Научная статья на тему 'Размещение объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области'

Размещение объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
430
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / HOTEL INDUSTRY / TOURISM INFRASTRUCTURE / ACCOMMODATION FACILITY / LOCATION FACTOR / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / TOURIST FLOW

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зайцева Анна Игоревна, Колесникова Елена Геннадьевна

Цель статьи состоит в выявлении значимых факторов размещения объектов гостиничной индустрии Кемеровской области. В исследовании применены методы анализа и синтеза данных статистики, вторичной информации, в т. ч. тематических публикаций. Наибольшее количество объектов гостиничной индустрии сосредоточено в самых населенных частях региона. Их размещение на территории тех или иных муниципальных образований определяется фактором наличия предприятий, культурных, образовательных и научных учреждений. Под действием этого фактора в области формируются два крупных туристско-рекреационных комплекса Южно-Кузбасский (Новокузнецкий район) и Притомский (Кемеровский район). Другим фактором размещения объектов гостиничной индустрии является высокий природно-ресурсный потенциал для развития горнолыжного и других видов активного туризма (Таштагольский район).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зайцева Анна Игоревна, Колесникова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCATION OF THE HOTEL INDUSTRY OBJECTS IN THE KEMEROVO REGION

The paper studies and analyzes the important factors of location of the objects of the hotel industry in the Kemerovo region. The study is based on the methods of analysis and synthesis of statistics, and secondary information, including thematic publications. The largest number of hotel industry facilities is concentrated in the most populated parts of the region. Their location on the territory of various municipalities is determined by the factor of the presence of enterprises, as well as cultural, educational and scientific institutions. Under the influence of this factor, two large tourist and recreational complexes are being formed in the region, i.e. South Kuzbass (Novokuznetsk district) and Pritomsk (Kemerovo region). Another factor in the placement of hotel industry facilities is the high natural resource potential for the development of mountain skiing and other types of active tourism (Tashtagol district).

Текст научной работы на тему «Размещение объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области»

УДК 332.132

DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-96-106

размещение объектов гостиничной индустрии в кемеровской области

Зайцева А. И., Колесникова Е. Г.

Кемеровский государственный университет

650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, Российская Федерация

Аннотация. Цель статьи состоит в выявлении значимых факторов размещения объектов гостиничной индустрии Кемеровской области. В исследовании применены методы анализа и синтеза данных статистики, вторичной информации, в т. ч. тематических публикаций. Наибольшее количество объектов гостиничной индустрии сосредоточено в самых населенных частях региона. Их размещение на территории тех или иных муниципальных образований определяется фактором наличия предприятий, культурных, образовательных и научных учреждений. Под действием этого фактора в области формируются два крупных туристско-рекреационных комплекса - Южно-Кузбасский (Новокузнецкий район) и Притомский (Кемеровский район). Другим фактором размещения объектов гостиничной индустрии является высокий природно-ресурсный потенциал для развития горнолыжного и других видов активного туризма (Таштагольский район).

Ключевые слова: гостиничная индустрия, туристская инфраструктура, фактор размещения, туристско-рекреационный потенциал, Кемеровская область

location of the hotel industry objects in the kemerovo region

А. Zaitseva, E. Kolesnikova

Kemerovo State University

ul. Krasnaya 6, 650000 Kemerovo, Kemerovo region, Russian Federation

Abstract. The paper studies and analyzes the important factors of location of the objects of the hotel industry in the Kemerovo region. The study is based on the methods of analysis and synthesis of statistics, and secondary information, including thematic publications. The largest number of hotel industry facilities is concentrated in the most populated parts of the region. Their location on the territory of various municipalities is determined by the factor of the presence of enterprises, as well as cultural, educational and scientific institutions. Under the influence of this factor, two large tourist and recreational complexes are being formed in the region, i.e. South Kuzbass (Novokuznetsk district) and Pritomsk (Kemerovo region). Another factor in the placement of hotel industry facilities is the high natural resource potential for the development of mountain skiing and other types of active tourism (Tashtagol district).

