ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1492: 3605-3610
Размножение белоплечего орлана Haliaeetus pelagicus на Курильских островах
Е.Г.Лобков, С.П.Маршук, С.И.Корнев
Евгений Георгиевич Лобков. Камчатский государственный технический университет (КамчатГТУ), Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, д. 35, 683003, Россия. E-mail: [email protected] Сергей Павлович Маршук. Ул. Шутова, д. 26, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, 694550, Россия. E-mail: [email protected]
Сергей Иванович Корнев. Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО), Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 18, 683000, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25 августа 2017
О возможности размножения белоплечих орланов Haliaeetus pelagicus на Курильских островах сообщил А.И.Гизенко (1955) в своей известной монографии «Птицы Сахалинской области». Трудно сказать, на каком основании он считал, что белоплечий орлан гнездится «на всех островах Курильской гряды» (Гизенко 1955, с. 181). Такой информации ни у кого из более ранних исследователей не было (Yamashina 1931;Bergman 1935), из итогов работ самого А.И.Гизенко этого также не следовало, и в последующем эта информация не подтвердилась (Нечаев 1969; Велижанин 1973; Лобков, Нейфельдт 1986; Нечаев 2005; Нечаев, Гамова 2009; и др.). А.И.Гизенко (1955) привёл конкретные данные о гнезде белоплечего орлана с кладкой на острове Онекотан и, не аргументируя, отнёс к этому виду гнездо, найденное в осеннее время на Урупе вблизи бухты Мисими-Ван.
С тех пор информация, которая подтверждала бы гнездование бе-лоплечих орланов на Урупе, так и не появилась. Обстоятельным обследованием морского побережья острова, произведённым с 13 по 30 июля 2017 С.И.Корневым и С.П.Маршуком в целях учёта численности калана Enhydra lutris, выяснено, что на Урупе гнездятся только орла-ны-белохвосты Haliaeetus albicilla: по периметру острова обнаружено 4 их гнезда и предполагается наличие ещё не менее двух гнёзд.
Размножение одной пары белоплечих орланов на Онекотане было подтверждено в 1974-1977 годах на мысе Ангиби по результатам анкетного опроса (Лобков, Нейфельдт 1986). Однако учитывая информацию, поступившую от разных специалистов, побывавших на этом острове и обследовавших его побережье в течение, как минимум, последних двух десятилетий, орланы здесь не гнездятся.
Тем не менее, северную часть Курильской гряды всё же следует рассматривать как область размножения белоплечего орлана. Новые данные фактически подтверждают это для острова Парамушир. Так,
15 июня 2017 при обследовании побережья этого острова в целях учёта каланов, жилое гнездо белоплечего орлана было найдено на мысе Левашова, расположенного на тихоокеанском берегу острова Парамушир чуть южнее Второго Курильского пролива, напротив островов Птичьи.
________Гнездо с птенцом Белоплвчего орлана
К' высота над уровнем морв примерно ^Я ' ,' ^ь.;-' ■ Т ' -Ч-Л»".-». _*0 50 метров
Рис. 1. Мыс Левашова на острове Парамушир. Стрелкой показано место расположения гнезда белоплечего орлана На&аееШре^1еж. 13 августа 2017. Фото С.П.Маршука.
Рис. 2. Мыс Левашова на острове Парамушир. Вдали острова Птичьи. Стрелкой показано место расположения гнезда белоплечего орлана НаВаееШ ре1ад.емз.
13 августа 2017. Фото С.П. Маршука.
Рис. 3. Пара белоплечих орланов ЫаНаввШрв^кш на мысе Левашова (Парамушир). Самка (справа) сидит на гнезде. 15 июня 2017. Фото С.И.Корнева.
Мыс Левашова представляет собой гряду скалистых останцев — ке-куров высотой до 40-50 м (рис. 1 и 2). Толстые сухие сучья, из которых было сложено гнездо на одной из вершин, были отчётливо видны с лодки. Одна из взрослых птиц (учитывая более крупные размеры тела, это была самка) сидела в гнезде, вторая - на соседней вершине (рис. 3). По мере приближения лодки сначала взлетел самец, а затем покинула гнездо самка (рис. 4). Осмотреть гнездо с берега в тот день не удалось. 13 августа 2017 С.П.Маршук специально добрался до мыса Левашова из города Северо-Курильска (22.5 км по океанскому побережью). В этот день в гнезде оказалась ещё не поднявшаяся на крыло одна молодая птица (рис. 5). Наряд и поведение давали основания полагать, что она покинет гнездо в ближайшее время. Взрослый бело-плечий орлан летал рядом (рис. 6).
Судя по всему, эта пара белоплечих орланов размножается на мысе Левашова не первый год. Об этом свидетельствуют многолетний облик гнездовой постройки, а также регулярные встречи с орланами в этом месте в течение нескольких последних лет. Так, впервые белоплечих орланов на мысе Левашова наблюдали 17 марта 2012, причём это была группа из двух взрослых и одной молодой птицы (заметим, что на Камчатке молодые прошлого сезона нередко появляются вблизи своего гнезда и могут оставаться в этом районе довольно долго). На следующий год летавших над мысом взрослых белоплечих орланов наблюдали 22 апреля. В середине августа 2014 г издали видели слетевшего со
скалы орлана, но подойти к мысу из-за сложных погодных условий тогда не смогли. Можно предположить, что белоплечие орланы населяют мыс Левашова не менее 7 лет.
