

Тем не менее, любить Родину надо. Это — наша Родина, другой у нас нет. А любовь к ней надо формировать. В нашей работе в данном направлении достойное место должна занять республиканская Книга Памяти.

Первоначально Книгой Памяти называли первую серию изданий, посвященную погибшим фронтовикам-землякам. Теперь все три серии объединены под общим названием — республиканская Книга Памяти — при сохранении наименования первой серии, в котором оба слова пишутся с прописной буквы — Книга Памяти. В республиканской Книге Памяти имена более 400 тысяч жителей Марийской АССР. Общий тираж 49 томов — 101 тысяча экземпляров, объем — свыше 1300 печатных листов, более 15 тысяч страниц текста, свыше тысячи страниц с фотографиями. Создана настоящая эпопея героического подвига жителей Марийской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны советского народа в 1941-1945 годах.

Однако это не значит, что на этом поставлена точка. Работа под девизом «Никто не забыт! Ничто не забыто!», принятым нашим обществом, должна быть продолжена. Тем более что вне республиканской Книги Памяти осталось еще одна категория настоящих ветеранов войны. Это — дети военной поры, заслуги которых в военные и послевоенные годы не получили должной оценки ни со стороны государства, ни со стороны общества.

Дети войны. Их остается все меньше, не говоря уж, к сожалению, о фронтовиках. И хотя у нас не падали бомбы, не взрывались снаряды, не свистели пули, война своим жгучим пламенем опалила всех.

Здесь, в тылу утраты шли от голода, холода, болезней, непосильного труда, неизбывного горя, охвативших всех, — и старых, и малых. Невзгоды преодолевались неимоверным терпением, выдержкой, старанием и взрослых, и детей.

Они, дети войны, не были простыми свидетелями, они не были просто страдальцами. Они были активными тружениками тыла. Поэтому сейчас на разных уровнях ставится вопрос об издании четвертой серии республиканской Книги Памяти, посвященной вкладу детей Марийской АССР в общую борьбу за Победу в Великой Отечественной войне, их участию в трудовой деятельности на производстве и в общественной работе, их учебе, преодолению трудностей военной поры, патриотической жизненной позиции. Об этом говорилось и на научно-практических конференциях, и на пленумах республиканской, городских и районных советов ветеранов, и на торжественных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, на митингах, собраниях.

В Советском Союзе детский труд был официально запрещен законом. Но законы военного времени распорядились по-другому. Дети войны, наряду с женщинами, стариками и подростками, представляли собой существенную часть военного тыла. Свидетельством официального признания значимости труда детей является хотя бы то, что учебный год в школах в годы войны, даже еще долго после войны, начинался с 1 октября.

Сельские школьники, начиная с самых младших возрастов, все лето трудились на колхозных полях. Они пропалывали сорняки на посевах, сажали, окучивали, копали картошку, работали на огородах, ворошили и сгребали сено на лугах, теребили горох, теребили, околачивали и расстилали лен, возили на лошадях или на быках грузы (снопы, солому, сено, зерно), вывозили на поля навоз, боронили, жали рожь, овес, гоняли лошадей на ночную пастьбу, купали, мыли их, ребята постарше косили, работали на молотилках, жнейках, косилках, трудились прицепщиками на тракторах, пахали, пасли скот. По неопытности нередко калечились. Дома пилили, кололи дрова, носили воду, копали и обсаживали огород, пропалывали, окучивали, поливали овощи, ухаживали за скотиной, птицей, водились с младшими братьями, сестрами, делали уборку жилья.

В деревнях нередко в общественных работах вместе со старшими братьями и сестрами принимали участие и дети дошкольного возраста. Оставленные дома для присмотра за внуками бабушки и дедушки вместе с детьми выходили на прополку полей, сбор колосьев. Об этом сообщалось и в средствах массовой информации. Ронгинская районная газета «Социализм верч» писала, например, в номере за 26 августа 1943 года, что в колхозе «Якорь» создана совместная бригада детей и престарелых. Бригада собрала 5 центнеров колосков и очистила 50 гектаров посевов от сорняков. Таких примеров было множество.

В отчете Марийского обкома ВЛКСМ в декабре 1943 года отмечалось, что летом на полевых работах трудились 41355 учащихся, 148 школьных отрядов, в среднем на одного ученика было выработано более 30 трудодней. Положительная работа пионерской организации Марийской АССР неоднократно отмечалась в республиканской и центральной печати, а бригады учащихся школы № 5 города Волжска была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и денежной премией.

В лесных поселках дети работали маркировщиками, сучкорубами, возчиками, высаживали саженцы и ухаживали за ними, устраивались техслужащими, подсобными работниками в цехах, на лесоучастках, столовых, собирали живицу, заготавливали кору корней бересклета для резиновой промышленности, собирали и сдавали шишки на семена, грибы, ягоды, лекарственные растения.

В городских школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми, школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям. Учащиеся заготовляли дрова для школ, по призыву ЦК ВЛКСМ собирали металлолом, лекарственные растения. Многие из них — и мобилизованные через ФЗО, и добровольцы — за короткие сроки становились слесарями, токарями, фрезеровщиками и выполняли те же работы, что и взрослые. Многие подставляли под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка, нередко ночевали в цехах, выполняли планы и задания, перевыполняли нормы.

