Научная статья на тему 'Различия в значениях фазового угла у русских и монгольских школьников'

Различия в значениях фазового угла у русских и монгольских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анисимова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различия в значениях фазового угла у русских и монгольских школьников»

Заключение. Необходимы своевременное выявление, оценка факторов риска дефицита питания, грамотная и более ранняя диагностика, коррекция

белково-энергетической недостаточности, организованный подход к темпам, времени и типу питания в подходе лечения детей с ВПС.

Д.В. Дудченко (III место)

Клинический противотуберкулезный диспансер, Краснодар, Российская Федерация Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Российская Федерация

Персонификация профилактических мероприятий у детей, проживающих в семейном контакте с больным туберкулезом

Актуальность. Появление и быстрое распространение туберкулеза с обширной лекарственной устойчивостью (XDR-TB) обусловило анонсирование новой стратегии ВОЗ, рассчитанной на период до 2015 г., центральным положением которой объявлено продолжение интенсивных исследований в области профилактики туберкулеза (WHO, 2006).

Цель исследования: оптимизация профилактических мероприятий у детей Краснодарского края, проживающих в семейном контакте с бактериовыделителями с учетом генетической устойчивости/предрасположенности к туберкулезной инфекции.

Пациенты и методы. Забор крови осуществлялся при плановом посещении детей, проживающих с больными туберкулезом, в диспансерном отделении № 4 ГБУЗ «КПТД» МЗ КК. На генотипирование забиралась сыворотка крови, оставшаяся после проведения биохимического исследования крови. Генотипирование осуществлялось методом Soborg et al. (2002). Дальнейшее выполнение работы проходило в НОЦ «Генетика мультифакториаль-ных заболеваний» КубГМУ. Статистическую обработку результатов проводили методом вариационной стати-

стики на основе анализа абсолютных и относительных величин.

Результаты. В проведенных исследованиях установлено, что у здоровых детей, проживающих со здоровыми родителями, преобладают аллели С/С, которые обнаружены в 18,4% случаев, C/G — в 26,3% и являются аллелями устойчивости. Среди больных детей, проживающих в семейном контакте с бактериовыделителем, преобладают аллели C/G (45,3%), G/G (54,7%), являющиеся аллелями предрасположенности.

Среди здоровых детей, родители которых больны туберкулезом, в 81,4% обнаружен вариант C/G, в 18,6% — вариант G/G. Разница в частоте этих генотипов составила 62,8%, что может свидетельствовать о большой значимости в устойчивости к прогрессированию туберкулезной инфекции C/G NRAMP1. В группе детей, больных туберкулезом, при наличии здоровых родителей вариант C/G встретился в 59% случаев, вариант G/G — в 41%.

Заключение. Согласно полученным данным, на заболеваемость детей оказывает влияние не только возможность внутрисемейного инфицирования, но и отсутствие генетических факторов устойчивости к микобактериаль-ной инфекции.

А.В. Анисимова (специальный приз)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация

Различия в значениях фазового угла у русских и монгольских школьников

о и

со и о

CN

О

о

se <

CL <

в

О ш т s

CL

S

s

ч

ш

103

Актуальность. В настоящее время биоимпеданс-ные анализаторы получают все большее распространение. Кроме привычных показателей состава массы тела (жировая и тощая масса, общая жидкость) с помощью анализаторов можно получить электрический параметр тела — фазовый угол. Этот показатель может служить в качестве прогностического фактора при развитии различных заболеваний, послеоперационных осложнений.

Цель исследования: изучить возрастную изменчивость значений фазового угла у детей школьного воз-

раста и сравнить эти показатели у представителей двух этнических групп.

Пациенты и методы. Материалом для исследования послужили данные антропометрических обследований школьников 7-17 лет Москвы, Россия (700 мальчиков, 500 девочек) и Улан-Батора, Монголия (650 мальчиков, 500 девочек), проведенных в 2005-2011 гг. Биоимпе-дансный анализ производился на мультичастотном анализаторе АВС-01 МеЬавв в двух отведениях. Статистический анализ производился в пакете программ Statistica 6.0.

Результаты. Были рассчитаны основные данные статистики для значений фазового угла в каждой группе и возрастном интервале, построены перцентильные таблицы. Показано, что у русских мальчиков и девочек во всех возрастах значения фазового угла превышают таковые у монгольских школьников обоего пола.

Заключение. Полученные нами результаты согласуются с литературными данными. Значения фазового угла этноспецифичны. В связи с этим считаем необходимым при диагностике с применением фазового угла учитывать этническую принадлежность ребенка.

