Научная статья на тему 'Размер промышленного предприятия как фактор его эффективности'

Размер промышленного предприятия как фактор его эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕР ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE SIZE / PRODUCTION COSTS / EFFICIENCY / SMALL BUSINESS / INTER-INDUSTRY LINKAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Александр Михайлович, Грицаева Марина Владимировна

В статье рассматривается размер предприятия как фактор эффективности его деятельности, обосновывается возможность использования модели «затраты выпуск» для определения оптимального размера предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Size of industrial enterprise as a factor in its effectiveness

This article discusses the size of the enterprise, as a factor in the effectiveness of its activities is the ability to use the model of "Input Output" to determine the optimal size of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Размер промышленного предприятия как фактор его эффективности»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

А.М. КОЛЕСНИКОВ, М.В. ГРИЦАЕВА

Александр Михайлович КОЛЕСНИКОВ — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

В 1971 г. окончил Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор более 200 публикаций, в том числе 23 монографий.

Сфера научных интересов — инвестиции, инновации, региональная экономика, эффективность общественного производства, антикризисное управление, банковское дело.

Марина Владимировна ГРИЦАЕВА — аспирантка кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

В 1977 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — экономика предприятий.

^ ^ ^

РАЗМЕР ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

В современных условиях на рынке существует необходимость постоянной адаптации предприятий к меняющимся условиям деятельности. При этом новое содержание приобретает традиционное представление о размере предприятия (РП). Как известно, различаются понятия «размер производства» и «размер предприятия».

Размер или объем производства всегда выражается количеством выпускаемой продукции: чем больше выпуск продукции в натуральном или ином выражении, тем больше размер производства.

Размер предприятия определяется количеством сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производительного использования на предприятии при прогрессивной технике, технологии, организации производства и труда. Чем большее количество материально-трудовых ресурсов сосредоточено на предприятии, тем оно крупнее. Размер предприятия может быть выражен адекватно величиной его активов.

Экономическая категория размер предприятия в современных условиях для российской экономики приобретает все большее практическое значение. Очевидно, что РП должен быть оптимальным в соответствии с определенными критериями и при определенных условиях. Функционирование неоптимального РП приводит к экономическим и финансовым потерям в краткосрочном и долгосрочном периоде. Размер предприятия должен быть проанализирован в текущем времени и прогнозироваться на перспективу.

ГРНТИ 06.39.41

© А.М. Колесников, М.В. Грицаева, 2014

64

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

В определенный момент времени можно говорить о минимальном (минимально допустимом, приемлемом) РП, а также о максимальном (максимально возможном, допустимом) РП. Для каждого производства существует только один минимально допустимый размер производства. Оптимальных же РП данного вида производства может быть несколько, в зависимости от конкретной рыночной ситуации, специализации и межпроизводственных связей, условий транспортировки и т. д.

При определении РП необходимо руководствоваться критериями экономии и минимизации затрат (издержек). Издержки — это оттоки денежных средств, платежи, которые предприятие обязано сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику или владельцу ресурсов с целью привлечь факторы производства для своих нужд, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения.

Вопрос об определении оптимального РП имеет два аспекта. Это выбор показателей для определения РП и определение количественного значения показателя или диапазона его возможных значений.

Используются различные классификации предприятий по размерам. Среди них выделяются два основных подхода: качественный (экономический), предусматривающий использование не поддающихся количественному измерению характеристик предприятия, и количественный (статистический).

Качественный вариант разрабатывался, в частности, Ван Хорном [1], который выделил особенности стратегического планирования малых фирм. К их числу он отнес как поддающиеся количественному измерению традиционные, так и упомянутые качественные критерии — менее развитые системы управления, несистематичность менеджмента, неформальность отношения к обучающим программам, осуществление руководства основателями предприятия и / или их родственниками [там же]. Другие исследователи процессов развития организаций пришли к тому же выводу, что и Ван Хорн, и идентифицировали ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера [там же].