С окончанием войны ничуть не спала напряженность работы в тылу, который уже не именовался тылом. Мальчишки и девчонки все так же продолжали трудиться, как и в военное время. До конца сороковых годов детский, подростковый труд как следствие военной поры оставался существенным подспорьем во всех сферах нашей жизни.

Конечно, главной обязанностью детей была учеба. Из дальних деревень в бедной одежонке, в лаптях, голодные ходили в школу за несколько километров и в осеннюю слякоть, и в зимнюю стужу, писали на старых газетах, в некоторых классах замерзали чернила, сделанные нередко из сажи или свекольного сока. На географических картах флажками отмечали линию фронта, на уроках физкультуры, бодро маршируя, пели патриотические песни. На октябрятских линейках, пионерских сборах, комсомольских собраниях стыдили нерадивых, обсуждали текущие дела, строили планы. Завидовали сынам полка, детям-партизанам, голодали, болели, но жили, терпели, старались, учились, не теряли надежды, верили в Победу. Поэтому, отдавая должное детям войны, их производительному труду, следует оценить и такую форму их труда, как учеба. Заслуга тех, кто, преодолевая невзгоды, лишения, учился в ту пору, заключается, прежде всего, в том, что они обеспечили непрерывность в интеллекту -альном развитии общества, которое уже в скором бу-

дущем обернулось поразительными успехами в научно -техническом прогрессе.

Однако далеко не все дети имели возможность продолжить учебу. Многие по семейным обстоятельствам с большим сожалением оставляли школу, с болью расставались с мечтой и шли работать, чтобы помочь семье. Некоторые становились единственными кормильцами в доме. Ведь именно по этой причине многие дети военной поры не смогли устроить свою жизнь по-настоящему.

Достойны уважения не только те, кто трудился или ходил в школу, а и те, кто в то неимоверно тяжелое время еще не мог трудиться и даже учиться по возрасту, но, преодолев нужду, голод, многочисленные болезни, выжил, вырос, чтобы продолжить род, продолжить жизнь, сохранить народ, творить историю.

У детей войны не было беззаботного детства, безоблачной юности. Они взрослели несовершеннолетними. Дети войны, последние ее свидетели, на всю жизнь впитавшие ее горькую гарь, последние оставшиеся еще сегодня труженики военного лихолетья, они прошли настоящую военную закалку — политическую, нравственную, трудовую. К сожалению, их старательный труд, сопричастность к трудовому подвигу взрослых, их соучастие в преодолении тягот военной поры, их гражданская позиция, патриотизм, желание, готовность к самоотверженному служению Родине, их реальный вклад в Победу не получили должного признания.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в редакции от 16.10.2012 г. к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев. В прежней редакции данного закона от 12.01.1995 № 5 ФЗ для этого требовался 6-месячный трудовой стаж, наработанный в возрасте не моложе 12 лет. При определении контингента лиц, подлежащих включению в книгу «Они ковали Победу», республиканская редколлегия руководствовалась именно этим положением. В результате значительная часть истинных тружеников военного тыла, старательно, добросовестно трудившихся во имя Победы, оказалась вне этой книги.

Сегодня возрастные ограничения в определении статуса ветерана Отечественной войны сняты. Для этого требуется только стаж полугодовой работы в годы войны. Но как восстановить, доказать этот стаж? Хорошо, если сохранились какие-то документы в архивах или иных конторах, учреждениях. Однако известно, что их работа далеко не всегда оформлялась документально. Конечно, при отсутствии документальных подтверждений допускается установление стажа работы в судебном порядке на основании показаний двух и более свидетелей. Но сегодня самому молодому жителю военной поры за 70 лет. Какие же из них сейчас истцы, какие свидетели? Даже при самом доброжелательном отношении к ним со стороны чутких

служащих отделов соцзащиты, внимательных работников судебных органов, так и пылающих желанием оказать деятельную помощь обратившимся к ним, в состоянии ли они воспользоваться многочисленными положениями нашей огромной бюрократической системы защиты прав человека? Какие виды работ, какой объем должны быть зачислены в этот стаж? А нужно ли доказательство полугодового стажа для новой Книги Памяти? Кто, как, на основании чего будет определять контингент лиц, для включения в эту книгу?

Вопросов множество. Высказываются предложения о невозможности издания этой книги. Конечно, легче всего отказаться от идеи ввиду большой сложности ее реализации. Хорошо... откажемся... уйдем... Но вопрос-то останется. Конечно, придут после нас более деятельные, более благородные и возьмутся за это дело. Только им будет еще труднее, чем нам

сегодня, когда мы все же еще имеем возможность видеть, общаться, советоваться с живыми участниками тех событий. К тому же у нас есть опыт. Словом, проблема, и, прежде всего, проблема определения контингента лиц для включения в книгу, требует серьезного рассмотрения на различных уровнях, широкого обсуждения общественностью.

Издание данной серии, во-первых, восстановит справедливость по отношению к детям, являвшимся реальными участниками фронтового тыла в годы войны, во-вторых, позволит увековечить в Книге Памяти новые имена ветеранов войны, не вошедшие в предыдущие серии (они уже появляются в средствах массовой информации, поступают в рабочие группы книги в районах, продолжается поиск имен умерших в плену), в-третьих, привлечет к этой работе новые поколения, позволит придать патриотическому воспитанию конкретную, более четкую, организованную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.