Keywords: hotel industry, tourism infrastructure, accommodation facility, location factor, tourist and recreational potential, tourist flow

Введение

В настоящее время туризм является неотъемлемой частью жизни практически каждого современного человека. Давно стал он и одним из способов познания окру© CC BY Зайцева А. И., Колесникова Е. Г.

жающего мира. Коммерческая направленность туристических предприятий привела к повсеместному размещению объектов гостиничной индустрии на территории страны и формированию ту-ристско-гостиничного бизнеса, ставшего источником крупных доходов отдельных российских регионов. Этим процессам сопутствует изучение, анализ и оценка туристско-рекреационных ресурсов, выявление аттрактивных объектов, вызывающих туристский интерес и генерирующих устойчивый турпоток, денежные поступления в бюджет. В свете стремительного развития туристско-гостинич-ной сферы, государственной поддержки и повышенного интереса частного бизнеса, выявление особенностей и условий, влияющих на размещение объектов гостиничной индустрии в отдельных регионах, является актуальной проблемой. Цель статьи состоит в анализе факторов территориальной организации и размещения объектов индустрии гостеприимства в Кемеровской области.

В современной научной и профессиональной литературе широко применяются понятия «индустрия гостеприимства», «гостиничная индустрия», «туристская индустрия» и т. п. Отечественные и иностранные авторы по-разному трактуют данные термины, зачастую объединяя или подменяя их. Однако эти понятия имеют свое содержание и ключевые особенности. Общим же является их отношение к сфере услуг.

Индустрия гостеприимства как наиболее широкое понятие сферы услуг включает в себя различные направления деятельности людей, таких, как туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионная деятельность, организация выставок и проведение различных научных конференций. Зарубежные специалисты (Ф. Котлер, Дж. Уокер, Р. Браймер) объединяют в этой индустрии все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслу-

живании путешествующих людей через специализированные предприятия: отели, рестораны, туристические агентства, национальные парки, парки культуры и отдыха и т. д. Непосредственно гостиничная индустрия, представленная средствами размещения различных типов и предприятиями питания, является частью этого крупного отраслевого объединения.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 132-Ф3 от 24.11.1999 г.) трактует туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортив-ного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Авторы данной статьи считают, что в законе отражено очень широкое содержание понятия туристской индустрии, выходящее за рамки деятельности непосредственно туристских и гостиничных предприятий и в большей степени направленное на организацию и рекламу туристских поездок, чем на создание и предоставление туристских и гостиничных услуг.

Материалы и методический аппарат исследования

Впервые территориальная организация сферы услуг стала объектом изучения географии сферы обслуживания в 1960-х гг. В течение следующих десяти лет эта тематика исследований получила широкое признание и распространение [11, с. 70].

Параллельно с географией обслуживания в 1970-1980-е гг. шло становление

рекреационной географии. Длительное время подходы к территориальной организации туристской индустрии были основаны на модели территориальной рекреационной системы, разработанной еще в начале 1970-х гг. школой В. С. Преображенского. Позже эта модель получила развитие и ее использовали в своих работах Ю. А. Веденин, Н. С. Мироненко, Е. А. Котляров, В. И. Азар, И. Т. Твердох-лебов, В. А. Квартальнов, И. В. Зорин, Д. В. Николаенко и др. Гостиничная индустрия как часть туристско-рекреаци-онной системы в работах указанных авторов не рассматривалась.

В 1991 г. вышла работа А. И. Алексеева с соавторами, в которой рассматривались основные понятия и методы изучения географии сферы обслуживания [1]. Позже, в 1990-е гг., число исследований, посвященных географии сферы обслуживания, уменьшилось. И только с начала 2000-х гг. стали появляться работы, отражающие значимые трансформации на рынке услуг.

