Научная статья на тему 'Размещение и обращение ценных бумаг'

Размещение и обращение ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размещение и обращение ценных бумаг»

10 (142) - 200В

размещение и обращение ценных

Л.А. ЧАЛДАЕВА,

доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве РФ

Фондовый Рынок

бумаг

Эмиссия ценных бумаг, стандарты эмиссии

Порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг. Современным законодательством установлены определенные требования к эмиссии ценных бумаг, а также к выпуску дополнительных акций и облигаций. Одновременно разработана и законодательно закреплена процедура подготовки их проспектов эмиссии. В связи с этим основным документом в настоящий момент являются стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации их проспектов.

Главное предназначение стандартов состоит в регламентации эмиссии ценных бумаг. Стандарты эмиссии устанавливают порядок принятия решения о выпуске ценных бумаг, правила составления проспекта эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации, процедуру их размещения и регистрации отчета об итогах выпуска. Данным документом вводится в практику технология приостановления размещения выпуска ценных бумаг, признания его недействительным и внесения изменений в сведения о государственной регистрации выпуска.

Процедура эмиссии и ее особенности. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

1) принятие решения как основания для размещения ценных бумаг;

2) утверждение решения о выпуске ценных бумаг;

3) государственная регистрация выпуска ценных бумаг;

4) размещение ценных бумаг;

5) регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Также установлены правила эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерного общества; эмиссии дополнительных акций, размещаемых путем распределения среди акционеров; эмиссии акций, размещаемых путем конвертации при изменении прав и номинальной стоимости, при консолидации и дроблении; эмиссии ценных

бумаг, размещаемых путем подписки; эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации в них конвертируемых ценных бумаг.

Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги, а также обращать свои эмиссионные ценные бумаги за пределами Российской Федерации только по разрешению Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), которое выдается при соблюдении следующих условий:

• осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг;

• ценные бумаги российского эмитента включены в котировальный список хотя бы одной фондовой биржи;

• количество ценных бумаг, размещение или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, не превышает нормативов, установленных ФСФР России;

• договор, на основании которого осуществляется размещение, предусматривает, что право голоса, например по акциям, осуществляется в соответствии с указаниями владельцев данных ценных бумаг иностранных эмитентов;

• соблюдены другие законодательно установленные требования.

Величина государственной пошлины за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, равна 1 000 руб., а за выдачу разрешения на размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, необходимо заплатить 10 000 руб.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть выпущены как именные, так и на предъявителя в документарной и бездокументарной форме выпуска с обязательным и необязательным централизован-

ным хранением с предоставлением сертификатов и без сертификатов ценных бумаг (рис. 1).

Выпуск ценных бумаг проходит ряд этапов. Первый этап заключается в принятии решения о размещении ценных бумаг, который сопровождается, например, решением общего собрания акционеров об эмиссии и размещении. Далее следует второй этап — утверждение решения о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом). Если ценные бумаги выпускаются юридическим лицом иных организационно-правовых форм, то решение утверждается высшим органом управления.

Третьим этапом процедуры эмиссии ценных бумаг является государственная регистрация выпуска ценных бумаг, которая осуществляется ФСФР России. Для регистрации необходимо подготовить заявление, анкету эмитента и его учредительные документы, решение о выпуске ценных бумаг. При этом если суммарная величина обязательств по облигациям, включая проценты, превышает сумму стоимости чистых активов эмитента, размер поручительства, сумму банковской или государственной гарантии, стоимость имущества эмитента, то титульный лист проспекта таких облигаций должен содержать текст с указанием на инвестиции повышенного риска.

Четвертый этап выпуска ценных бумаг — размещение ценных бумаг. Эта процедура осуществляется в течение срока, указанного в решении о выпуске, который не может превышать одного года со дня государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Если регистрация выпуска сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, финансовый консультант на рынке ценных бумаг, подписавший проспект, обязан осуществлять контроль за соблюдением требований федеральных законов.