Широкое распространение в западных странах получила также «теория этапов роста фирмы», появившаяся в результате исследований в области «организации поведения» (“organisational behavior”). Положения указанной теории использовались при развитии качественного подхода к определению РП. Например, в соответствии с этой теорией малая фирма — это такое предприятие, которое существует и функционирует независимо, а его владелец должен быть независим от других и не доминировать в своей области бизнеса. В докладе Болтонского комитета (Великобритания, 1971 г.) предлагается рассматривать разновидностью качественной характеристики малого бизнеса его «экономическое» определение, согласно которому к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим условиям: управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры; фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра «интуитивно» присущих разным предприятиям качественных критериев. Они не могут быть непосредственно использованы для отнесения отдельных предприятий к сфере малого предпринимательства ввиду сложности практического их применения, обусловленной, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широким спектром самих критериев. Вместе с тем мы считаем этот подход полезным. Во-первых, он дополняет и обогащает представления о специфических особенностях организаций рассматриваемой сферы. Во-вторых, качественные критерии исполняют роль институциональных предпосылок или ограничений при решении вопроса о включении предприятий в сферу малого бизнеса.

В каждый период времени спрос на продукцию малых предприятий (МП) включает следующие составляющие: непосредственное (конечное) потребление продукции МП населением — при определенных предпосылках этот вид спроса можно рассматривать как постоянный; производственное (промежуточное) потребление продукции МП крупными предприятиями (КП); производственное (промежуточное) потребление продукции МП для собственных целей.

Для выражения взаимоотношений крупного и малого бизнеса может быть использована модель межотраслевого баланса (модель «затраты — выпуск» (ЗВ) [2]. Согласно модели ЗВ таблица / матрица прямых затрат (А) выражает нормы потребления продуктов одного сектора (МП) на единицу продукта другого сектора (КП) в натуральном выражении. Конечное потребление / спрос продуктов каждого сектора (вектор С) также задано в натуральном выражении. Заработная плата задается в денежных единицах на единицу продукта каждого сектора (вектор Y). Сбалансированный выпуск продуктов по

65

секторам (вектор X) — также в натуральном выражении. Приводится также вектор цен продуктов. В таблице представлены аналитические параметры модели и их численные значения для условного примера.

Таблица

Балансовая таблица взаимодействия секторов МП и КП в рамках модели «ЗВ»

МП/1 КП/2 С X

МП/1 o' II Aj2 = 2 10 677,1

КП/2 0 A22 = 0,9 30 300

З/пл. (д. е./ед.) Y1 = 30 Y2 = 60

Цены (д. е.) Р1 = 33,3 Р2 = 1266

Как известно, в рамках модели ЗВ могут быть решены две взаимосвязанные задачи:

— определение равновесного выпуска продукции по секторам экономики в натуральном выражении;

— определение равновесных цен продуктов.

Решение для прямой задачи находится из системы уравнений:

Ajj х Xj + Aj2 х X2 + Cx = Xj,

A22 х X2 + C2 = X2,

откуда X2 =

C

1 A22

X =■

AJ2 X C2

■ + -

Cj

(1 - A22) X (1 - Ajj) 1 - Aj.

■ = A

12

X2 . + , Cj

1 - Ajj 1 - Ajj

и

Таким образом, получено аналитическое выражение связи между продукцией МП и КП. Для определения цен продуктов решается следующая система уравнений:

A11 х Pj + Yj = P

A12 X p + A22 X P2 + Y2 = P2,

откуда находим значения Pj =

Y

1 - A-

и P2 = (

Y

1 - Ajj

X A22 + Y2 ) X

1

1 - A.

(p X A22 + Y2) X

1

22

j - A22

Численные значения объемов выпуска продуктов и их цен рассчитаны по представленным формулам и приведены в таблице.

Для проверки правильности выполненных расчетов составляется условие сбалансированности производства и потребления по секторам экономики. Смысл данного условия в том, что вся заработная плата в секторах МП и КП должна быть потрачена в потребительском секторе. Оно записывается в следующем виде (векторная форма): Y X X = Р X C , или цены продуктов, умноженные на количество потребляемых продуктов, должны быть равны заработной плате на единицу продукта, умноженной на количество продуктов, т. е. всей заработанной заработной плате в обоих секторах. Для рассматриваемого примера это условие равно: 30 х 677,1 + 60 х 30 = 10 х 33,3 +30 х 1266 = 38 313 д. е., т. е. баланс производства и потребления выполняется.