Рис. 4. Самка белоплечего орлана НаИаее1ш ре^.еш покидает гнездо при приближении лодки к мысу Левашова. 15 июня 2017. Фото С.И.Корнева.
Рис. 5. Гнездо белоплечего орлана НаИаее1ш ре^.еш с затаившейся молодой птицей незадолго до её вылета. Мыс Левашова. 13 августа 2017. Фото С.П.Маршука.
Биотопический облик мыса Левашова на острове Парамушир можно считать типичным для мест размещения гнёзд белоплечего орлана на скалистом морском побережье Камчатки, где такого рода гнездовые постройки составляют около 5% от общего числа гнёзд этого вида (Лобков, Нейфельдт 1986). Сроки подъёма молодых белоплечих орланов на крыло также вполне соответствуют таковым на Камчатке.
Рис. 6. Взрослый белоплечий орлан НаИавв1ш рв^кш над мысом Левашова на острове Парамушир. 13 августа 2017. Фото С.П.Маршука.
В настоящее время гнездо на мысе Левашова (остров Парамушир) является единственным из известных гнёзд белоплечего орлана на Курильских островах. Однако современные летние залёты в июне-августе и более или менее длительное летнее пребывание белоплечих орланов известно не только на Парамушире, но также на Матуа (птица в переходном наряде) и Урупе. Так, 22 июля 2016 взрослого белоплечего орлана С.И.Корнев и А.В.Лопатин (КамчатНИРО) наблюдали и сфотографировали на острове Уруп в заливе Наталии у мыса Ирины. Вспомним, что в одной из ранних работ (Kobayashi 1933) сообщалось о возможности летнего пребывания этих орланов на острове Шикотан.
Таким образом, Курильские острова в целом следует считать областью возможных летних залётов белоплечих орланов (с наибольшей вероятностью таких залётов в северную и среднюю части островной гряды). Кроме того, северную часть Курильской островной гряды можно обоснованно трактовать в качестве области спорадичного и эпизодического размножения вида. Такая трактовка, на наш взгляд, более всего соответствует современному характеру летнего пребывания белоплечего орлана на Курильских островах.
Литератур а Гизенко А.И. 1955. Птицы Сахалинской области. М.: 1-328.
Велижанин А.Г. 1973. Обзор птиц Северных Курильских островов // Тр. Биол. ин-та СО АН СССР 16: 234-259.
Лобков Е.Г., Нейфельдт И.А. 1986. Распространение и биология белоплечего орлана -
Haliaetus pelagicus pelagicus (Pallas) // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 150: 107-146. Нечаев В.А. 1969. Птицы Южных Курильских островов. Л.: 1-246.
Нечаев В.А. 2005. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Владивосток, 2: 246-327. Нечаев В.А., Гамова Т.В. 2009. Птицы Дальнего Востока России. Аннотированный
каталог. Владивосток: 1-564. Begman S. 1935. Zur Kenntnis nordostasiatischer Vogel. Ein Betrag zur Systematic, Biologie
und Verbreitung der Vogel Kamtschatkas und der Kurilen. Stockholm: 1-268. Kobayashi K. 1933. Summer birds in Shikotan Island, South Kuriles // Tori S, 36: 10-21 (яп.). Yamashina Y. 1931. Die Vogel der Kurilen // J. Ornithol. 79: 491-540.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1492: 3610-3618
Численность и распределение гусеобразных поймы Нижней Оби в 2016 году
М.Г.Головатин, В.А.Соколов
Михаил Григорьевич Головатин, Василий Андреевич Соколов. Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук, ул. 8 Марта, д. 202, Екатеринбург, 620144, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25 августа 2017
Работа выполнена в рамках мониторинга биоресурсов поймы Нижней Оби. Как и в предыдущие годы, в течение относительно небольшого промежутка времени (30 июня — 20 июля 2016) проводили масштабные учёты численности птиц на всей территории поймы Нижней Оби в пределах округа — около 16.5 тыс. км2. Такая «одномоментная съёмка» позволяет не только получить оценку о численности птиц в текущем времени, но и выяснить характер пространственного распределения ресурсов на территории. В статье представлены результаты актуальной оценки численности водоплавающих в пойме Нижней Оби (в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа) в 2016 году.
Учёт птиц проводили на трансектах во время перемещения на катере по крупным рукавам реки и на рабочих площадках, где проводили радиальные лодочные экскурсии по небольшим протокам и пешие экскурсии по суше. Координаты рабочих площадок и протяжённость трансект на них представлены в таблице 1, расположение их — на рисунке 1. Экскурсии были организованы таким образом, чтобы охватить все основные типы пойменных местообитаний.
Отмечали глазомерное расстояние до обнаруженной птицы от наблюдателя. Во избежание многократного учёта одних и тех же особей обращали внимание на направление перемещений птиц. Транзитных птиц, летящих на большой высоте, во внимание не принимали. При оценке плотности ширину учётной полосы определяли путём выравнивания распределения дальности обнаружения для каждого вида (Головатин 2013).