О.Ю. Белых1, Е.Ю. Сергеенко2, М.М. Фрадкина1, М.Ю. Ковалёва2 (специальный приз)

1 Российская детская клиническая больница, Москва, Российская Федерация

2 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация

Роботизированная «Система для локомоторной терапии» — первый опыт применения у детей с детским церебральным параличом

е 3

ю о о

о

е

а

а

Актуальность. Заболеваемость ДЦП, по данным статистики, в России составляет до 2,3 случая на 1000 детей, что соответствует частоте встречаемости заболевания в странах мира. Формирование постуральной устойчивости, навыков самостоятельной ходьбы является важной составляющей реабилитационного процесса у детей данной группы. В основе ходьбы лежит взаимодействие локо-моции и функции поддержания равновесия. Локомоция базируется на последовательном осуществлении ряда стереотипных сокращений мышц туловища и конечностей (синергий), приводящих к шаговой реакции. При этом для осуществления ходьбы структуры ЦНС должны обладать способностью к инициации и прекращению ходьбы, изменению паттерна ходьбы, включая скорость и ускорение движения. Поддержание равновесия (баланс) включает постуральные реакции, необходимые для сохранения вертикального положения при стоянии и ходьбе. Стояние является активным процессом, при котором в норме колебания центра тяжести не выходят за площадь опоры, обусловленной положением стоп на плоскости. Начальные постуральные реакции заключаются в активации соответствующих планируемому движению групп постуральных мышц, предотвращающих возможные нарушения равновесия, связанные с произвольным движением. У детей с ДЦП наблюдается выраженный двигательный дефицит в виде изменения процесса инициации ходьбы, отсутствия правильного паттерна ходьбы за счет нарушения взаимосвязи локомоции и баланса. Разработка новых технологий, основанных на применении роботизированных комплексов, является актуальной и перспективной.

Цель исследования: научное обоснование целесообразности включения тренинга с использованием роботизированной «Системы для локомоторной терапии» в комплексное восстановительное лечение детей со спастическими формами ДЦП.

Пациенты и методы. В основную группу было включено 20 детей со спастическими формами ДЦП в возрасте от 8 до 15 лет. Реабилитационный комплекс включал онтогенетическую гимнастику, процедуры высокотоновой электроимпульсной терапии и тренинг с использованием роботизированной «Системы для локомоторной терапии» («СЛТ»), представляющей собой комплекс, разработан-

ный российскими авторами, разрешенный к применению в России и являющийся аналогом роботизированного аппарата «Локомат». «СЛТ» имеет ряд особенностей, в частности иной механизм передвижения конечностей по беговой дорожке, более физиологичный с точки зрения биомеханики движения и соответствующий принципам локомоторной терапии, которая в течение последних двух десятилетий проводится в США усилиями инструкторов по лечебной физкультуре. «СЛТ» принципиально отличается от зарубежных аналогов отсутствием жесткой фиксации таза и автоматической синхронизацией скорости движения беговой дорожки со скоростью ходьбы пациента.

В контрольной группе (25 детей) использовался аналогичный комплекс реабилитации, но вместо тренинга на «СЛТ» проводились занятия на роботизированном аппарате «Тера витал», представляющем собой велотре-нажер с биологической обратной связью. Эффективность лечения оценивалась с помощью шкалы оценки крупной моторики GMFM-88, шкалы спастичности Ашфорта и координаторных проб.

Результаты. После проведения курса реабилитации в основной группе наблюдались улучшения показателей крупной моторики по шкале GMFM-88 в среднем на 13,5 баллов, снижение мышечного тонуса в нижних конечностях в среднем на 1,2 балла, в верхних конечностях — на 0,9 балла; показатели координаторных проб изменялись в сторону улучшения у 97% пациентов, формировался более правильный паттерн ходьбы. В группе сравнения отмечались менее выраженные изменения аналогичных показателей: улучшение показателей по шкале GMFM-88 — в среднем на 4 балла, снижение мышечного тонуса — в среднем на 0,9 балла, координаторные пробы изменялись в сторону улучшения у 85% детей.

Заключение. Впервые предлагаемая методика реабилитации с включением тренинга на роботизированной «Системе для локомоторной терапии» у детей со спастическими формами ДЦП позволяет добиться значительных результатов после проведения одного курса реабилитации, что чрезвычайно важно не только с точки зрения медицинского аспекта, но и при оценке экономической составляющей реабилитационного процесса.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.