Исследования более позднего периода посвящены изучению методик и подходов к оценке отдельных видов туристско-ре-креационных ресурсов и их потенциала в целом, изучению условий и предпосылок формирования туристско-рекреацион-ных комплексов в регионах России, представляющих наибольший интерес в туристском плане. В настоящее время большой популярностью пользуются кластерные формы организации разных видов деятельности, в том числе туристской.

Непосредственно территориальный аспект размещения объектов туристско-гостиничной индустрии рассмотрен в работах С. С. Сафиной и И. Г. Лимониной [10], Е. И. Макриновой [7], В. В. Ливанова [4], М. М. Романовой [8], И. П. Самариной и М. В. Самарина [9], И. С. Ткачевой [12], Г. Н. Лихошерстовой [6] и других авторов.

Оценке туристско-рекреационного потенциала собственно Кемеровской области, включая объекты индустрии туризма и гостеприимства, особенно-

стям их размещения по территории региона, посвящена работа А. И. Литвак [5]. Социально-экономические условия региона, в том числе уровень развития гостиничной индустрии, рассмотрены в работе А. И. Зайцевой [2]. Особенности формирования зон экономического благоприятствования в Кемеровской области, включая зоны туристско-рекре-ационного типа, выступают объектом внимания в совместной статье Н. А. Зайцевой и Г. Е. Мекуш [3].

Анализ развития научных исследований данной сферы позволяет сделать вывод о существовании двух разных направлений. С одной стороны, продолжает существовать «старая» география обслуживания, ориентированная в основном на изучение потребительских услуг и с точки зрения условий жизни населения. С другой стороны, формируется новая география сектора услуг, рассматривающая любые услуги под экономическим углом зрения и нередко включающая в сектор услуг виды деятельности, по своей сути услугами не являющиеся [11, с. 73].

Сектор размещения является ключевым в гостиничной индустрии. Под ним понимают совокупность средств размещения, которые предоставляют место ночевки и услуги бытового характера (гостиницы, отели, пансионаты и т. д.). Гостиничная индустрия является составной частью туристско-рекреационного потенциала региона и входит в состав инфраструктурных (социально-экономических) ресурсов. Ее состояние и уровень развития способствует возрастанию туристической емкости территории и повышению привлекательности туристических ресурсов региона. Несмотря на общую отсталость развития гостиничной индустрии России в сравнении с другими ориентированными на туризм странами, в течение последних лет наблюдается стремительное развитие туристско-го-стиничного бизнеса, идет процесс размещения объектов гостиничной индустрии во многих регионах страны.

Традиционно на территориальное размещение объектов гостиничной индустрии оказывают влияние факторы внешней (совокупность природно-климатических, политических, экономических, социально-культурных, демографических и информационно-технологических факторов) и внутренней среды (кадровое обеспечение гостиничной индустрии) [4]. Зарубежные авторы ключевые факторы, оказывающие влияние на размещение объектов гостиничной индустрии, разделяют в зависимости от размера предприятия. Так, для малых гостиниц главными факторами размещения выступают уровень транспортной доступности, наличие инвестиционных стимулов для застройщиков, а также имеющиеся в непосредственной близости туристские достопримечательности. Расположение средних и крупных гостиниц в основном зависит от цен на землю и наличия антропогенных туристических достопримечательностей [13-15].

Лидерами по количеству объектов гостиничной индустрии в стране являются

города Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Самаре, Казани, Волгограде, в городах Урала (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске. Гостиничная индустрия в них наиболее современная, строительство новых объектов идет быстрыми темпами. Средства размещения там проходят сертификацию качества своих услуг с присвоением объекту соответствующей категории. Но Восточная Сибирь и Дальний Восток значительно отстают по уровню развития гостиничной индустрии, в том числе по общему числу объектов размещения и их классификационным категориям.

