Научная статья на тему 'Размещение государственных заказов и проблема конкурентоспособности предприятий-исполнителей'

Размещение государственных заказов и проблема конкурентоспособности предприятий-исполнителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / GOVERNMENT ORDER / КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ / COMPETITIVE BIDDING / УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / STABILITY OF OPERATION / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / STRATEGIC APPROACH / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Босых В.В.

В статье рассмотрены особенности конкурентоспособности предприятий исполнителей государственных заказов и предприятий -участников конкурсных торгов на получение государственных заказов. Показано влияние эффективного проведения конкурсных торгов на конкурентоспособность национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Босых В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Placement of State Orders and the Problem of Competitiveness of Executive Enterprises

Тhe author considers special features of competitiveness of enterprises, which execute government orders, and those, which participate in bidding for government contracts. He shows the influence of effective competitive bidding on the competitiveness of national economy.

Текст научной работы на тему «Размещение государственных заказов и проблема конкурентоспособности предприятий-исполнителей»

госзаказы

и конкурентоспособность

размещение государственных заказов

и проблема конкурентоспособности

предприятий-исполнителей

_Аннотация

В статье рассмотрены особенности конкурентоспособности предприятий - исполнителей государственных заказов и предприятий -участников конкурсных торгов на получение государственных заказов. Показано влияние эффективного проведения конкурсных торгов на конкурентоспособность национальной экономики.

Ключевые слова: процессный подход, конкурентоспособность, государственный заказ, конкурсные торги, устойчивость функционирования, стратегический подход, конкурентная стратегия

Вопросы обеспечения конкурентоспособности изучались и изучаются исследователями, занимающимися проблемами обеспечения экономической устойчивости организаций в условиях конкурентного окружения. Однако до сих пор отсутствует единство мнений относительно сущности понятий «конкуренция», «конкурентоспособность предприятия» и «устойчивость функционирования предприятия».

Известны три основные группы подходов, применимые в качестве механизмов обеспечения устойчивого развития предприятия в условиях конкурентного окружения:

1) стратегический, предполагающий применение универсальных стратегий конкуренции;

2) процессный, в основе которого внедрение и сертификация систем обеспечения качества теории TQM (Total Quality Management) и стандартов ISO 9000;

3) системный, предполагающий внедрение системы обеспечения конкурентоспособности на основе стоимостных методов [1].

Босых В.В.

ст. преподаватель

Кисловодского

филиала

Московского

института

комплексной

безопасности

ru9shift@yandex.ru

.одним из основных

_свойств системы

_обеспечения

.конкуренто-

способности

является ее

комплексность

и целостность

шш Э

Принципы построения системы обеспечения конкурентоспособности

Рассмотрим совокупность принципов, на основе которых может быть построена система обеспечения конкурентоспособности предприятия-исполнителя государственного заказа. Принцип целостности и полноты означает, что одним из основных свойств системы обеспечения конкурентоспособности является ее комплексность и целостность. Одновременно с этим система должна с достаточной интенсивностью и качеством выполнять необходимые для достижения внешних и внутренних целей действия. Использование данного принципа предполагает, с одной стороны, установление границ элементов и связей анализируемого объекта, с другой стороны, синтез системы, удовлетворяющий данному принципу. Принцип полезности выражает необходимость оценивать степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления продукта или выполнения какого-либо действия. Этот принцип является основополагающим в оздании системы обеспечения конкурентос-особности предприятия, т.к. является основой для выработки различных критериев и параметров системы.

Принцип научной обоснованности означает, что все применяемые методы и подходы к управлению объектами должны быть научно обоснованы. Кроме того, должен соблюдаться принцип единства теории и практики управления, предусматривающий необходимость применения результатов теоретических исследований и разработок на действующих предприятиях в настоящих условиях. Принцип соответствия означает, что система и ее отдельные элементы, связи и методы управления должны соответствовать целям и задачам, для достижения и решения которых создается система.

Принцип эффективности предполагает достижение планируемого (предполагаемого) результата в заданном временном интервале параллельно со стремлением к минимальным

затратам ресурсов. К частным проявлениям данного принципа можно отнести оптимальность организации управления объектами, показатели стоимости бизнеса и другие. Принцип устойчивости означает, что система должна обладать таким свойством, как устойчивость, т.е. она должна адекватно реагировать на воздействия внешней и внутренней среды. Воздействия носят случайный характер и выводят систему из равновесного состояния. Использование принципа устойчивости заключается в установлении соответствующих параметров устойчивости и способов реакции системы на воздействия, определение эффективности и скорости реакции на проблемные и кризисные ситуации, а также в разработке рекомендаций по увеличению (улучшению) устойчивости системы.

Принцип адаптации является дополнением к принципу устойчивости и рассматривается как реализация способности системы целенаправленно изменяться в соответствии с изменившимися условиями, приспосабливаясь к ним. Принцип социальной ответственности означает признание и обязательный учет социальных приоритетов при анализе системы и выборе решений. Роль социальных факторов обеспечивается техническим развитием и ростом уровня жизни и образования людей, преследующих свои собственные интересы и удовлетворяющих индивидуальные потребности наряду с общественными. Данный принцип распространяется на социально-экономическую культуру персонала, корпоративную культуру, мышление руководителей предприятий и другие элементы системы.