Минимальный РП обычно соответствует уровню безубыточной работы. Безубыточность для предприятия, как известно, определяется по формуле:

X

F

1 - V ’

где F — постоянные (условно постоянные) производственные расходы по изготовлению продукции, X — объем продукции предприятия за период (продажи), доля переменных производственных расходов предприятия за период в единице объема продаж. При объеме продаж предприятия меньше точки безубыточности предприятие не получает прибыли, но это не означает, что в таком объеме не может производиться продукция. Предприятие может производить продукцию в объеме, меньшем точки

66

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

безубыточности, или даже закупать часть недостающей продукции на рынке, если это необходимо для удовлетворения запросов покупателя. Однако это уже проблема менеджмента продаж, а не экономики предприятия.

В отношении максимально допустимого РП следует принять, что он равен производственной мощности предприятия в определенный момент времени. О перспективном РП можно говорить как об элементе стратегии его развития. Если в определенный период времени предприятие входит в какую-либо размерную группу (малое, среднее, крупное), то в последующем под влиянием рыночных факторов (спрос на продукцию предприятия, уровень и темпы развития экономики, конкурентная среда, факторы инновационного развития и т. д.) и внутренних факторов, определяющих возможности развития предприятия (финансово-хозяйственное положение предприятия, наличие собственных ресурсов для развития, возможность привлечения внешних ресурсов), предприятие может переходить в другую размерную группу, создавая при этом условия для изменения размера других предприятий. Так, если малое предприятие стало средним предприятием, то оно при этом может создавать новый спрос для малых предприятий и число последних будет увеличиваться. Далее, если спрос на продукцию средних или крупных предприятий не будет согласован с ростом количества этих предприятий, могут возникнуть диспропорции в отношении количества предприятий каждой размерной группы. Все перечисленные факторы являются определяющими для РП.

Для определения оптимального РП существует ряд экономико-математических моделей, описанных в экономической литературе [2]. Данные модели в основном линейные, так как использование более сложных, чем линейные, зависимостей между объемом продукции и затратами и результатами производства является непрактичным. Рассмотрим пример модели оптимизации РП.

Предприятие может выпускать n видов продуктов, себестоимость единицы каждого определяется только прямыми производственными затратами, так как постоянные затраты не влияют на оптимальное решение. При оптимальном РП должен достигаться минимум себестоимости выпускаемой продукции при удовлетворении потребности в продукции и имеющихся ресурсных ограничениях (факторы производства, производственная мощность предприятия).

П

X х X ^ min

i=1

0 < Xi, Xi < Xi, i = 1...П

ПП

X Г х Xi < R,(-X Г х Xi >- R),

i=1 i=1

где с — прямые производственные затраты на единицу продукции, X — количество продукции в натуральном выражении, R — производственная мощность предприятия, r — цена привлечения единицы ресурса для каждого вида продуктов.

В результате решения получается оптимальный план производства продуктов для предприятия, который и определяет оптимальный РП. Поскольку критерии оптимизации могут быть разными, то может быть получено любое количество оптимальных решений. Именно поэтому, как было сказано ранее, возможно несколько оптимальных РП, тогда как минимальный РП только один, он определяется уровнем безубыточности производства.

Минимально допустимый размер отраслевого предприятия определяет его научный, технологический, ресурсный уровень, а также уровень конкретной отрасли промышленности. Ниже данного уровня создание предприятий нецелесообразно и может оказаться неприемлемым с точки зрения издержек производства. Оптимальным считается РП, при котором достигается наилучшее значение по применяемому критерию / показателю, в качестве которого могут выступать минимум производственных затрат, максимум прибыли, требуемый уровень рентабельности или отдачи от активов, социальный и экологический эффект.

67

ЛИТЕРАТУРА

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.

2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2 т. СПб.: Экономическая школа, 2005.

3. Марковская Е.И. Эволюционный механизм адаптации институциональной среды в условиях экономических изменений // Известия СПбУЭФ. 2013. № 6 (84). С. 7-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.