Литературоведение
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 218-222
УДК 821.111.09
РАЗМЫШЛЕНИЯ ДЖОНА ФАУЛЗА ОБ «АНГЛИЙСКОСТИ»
© 2015 г. Т.Л. Селитрина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Поступилб в редбкцию 05.02.2015
Впервые в отечественном литературоведении анализируется эссе Фаулза «Быть англичанином, а не британцем», что является актуальным в условиях ускоряющейся глобализации. Раскрывается понимание Фаулзом национального характера англичанина и британца, самого концепта «английскости» во всей сложной амбивалентности этого явления. В трактовке Фаулза англичанин воспринимает свою страну как самую справедливую на планете, британец, напротив, как самую могущественную. Обращено внимание на характеристику Англии как Зеленого Острова и одну из главных мифологем английскости - предание о Робин Гуде как символе природной справедливости. Приводится сопоставление позиции Фаулза и испанского ученого Сальвадора де Мадриаги, автора книги «Англичане. Французы. Испанцы». В анализируемой статье сделаны выводы о насущных проблемах, стоящих перед современной Британией.
Ключевые словб: Фаулз, английскость, Британия, национальный характер, Сальвадор де Мадриага, концепт справедливости, Зеленая Англия.
В сборнике эссе Джона Фаулза «Кротовые норы», собранных другом писателя Джен Релф и опубликованных в 1997, году поднято множество разнообразных проблем: естественная история, свобода и чувство ответственности, хаос и роль случая, литература и литературность. Обращают на себя внимание политические взгляды писателя, его приверженность убеждениям левого толка, поддержка «зеленого» движения, охрана природы и исторических памятников.
В эссе «Быть англичанином, а не британцем» (1964) он поднимает проблему национального характера. «Английскость», на его взгляд, это нечто большее, чем результат жизни, в большей части своей прожитой в Англии. По разумению Фаулза, для того, чтобы считать себя англичанином, нужно, чтобы по меньшей мере двое из четырех дедов или бабок были англичанами, чтобы хоть половину жизни человек прожил в Англии, чтобы там же он получил образование, и, разумеется, чтобы родным языком был английский. Но более всего, как полагает Фаулз, это означает призобоие и приятие человеком об любом социбльоом уровое, оедостбтков и до-стоиоств специфических форм боглийскости [1, с. 144]. На этом противопоставлении Фаулз и выстраивает свое понимание английскости. «Британия» представляется писателю словом-лозунгом, оказавшимся полезным в тот момент, когда исторический долг требовбл, чтобы мы стбли мощоой воеооой держбвой, и пбтрио-
тизм был для этой цели весьмб существеооой эмоциообльоой силой [1, с. 144].
Фаулз поясняет, что Британец периода расцвета Империи всей душой верил, что Британия есть и должна быть сильнее любой другой страны, но истинный англичанин, как это представляется Фаулзу, никогда от души в это не верил. Для истинного англичанина всегда существовал иной посыл - полуплбтооический идебл жизои в сбмой спрбведливой стрбое мирб, б ое в сбмой сильоой [1, с. 144]. Таким образом, политика Британии в войне за независимость Америки 1775-1781 года может рассматриваться, с точки зрения Фаулза, с одной стороны, английским стремлением к справедливости, а, с другой стороны, британским требованием беспрекословного подчинения.
Фаулз не преуменьшает таких очевидных всем известных качеств характера англосаксов, как традиционный практицизм и прагматизм, шовинизм и природная агрессивность. Способность наслаждаться запугиванием других писатель считает производной от восхищения силой и властью, которые, в свою очередь, способствуют средству достижения справедливости. Даже английский капитализм, по мнению Фаул-за, обладает собственной самокоррегирующей диалектикой, поскольку в нем есть свобода слова и все существующие гарантии защиты личности, способные, в конечном итоге, трбоспо-оировбться в лучшую тообльоость, например, в государство всеобщего благосостояния [1,
с. 145]. Правда, Фаулз саркастически замечает, что грязные английские средства всегда в конце концов получают отличную возможность очиститься изнутри благодаря добродетельности английских целей [1, с. 145]. Подобное очищение и «прямо таки пуританская увлеченность идеей справедливости» и представляются Фаул-зу квинтэссенцией английскости. Этим обстоятельством он объясняет симпатию других народов к англичанам в целом, и антипатию к каждому представителю английской нации в отдельности.
По мнению писателя, все другие народы тратят уйму времени, чтобы идентифицировать себя, а англичанам напротив нужна не идентификация, а реконструкция. Иностранцев раздражает, что англичане не просто высокомерно справедливы, но и, к тому же, по сути своей, неидентифицируемы, так как менее всех других поддаются определению [1, с.146].
