ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 258: 347-351
Размещение гнёзд крапивника Troglodytes troglodytes в Карелии
Т. К. Масленникова
Кафедра зоологии позвоночных, естественно-географический факультет,
Петрозаводский университет, ул. Пушкинская, д. 17, Петрозаводск, 185035, Россия
Поступила в редакцию 16 апреля 2004
Среди разных сторон жизнедеятельности птиц в период размножения выбор подходящего места для гнезда является весьма ответственным актом, от которого зависит успешность выведения потомства (Мальчевский 1959). В настоящем сообщении представлен анализ размещения гнёзд крапивника Troglodytes troglodytes в южной Карелии, основанный на материале, собранном на Шокшинском стационаре в Прионежском районе и на стационаре Маячино Института биологии КНЦ РАН в юго-восточном Приладожье в период с 1968 по 2002 г. Всего в нашем распоряжении были сведения о расположении 241 гнезда.
Крапивник — обычная гнездящаяся птица карельских лесов. Весной он появляется в южной Карелии иногда уже в конце марта-середине апреля. В период гнездования крапивник встречается преимущественно в еловых лесах, где плотность его населения варьирует от 0.04 до 0.16 пар на 1 га (Нейфельдт 1958; Ивантер 1962). Для гнездования птицы выбирают старые хвойные леса, нередко переувлажнённые и заболоченные, или вырубки, густо заросшие молодыми деревьями, предпочитая сильно захламлённые участки леса (Haartman 1969; Мальчевский, Пукинский 1983; Ильичёв и др. 1987; Дорофеева 1996, 1999). В южной Карелии гнёзда крапивников находили в самом начале мая (Зимин 1972), в более южных районах Ленинградской области гнездостроение может начинаться уже во второй декаде апреля (Мальчевский, Пукинский 1983; Дорофеева 1996, 1999).
Самцы прилетают раньше самок, занимают гнездовые участки и строят гнёзда. Довольно массивное гнездо сооружается очень быстро. Как показали специальные наблюдения М.Ю.Дорофеевой (1999) на стационаре Коваши (Ломоносовский р-н, Ленинградская обл.), обычно самец начинает строительство рано утром и к концу дня успевает завершить постройку, затем ещё несколько дней может продолжать выстилать мхом гнездо изнутри. Затем, как пишет этот исследователь (Дорофеева 1996, с. 15), “самец в течение 3-7 дней поёт поблизости от гнезда, стремясь привлечь самку. Затем, вне зависимости от успеха брачных демонстраций, он выбирает место для нового гнезда, строит его и поёт теперь около него. Строительство гнёзд и пение продолжается на протяжении всего периода размножения. Если самцу удаётся привлечь самку к построенному гнезду, происходит копуляция, после чего самка выстилает гнездо перьями и шерстью и откладывает в него яйца. Обычно самца уже не интересует занятое самкой гнездо, и он продолжает сооружать новые и токовать”. За сезон размножения самец делает в среднем 6-7 гнёзд (Дорофеева 1999; Дорофеева, Кудрявцева 1999).
Расположение гнезда Число гнёзд
Гнёзда, расположенные на рыхлой основе
Лапы елей 47
Ветви ветровала 14
Кучи хвороста 6
Кроны можжевельника 3
Развилки ветвей подроста ели 5
Свисающие корни на подошвах ветровала 42
Ведьмины мётлы на берёзе и ольхе 8
Прикорневая поросль деревьев 2
Гнёзда, расположенные на прочной основе
Дупла и полудупла 6
Отвороты коры деревьев 17
Земляные ниши в выворотах ветровала 65
Торцевые дупла 23
Между брёвнами 1
В моховых дерновинах на скалах и крупном валуне* 2
Всего: 241
*— По данным В.Б.Зимина (1972).
Для самца крапивника, таким образом, выбор места для постройки гнезда важен и в отношении успешности привлечения брачного партнёра, причём некоторым самцам удайтся привлечь на свой участок две и более (до шести) самок (Дорофеева, Кудрявцева 1998, 1999).
Обычно гнёзда крапивников располагаются невысоко: в корневых подошвах ветровала, в нишах между корнями, на можжевельнике и молодых ёлочках. Порой они устраиваются и на большой высоте, например, в лапах старых елей (Зимин 1972; Птушенко, Иноземцев 1968; Мальчевский, Пу-кинский 1983; Дорофеева 1999; Прокофьева 1999).