На фоне растущего в последние годы турпотока в Россию в целом, в Кемеровской области до 2014 г. также наблюдалась положительная динамика количества туристов, в том числе иностранных, приезжающих в регион с различными целями. В результате кризисных событий 2014 г. в течение двух следующих лет турпоток снижался (на 9% в 2016 г. по сравнению с 2014 г. - рис. 1.), но затем опять наметился рост.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Ист.: Кемеровстат [сайт]Ы1:р8://кетегоуо81а1.дк8.ги/ Рис. 1. Количество туристов, посетивших Кемеровскую область, млн. чел.

Принадлежность туристов, приезжающих в Кемеровскую область, свидетельствует о том, что большая их часть приходится на внутренних туристов, т.е. приезжих из других регионов страны. По данным за 2017 г., в коллективных сред-

ствах размещения было зарегистрировано только 13470 иностранцев или 1,3% от общего числа туристов, посетивших регион. Традиционно больше всего туристов приезжают из Казахстана - 1517 человек (11,3%), Беларуси - 1084 (8%),

Германии - 1674 (12,4%), Украины - 1073 (8%), Китая - 1044 (7,7%), Италии - 556 (4,1%), Соединенных Штатов Америки -675 человек (5%). Большая часть туристов (70-73%) посещает Кемеровскую область с личными целями, в том числе с целью отдыха, досуга, лечения и оздоровления. Треть туристов (27-30%) приезжают в регион с деловыми и профессиональными целями1.

Туристско-рекреационный потенциал Кемеровской области оценивается как высокий и средний, благодаря разнообразию природных и культурно-исторических ресурсов, вызывающих туристский интерес и способствующих развитию различных видов спортивного, экологического, культурно-познавательного и оздоровительного туризма.

Главные природные туристские достопримечательности сосредоточены на юге региона, а именно на территории Таштагольского и Новокузнецкого районов. По составу и качеству рекреационных ресурсов, сконцентрированных на небольшой территории, эти районы превосходят большинство рекреационных зон России. Здесь расположены Шорский национальный парк, Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», региональные заказники, интересные памятники природы и ряд заповедных мест.

Многочисленные природные достопримечательности, их уникальность и эстетические свойства, обусловленные физико-географическим положением Кемеровской области, способствуют развитию пешеходного, лыжного, водного, экологического, рекреационного туризма. Среди районов, имеющих наиболее высокий природно-ресурсный потенциал, необходимо отметить Таштагольский, Гурьевский, Новокузнецкий, Крапи-винский, Промышленновский районы.

1 Источник данных: электронные публикации сайта Кемеровстата - территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Кемеровской области (http://kemerovostat.gks.ru).

Именно здесь указанные выше виды туризма получили наибольшее распространение.

Потенциал культурно-исторических туристско-рекреационных ресурсов представлен многочисленными памятниками археологии от палеолита до XV в. н.э., памятниками истории, культуры, архитектуры и градостроительства, размещенными по территории Кемеровской области более равномерно, чем природные ресурсы. Однако наиболее привлекательны в культурно-историческом плане Кемеровский, Новокузнецкий, Мариин-ский, Яшкинский районы.

К настоящему времени в Кемеровской области уже сложились два высокоразвитых туристско-рекреационных комплекса - Южно-Кузбасский (Новокузнецкий район) и Притомский (Кемеровский район). Они находятся в пригородных зонах крупнейших городских агломераций Кузбасса, обладающих высокоразвитой инфраструктурой, что обеспечивает ее доступность жителям области и других регионов. Именно в этих районах сосредоточено 80% всей туристской инфраструктуры области [5], в т. ч. международные аэропорты, вокзалы, гостиницы, санатории, базы отдыха, культурно-до-суговые учреждения, детские оздоровительные лагеря и т. д.