Фаулз вновь обращается к противопоставлению, к тому, что он называет великой английской дилеммой, в которой, на его взгляд, и кроется основной механизм английской ментально-сти. Для него великая английская дилемма - это расщепленность английской мысли между Зеленой Англией и красно-бело-синей Британией [1, с. 146]. Думается, что эти два полюса представляют противопоставление мифа и реальности.
Фаулз пытается объяснить подобный феномен этнопсихологией народов, населяющих Британию. Он считает, что шотландцы, ирландцы и уэльсцы не могут простить Англии то, что она их когда-то «завоевала» и чувствуют себя счастливее всего, когда «работают кулаками», а англичане, как хорошо известно любому исследователю феномена самобичевания, в свою очередь, чувствуют себя счастливее всего, когда их «молотят кулаками» [1, с. 147]. Фаулз добавляет, что Британия внутри себя существует за счет некоего симбиоза нелюбви и готовности быть нелюбимой [1, с. 147].
Он отмечает еще одно качество английскости: «любовь к третейскому судейству», то есть, стремления утвердить некие принципы, а затем наблюдать, как другие им следуют. Писатель поясняет это обстоятельство спецификой характера тех, кого Англия когда-то «завоевала». На его взгляд, любой шотландец, желающий править, любой ирландец, желающий сатирически высмеять, всякий уэльсец, желающий петь, прежде всего обрушивается на Лондон, где затем щедро вознаграждается. Таким образом, происходит многовековая узурпация неангличанами функций управления, критики и
развлечения. Проанализировав подобный феномен, Фаулз выдвигает следующую рабочую гипотезу общей характеристики Британии: кельтский гений и любовь к действию, явленные на поле высочайших английских принципов [1, с. 147].
Фаулз ни в коем случае не является сторонником Малой Англии. Он убежден, что человек есть существо федеративное и породнение отдельных стран, слияние их в блоки зашло уже довольно далеко - В Соединенном королевстве только горстка лунатиков в кельтской ночи по-прежнему задает кошачьи концерты, требуя самоуправления [1, с. 147]. По мнению Фаулза, после 1945 года англичанам-британцам пришлось пережить мучительную переоценку статуса мировой державы. Но писатель вновь напоминает шотландцам, ирландцам и уэльсцам что в Соединенном королевстве имеются дополнительные факторы географической близости и совместных государственных институтов. Несмотря на это, по мнению автора эссе, «ан-глийскость» борется с «британскостью». Подобная амбивалентность проявляет себя и в политической жизни, и в литературе.
Для Фаулза красно-бело-синяя Британия -это комплекс исторических, социальных, психологических, политических, этнографических элементов: это Британия Ганнноверской династии и викторианского и эдвардианского веков, Британия Империи, гимна «Правь, Британия» и воинственных маршей композитора Элгара, Британия Джона Буля, Пуны (город в западной Индии, захваченный англичанами после жестоких боев в ходе третьей англо-маратхской войны), Соммы (реки на северо-востоке Франции, места тяжелых боев во время первой мировой войны), Британия Ньюболта, автора ура-патриотических морских баллад, Киплинга и Руперта Брука, погибшего в первой мировой войне, клубов, кодексов чести и конформизма, неизменяемого status quo, островного шовинизма внутри страны и высокомерия за ее пределами, каст, лицемерных речей и ханжества [1, с. 148].
Писатель подчеркивает, что ни одна крупная политическая партия уже не поддерживает концепцию имперской Британии. Однако в мен-тальности британцев концепция «империи - где - никогда - не - заходит - солнце» существует как «послесвечение». Как культ устойчивости миропорядка, согревающего душу и пронизывающего настроения. Но есть, на взгляд Фаулза, и другая составляющая английскости - это так называемая Зеленая Англия. По его мнению, англичане, будучи островитянами, могут счи-
220
Т.Л. Селитринб
тать себя в большей мере наблюдателями, нежели участниками событий. Мы оисколько ое святее других, - замечает Фаулз, - просто гео-грбфически счбстливее [1, с. 149].
Фаулз обращает внимание и на тот факт, что англичане часто эмигрировали в качестве пионеров (США), колонистов, мореходов, проконсулов, освободителей, беглецов от двойных стандартов (Байрон, Д.Лоуренс, Дж. Даррелл). В качестве причин миграции он называет националистическую и индивидуалистическую. Фа-улз полагает, что характер миграции был разный: если это английскость, то в основе лежит концепция поддержания справедливости. Если это британскость, то она зиждется на распространении и поддержке имперских идеалов, идеала господства одной расы над другими. По мнению Фаулза, другая, и гораздо более специфическая составляющая Зеленой Англии - это архетип справедливого разбойника, предка Доброго Третейского Судьи.