Способы укрепления гнёзд у крапивника довольно разнообразны, но среди них можно выделить два основных типа: 1) использование рыхлой основы из нескольких вертикальных, реже горизонтальных побегов с ответвлениями, которые вплетаются в стенки гнезда; 2) использование прочной основы при укреплении гнёзд внутри всевозможных пустот в древесине (дупла, трещины), за отслоившейся корой, в грунте (корневые подошвы ветровала), в дёрне (Зимин 1972). В нашем случае на рыхлой основе располагалось 127 гнёзд крапивника, а на прочной основе — 114 (табл. 1).
Для отдельных самцов крапивника мы выявили привязанность к определённому типу размещения гнёзд. Это удалось проследить благодаря тому, что вся территория стационара Маячино поделена визирами на квадраты 50x50 м, так что места расположения найденных гнёзд можно было картировать достаточно точно. Так, на протяжении ряда лет в Маячино самцы предпочитали строить гнёзда только на прочной основе: в отворотах коры деревьев, торцевых дуплах пней, между брёвнами, в прикорневой поросли деревьев и т.п. (см. рисунок).
• *: •п ; *
• < ▲ ► г * к *
▼ * • ♦
• * ■ ■
Схема размещения гнёзд самца крапивника, построенных в дуплах и полудуплах с 1984 по 2002 годы. Маячино. Квадраты 50x50 м.
♦ — 1984, ■ —1990, © — 1991, * — 1992, ★ — 1996, * — 2002.
Мы можем предложить два варианта объяснения того факта, что на исследованном участке преобладали гнёзда, построенные в дуплах и полудуплах. Первый состоит в том, что гнёзда строила одна и та же особь, отличающаяся индивидуальным стереотипом гнездостроения. Однако весьма сомнительно, что начиная с 1984 или даже с 1990 и по 2002 год участок занимал один и тот же самец. Поэтому, как нам кажется, предпочтительнее второе объяснение, заключающееся в том, что на данном участке нет или мало возможностей для размещения гнёзд на рыхлой основе. Действительно, свежего ветровала с корневыми подошвами за последние 10 лет на участке не появлялось, а на давно поваленных ветром елях с уже осыпавшейся хвоёй крапивники строят гнёзда крайне редко. Отмечались лишь единичные случаи ветровала, в котором крапивники почти везде строили гнёзда.
С 1981 г. на участке шло постепеное усыхание нижних ветвей старых елей. Соответственно, увеличивалась высота расположения нижних живых ветвей. Из-за близости Ладожского озера деревья даже внутри леса испытывают действие штормовых ветров. При асинхронном раскачивании ветвей разного порядка гнёзда крапивников, помещённые в верхних частях крон, наверняка были разорваны. В старых корневых подошвах ветровала мелкие корешки постепенно сгнили, а к уцелевшим крупным корням крапивники гнёзд не крепят. В целом вывороты стали для них непривлекательны. Поэтому в Маячино крапивники оказались ограниченными в выборе места для гнезда. Полудупла же, в том числе и искусственные, встречаются здесь в изобилии. Именно они оказались наиболее привлекательными местами для размещения гнёзд. Этим, скорее всего, и объясняется концентрация здесь гнёзд крапивника в дуплах и полудуплах.
Большая часть известных нам гнёзд крапивника была расположена на высоте 1-2 м (120 гнёзд). 75 гнёзд располагалось на высоте до 1 м, 38 — от 2 до 4 м и 8 гнёзд — на высоте от 4 до 6 м (табл. 2). Минимальная высота
Расположение гнезда Высота расположения гнезда, м
< 1 1.1-2.0 2.1-4.0 4.1-6.0
Лапы елей 4 16 24 2
Ветви ветровала 6 8 — —
Кучи хвороста 1 3 1 —
Кроны можжевельника 3 — — —
Развилки ветвей подроста ели 3 — 2 —
Свисающие корни на подошвах ветровала 14 26 2 —
Ведьмины мётлы на берёзе и ольхе — 3 — 5
Прикорневая поросль деревьев 2 — — —
Дупла и полудупла 2 2 1 1
Отвороты коры деревьев 2 12 3 —
Земляные ниши в выворотах ветровала 27 38 1 —
Торцевые дупла 7 12 3 —
Между брёвнами 1 — — —
В моховых дерновинах на скалах и крупном валуне 2 — — —
Всего: 75 120 38 8
расположения составила 0.2 м от земли, а максимальная — 4 м. Учитывая особенности размещения гнёзд можно отметить, что высота их расположения зависит от характера размещения подходящих гнездовых ниш и укрытий, которые крапивник выбирает как оптимальные для постройки гнезда, привлечения самки и выведения потомства. Основное число гнёзд было найдено на ветровале ели, где высота расположения гнёзд зависела либо от расположения естественных ниш в подошве ветровала, либо от высоты, на которой располагались ветви. В таких ситуациях высота гнёзд не превышала 2 м. На такой же высоте находились гнёзда в полуразрушившихся пнях и на кустах. Наибольшая высота расположения отмечена у гнёзд, устроенных в дуплах и полудуплах, скрутках берёзовой коры, в лапах больших елей и между двумя близкостоящими стволами деревьев.