Пятым этапом эмиссии является государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг, который поступает в регистрирующий орган. Для регистрации отчета необходимо заявление от эмитента, отчет об итогах выпуска, решение об утверждении отчета, документы, подтверждающие раскрытие эмитентом информации о размещении ценных бумаг.

Порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. В России законодательно установлены выпуски федеральных государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации,

ценных бумаг субъектов РФ — от имени субъекта РФ, а также муниципальных ценных бумаг, выпущенных от имени муниципального образования. Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств или имущества, а также установленных процентов от номинальной стоимости в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.

Эмитентом государственных ценных бумаг является федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий составление и исполнение федерального бюджета. Министерство финансов РФ от лица Российской Федерации выступает заемщиком, а генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг является Банк России. Инвестором на рынке государственных ценных бумаг может быть любое юридическое или физическое лицо, приобретающее облигации и имеющее право на владение ими, резиденты и нерезиденты РФ. Выпуски государственных ценных бумаг осуществляются в документарной и бездокументарной форме и относятся к государственным именным ценным бумагам. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется отдельными выпусками, в рамках которых присваиваются серии, разряды и номера. Кроме этого, решением эмитента может быть установлено деление выпуска на транши. Если осуществлена эмиссия государственных ценных бумаг, составляющих внутренний долг страны, то валюта обязательств по ценным бумагам должна

Эмиссионные ценные бумаги

Без обязательного централизованного хранения

С обязательным централизованным -хранением

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя

Именные эмиссионные ценные бумаги

1 ' 1'

Документарная форма выпуска Бездокументарная форма выпуска

Да

Сертификат эмиссионной ценной бумаги

Нет

Рис. 1. Эмиссия ценных бумаг, именных и на предъявителя

быть выражена в валюте РФ, а в случае эмиссии государственных ценных бумаг, составляющих внешний долг, валюта обязательств по ценным бумагам должна быть выражена в иностранной валюте.

Законодательно установлен следующий порядок возникновения обязательств по ценным бумагам. Российским законодательством устанавливается порядок возникновения обязательств и ограничения по государственным и муниципальным ценным бумагам. Прежде всего, это касается процедуры эмиссии, которая допускается, если установлен:

• предельный размер государственного или муниципального долга;

• предельный объем заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета или программ развития субъекта РФ или муниципального образования. При этом предельный объем этих средств для субъекта РФ не должен превышать 30 % объема доходов бюджета, а для муниципального образования — 15 % объема доходов местного бюджета;

• предельный объем расходов на обслуживание государственного долга не должен превышать 15 % объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Также законодательно определены генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Генеральные условия включают указание на вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные), валюту обязательств, особенности исполнения обязательств, ограничения на оборачиваемость, а также на круг лиц, которым ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

Характерной особенностью эмиссии государственных ценных бумаг является то, что эмитент решение о выпуске в соответствии с генеральными условиями принимает в форме нормативного правового акта, который содержит не только условия эмиссии и обращения, вид ценных бумаг, но и минимальный и максимальный сроки обращения, номинальную стоимость, порядок размещения и осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами, а также размер дохода и порядок его расчета, иные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Условия эмиссии ценных бумаг должны также содержать информацию о бюджете заемщика, о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска ценных бумаг, об исполнении бюджета заемщика. Генеральные условия эмиссии ценных

бумаг РФ должны быть зарегистрированы, а ценные бумаги должны получить государственный регистрационный номер. Однако в регистрации может быть отказано при нарушении эмитентом требований бюджетного законодательства и законодательства о ценных бумагах, несоответствие представленных на регистрацию условий эмиссии ценных бумаг и неисполнение установленных норм и нормативов. В безусловном порядке эмитент должен раскрыть информацию о выпуске государственных и муниципальных ценных бумаг и об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии ценных бумаг.