Писателя возмущает, что Робин Гуд для Британии сведен на уровень сюжета для комиксов и детских телевизионных сериалов вместо того, чтобы стать первейшей вдохновляющей идеей для истинно английского гения. Народная молва видит в Робин Гуде архетип борца с несправедливостью, Фаулз рассматривает данный феномен как критическую оппозицию, которая всегда будет действовать, а не смиренно наблюдать. Он даже полагает, что робингудизм можно считать прбктическим пресуществлеои-ем Нбзбреяоского христибоствб, верой в то, что жизоь слишком короткб чтобы в одиоочку оести ту сбмую устбвшую от удбров другую щеку [1, с. 150]. Вообще, на взгляд Фаулза, сущность Гуда в том, что он бунтует, а не властвует: оо есть противодействие, б ое пбс-сивоое утверждеоие чего бы то ои было [1, с. 151].
Фаулз полагает, что чужестранцы (французы и шотландцы) могут усмотреть источник английского ханжества в привычном уходе в метафорические Зеленые Леса, в способоости укрыться зб мбской, симулирующей соглбсие, когдб мы ое соглбсоы, улыббться, когдб мы ис-пытывбем оеобвисть, говорить оечто ббсо-лютоо противоположоое тому, что мы об сб-мом деле имеем в виду [1, с. 151].
Фаулз согласен с тем, что в английской среде давно укоренился обычай отходить в сторону. По его мнению, это один из основных механизмов английской ментальности. Например, ему кажется, что англичанин может отстраниться от компрометирующей его публичной репутации. Но основной механизм английской мен-
тальности позволяет, на взгляд Фаулза, оставаться самыми самокритичными людьми в мире, самыми сознательными и терпимыми: мы — богличбое - суть Спрбведливые рбзбойоики, противостоящие определеооой чбсти сбмих себя, и только потом уже - всем другим [1, с. 152]. Примером этой сложной амбивалентности Фаулз считает творчество карикатуристов Макса Биэрбома, Томаса Роуландсона, Джеймса Гилрея, а из современных авторов Кингсли Эмиса. Перед всеми этими авторами стояла проблема: судить, не вызывая ответного осуждения. Хотя данная проблема представляется Фаулзу неразрешимой, но, как он полагает, возможно, этот аспект и создает необходимое напряжение в лучших образцах английского искусства. Ему представляется, что даже Чеширского кота можно считать тысячеликим Счастливчиком Джимми (роман Кингсли Эми-са).
Саму позицию робингудовского ухода в леса можно, на взгляд Фаулза, воспринимать как маневр для сбора сил и восстановления справедливости. Нб деле иоогдб это может покб-збться трусостью и стремлеоием укрыться в безопбсоом месте для того, чтобы обблюдбть преступлеоия из под деревьев. Фбулз подобоое поведеоие обзывбет «вялостью этики, оеким морбльоым збпором [1, с. 153]. Фаулз замечает, что чбсто зб любовью к трбдиции у богличбо скрывбется оелюбовь к оовбциям, обыкоовеооое рбвоодушие; дбже оежелбоие беседовбть с мблозобкомыми людьми ои о чем кроме погоды свидетельствует о оежелбоии рбскрыть чу-жбку обше тбйоое убежище в лесу [1, с. 153].
По мнению Фаулза, англичанин любит водить «чужаков за нос»: выказывать мнение, в которое не веришь, отрекаться от тех, кого на самом деле поддерживаешь, молчать в ответ на просьбы высказать свое мнение. Он поясняет, что англичане созобтельоо выскбзывбются тумбооыми обмекбми и оеврбзумительоыми обиоякбми [1, с. 154]. Однако, опираясь на один из самых откровенных английских документов, - сонеты Шекспира - Фаулз отмечает и богатство английского воображения, и чувство юмора, и сентиментальность, и способность глубоко погружаться в личные переживания. Как считает Фаулз, Зеленая Англия - концепция гораздо более эмоциональная, чем интеллектуальная. Ему представляется, что с точки зрения современной психологии приверженность к Зеленой Англии сказывается в склонности англичан к уединению, к переживанию своих эмоций, стремлений и желаний, своих излишеств и экс-тазов вдали от всех, в четырех стенах, за семью
замками, в укрытии сегодняшнего кодекса кодексов - корректного поведения в обществе [1, с. 156].
Писатель полагает, что англичанин как всегда двойствен: на свету, на поляне, в не-лесу мы становимся конформистами, чопорными и холодными, говорим штампами, во тьме и уединении мы эксцентричны, романтичны и творим новые слова [1, с. 156]. Фаулз полагает, что Зеленая Англия по-прежнему присутствует в творениях художников от Хоггарта до Тернера, в музыке от народной до Бриттена и Хадсона, в литературе от Филдинга до Конрада. Философия эта выражена в эмпиризме, в нетерпимости к метафизике, в праве - в сложной системе гарантий защиты личности от несправедливости государства.