Чёткой ориентации лётных отверстий у гнёзд крапивника не прослеживается, но можно отметить, что преобладающими являются южные, юго-западные и западные направления. Так, из 130 гнёзд, у которых было определено направление летка, 50% гнёзд имели входные отверстия, ориентированные в данных направлениях. Преобладание гнёзд с направлением входного отверстия на запад было отмечено и М.Ю.Дорофеевой (1999) на стационаре Коваши (Ленинградская обл.), где большинство гнёзд устраивалось крапивниками в подошвах ветровала. Такую направленность она объяснила тем, что в том районе преобладают западные и юго-западные ветры, поэтому именно в эту сторону и обращены комлевые части ветровала.
Мы отметили также, что в большинстве случаев вход в гнездо ориентирован в сторону наиболее открытого пространства (42 случая из 55). Такое расположение летка обеспечивает более полный обзор для насиживающей самки и свободный подлёт птиц к гнезду во время выкармливания птенцов.
Литература
Дорофеева М.Ю. 1996. Биология крапивника Troglodytes t. troglodytes в Ленинградской области I/Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 4: 13-19.
Дорофеева М.Ю. 1999. Размножение крапивника Troglodytes troglodytes в Ленинградской области: стройтельство, устройство и расположение гнёзд // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 84:3-13.
Дорофеева М.Ю., Кудрявцева М.Ю. 1998. Случай последовательного гнездования самки крапивника Troglodytes troglodytes на территориях двух самцов в течение одного репродуктивного периода //Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 52: 19-20.
Дорофеева М.Ю., Кудрявцева М.Ю. 1999. Территориальное поведение и репродуктивная стратегия крапивника Troglodytes troglodytes//Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 81: 3-18.
Зимин В.Б. 1972. Особенности гнездования крапивника Т. troglodytes в КарелииИЗоол. журн. 51, 5: 770-772.
Ивантер Э.В. 1962. Птицы заповедника Кивач//Орнитология 5: 68-85.
Ильичёв В.Д., Бутьев В.Т., Константинов В.М. 1987. Птицы Москвы и Подмосковья. М.: 1-270.
Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-281.
Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504.
Нейфельдт И. А. 1958. Об орнитофауне южной Карелии//7р. Зоол. ин-та АН СССР 25: 183-254.
Прокофьева И.В. 1999. О выборе птицами ветровальных деревьев для устройства гнёзд //Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 69: 9-13.
Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1983. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-461.
Haartman L. van. 1969. The nesting habits of Finnish birds. I. Passeriformes II Comment. Biol. Soc. Sci. Fenn. 32.
SO OS
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 258: 351-353
Первая встреча веерохвостой цистиколы Cisticola juncidis в Уссурийском крае
Е. А. Волковская-Курдюкова
Ханкайский заповедник, ул. Ершова, д. 10, г. Спасск-Дальний,
Приморский край, 692245, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 26 апреля 2004
На восточной окраине Азии веерохвостую цистиколу Cisticola juncidis (Rafinesque, 1810) можно в целом охарактеризовать как южный по распространению вид славковых Sylviidae. В Китае она более обычна на юге страны (Cheng Tso-hsin 1987). В северо-восточном Китае её отмечали вблизи побережья Бохайского моря: в окрестностях Пекина, муниципалитете Тань-цзинь, в провинции Шаньдун (г. Вэхай). В Южной Корее цистикола гнез-