В России сложилась определенная практика исполнения обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам. Особенности исполнения обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, следующие:

• способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию обязательств по государственным ценным бумагам регулируются бюджетным законодательством РФ;

• эмитент имеет право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по ценным бумагам;

• перечень имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств по ценным бумагам, устанавливается эмитентом;

• обязательства третьих лиц, возникшие в результате эмиссии, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В этом случае ценные бумаги не будут относиться к государственным или муниципальным ценным бумагам.

По окончании размещения ценных бумаг эмитент выполняет раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах путем опубликования: Генеральных условий выпуска ценных бумаг; условий эмиссии; информации, содержащейся в решении о выпуске; информации, связанной с решением о выпуске, в том числе информации о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и решением о выпуске.

Помимо раскрытия информации органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении бюджетов. Эмитенты ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг обязаны предоставлять в органы государственной регистрации отчеты об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии ценных бумаг.

Порядок размещения ценных бумаг, андеррайтинг

Под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Публичное размещение ценных бумаг представляет собой размещение их путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж, а также иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Размещение эмиссионных ценных бумаг подчиняется определенному порядку и правилам. 1. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска.

Порядковый номер

выпуска ценных бумаг

2. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

3. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию.

4. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается ФСФР России.

5. Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном ФСФР России.

6. Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не

Russian Ministry of Finance

XiX2 X3 X4 X5 RM F S

Характерный признак

государственной ценной бумаги

Тип государственного долгового обязательства:

01 - вексель Министерства финансов Российской Федерации;

02 - целевой расчетный чек или целевой вклад;

03 - облигация государственных целевых беспроцентных займов СССР 1990 г.;

04 - государственная гарантия Российской Федерации;

06 - облигация внутреннего займа РСФСР 1991 г. ("Апрель", "Октябрь");

07 - облигация Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;

21 - государственная краткосрочная бескупонная облигация сроком обращения до 1 года;

24 - облигация федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

25 - облигация федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

26 - облигация федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

27 - облигация федерального займа с фиксированным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

28 - облигация федерального займа с фиксированным купонным доходом сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

29 - облигация федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

30 - облигация государственного сберегательного займа Российской Федерации;

34 - государственная сберегательная облигация с постоянной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года;

35 - государственная сбе регательная облигация с постоянной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

36 - государственная сберегательная облигация с постоянной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

37 - госуд арственная сберегательная облигация с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года;

38 - государственная сберегательная облигация с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

39 - государственная сберегательная облигация с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

40 - облигация государственного нерыночного займа сроком обращения до 1 года;

41 - облигация государственного нерыночного займа сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

42 - облигация государственного нерыночного займа сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

45 - облигация федерального займа с амортизацией долга с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

46 - облигация федерального займа с амортизацией долга с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;

47 - облигация федерального займа с амортизацией долга с переменной процентной с тавкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 - облигация федерального займа с амортизацией долга с переменной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет.

Рис. 2. Структура государственного регистрационного номера государственных долговых

обязательств

позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

7. Запрещается размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

8. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения эмиссионных ценных бумаг.

9. Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать имущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Настоящее положение не применяется в следующих случаях:

• при эмиссии государственных ценных бумаг;

• при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

• при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Размещение ценных бумаг осуществляется

различными способами:

1) размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей общества, а в случае учреждения одним лицом, — путем их приобретения единственным учредителем;

2) размещение акций путем распределения среди акционеров осуществляется за счет добавочного капитала акционерного общества, остатков фондов специального назначения акционерного общества по итогам предыдущего года (за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия) и нераспределенной прибыли общества прошлых лет;

3) размещение акций путем конвертации — при изменении номинальной стоимости, при изменении прав, при консолидации и дроблении осуществляется:

а) при изменении номинальной стоимости путем увеличения номинальной стоимости акций возможно только за счет имущества общества (сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницы между стоимостью чистых активов общества и суммой его уставного капитала и резервного фонда);

Рис. 3. Структура номера государственной регистрации государственных ценных бумаг субъектов РФ

и муниципальных ценных бумаг

б) при изменении прав в результате конвертации ценных бумаг, они подлежат погашению или анулированию;

