Научная статья на тему 'Размещение пунктов мониторинга автотранспотрных загрязнений'

Размещение пунктов мониторинга автотранспотрных загрязнений Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
119
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПУНКТ НАБЛЮДЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / SOURCE OF POLLUTION / АВТОТРАНСПОРТ / РОЗА ВЕТРОВ / WIND ROSE / MONITORING STATION / AUTOMOBILE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Петровская Ю.А., Петровская Е.А., Бельская Е.Н.

Рассмотрены требования к размещению пунктов мониторинга автотранспортных загрязнений. Проведен анализ мониторинга автотранспортных загрязнений в Красноярске. Показана необходимость систематизации требований и их четкого выполнения, использования единых унифицированных методов отбора и анализа, обработки и передачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Петровская Ю.А., Петровская Е.А., Бельская Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACEMENT OF AUTOMOBILE POLLUTION MONITORING

Requirements to placement of automobile pollution monitoring station are considered. The analysis of monitoring of motor transportation pollution in Krasnoyarsk is carried out. Need of systematization of requirements and their accurate performance, use of the uniform unified methods of selection and the analysis, processing and information transfer is shown.

Текст научной работы на тему «Размещение пунктов мониторинга автотранспотрных загрязнений»

УДК 504.3.054

РАЗМЕЩЕНИЕ ПУНКТОВ МОНИТОРИНГА АВТОТРАНСПОТРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Ю. А. Петровская, Е. А. Петровская Научный руководитель - Е. Н. Бельская

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: timeswallower0@gmail.com

Рассмотрены требования к размещению пунктов мониторинга автотранспортных загрязнений. Проведен анализ мониторинга автотранспортных загрязнений в Красноярске. Показана необходимость систематизации требований и их четкого выполнения, использования единых унифицированных методов отбора и анализа, обработки и передачи информации.

Ключевые слова: мониторинг, пункт наблюдения, требования, источники загрязнения, автотранспорт, роза ветров.

PLACEMENT OF AUTOMOBILE POLLUTION MONITORING

Y. А. Petrovskaya, Е. А. Petrovskaya Scientific supervisor - E. N. Belskaya

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: timeswallower0@gmail.com

Requirements to placement of automobile pollution monitoring station are considered. The analysis of monitoring of motor transportation pollution in Krasnoyarsk is carried out. Need of systematization of requirements and their accurate performance, use of the uniform unified methods of selection and the analysis, processing and information transfer is shown.

Keywords: monitoring, monitoring station, requirements, source of pollution, automobile, wind rose.

Общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В Красноярском крае мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха осуществляет ФГБУ «Среднесибирское УГМС».

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 29 декабря 2014 г.) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации (Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ).

Доля выбросов от автотранспорта в суммарных общекраевых выбросах загрязняющих веществ составляет около 40 % [1]. Для улучшения ситуации в России с 1 января 2014 года начал действовать стандарт Евро-5, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Опережающие темпы роста численности автомобильного парка по сравнению с темпами роста протяженности дорог общего пользования, усугубляемые неравномерным распределением транспортных потоков на сети, способствуют росту негативного воздействия транспорта на проживающее вблизи дорог население и придорожные экосистемы. На рисунке показана динамика количества зарегистрированных транспортных средств 2008--2014 гг. [2].

На сегодняшний день в Красноярске существует 8 стационарных пунктов мониторинга состояния загрязнения атмосферного воздуха (частью которого является мониторинг автотранспортных загрязнений) - два в Ленинском районе и по одному во всех остальных. Несмотря на то, что город растет, количество стационарных пунктов остается неизменным.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

Возможности использования стационарных и передвижных постов для контроля выбросов автотранспорта ограничены. Это связано с тем, что примеси от низких источников выбросов распределяются иначе, чем от высоких. Максимум концентраций примесей от выбросов отработавших газов автотранспорта находится на самой транспортной магистрали, а при удалении от обочины резко падают, достигая фонового уровня на расстоянии 15...30 м. Данные лазерных исследований показывают, что на расстоянии 25...30 м от обочины дороги существенных колебаний концентрации оксида углерода от выбросов автотранспорта не наблюдается. Возможность использования для контроля выбросов стационарных постов наблюдений, расположенных в непосредственной близости от автомагистралей, требует специального рассмотрения в каждом отдельном случае [3].

450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ■ Количество зарегистрированных ТС

Динамика количества зарегистрированных ТС в г. Красноярске за период 2008-2014 гг.

Для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами автотранспорта организуются специальные наблюдения, в результате которых определяются:

- максимальные значения концентраций основных примесей, выбрасываемых автотранспортом в районах автомагистралей, и периоды их наступления при различных метеоусловиях и интенсивности движения транспорта;

- границы зон и характер распределения примесей по мере удаления от автомагистралей;

- особенности распространения примесей в жилых кварталах различного типа застройки и в зеленых зонах, примыкающих к автомагистралям;

- особенности распределения транспортных потоков по магистралям города.

Пункты мониторинга автотранспортных загрязнений должны располагаться:

- на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке с не пылящим покрытием: асфальте, твердом грунте, газоне - таким образом, что бы были исключены искажения результатов измерений наличием зеленых насаждений, зданий и т. д.;

- в районах с интенсивным движением транспорта и располагаться на различных участках улиц в местах, где часто производится торможение автомобилей и выбрасывается наибольшее количество вредных примесей;

- в зонах пересечения двух и более улиц с интенсивным движением транспорта;

- на тротуаре, на середине разделительной полосы при ее наличии и за пределами тротуара -на расстоянии половины ширины проезжей части одностороннего движения;

- не менее чем в 0,5 м от стены здания для пункта, наиболее удаленного от автомагистрали;

- на улицах, пересекающих основную автомагистраль, на краях тротуаров и на расстояниях, превышающих ширину магистрали в 0,5; 2; 3 раза.

Также весьма важным является вопрос о розе ветров. Данные о повторяемости направлений ветра получают по результатам наземных наблюдений на метеорологических станциях. При этом «истинная роза ветров» должна характеризовать повторяемость направлений не приземного ветра на

сложном рельефе, а направления невозмущенного подстилающей поверхностью ветрового потока набегающего на город и все его промышленные объекты [4].

Анализ существующих методов размещения пунктов наблюдения в системах контроля атмосферного воздуха позволяет сделать вывод, что, во-первых, в настоящее время отсутствует единый подход, и, во-вторых, создание универсальной методики является сложной задачей в силу характера расположения городов, особенностей застройки и т. д. Ее решение существенно зависит от функций, которые должна выполнять система мониторинга. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, обусловленного выбросами автотранспорта, должен проводиться самостоятельно, чтобы отслеживать динамику. Количество пунктов наблюдения в Красноярске должно быть увеличено. Также очевидна необходимость четкого выполнения требований к размещению пунктов мониторинга автотранспортных загрязнений, что позволит избежать искаженных результатов наблюдения. Для сопоставимости результатов наблюдений, полученных в различных районах (городах) и в разное время, необходимо использовать единые унифицированные методы отбора и анализа, обработки и передачи информации.

Библиографические ссылки

1. О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2013 году : Государственный доклад. Красноярск, 2014.

2. Статистические данные МУ МВД России «Красноярское». 2013.

3. Голицын А. Н. Основы промышленной экологии. М. : ИРПО ; Изд. центр «Академия».

4. Тасейко О. В., Сугак Е. В. Репрезентативность пунктов наблюдения при оценке качества воздуха в городской среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120-15560 (дата обращения: 25.03.2015).

© Петровская Ю. А., Петровская Е. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.