Конкурентоспособность страны

В контексте нашего исследования необходимо рассмотреть взаимодействие категорий «конкурентоспособность страны» (достижению которой непосредственно служат государственные закупки) и «конкурентоспособность предприятия-исполнителя государственного

принцип

социальной

ответственности

означает

признание

и обязательный

учет социальных

приоритетов

при анализе

системы и выборе

решений

.. конкуренто-

способность

страны

складывается

из конкуренто-

способности,

экономическом

устойчивости

и интеллектуаль-

ного уровня

производственных

_систем каждого

_хозяйствующего

субъекта

заказа». При этом необходимо рассмотреть сущность конкурентоспособности страны, современное состояние и проблемы конкурентоспособности современной России, роль государственных закупок в обеспечении конкурентоспособности страны. При этом необходимо учитывать особенности страны как социально-экономической системы, которая имеет свою конституционно закреплённую миссию, а деятельность всех государственных учреждений следует рассматривать как решение задач, необходимых для выполнения этой миссии.

Кроме того, должно быть учтено влияние на состояние конкурентоспособности страны уровень конкурентоспособности её хозяйствующих субъектов, в т.ч. - коммерческих предприятий-исполнителей государственного заказа. Для понимания категории «конкурентоспособность страны» целесообразно воспользоваться представлениями РА. Фатхутдинова, изложенными в его работе [5]. В ней называются следу-ие причины низкой конкурентоспособнос-ссии.

грвых, попытка спонтанного (без страте-перехода с административно-плановой темы управления экономикой страны сразу к рыночной экономике, без формирования экономико-правового механизма переходной экономики.

Во-вторых, переходная экономика - это «невидимая рука» рынка плюс «видимая рука» научно обоснованного государственного регулирования плюс механизм глобальной мировой конкуренции.

Научные подходы и госзаказ

Промежуточная переходная экономика значительно сложнее как плановой, так и рыночной. В условиях российской действительности переходный этап собрал в себе все недостатки и проблемы обоих видов экономики. РА.Фатхутдинов, кроме этого, указывает на следующее: переход с 1992 г. с естественнонаучного («немецкого») подхода к подготовке специалистов, применявшегося в России

в течение 300 лет, к гуманитарному («американскому») подходу.

В связи с этим экономику, менеджмент (управление) и маркетинг в российских вузах стали изучать по упрощенным информационно-описательным книгам западных (в основном американских) авторов, написанным для условий сформировавшихся рыночных отношений, книгам, малопригодным для российских переходных условий. Упрощение, или примитивизация методов и процедур решения организационно-технических и экономико-управленческих проблем и задач, резко снизило эффективность и конкурентоспособность управляемых объектов и страны в целом.

Заключение

На наш взгляд, конкурентоспособность страны предполагает обеспечение оптимальности использования экономических ресурсов в стране (в число которых входят и объекты закупки/разработки в ходе выполнения государственных заказов). Кроме того, конкурентоспособность страны складывается из конкурентоспособности, экономической устойчивости и интеллектуального уровня производственных систем каждого хозяйствующего субъекта. Очевидно, что в число этих субъектов должны входить и все предприятия-исполнители государственного заказа. В свою очередь, государственные закупки должны влиять на эти факторы путём формирования оптимальных параметров госзаказа (включая требования к объектам, условиям выполнения заказа и т.д.). Этим обеспечивается опосредованное влияние на уровень конкурентоспособности страны в целом. Каждый из этих факторов должен быть исследован на предмет формулирования условий и критериев обеспечения оптимальности параметров госзаказа в отдельных сферах. Кроме того, необходимо разработать инструментарий для управления процессами формирования и исполнения государственного заказа, в ходе которых будут обеспечиваться необходимые их параметры.

...переходная экономика -это «невидимая рука» рынка плюс «видимая рука»научно обоснованного государственного регулирования плюс механизм глобальной мировой конкуренции

Литература

1. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. - М.: Янус-К, 2001. - 274 с.

2. Колбачев Е.Б., Переяслова И.Г. Новый технологический уклад и задачи экономического инструментария. // Материалы Интернет-конференции по проблемам эконофизики и эволюционной экономики «Эволюционная теория, инновации и экономические изменения». - Екатеринбург: Международный институт А. Богданова, 2005.

3. Ковалев А.П. Обеспечение экономичности разрабатываемых изделий машиностроения. -М.: Машиностроение, 1986. - 226 с.

4. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 324 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2004. - 544 с.

Bosykh V.V.

Senior lecturer,

Kislovodsk Branch of Moscow Institute of Integrated Security

Placement of State Orders and the Problem of Competitiveness of Executive Enterprises

_Abstract

The author considers special features of competitiveness of enterprises, which execute government orders, and those, which participate in bidding for government contracts. He shows the influence of effective competitive bidding on the competitiveness of national economy.

Keywords: process approach, competitiveness, government order, competitive bidding, stability of operation, strategic approach, competitive strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.