в) при консолидации в каждую акцию, размещаемую путем конвертации, конвертируются две и более акции той же категории, общая номинальная стоимость которых равна ее номинальной стоимости;

г) при дроблении в каждые две и более акции, размещаемые путем конвертации, конвертируется одна акция той же категории, номинальная стоимость которой равна их общей номинальной стоимости;

4) размещение ценных бумаг путем конвертации в них конвертируемых ценных бумаг осуществляется в срок, установленный в решении об их выпуске, если размещение осуществляется по требованию владельцев конвертируемых ценных бумаг, то необходимо письменное заявление владельцев в срок и в порядке, предусмотренные решением о выпуске;

5) размещение ценных бумаг путем подписки сопровождается заключением договоров, а также зачислением ценных бумаг на лицевые счета в реестре владельцев именных ценных бумаг, на счета депо в депозитариях или выдачей сертификатов ценных бумаг на предъявителя:

а) размещение ценных бумаг путем открытой подписки сопровождается заключением договоров после утверждения финансовым консультантом ведомости приема заявок на покупку ценных бумаг, в частности выпуск облигаций, размещаемых путем открытой подписки, может быть осуществлен отдельными частями (траншами);

б) размещение ценных бумаг путем закрытой подписки происходит только среди акционеров, и в частности размещение облигаций путем закрытой подписки может осуществляться взамен иного обязательства, существовавшего между эмитентом и приобретателем облигаций (новация долга);

6) размещение ценных бумаг при реорганизации юридических лиц может быть выполнено с помощью коэффициента конвертации (коэффициента распределения) акций, рассчитанного с учетом результатов их консолидации и дробления. Акции при реорганизации могут быть конвертированы только в акции, обыкновенные акции — конвертированы только в обыкновенные акции, а привилегированные акции — в обыкновенные или привилегированные акции. Облигации и опционы эмитента могут быть конвертированы только в облигации и опционы эмитента, одна облигация

должна быть конвертирована в одну облигацию, предоставляющую те же права, а один опцион эмитента — в один опцион эмитента, предоставляющий те же права. В настоящий момент на российском рынке ценных бумаг сложилась целостная система государственной регистрации ценных бумаг, причем без выполнения этой процедуры размещение ценных бумаг запрещено.

Приказом Минфина России от 15.11.2004 № 104н «О присвоении государственных регистрационных номеров государственным долговым обязательствам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации» установлен порядок присвоения государственного регистрационного номера государственным ценным бумагам, который представлен на рис. 2.

Структура номера государственной регистрации государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг определена приказом Минфина России от 21.11.1999 № 2н «О порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг» (в ред. приказа Минфина России от 27.07.2004 № 62н). Государственный регистрационный номер имеет вид, изображенный на рис. 3.

Эмиссионные ценные бумаги. Структура номера государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг утверждена постановлением ФКЦБ РФ от 01.04.2003 № 03-16/пс «О порядке присвоения государственных регистрационных номеров выпускам эмиссионных ценных бумаг» (в ред. постановления ФКЦБ РФ от 24.12.2003 № 03-50/пс и приказа ФСФР РФ от 09.08.2005 № 05-27/пз-н). Номер государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг имеет вид, изображенный на рис. 4.

Структура государственного регистрационного номера выпуска облигаций Центрального банка РФ установлена приказом ФСФР РФ от 09.08.2005 № 05-27/пз-н «Об утверждении порядка присвоения идентификационного номера выпуску (дополнительному выпуску) облигаций Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Государственный номер имеет вид, представленный на рис. 5.

Х: — первый разряд (Х:) идентификационного номера выпуска облигаций Банка России указывает на вид эмиссионной ценной бумаги и всегда имеет значение «4».