Индустриальный характер Кемеровской области, ее особое место в ресурсном и хозяйственном потенциале страны является основой для многочисленных межрегиональных и межнациональных связей, включая развитие делового туризма. Однако наличие природных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей не играет для делового туризма первостепенную роль. Для его развития более важен экономический и инвестиционный потенциал региона. Согласно результатам оценки инвестиционной привлекательности регионов Рос-сии2, Кемеровская область в 2018 г. вошла

2 См.: Итоги VI ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России (2018 г.),

в так называемую «третью категорию», в которую включили «регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности» (группа 1С7). Из Сибирского федерального округа в эту же группу попали Республика Алтай и Алтайский край. В разрезе муниципальных образований рейтинг инвестиционной привлекательности возглавил г. Новокузнецк, на втором месте оказался г. Кемерово, а замыкает тройку лидеров г. Междуре-ченск. Как видим, в Кемеровской области наблюдается тенденция, характерная для страны в целом, - концентрация делового туризма преимущественно в городских центрах, обладающих соответствующим потенциалом, благодаря наличию подходящей инфраструктуры.

Согласно классификации субъектов Российской Федерации по уровню туристского предложения, учитывающего развитие туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, Кемеровская область, наряду с другими регионами своей группы, характеризуется недостаточной степенью развития туристского продукта, но значительным потенциалом для перспективного развития1. Среди причин, снижающих место региона в рейтинге туристской привлекательности, необходимо отметить слабую развитость гостиничной индустрии, в том числе низкое качество обслуживания, и неравномерное размещение ее объектов по территории Кемеровской области.

На базе анализа статистических данных была проведена количественная оценка объектов гостиничной индустрии и их размещение по территории Кемеровской области.

размещенные на сайте Национального рейтингового агентства (http://www.ra-national.ru/ru/ no.de/63076).

1 См.: Стратегия развития туризма в Кемеровской

области до 2025 года, утв. распоряжением коллегии Администрации Кемеровской области № 194-р от 01.03.2013 г. (с изменениями утв. распоряжением № 376-р от 16.06.2014 г.).

Результаты исследования

Общее число объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области на начало 2018 г. составило 2485 ед., из них 323 относились к средствам размещения и 2162 - к предприятиям общественного питания. Наибольшее число этих объектов сосредоточено в Кемеровской городском округе и Кемеровском муниципальном районе (28% от общего числа), Новокузнецком городском округе и Новокузнецком муниципальном районе (23%), Прокопьевском городском округе и Прокопьевском районе (11%)2.

Одной из проблем размещения объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области является их неравномерное распределение по территории региона. Тенденция неоднородного размещения объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области соответствует общероссийской, свидетельствующей о концентрации большей части средств размещения в центральных регионах и крупных городах. Анализ данных показывает, что наибольшее количество объектов гостиничной индустрии находится в Кемеровском и Новокузнецком районах (более 500 ед.), так как именно здесь находятся крупнейшие города области (Кемерово и Новокузнецк), где сосредоточена основная часть населения региона (41%) и которые вместе с многочисленными близлежащими населенными пунктами образуют две крупные городские агломерации (рис. 2). Здесь же размещены значимые промышленные и коммерческие предприятия, культурные, образовательные и научные учреждения.

Туристская инфраструктура этих городов и муниципальных районов наиболее развита и ориентирована как на прием деловых туристов, так и на удовлетворение рекреационных потребностей местных жителей. Это также под-

2 Источник данных о деятельности коллективных средств размещения (гостиниц, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха) в 2017 г.: сайт Кемеровстата (см. сноску выше).

V^IOiy

Рис. 2. Размещение объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области

тверждает анализ туристкой статистики по целям поездки. Именно Новокузнецк и Кемерово являются центрами делового туризма в регионе. Кроме того, в расположенных вблизи этих городов загородных отелях, туристических базах и

комплексах регистрируется наибольшая загрузка в выходные и праздничные дни, что свидетельствует о развитии краткосрочной реакции. В целом гостиничная индустрия данных районов и городов представлена средствами размещения

разного уровня комфорта и предприятиями питания разного типа.