Фаулз подчеркивает, что Новая Англия многое унаследовала от Зеленой Англии. Таким примером можно считать творчество Торо и Готорна, Эмили Дикинсон и Марка Твена. Фаулз склонен предположить, что герой Дикого Запада, человек, вынужденный взять закон в собственные руки - прямой потомок Робин Гуда.
Фаулз дает выразительную характеристику Англии, ее отличий от континентальной Европы. Для него Англия - это зелень, вода, плодородие, неопытность, это в большей степени весна, чем лето [1, с. 158]. Фаулз уверен в том, что ни исторически, ни психологически англичанин не может быть циником и шпенглериан-цем [1, 158]. Англичане - природные распространители справедливости, - такой вердикт выносит Фаулз, а справедливость, по его мнению, больше и глубже права.
Фаулз завершает характеристику английско-сти рельефной метафорой: мы обречены оставаться зелеными во всех смыслах этого слова [1, с. 158]. Здесь концепт «зеленый» означает жителя Зеленого острова с его «эмоциональной наивностью и моральной восприимчивостью», а также восприятием англичанина как подростка среди взрослых людей центральной Европы.
Почти за сорок лет до появления анализируемой нами статьи Фаулза появилось серьезное исследование испанского ученого Сальвадора де Мадариага «Англичане. Французы. Испан-
цы.» (1927). Во вступлении к своей книге он заметил: «Национальный характер действительно существует» [2, с. 8]. Мадариага полагает, что раса, климат, экономические условия в большей или меньшей степени может влиять на становление национального характера и его развитие. Так же, как и Фаулз, он считает, что национальный характер сочетает в себе достоинства и недостатки.
Для Мадариаги англичанин - по преимуществу человек действия, склонный добиваться от каждого момента жизни позитивных плодов. Испанский ученый полагает, что интеллект и сердце стоят у англичанина на втором месте после воли и полностью подчинены ее власти [2, с. 26]. Не забывает Мадариага напомнить и о лицемерии и снобизме англичан, но лицемерие в данном контексте, как объясняет Мадариага, обычно трактуется «как защита от давления социума» [2, 35]. Ряд наблюдений Мадариаги о специфике англий-скости совпадает с позицией Фаулза. К примеру, то обстоятельство, что английский суд не стремится подвести дело под какую-то статью, а наоборот тщательно изучает отдельный казус, желая утвердить справедливость, буквально совпадает у обоих авторов. Но для Мадариаги любой англичанин - британец, а для Фаулза, как следует из его размышлений, в этом вопросе существуют значительные разграничения.
Эссе Фаулза можно считать вкладом в науку о национальных характерах и культурах, в ней отсутствует описательная этнография и отвлеченная социология. Факты истории, психологии, этнографии, приводимые Фаулзом, и воплощенные в зримых метафорах, помогают понять, какие проблемы стоят перед современной Британией, каковы причины межнациональных конфликтов, и каков путь к сотрудничеству и взаимопониманию нации.
Список литературы
1. Фаулз Дж. Кротовые норы: Сб./Дж. Фаулз; Пер. с англ. И. Бессмертной, И. Тогоевой. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 702 с.
2. Сальвадор де Мадариага. Англичане, французы, испанцы: Пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб.: «Наука», 2003. 242 с.
222
T.N. Cenumpma
JOHN FOWELS'S REFLECTIONS ON "ENGLISHNESS" T.L. Selitrina
John Fowles's essay "English, not British" is analyzed for the first time in home studies, which is apparently relevant in the context of accelerating globalization. Fowles's interpretation of national English and British character is revealed, as well as the concept of "Englishness" in all its complex ambivalence. According to Fowles, an Englishman perceives his country as the most equitable in nature. Attention is paid to characterization of England as a Green Island and one of the main mythlogems of the "Englishness" - the legend of Robin Hood as a symbol of natural justice. Fowles's viewpoint is compared with opinion of a Spanish scientist Salvador de Madаriaga, the author of "Englishmen, Frenchmen, Spaniards". In the essay under analysis the summary of topical issues of contemporary Britain is made.
Keywords: Fowles, Englishness, Britain, national character, Salvador de Madаriaga, the concept of justice, Green England.
References
1. Faulz Dzh. Krotovye nory: Sb./Dzh. Faulz; Per. s 2. Sal'vador de Madariaga. Anglichane, frantsuzy, angl. I. Bessmertnoy, I. Togoevoy. M.: OOO «Iz- ispantsy: Per. s angl. A.V. Govorunova. SPb.: «Nauka», datel'stvo AST», 2004. 702 s. 2003. 242 s.