Структура государственного регистрационного номера дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг установлена постановлением ФКЦБ

Рис. 4. Структура номера государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг

Порядковый номер

выпуска облигации

Эмитент:

BR - Bank of Russia

4 Х2 Х3 Х4 Х5 Хб Х7 Xe Х9

/

Год государственной регистрации выпуска (две последние цифры)

Срок обращения и вид дохода:

21 - бескупонные облигации сроком обращения до 1 года;

22 - облигации с переменным купоном и сроком обращения до 1 года;

23 - облигации с постоянным купоном и сроком обращения до 1 года;

24 - облигации с переменным купоном и сроком обращения от 1 года до 5 лет ;

25 - облигации с постоянным купоном и сроком обращения от 1 года до 5 лет;

26 - облигации с постоянным купоном и сроком обращения от 5 до 30 лет;

27 - облигации с переменным купоном и сроком обращения от 5 до 30 лет;

28 - облигации, погашаемые преимущественно неденежными средствами, сроком обращения от 1 до 5 лет;

29 - облигации, погашаемые преимущественно неденежными средствами, сроком обращения от 5 до 30 лет;

30 - облигации с иным сроком погашения и видом выплачиваемого дохода.

Рис. 5. Структура номера государственной регистрации облигаций Банка России

РФ от 01.04.2003 № 03-16/пс «О порядке присвоения государственных регистрационных номеров выпускам эмиссионных ценных бумаг» (в ред. постановления ФКЦБ РФ от 24.12.2003 № 03-50/пс и приказа ФСФР РФ от 09.08.2005 № 05-27/пз-н) пункт V. Государственный номер дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг имеет вид, представленный на рис. 6.

Индивидуальный номер дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг состоит из четырех значащих разрядов (X , X , X , X ).

Причем 10-й, 11-й и 12-й разряды (X, X, X) индивидуального номера дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг указывают на порядковый номер дополнительного выпуска данного вида эмиссионных ценных бумаг, размещаемых эмитентом дополнительно к ранее размещенным эмиссионным ценным бумагам того же выпуска. А 13-й разряд ^13) индивидуального номера дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг указывает на то, что данный выпуск является дополнительным и обозначен буквой <Ю».

Признак

дополнительного выпуска

X; - Х2 Хз - Х4 Х5 Х6 Х7Х8 - X? - Х10Х11Х12 Х13

Государственный регистрационный номер,

присвоенный выпуску ценных бумаг

Индивидуальный номер

дополнительного выпуска

Рис. 6. Структура номера государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг

Размещение ценных бумаг может быть осуществлено с помощью андеррайтинга. В этом случае андеррайтер есть лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента. Обычно в качестве андеррайтера выступают инвестиционные банки, которые объединяются в синдикат, организующий и контролирующий функции андеррайтеров.

В практике андеррайтинга различают такие понятия, как андеррайтер ведущий (андеррайтер управляющий) — андеррайтер, организующий синдикат по размещению ценных бумаг эмитента, поддерживающий с ним контакт и осуществляющий учет размещенных ценных бумаг.

Таким образом, андеррайтинг — процесс размещения ценных бумаг синдикатом андеррайтеров, выступающих гарантом их продажи.

Кроме традиционного андеррайтинга, связанного с публичным предложением ценных бумаг к продаже и включающего обязательство андеррайтера выкупить их, существует также андеррайтинг с гарантированными обязательствами и андеррайтинг по принципу максимальных позиций.

Андеррайтинг по принципу максимальных позиций представляет собой андеррайтинг, при котором андеррайтеры обязуются приложить максимальные усилия для размещения выпущенных эмитентом ценных бумаг, не принимая на себя обязательства выкупить нереализованный остаток. Что касается андеррайтинга с гарантированными обязательствами, то это такой андеррайтинг, при котором андеррайтеры принимают на себя обязательство выкупить все ценные бумаги, выпускаемые эмитентом, с их последующей перепродажей участникам открытого рынка. Такой вид услуги на рынке ценных бумаг называется андеррайтингом на условиях «стэнд-бай».

Размещение ценных бумаг с участием андеррайтера осуществляется на основе андеррайтингового договора, который включает все существенные позиции андеррайтинга и гарантии перед эмитентом и инвестором, исполняемые в соответствии с российским законодательством.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.