Для анализа влияния фактора размещения промышленных предприятий, вызывающих, в первую очередь, интерес у деловых туристов, были совмещены карта размещения объектов гостиничной индустрии и карта размещения промышленных предприятий Кемеровской области. Анализ совмещенных карт показал, что в настоящее время расположение объектов гостиничной индустрии полностью соответствует расположению промышленных предприятий на территории региона. Во всех районах, в которых находятся крупные промышленные предприятия, наблюдается свыше 500 объектов гостиничной индустрии, а в районах, в которых отсутствуют крупные промышленные предприятия, наблюдается существенно меньшее число соответствующих объектов.

Фактором размещения объектов гостиничной индустрии в Таштагольском и Новокузнецком муниципальных районах, а также Междуреченском городском округе - наиболее популярных у туристов, приезжающих в Кемеровскую область с целью отдыха, является при-родно-ресурсный потенциал. Именно он стал основой для развития в регионе горнолыжного туризма более 20 лет назад. Позже к горнолыжному туризму добавились и другие виды активного отдыха в зимнее и летнее время.

Средства размещения в этих районах представлены, в основном, гостиничными комплексами, спортивными базами и частными отелями небольшой вместимости, а также индивидуальными средствами размещения, сдаваемыми местными жителями внаем приезжим туристам. Объектов питания и развлечения в районе немного, большинство из них функционируют только в высокий сезон, преимущественно зимой.

В целом гостиничная индустрия Кемеровской области включает объекты разных категорий и уровня комфортно-

сти1. Здесь есть как гостиницы категории 4 и 5 «звезд», так и хостелы и средства размещения без категории. Услуги общественного питания предоставляют как рестораны первого класса, так и бюджетные столовые и кафе быстрого питания.

Выводы

Анализ размещения объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области позволяет сформулировать ряд выводов.

1. Размещение объектов гостиничной индустрии во многом не соответствует имеющемуся туристскому потенциалу отдельных районов Кемеровской области.

2. Пространственное размещение объектов гостиничной индустрии взаимосвязано с видами туризма, развиваемыми в том или ином районе области.

3. В большей степени размещение объектов гостиничной индустрии тяготеет к крупным городам и наиболее заселенным районам области.

4. Средства размещения и предприятия питания г. Кемерово и г. Новокузнецк в основном ориентированы на прием бизнес-туристов, об этом свидетельствует анализ туристской статистики по целям поездки и наличие здесь инфраструктуры делового туризма.

5. Наличие большого числа загородных парк-отелей, туристских баз и комплексов, расположенных вблизи Кемерово и Новокузнецка, говорит о том, что у местных жителей имеется спрос на краткосрочную рекреацию, ограниченную выходными или праздничными днями.

6. Объекты гостиничной индустрии Таштагольского района и Междуречен-ского городского округа ориентированы на прием туристов, приезжающих с целью активного отдыха в зимнее и летнее время, чему способствует природные ресурсы и условия. Спрос на услуги средств

1 Подробнее об объектах гостиничной индустрии см. на сайте «Кузбасс. Туристско-рекреационный кластер Кемеровской области» (http://visit-kuzbass. ru/ru).

Vioy

размещения в данных районах имеет явно выраженный сезонный характер.

7. Сфера общественного питания, являющаяся частью гостиничной индустрии, представлена гораздо большим числом объектов. В отличие от средств размещения, предприятия питания представлены по территории области более равномерно. Часть из них ориентирована как на местных жителей, так и на туристов (Кемеровский, Прокопьевский, Бе-ловский, Новокузнецкий, Таштагольский районы). Предприятия питания Про-мышленновского, Топкинского, Тяжин-ского, Мариинского районов, по которым проходят федеральные трассы, расположенные вдоль границ с соседними регионами, в большей степени работают за счет потока транзитных туристов.

Таким образом, анализ факторов размещения объектов гостиничной индустрии Кемеровской области позволяет сделать и общий вывод о достаточной степени ее дифференциации по видам и ассортименту предоставляемых ус-

луг. Однако распределение объектов по территории региона неравномерно. На размещение объектов гостиничной индустрии, в первую очередь, оказывает влияние структура расселения населения и расположение основных промышленных и коммерческих предприятий, что напрямую связано с преобладающими видами туризма и целями туристских прибытий в регион - деловыми, событийными, рекреационными. Сосредоточение в отдельных районах Кемеровской области (Новокузнецком и Кемеровском) большей части объектов гостиничной индустрии ведет к дисбалансу в ее текущем состоянии и в территориальной организации. Большая часть районов Кемеровской области (преимущественно расположенные на севере области), несмотря на имеющиеся в них природные и историко-культурные объекты, вызывающие туристский интерес, не охвачены объектами гостиничной индустрии.

Статья поступила в редакцию 13.09.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. И., Ковалев К. С., Ткаченко А. А. География сферы обслуживания: основные понятия и методы: учеб. пособие. Тверь: ТГУ 1991. 117 с.

2. Зайцева А. И. Социально-экономические условия региона как фактор развития въездного туризма региона в Кемеровской области // Туризм: право и экономика. 2016. № 4. С. 15-18.

3. Зайцева Н. А., Мекуш Г. Е. Формирование зон экономического благоприятствования турист-ско-рекреационного типа как перспективное направление развития туризма в регионах (на примере Кузбасса) // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 3. С. 90-93.

4. Ливанов В. В. Влияние социально-экономических факторов на развитие гостиничной индустрии в Российской Федерации: автореф. дис... канд. геогр. наук. М., 2010. 26 с.

5. Литвак А. И. Интегральная оценка туристско-рекреационного потенциала (на примере Кемеровской области): автореф. дис. канд. экон. наук. Кемерово, 2011. 27 с.

6. Лихошерстова Г. Н. Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов // Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2015. Т. 1. Вып. 1. С. 71-78.

7. Макринова Е. И., Святая Е. О. Состояние и тенденции развития регионального рынка гостиничных услуг // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (ч. 3). С. 539-543.

8. Романова М. М. Основные тенденции и закономерности развития гостинично-туристского комплекса в Российской Федерации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 5. С. 95-99.

9. Самарина И. П., Самарин М. В. Территориальная организация гостиничной индустрии г. Уфы: современное состояние, проблемы и перспективы развития (на примере Кировского района) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 7. С. 349-355.

10. Сафина С. С., Лимонина И. Г. Региональная специфика развития коллективных средств размещения и территориальная интеграция международных гостиничных сетей в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2016. № 1 (57). С. 170-174.

11. Социально-экономическая география в России / Под общей редакцией П. Я. Бакланова и В. Е. Шувалова. Владивосток: Дальнаука, 2016. 326 с.

12. Ткачева И. С. Экономико-географическая характеристика пространственного развития сферы обслуживания и туризма крупного города // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Естественные науки. 2013. № 3. С. 95-100.

13. Assaf A., Josiassen A., Agbola F. Attracting international hotels: Locational factors that matter most // Tourism Management. 2015. Vol. 47. P. 329-340.

14. Bernini C., Guizzardi A. Internal and locational factors affecting hotel industry efficiency: Evidence from Italian business corporations // Tourism Economics. 2010. Vol. 16. № 4. Р. 883-913.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Puciato D., Gawlik A., Goranczewski B., Olesniewicz P., Wos B., Jandov6 S., Markiewicz-Patkowska J., Soltys M. The factors influencing the decision on the location of hotels depending on their size in Poland // E a M: Ekonomie a Management. 2017. Vol. 20. № 2. Р. 216-225. DOI: 10.15240/tul/001/2017-2-016

1. Alekseev A., Kovalev K., Tkachenko A. Geografiya sfery obsluzhivaniya: osnovnyeponyatiya i metody: ucheb. posobie [The geography of the service sector: concepts and techniques: manual]. Tver, TGU Publ., 1991. 117 p.

2. Zaitseva A. [Socio-economic conditions of the region as a factor of development of tourism in the Kemerovo region]. In: Turizm:pravo i ekonomika, 2016, no. 4, pp. 15-18.

3. Zaitseva N., Mekush G. [The formation of special economic zones of tourist-recreational type as a perspective direction of tourism development in the regions (by the example of Kuzbass)]. In: Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee, 2015, vol. 2, no. 3, pp. 90-93.

4. Livanov V. Vliyanie sotsialno-ekonomicheskikh faktorov na razvitie gostinichnoi industrii v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis... kand. geogr. nauk [The impact of socio-economic factors on the development of the hotel industry in the Russian Federation: abstract of PhD thesis in Geographical Sciences]. Moscow, 2010. 26 p.

5. Litvak A. Integralnaya otsenka turistsko-rekreatsionnogo potentsiala (na primere Kemerovskoi oblasti): avtoref. dis... kand. ekon. nauk [Integral assessment of the tourism potential (on the example of Kemerovo region): abstract of PhD thesis in Economical Sciences]. Kemerovo, 2011. 27 p.

6. Likhosherstova G. [Territorial organization of tourist and recreational space based on cluster approaches]. In: Nauchnyi rezul'tat. Seriya: Ekonomicheskie issledovaniya, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 71-78.

7. Makrinova E., Svyataya E. [Status and trends of development of the regional market of hotel services]. In: Fundamentalnye issledovaniya, 2014, no. 5 (iss. 3), pp. 539-543.

8. Romanova M. [The main trends and regularities of development of hotel-tourist complex in the Russian Federation]. In: Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO, 2013, no. 5, pp. 95-99.

9. Samarina I., Samarin M. [The territorial organization of the hotel industry of Ufa: current status, problems and prospects of development (on the example of the Kirov area)]. In: Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2014, no. 7, pp. 349-355.

10. Safina S., Limonina I. [Regional specificity of the development of collective means of accommodation and the territorial integration of international hotel networks in the Russian Federation]. In: Problemy sovremennoi ekonomiki, 2016, no. 1 (57), pp. 170-174.

11. Baklanov P., Shuvalov V., eds. Sotsialno-ekonomicheskayageografiya vRossii [Socio-economic geography in Russia]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2016. 326 p.

12. Tkacheva I. [Economic-geographical characteristics of the spatial development of the service sector and tourism major cities]. In: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Seriya: Estestvennye nauki, 2013, no. 3, pp. 95-100.

13. Assaf A., Josiassen A., Agbola F. Attracting international hotels: Locational factors that matter most. In: Tourism Management, 2015, vol. 47, pp. 329-340.

14. Bernini C., Guizzardi A. Internal and locational factors affecting hotel industry efficiency: Evidence from Italian business corporations. In: Tourism Economics, 2010, vol. 16, no. 4, pp. 883-913.

15. Puciato D., Gawlik A., Goranczewski B., Olesniewicz P., Wos B., Jandova S., Markiewicz-Patkows-ka J., Soltys M. The factors influencing the decision on the location of hotels depending on their size in Poland. In: E a M: Ekonomie a Management, 2017, vol. 20, no. 2, pp. 216-225. DOI: 10.15240/ tul/001/2017-2-016

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Зайцева Анна Игоревна - кандидат экономических наук, доцент кафедры геологии и географии Института биологии, экологии и природных ресурсов, Кемеровский государственный университет; e-mail: lit-ani@mail.ru

Колесникова Елена Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры общей и отраслевой экономики Институт а экономики и управления, Кемеровский государственный университет; e-mail: elenakolesnikova39@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anna I. Zaytseva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Geology and Geography, Institute of Biology, Ecology and Natural Resources , Kemerovo State University; e-mail: lit-ani@mail.ru

Elena G. Kolesnikova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of General and Industrial Economics, Institute of Economics and Management, Kemerovo State University; e-mail: elenakolesnikova39@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Зайцева А. И., Колесникова Е. Г. Размещение объектов гостиничной индустрии в Кемеровской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 4. С. 96-106. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-96-106

FOR CITATION

Zaitseva A., Kolesnikova E. Location of the hotel industry objects in the Kemerovo Region. In: Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 4, pp. 96-106. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-96-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.